ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 1 (376) - 17 января 2007 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 24 января 2006 г.

Слово к читателям

Дорогие друзья!
Начался девятый календарный год издания "Полного джаза" (я напомню: "Полный джаз" появился на портале "Джаз.Ру" примерно через год после того, как в далеком 1997 году заработал сам портал). Это - первый год, в котором "Полный джаз" выходит в новом качестве, как еженедельная сетевая версия печатного издания, журнала "Джаз.Ру". Кстати, на нашу печатную версию уже открыта прямая редакционная подписка, и первый номер, вышедший в конце декабря, уже отправлен первым десяткам наших подписчиков. Хотите стать подписчиком и получать красивый, увесистый глянцевый полноцветный журнал о джазе? Вам сюда!

Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

Как это было
в Москве

Dawn Tyler Watson Blues Project, Дом Музыки, 23.12.06

Dawn Tyler WatsonТе, кто имел шанс 23 декабря побывать на концерте джаз-блюз-дивы из Монреаля Дон Тайлер Уотсон в Московском международном Доме музыки, надолго запомнят ее яркое и динамичное выступление. Свободных мест в зале почти не было, а среди зрителей можно было встретить самую разношерстную публику - от убеленных сединами господ и дам до самых юных зрителей.
Дон Тайлер покорила аудиторию с первых минут своего появления на сцене, исполнив изумительные версии известных блюзовых хитов “Moon Dance” и “Route 66”, что немедленно привело к бурной овации зала. Харизматичная и обаятельная певица и актриса, Дон быстро нашла контакт с залом, и, несмотря на языковый барьер, публика живо принимала участие в разговоре с певицей и даже подпевала ей. Невероятная свобода исполнения и природный артистизм в сочетании с изумительным голосом и выразительной внешностью - все это отличает ее от других исполнителей.
Дон Тайлер УотсонСовершенно по-новому звучали в ее исполнении джазовые и блюзовые опусы, к примеру, таких легенд, как Вэн Моррисон, Джордж Бенсон, Бобби Трауп, Стиви Уондер, Джими Хендрикс и даже Жак Брель. Каждую композицию Дон насыщала сложнейшими вокальными приемами - от умопомрачительных скэт-импровизаций до очень точной имитации музыкальных инструментов, в частности - трубы и тромбона, чем вызывала неподдельный восторг зала и крики "браво!".
У Дон очень сильные музыканты, которые, сменяя друг друга, вплетали в каждую композицию свои сложные потрясающие соло. Публика сразу оценила их, и каждый раз награждала аплодисментами.

Дон Тайлер УотсонБлюзовую балладу собственного сочинения “You Can’t Be True” Дон превратила в маленький 10-минутный спектакль, рассказывающий о неверном муже и отчаявшейся женщине, гармонично вписав сюда динамичную "Hit The Road Jack", что вызвало у публики гром аплодисментов и привело ее в движение. Понятно, почему певица несколько лет подряд получала у себя на родине премию Entertainer of the Year - развлекать аудиторию ей удается отменно.
В финале кто-то из зала попросил спеть рок-н-ролл, что Дон с удовольствием и сделала, предварительно подняв весь зал на ноги и заставив его петь вместе с ней. Музыкантов буквально засыпали цветами.
Концерт записывался радио "Культура", так что следите за анонсом передач.

Жанна Турбина
Фото: Владимир Коробицын

Фестиваль "Джазовая трансформация", клуб JazzTown, 12.01.07

Евгений БорецФестиваль "Джазовая трансформация" придумали и организовали независимый промоутер Тимур Джохадзе и арт-директор клуба JazzTown с момента его основания - пианист Евгений Борец.
Тимур Джохадзе - промоутер со вкусом. По его задумке "Джазовая трансформация" станет особенным шоу. Трансформация джаза в другие музыкальные направления и даже в другие виды искусства - его прямая цель. Второй концерт анонсирован на 20 января, третий на 24 февраля. В дальнейшем, до конца сезона, концерты фестиваля будут проходить два раза в месяц, а с сентября - еженедельно. Среди приглашенных звезд - легенды отечественной джазовой сцены Алексей Кузнецов, Александр Гореткин, Игорь Контюков. Этот фестиваль для тех, кто воспринимает джаз как life style.
Евгений Борец, по вполне понятной логике, доверил открыть фестиваль 12 января своему коллективу Jazz Town Band. В его состав входят Дмитрий Мосьпан (тенор-саксофон), Артем Ковальчук (труба), Александр Зингер (ударные), Сергей Хутас (контрабас) и Евгений Борец (клавишные).

Артем Ковальчук, Тимур Некрасов, Дмитрий Мосьпан

Предполагалось, что к бэнду присоединятся Андрей Сапунов (вокал, "Воскресенье") и Владимир Пресняков-старший (сопрано-саксофон). Но джаз, как известно, музыка импровизационная, а JazzTown - место демократичное, поэтому "на огонек" к музыкантам один за другим подтянулись также Тимур Некрасов (тенор-саксофон) и Сергей Остроумов (ударные, "Оркестр Креольского танго Андрея Макаревича"). Таким образом, собралась большая духовая группа, которая, на радость публике, весь вечер соревновалась в искусстве импровизации на материале популярных джазовых композиций.
Андрей Сапунов из группы "Воскресенье" украшал концерт своим проникновенным вокалом, хотя его технику исполнения все-таки нельзя отнести к джазовой. Тем не менее, публика тепло принимала Андрея, отдавая дань уважения его смелости. Владимир Пресняков-старший признался, что получил большое удовольствие от игры с коллективом Евгения Борца. "Молодежь, в отличие от ветеранов вроде меня, изучавших джаз понаслышке, прошла серьезную школу обучения. Музыканты Jazz Town Band очень классные. Можно от всей души порадоваться за них.
Владимир Пресняков, Сергей ХутасИх выбор популярных мелодий я тоже одобряю. Нельзя делать так, чтобы джаз был элитарной музыкой. Если это будет музыка для эстетов, то это будет отстранять от джаза очень много людей. А нужно, чтобы джаз, как некогда, вернул себе демократические устои. Ведь когда-то джаз был демократичен. Огромная масса народа его обожала. Он был радостный, праздничный, стихийный. А когда появляется заумность, мне это не нравится.
Когда-то я сам занимался авангардом, но потом был страшно разочарован. Однажды я дал своему маленькому сыну в руки саксофон и показал расположение клапанов. Он стал играть какую-то белиберду, буквально визжать на саксофоне. Меня вдруг поразило, что это очень похоже на игру Чекасина, к примеру. Я похолодел, мне стало страшновато от этого.
Музыка без критериев зачастую не позволяет отличить опытного музыканта от начинающего. Музыкант может понять, где опытный музыкант, а где аферист, а публике сложно самостоятельно разобраться.
Надо, чтобы джаз вернул себе традиции понятной, демократичной музыки. Если музыкант талантлив, ему есть что показать на любом материале, как произошло сегодня. В простоте мастерства не меньше, чем в "зауми". В определенные периоды развития джаз как музыка для горстки людей зашел в тупик. Наслаждаться, "кайфовать" самим от себя непродуктивно. Если экстраполировать эту ситуацию на любовные отношения, то понятно, что это такое, когда человек сам себя любит. Надо, чтобы происходила взаимная отдача музыканта и публики".

Дарья Белецкая
фото: Юлия Кузьменко

Говорите, вас слушают
Сегодня мы слушаем музыканта, который, хотя и живет в Германии, до сих пор играет на джазовой сцене своей родной Украины немаловажную роль. Джазовая аудитория знает Григория Немировского как участника фьюжн-группы Ej.J.Orchestra, проекта пианиста Владимира Соляника Kiev Art Ensemble, а также специалиста по средневековым духовым инструментам. О жизни, воззрениях на музыку и на сегодняшнюю ситуацию в музыкальной жизни постсоветского пространства (потому что описываемые Григорием ситуации хорошо знакомы не только жителям Украины) Немировский рассказывает нашему редактору Татьяне Балакирской...>>>>
Постсоветское пространство:
что было
Уфимский Джаз-клуб: первые шаги

В начале января в Уфе открылся джаз-клуб (ул. 50 лет СССР, 8). Я уже слышала массу положительных отзывов об этом загадочном месте, да и программа концерта 10 января выглядела довольно заманчиво - должны были играть музыканты из Москвы. А что для уфимского слушателя может быть интереснее, чем выступления приглашенных артистов? Ведь всегда кажется, что все самое лучшее там, где нас нет:
И ведь не зря решила пойти. Потому как попала в удивительное место, наполненное истинными поклонниками живой музыки. Уютная атмосфера Джаз-клуба на самом деле оказалась весьма располагающей к общению и слушанию музыки. Сценическое оснащение - по последнему слову техники. И уже многие гости отметили, что клуб даст сто очков вперед многим заведениям такого рода даже в Москве. Приятно! Конечно, такого места очень не хватало любящей джаз уфимской публике.
Но главное - все же не стены.
Никита Кана, Дмитрий ТолочковВ этот вечер парадом командовал ансамбль С-Style из Российской академии музыки им. Гнесиных: Никита Кана (альт-саксофон), Лев Трофимов (фортепиано), Дмитрий Толочков (контрабас), Антон Гребенкин (ударные). Поддерживал музыкантов ведущий концерта - джазовый критик Юрий Трофимов, преподаватель факультета искусств и художественного образования педагогического института Саратовского государственного университета. Он рассказал зрителям о пока еще недолгой истории группы и оригинально представлял каждую композицию. Концерт начался с яркой темы Кенни Гарретта, далее в программе были исполнены джазовые стандарты (Джером Керн, Кол Портер, Джон Колтрейн, Антонио Карлос Жобим) и авторские сочинения участников ансамбля.
Оказывается, эти ребята - москвичи лишь по месту учебы. А учиться они приехали из городов, названия которых начинаются с буквы С - Саратов, Сургут и Ставрополь. Отсюда и название группы С-Style. Особенно хочется отметить молодость музыкантов: они студенты только второго курса! Но поговорка "молодо-зелено" явно к ним не относится. Парни отыграли первоклассно! По качеству исполнения, по необыкновенной сыгранности, по манере держаться на сцене С-Style могут поспорить со многими зрелыми артистами. Нет и капли скованности и зажатости. Ребята отдаются творчеству по полной программе, в каждой композиции создают свой неповторимый образ, живут в музыке. Они без слов общаются в процессе игры и даже успевают шутить друг над другом. Конечно, настроение юношеского задора передалось и слушателям. Вместе с С-Style мы радовались, смеялись, удивлялись, мечтали, предавались воспоминаниям: Одним словом, испытали все возможные положительные эмоции.
Жаль только, что все хорошее быстро заканчивается. Но здорово, что у жителей нашего города теперь есть где послушать джаз!

Алина Яруллина,
Уфа
фото: Сергей Клименко (Самара)

Снежный джаз в органном интерьере: международный фестиваль "Снежный джаз-2006"

Даниил Крамер22-23 ноября в зале Екатеринбургской филармонии проходил уже четвертый по счету международный фестиваль "Снежный джаз", организованный неутомимым полпредом столичного джаза в Екатеринбурге, пианистом Даниилом Крамером. Это событие, которое с каждым годом становится все более аншлаговым и престижным (независимо от качества музыки), привлекло в зал немало весьма привлекательных во всех отношениях женщин и мужчин разного возраста, среди которых было немало продвинутой молодежи (перефразируя известную автомобильную рекламу, - "такого обилия приятных лиц я нигде не видел!"). Одним словом, прелюдия явно удалась, да и традиционный филармонический антураж тому способствовал.
Что касается фестивальной музыки, то она, согласно концепции Даниила Крамера, озвученной им на пресс-конференции, включала все ныне существующие стили и направления джаза, а также его модификации. Подобная сверхзадача требует универсальных исполнителей, способных к максимальной ансамблевой интеграции. Но такая редкая удача случается лишь на действительно звездном уровне, до которого "Снежному джазу", похоже, никогда не добраться. Потому что дорого и без серьезной спонсорской поддержки, вероятно, не окупаемо. Гораздо рентабельнее собрать полу-антрепризную бригаду из крепких профессионалов клубного уровня и способной джазовой молодежи, о которой пока что более уместно говорить в будущем времени.
Впрочем, при феноменальной раскрученности филармонической площадки и надлежащей рекламе, но более всего - благодаря гипнотическому авторитету столичного мэтра у филармонической администрации, ни фестивальный состав участников, ни их подлинная (а не рекламная) репутация не имеют решающего значения для квазиджазовой публики "третьей столицы". Зал все равно будет заполнен, даже если в один из "снежных" дней на сцену выйдет совсем уж провинциальная команда из разряда художественной самодеятельности (прошу прощения за эту явную гиперболу). Плюс к тому - совершенно неподходящая для джазовых концертов акустика филармонического зала: с первых же тактов большая часть музыки (за исключением, пожалуй, рояля) превратилась в нечленораздельную "кашу" звуков, в которой почти невозможно было распознать какие-либо джазовые признаки или особенности исполнительской манеры солистов. Все гремело, грохотало и бухало, словно на молодежной дискотеке в спортивном зале, - серьезное испытание для филармонических ушей.
Международный статус "Снежного джаза" определяли два иностранных музыканта: афроамериканский саксофонист Рон Мотон, представлявший родину джаза и, соответственно, негритянскую традицию, и немецкий вокалист Филипп Вайс, разрекламированный Крамером в качестве едва ли не мировой звезды, но на деле оказавшийся артистом мюзик-холла, обладающим приятным и профессионально поставленным голосом, но лишенным чувственности, экспрессии и джазовых интонаций - этакий "немецкий" вариант Фрэнка Синатры. Неджазовость немецкого гостя еще более усугубляли неестественный, словно игрушечный скэт-вокал, строгий представительский костюм и слишком нейтральный, отстраненный аккомпанемент Крамера, а соло ударных в испанской теме Чика Кориа вообще производило впечатление вставного номера.
Что касается Рона Мотона, то, помимо экзотического "саксофона" без раструба, этот квазиджазовый миссионер, пожалуй, удивил консервативную филармоническую публику (знакомую с джазом по его ортодоксальному направлению) откровенно коммерческой, развлекательной, но бессодержательной фанк-рок-хип-хоповой модификацией современного джаза. Хорошо знакомый "полив" форсированным звуком саксофона с обилием обертонов - внешне эффектный, но недостаточно эффективный даже для малоискушенной аудитории, сопровождающийся не менее традиционным выходом в зал, скандированием и приглашением к соучастию, - стандартный американо-российский шаблон поп-представления, который в данном случае выглядел особенно курьезно на фоне филармонического органа и прочего академического антуража.
Анна КоролеваВ компании с Роном Мотоном играла молодая московская саксофонистка Анна Королева, и в этом заключается еще один парадокс, потому что наличие двух саксофонов в квартетном формате оправдано лишь в случае полифонической формы. Тем не менее, подающей надежды "российской джаз-диве" даже в рамках стандартной фьюжн-модели удалось продемонстрировать более разнообразную и содержательную музыку, нежели ее темнокожему партнеру и авторитету, а вокально-инструментальная версия знаменитой баллады "Тело и душа" (в дуэте с Крамером) оказалась едва ли не лучшим номером всей фестивальной программы.
Другими лучшими номерами стали сольные эпизоды Алексея Подымкина - пианиста безусловно европейского класса, значительно превосходящего по инструментально-техническому уровню, джазовому мышлению, разнообразию фразировки и содержательному смыслу импровизаций остальных участников фестиваля. Жаль только, что талантливый музыкант оказался на сей раз в тени своих коллег по ансамблю Four & More.
И, наверное, стоит отметить горячо любимый российской (особенно московской) публикой "латино" в исполнении молодежного ансамбля Esh, музыка которого, согласно филармоническому пресс-релизу, представляет собой "смесь утонченных и изысканных ритмов бразильской самбы и босса-новы, пронзенной [так в тексте - Г.С.] искрометными джазовыми импровизациями, это чарующий голос молодой вокалистки и, наконец, это необыкновенное [? - Г.С.] звучание песен на португальском языке, подобном щебету экзотических птиц и плеску океана у берегов далекой Бразилии". Ну, а если серьезно, то при вполне объяснимом недостатке вкуса, инструментального изящества и при общей ансамблевой тяжеловатости ребята показали адекватное чувство стиля, образцовую сыгранность, здоровый энтузиазм и общее благоприятное впечатление, как говорится, на перспективу (залог того - незаурядный талант пианиста-аранжировщика Игоря Надеждина).
Чтобы подвести итоги "Снежного" фестиваля, следует, прежде всего, вспомнить другой международный джазовый форум, регулярно проводимый Театром эстрады в последний уик-энд апреля. При всех антуражных издержках, отсутствии филармонического блеска и респектабельности - уровень "Джаз-Транзита" и большинства его участников действительно соответствует международному статусу и вполне соотносится с культурными амбициями "третьей столицы" (достаточно назвать хотя бы "Волковтрио" с фолк-вокалистом Сергеем Старостиным, московское "Второе приближение" и шведский диксиленд "Карлинг фэмили" - ансамбли по-настоящему, а не по рекламе, мирового уровня). Слушая же нынешний "Снежный джаз", я никак не мог избавиться от ощущения второсортности фестивальной продукции, несмотря на несколько оазисов более-менее добротной музыки. Ширпотребовская "джазовая одежда", сшитая с молчаливого одобрения местного заказчика, особенно бросалась в глаза при сравнении с многочисленными академическими звездами и достойным уровнем Уральского симфонического оркестра, выступающими в том же престижном зале, который, по моему глубокому убеждению, достоин более значительного джазового будущего.

Геннадий Сахаров

Постсоветское пространство:
что будет
Грядущие события ближайших двух недель освещает  наша сводная анонсовая рубрика, где показываются основные джазовые мероприятия по всей территории России. Сегодня в этой рубрике - сводный анонс по 11 городам России до 1 февраля...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы

20 января 2007, Концертный зал имени Чайковского:
 пианист
Брэд Мэлдау (США)

15 февраля в Московском международном Доме музыки пройдет одно из центральных событий зимнего московского джазового сезона - восьмой по счету фестиваль "Триумф джаза", который проводят Игорь Бутман и благотворительный фонд "Триумф". В этом году участниками фестиваля станут Soulbop Band (США) - совместный проект выдающегося трубача Рэнди Бреккера и знаменитого тенор-саксофониста Билла Эванса при участии пианиста и клавишника Дэйва Кикоски, а также французская певица Анн Дюкро (которая выступит с Биг-бэндом Игоря Бутмана), ведущий джазовый фаготист мира Майк Рабиновиц (который будет играть вместе с российским басистом Алексом Ростоцким), пианист Даниил Крамер с контрабасистом Ричи Гудсом (США) и другие. Предлагаем вашему вниманию полный анонс фестиваля...>>>>

1 и 2 февраля в московском клубе “Jazz Town” пройдет фестиваль вокальной музыки a cappella "Vocal Zone" ("Вокальная зона"). Впервые этот фестиваль состоялся осенью прошлого года в Киеве, став одним из самых ярких музыкальных событий года. Теперь "Вокальная зона" впервые состоится в столице России, представив московским слушателям четыре сильнейшие вокальные группы постсоветского пространства - ManSound (Киев), Camerata (Минск), Jukebox (Казань) и A'Cappella ExpreSSS (Москва)...>>>>

Компания "Спидола", интернет-сайт www.rockabillyswing.ru, Федерация танцев в стиле свинг (ФТСС), портал www.wsdance.com представляют
музыкально-танцевальный фестиваль "Свинговый Бум": воскресенье, 28 января, клуб "Б2".
Фестиваль "Свинговый Бум" объединил лучших музыкантов страны, играющих свинг, рок-н-ролл, джаз, блюз, кантри, бит и серф, и лучших танцоров рок-н-ролла, свинга и буги-вуги.
Буги-вуги на нашем танцполу исполняют сильнейшие танцоры России и всего мира.
Фестиваль “Свинговый Бум” - это позитивный настрой и неиссякаемая энергия.
Музыка и танцы, яркие костюмы и феерическое движение! Свинг - это весело и культурно! Свинг - это всегда стильно и модно.
100 пар, 400 человек, танцующих в стильных костюмах...
6 часов музыки, 7 музыкальных коллективов, одетых по моде 40-50-х годов, сверкающих дудками и никогда не использовавших фонограмму - это незабываемое зрелище!
Это лучшие музыканты страны, играющие традиционную музыку: свинг, рок-н-ролл, джаз, блюз, кантри, бит и серф. И лучшие в России танцоры свинга и буги-вуги. Они объединены на сцене фестиваля "Свинговый Бум"
Свинг, как стиль джазовой музыки, родился в 30-е годы в Америке. Потрясающая жизнерадостность и экспрессия дала жизнь танцевальному буму. Родилось семейство общедоступных танцев, один из которых - буги-вуги. Буги-вуги - это танец в стиле свинг. Он отличается от всех известных парных танцев своей импровизационностью. Танец рождается непосредственно, он неповторим, как неповторимо мгновение жизни танцора, который порой сам не предполагает, какое па он исполнит сейчас.
В рамках фестиваля состоится шоу-турнир "Кубок Танцкласса" парного танца буги-вуги и линди-хопа с участием сильнейших танцоров из Москвы, Петрограда, Калининграда, Ярославля, Нижнего Новгорода, Киева, Иваново. Впервые в практике подобных танцевальных соревнований конкурсные выступления танцоров будут проходить под "живую" музыку, исполняемую лучшими свинговыми, блюзовыми и рок-н-ролльными группами России.
Танцевальный турнир начинается в 15.00. Группы начинают играть в перерывах между турами примерно с 17.00 и дальше до полуночи. Участвуют:

"Пижоны"

  • Пижоны" (экс-"Мистер Твистер", буги/свинг/латина/ска)
  • "Коралловые Рифы" (свинг)
  • Sivertonez (серф)
  • "Гавайцы" (бит)
  • Blackmailers (блюз, Владимир)
  • Julia Jostin (вестерн-свинг, Рига)
    Runaways (рокабилли)

вход 300 р., по флаеру 200 р.

Постановщиком фестиваля является известный музыкант из группы "Мистер Твистер" Олег Усманов, автор книги "Герои рок-н-ролла".
Организаторы: Компания "Спидола", Интернет-сайт www.rockabillyswing.ru, Федерация танцев в стиле свинг (ФТСС).
На последнем фестивале в саду "Эрмитаж" программа фестиваля была обширна и заняла 10 часов.
В стилях, близких к свингу, рок-н-роллу и блюзу, на российской сцене работает около 30 артистов и ансамблей. К нынешнему фестивалю приурочен выход альбома "Спидола", сборника российских артистов и коллективов, исполняющих эту музыку. На диске представлены записи участников фестиваля.
Музыканты, играющие эту музыку,- оптимисты, и публика, приходящая на такие концерты, естественно, обладает тем же складом характера. Поэтому атмосфера фестиваля необыкновенная, и передать ее сухими словами пресс-релиза невозможно. Впервые попавший на такое мероприятие человек испытывает ощущение позитивного культурного шока. Уникальность мероприятия заключается в том, что музыка и танцы объединились, что роднит этот стиль с классической музыкой и балетом.

Чтение
Наш постоянный автор из Бостона, Юрий Мачкасов, неоднократно выступал на страницах "Полного джаза" с интереснейшими заметками о неожиданных аспектах джазовой истории: влиянии конкретных моделей акустических гитар на "цыганский джаз" а-ля Джанго Рейнхардт ("Влияние инструмента на музыку: гитара"), влиянии на жизнь вполне конкретных джазовых звезд экстравагантных меценатов (на примере баронессы Панноники де Кёнигсвартер, в гостиничном номере которой умер великий Чарли Паркер и которая поддерживала Телониуса Монка до самой его смерти - "Pannonica"). Сегодня - еще один неожиданный угол зрения: несправедливо рано ушедший из жизни новатор игры на контрабасе Скотт ЛаФаро, участник великолепного трио пианиста Билла Эванса в 1959-1961 гг., и его контрабас...>>>>
А в это время
за бугром...

Саксофонист Майкл Бреккер (1949-2007)

Майкл Бреккер

Утром 13 января в нью-йоркской больнице скончался один из самых известных тенор-саксофонистов последних трех десятилетий - Майкл Бреккер.
Майкл родился 29 марта 1949 г. в Филадельфии. Его называли самым влиятельным тенористом современности (наряду с Уэйном Шортером), но уж совершенно точно звук его саксофона был известен неджазовой аудитории шире, чем игра кого бы то ни было из тенористов: еще бы, его саксофон звучит на пластинках Джона Леннона, Aerosmith, Майкла Болтона, The Carpenters, Лу Рида, Пола Саймона, Фрэнка Синатры, Брюса Спрингстина, Эрика Клэптона, Dire Straits, Everything But The Girl, Арта Гарфанкела, Фрэнка Заппы, Билли Джоэла, Ареты Фрэнклин, Элтона Джона, Parliament, Ринго Старра, Steely Dan, Джони Митчелл и других лучших представителей мировой рок- и поп-музыки; и это не считая участия в записях десятков ведущих музыкантов современного джаза и smooth jazz!
Джако Пасториус и Майкл Бреккер, 1970-еПожалуй, как сайдмен Майкл Бреккер не знал себе равных в истории современной музыки: в его дискографии - участие в записи более чем девятисот альбомов! Но при этом он еще и один из самых значительных солистов, настоящая джазовая звезда первой величины: его репутация как первоклассного джазового сайдмена базируется на записях начала 80-х - первых двух альбомах группы Steps Ahead (когда она еще называлась просто Steps), альбомах пианиста Чика Кориа "Three Quarters" (1981) и гитариста Пэта Мэтини "80/81" (1980).
Brecker BrothersСобственную сольную карьеру Бреккер начал довольно поздно. С тех пор, как он переехал в Нью-Йорк в 1969 г., он успел побывать членом нескольких джаз-роковых групп - Dreams, Steps (позднее Steps Ahead), группы барабанщика Билли Кобэма - но самой значительной была группа Brecker Brothers, ориентированная на мощный и хитроумный фанк-фьюжн: ей Майкл руководил вместе со своим братом, трубачом Рэнди Бреккером. Группа существовала на протяжении почти всех 70-х и затем была на некоторое время восстановлена в середине 90-х. Но напрасно думать, что Бреккер концентрировался исключительно на фьюжн: еще в 1973-74 гг. он играл, скажем, в ансамбле Хораса Силвера вполне мэйнстримовый джаз. Что же до сольной работы, то первый свой значительный сольный альбом, "Michael Brecker", он выпустил только в 1986 г., когда ему было уже 37. С того самого момента он и приобрел свое нынешнее влияние на тысячи молодых саксофонистов, которые раньше могли восхищаться только его соло на альбомах других (причем вовсе не обязательно джазовых) музыкантов. Влияние это было поддержано семью последовавшими сольными альбомами, почти равными по силе и качеству; четыре альбома Бреккера выходили на Impulse! ("Michael Brecker", 1986; "Don't Try This at Home", 1988; "Tales from the Hudson", 1996; "Two Blocks from the Edge", 1998), один - на GRP ("Now You See It... Now You Don't", 1990), и три - на Verve. Сотрудничество с одним из важнейших джазовых лейблов в мире Бреккер начал необычным по составу и непривычным по почти колтрейновскому напору "Time Is of the Essence", в записи которого принимали участие такие суперзвезды, как гитарист Пэт Мэтини и барабанщик Элвин Джонс (1999). В 2001 г. вышел альбом "The Nearness Of You: The Ballad Book", где вместе с Бреккером записались пианист Хэрби Хэнкок, гитарист Пэт Мэтини, басист Чарли Хэйден, барабанщик Джек ДеДжоннетт и специальный гость - вокалист Джеймс Тэйлор. Последним (пока что: см. ниже) сольным студийным альбомом Майкла Бреккера оказалась запись 2003 г. "Wide Angles", сделанная с ансамблем из 15 музыкантов ("квиндектетом") и представлявшая знакомый материал Бреккера в новых аранжировках, выполненных маститым Гилом Голдстайном. Хотя критика приняла этот альбом крайне прохладно, он, тем не менее, принес Майклу еще два золотых граммофончика премии Grammy - за "Лучший альбом большого джазового состава" и за "Лучшую инструментальную аранжировку" (тема "Timbuktu", совместно с Гилом Голдстайном).
В 2001 г. Майкл Бреккер выступал в Москве на последнем, VI Международном московском фестивале Юрия Саульского. Один концерт он отыграл со своим гастрольным квартетом, в состав которого входил его постоянный партнер, пианист Джои Кальдераццо, а также живущий в Нью-Йорке басист из Копенгагена (сложного датско-вьетнамского происхождения) Крис Мин Доки и один из лучших барабанщиков современного джаза Джефф "Тэйн" Уоттс; второй концерт был сыгран в более камерном звучании, дуэтом с Джои Кальдераццо.
В августе 2004-го во время выступления на Mount Fuji Jazz Festival в Японии Майкл Бреккер почувствовал острую боль в спине. Тогда он решил, что это неизбежный в долгом турне мышечный спазм, и что справиться с проблемой может простой массаж. Однако со временем выяснилось, что это был первый сигнал об онкологическом заболевании. У Майкла Бреккера диагностировали миелодиспластический синдром - одну из форм рака костного мозга. Врачи вынесли вердикт: спасти музыканта могла только трансплантация костного мозга.
Летом 2005 г. Майкл прошел семинедельный курс химиотерапии и был выписан на постельный режим домой, в Хастингс-он-Хадсон (северный пригород Нью-Йорка). Болезнь заставила 56-летнего саксофониста, 11-кратного лауреата "Грэмми", отменить давно запланированные выступления (одно - с коллегами Джо Ловано и Дейвом Либманом в проекте Saxophone Summit, другое - в качестве гостя группы Steps Ahead, в которой он одно время играл) на Ньюпортском джазовом фестивале - и вообще прекратить играть. В составе Steps Ahead его заменил тенорист Билл Эванс, но Ловано и Либман решили, что не могут заменить Бреккера никем, и играли вдвоем, посвятив свое выступление Майклу.
В течение Ньюпортского фестиваля 2005 г., откликнувшись на призывы со сцены, свыше 300 музыкантов, сотрудников компании-организатора и слушателей сдали анализы крови, надеясь, что кровь кого-то из них может оказаться пригодной для высевания здоровых клеток костного мозга, подходящих Бреккеру по генетическим показателям (к которым этот вид трансплантации весьма чувствителен). Подобные кампании по подбору потенциальных доноров проходили и на других джазовых фестивалях, например - на Red Sea Jazz Festival в Эйлате (Израиль). Врачи утверждали, что вероятность нахождения донора выше всего среди людей из той же этнической группы, что и Бреккер - евреев из Восточной Европы. К сожалению, костный мозг родственников Бреккера, даже его детей - 16-летней Джессики и 12-летнего Сэма - оказался несовместим с его генетическими показателями.
Сам Бреккер в телефонном интервью агентству Associated Press рассказывал, что его угнетает необходимость отказаться (как все надеялись - временно) от музыки, но что он чувствует огромную поддержку от коллег (пианист Хэрби Хэнкок и певица Дайана Кролл, например, оказали ему весьма весомую помощь) и от слушателей, которые буквально завалили его письмами с выражением сочувствия и пожеланиями выздоровления.
В конце 2005 г. врачи пошли на экспериментальную трансплантацию частично совместимого с генетическими показателями Бреккера материала, донором которого стала его дочь. В первые месяцы после операции состояние здоровья Майкла улучшилось. В июне 2006 г. он даже выступил с пианистом Хэрби Хэнкоком в Карнеги-Холле и примерно в то же время сделал студийную запись для сольного альбома своего постоянного партнера, контрабасиста Криса Мин Доки "The Nomad Diaries", увидевшего свет в ноябре прошлого года. Однако в конце года наступило внезапное ухудшение. Врачи констатировали, что миелодиспластический синдром перешел в самое страшное заболевание крови, лейкемию.
Несмотря на очень значительное ухудшение состояния, Майкл Бреккер всего за две недели до ухода из жизни сумел завершить запись своего последнего студийного альбома, о чем сообщает газета New York Times со слов его менеджера Дэррила Питта. О том, когда будет сведена и выпущена эта запись, пока ничего не известно.

Пианистка Элис Колтрейн (1937-2007)

Элис Колтрейн12 января 2007 г. в больнице West Hill Hospital & Medical Center в Лос-Анджелесе от тяжелого заболевания легких умерла на 70-м году жизни пианистка Элис Колтрейн.
Вопреки устоявшейся легенде, Элис Колтрейн стала профессиональным джазовым музыкантом задолго до того, как в ее жизнь вошел саксофонист Джон Колтрейн. Юная Элис Маклауд с семилетнего возраста изучала классическую музыку, а после школы уже играла на фортепиано в ансамблях таких звезд джазовой сцены ее родного Детройта, как Юсеф Латиф и Кенни Беррелл. Только в 1963-м она повстречала Джона Колтрейна, чьей женой стала два года спустя: великий саксофонист увидел скромную, застенчивую пианистку в клубе Birdland, где она играла бибоп в ансамбле вибрафониста Терри Гиббса. В 66-м Элис сменила Маккоя Тайнера на посту пианиста в ансамбле Колтрейна - и оставалась в его составе до смерти мужа летом 1967-го, став участницей самых радикальных, самых новаторских его проектов, на долгие годы определивших направление поисков многих джазовых авангардистов.
Джон и Элис Колтрейн, 1966До 1978 г. Элис Колтрейн вела довольно активную музыкальную деятельность; многие ее сольные записи нашли место в истории мирового джаза, прежде всего - альбом "Universal Consciousness", где она не только следовала идеям покойного мужа как пианистка, но и изучала возможности электропиано Wurlitzer, а также такие работы, как "A Monastic Trio" и "Ptah the El Daoud" (где она новаторски использовала редко звучащий в джазе инструмент - арфу). Но в последовавшие два десятилетия Элис перестала играть джаз, поскольку ее гораздо больше занимала религиозная деятельность. Убежденная индуистка, она основала близ Лос-Анджелеса неоидуистскую общину Центр Веданты - "ашрам" (молитвенный центр) на 48 акрах земли. Там, среди стремящихся постигнуть древние индийские учения, ее звали не Элис Колтрейн, а Турийя-Cангитананда. В последние годы она также была свами (лидером, учителем) в индуистском храме в Сан-Фернандо. Она не рвала с музыкой совсем: в ашраме она сочиняла духовные песнопения на индуистские темы. Только в начале нового столетия под влиянием своих сыновей, саксофонистов Рави (тенор, сопрано) и Орана (альт), она вновь вернулась к выступлениям и записям. В 2001 г. она появилась на церемонии открытия Фонда Джона Колтрейна, который занимается сбором средств для выплаты стипендий молодым музыкантам. В 2004 г. мадам Колтрейн выпустила первый за 26 лет полноценный альбом ("Translinear Light", Impulse!). Спродюсированный Рави Колтрейном, альбом представлял вполне ностальгичный музыкальный материал, если такое можно сказать о музыке на грани авангарда (или, точнее, в духе авангарда прошлых лет), и в то же время звучал вполне насыщенно - если и не новаторскими идеями, то, во всяком случае, добротным импровизаторским мышлением, причем благодаря не только участникам с фамилией Колтрейн (Элис, Рави и Орану), но и ветеранам поколения Элис - контрабасисту Чарли Хэйдену, барабанщику Джеку ДеДжонетту и другим.
Ее последние концертные выступления состоялись прошлой осенью, когда Элис играла вместе с Рави Колтрейном в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

Джазовые дни рождения
на 17-24 января
17.01 - барабанщик Сид Кэтлетт (Big Sid Catlett, 1910-1951); пианист Сидар Уолтон (Cedar Walton, 1934); гитарист Тед Данбар (Ted Dunbar, 1937-1998); саксофонист Билли Харпер (Billy Harper, 1943).
18.01 - саксофонист Стив Гроссман (Steve Grossman, 1951)
19.01 - саксофонист Джей Ар Монтроуз (J. R. Monterose, 1927-1993); пианист Хорас Парлан (Horace Parlan, 1931)
20.01 - барабанщик Джимми Кобб (Jimmy Cobb, 1929); трубач Лу Солофф (Lew Soloff, 1944); барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс (Jeff “Tain” Watts, 1960)
22.01 - тромбонист Хуан Тизол (Juan Tizol, 1900-1984); тромбонист Джей Джей Джонсон (J. J. Johnson, 1924-2001); немецкий контрабасист Эберхард Вебер (Eberhard Weber, 1940); польский скрипач Михал Урбаняк (Michal Urbaniak, 1943)
23.01 - франко-цыганский гитарист Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt, 1910-1953); пианист и аранжировщик Марти Пэйч (Marty Paich, 1925-1995); контрабасист Кёртис Каунс (Curtis Counce, 1926-1963); вибрафонист Гэри Бёртон (Gary Burton, 1943)
24.01 - саксофонист и педагог Бенни Уотерс (Benny Waters, 1902-1998); саксофонист Джимми Форест (Jimmy Forrest, 1920-1980); пианист Джо Олбани (Joe Albany, 1924-1988)
Телевидение
Джазовые программы на телеканале "Культура" в ближайшие дни:
19 января. 01:15
Все это джаз. Концерт трио Кенни Баррона
Запись концерта трио известного американского джазового пианиста в Московском международном Доме музыки, сделанная в ноябре 2006 года. В программе - собственные композиции Кенни Баррона, а также сочинения Х.Хэнкока и Т.Монка.

21 января. 00:45
Легенда джаза. Луи Армстронг: 100-летний юбилей
Документальный фильм (США, 2001).
Оригинальное название: Louis Armstrong: 100th Anniversary.
Режиссер и автор сценария Пэт Бритт.
Оператор Хосе Бугарин.
Об одном из гениев джаза, трубаче и вокалисте Луисе Армстронге. Включены фрагменты концертов Армстронга разных лет.
Радио

"Домашняя музыка Дмитрия Ухова" (Радио "Культура")
выходит с октября 2004 года на частоте 91.6 FM (в Москве) по воскресеньям в 19.05-20.00
21 января: Джазовые номинанты на премию "Грэмми",часть 1.
28 января: Джазовые номинанты на премию Грэмми, часть 2

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
20 января "Бесконечное приближение" прощается с двумя большими музыкантами, ушедшими из жизни за неделю до этого. Немного музыки Элис Колтрейн и Майкла Бреккера.
27 января "Бесконечное приближение" продолжает линию музыки, имеющую отношение к Испании. Свои представления об этой стране высказывают Майлс Дэйвис с Джоном Колтрейном, Пабло Сарасате при помощи Давида и Игоря Ойстрахов, а также ансамбль Swingle Singers. Продолжают Чик Кориа, Modern Jazz Quartet и Джон Хэнди.
3 февраля "Бесконечное приближение" продолжает цикл "Лица необщее выраженье", плавно переходя с выражения лица перкуссиониста Владимира Тарасова на лицо трубача Вячеслава Гайворонского.
10 февраля "Бесконечное приближение" в цикле "Персоналии" продолжает разматывать вязь творчества внестилистического канадско-британского композитора и трубача Кенни Уилера.

Подкаст "Слушать здесь":
16.01.07 - #114: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Doo Wha?" с альбома "Industrial Jazz A Go Go" калифорнийского ансамбля Industrial Jazz Group под руководством пианиста Эндрю Дуркина (Evander, 2006).
11.01.07 - #113: Кирилл Мошков комментирует двойную пьесу "Diminuendo and Crescendo in Blue" композитора, пианиста и бэндлидера Дюка Эллингтона в исполнении Duke Ellington Orchestra (1938).
30.12.06 - сдвоенный новогодний выпуск подкаста "Слушать здесь"!
В части первой (112) Андрей Соловьев рассказывает о роли джазового подкаста в жизни каждого человека доброй воли и представляет пьесу "Wild Bird" в исполнении Nordic Quartet с участием бас-кларнетиста Джона Сёрмана и вокалистки Карин Крог с альбома "Nordic Quartet" (ECM, 1995).
В части второй (112а) Кирилл Мошков и Анна Филипьева выступают со своими поздравлениями, после чего мы говорим о двух необычных рождественско-новогодних записях: трубач Луи Армстронг исполняет "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь" (запись 1958 - да-да, это не шутка!), а Бинг Кросби и Andrews Sisters поют ни больше, ни меньше - саму "Jingle Bells" (1943, благодарим за коллекционную фонограмму Мэган Виртанен!)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Татьяна Балакирская,
Жанна Турбина,
Дарья Белецкая,
Геннадий Сахаров,
Юрий Мачкасов,
Николай Шиенок,
Алина Яруллина,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Владимир Коробицын,
Кирилл Мошков,
Сергей Клименко,
Юлия Кузьменко,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.