ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
 

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 20 (437) - 23 декабря 2009 г.
книга "великие люди джаза"Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 15.01.2010

Цитата номера

"Музыка - это твой собственный опыт, твои собственные мысли, твоя мудрость. Если ты не пережил этого - ты не сможешь сыграть это. Тебя учат, что у музыки есть границы. Но у искусства границ нет".

Саксофонист Чарли Паркер
(фото: Уильям Готтлиб)

Слово к читателям
Наступает 2010 год. Это будет 14-й год работы «Джаз.Ру» (право же, даже странно оперировать такими цифрами!), последний год первого десятилетия XXI века (казалось бы, давно ли мы этот двадцать первый встречали, отчаянно споря, какой год у него первый — 00 или 01) и просто ещё один год нашей жизни, Бог даст.
Если б вы знали, как приятно в очередной (в моей практике — в двенадцатый!) раз поздравить всех авторов, читателей и друзей портала и журнала «Джаз.Ру» с наступающими Новым годом и Рождеством Христовым, и пожелать всем в новом году всего самого джазового!

Кирилл Мошков
редактор «Джаз.Ру»

Как это было
в Москве

12 декабря «Джаз.Ру» отметил своё 12-летие. Точнее, сложную дату 12+3: 12-летие интернет-портала «Джаз.Ру» и трёхлетие одноименного журнала, который делают те же люди, что ведут портал.


1/2 редакции «Джаз.Ру» - зам.главного редактора Анна Филипьева и главный редактор Кирилл Мошков

Как обычно, мы устроили в день рождения «Джаз.Ру» небольшой джазовый фестиваль, постаравшись охватить как можно более широкий стилистический диапазон — настолько же широкий, насколько широк диапазон стилистик и направлений, о которых мы пишем.


Олег Бутман

Концерт открыло выступление трио Олега Бутмана. Бутман-мл. — редкий для московской сцены пример джазового барабанщика с продолжительным (более 15 лет) опытом работы на нью-йоркской сцене, опытом, который он (судя по его интервью в свежем 6/7 номере «Джаз.Ру») стремится как можно полнее применить в России. Партнёрство Олега Бутмана с пианисткой (и вокалисткой) Натальей Смирновой уже успело воплотиться в сильный альбом «Страсть» с саксофонистами Уэйном Эскоффери и Марком Гроссом (а в туре по России в честь выхода альбома с Олегом и Натальей и вовсе путешествовал именитый Эрик Мариентал), однако на нашем празднике Олег и Наталья предстали без заграничных саксофонистов: материал альбома был представлен в аскетичном формате трио (с контрабасистом Владимиром Черницыным) и с максимально возможной в этом формате экспрессией и напором.

Небольшой зал Центрального Дома журналистов, где мы отметили уже шестой день рождения «Джаз.Ру» подряд, как нельзя лучше подходит для акустической игры с минимумом звукоусиления; опытный Бутман-мл. сделал ставку именно на только слегка усиленный и не окрашенный обработкой звук — и не прогадал: упругое взаимодействие барабанов и фортепиано, надёжно поддержанное контрабасом, в таких условиях читалось особенно выпукло, а виртуозные соло, которыми то и дело разражался Олег, предоставляли слушателям возможность не бороться со звоном и грохотом в громкоговорителях, как это, увы, часто бывает в бОльших залах, а оценивать естественное звучание собственно ударной установки и естественную динамику игры барабанщика.


Наталья Смирнова

Наталья Смирнова в интервью, которое они с Олегом дали для свежего номера печатного «Джаз.Ру», интересно говорит о том, как Олег буквально заставлял её услышать, почувствовать высочайший уровень импровизационного взаимодействия, свойственный нынешней сцене нью-йоркского современного джазового мэйнстрима — уровень, труднодостижимый иногда даже для музыкантов из других городов США. Олег в том же интервью оценивал продолжительность своего собственного вхождения в эту сцену в шесть лет. Похоже, под руководством Олега Наталье удаётся пройти этот путь чуть быстрее: уровень взаимопонимания в их ансамбле и правда очень высок.


Роман Столяр

Следующие сорок минут были отданы экспериментальным звучаниям, и надо признать, что сет новосибирского пианиста, композитора и идеолога свободной импровизации Романа Столяра в дуэте с питерским саксофонистом Леонидом Сендерским оказался очень удачным. Вечно находящийся в поиске Роман уравновешивался спокойным лирично настроенным Леонидом, который подхватывал его идеи и смаковал их. Получился очень органичный союз. Если Романа уносило в неведомые просторы, то прочно стоящий на земле Леонид как бы фиксировал его мятущуюся проекцию на плоскости и детально прорабатывал её. Такая биполярность придавала музыке импульс. В ней было много движения, и по итогам прослушивания остались ощущения, которые можно было бы сравнить с просмотром умного динамичного кинофильма.

Леонид Сендерский перед концертом рассказал одному из авторов этого текста о сотрудничестве с Романом Столяром:

— Мы познакомились 17 мая текущего года в Москве, на концерте в клубе ДОМ. Тогда в первом отделении я сыграл дуэтом с барабанщиком Александром Рагазановым, с которым мы в прошлом году записали альбом «Светлые духи земли», а вторую половину играл квартет — новосибирский пианист Роман Столяр, известный фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, питерский саксофонист Илья Белоруков и польская флейтистка Эдита Фил.
Я и до этого знал о существовании этого пианиста, но живьём услышал его впервые. И мне показалось, что та музыка, которую играет Роман, могла бы быть сыграна вместе со мной дуэтом. У меня уже был такой опыт игры — с датским пианистом Мортеном Пупером (Morten Puper), с которым мы в 2004 г. совместно записали мой самый первый альбом «From Heart To Heart». И мне показалось, что в настроении игры Ромы Столяра есть что-то похожее на то, что я играл в Дании. Я написал Роману письмо о том, что было бы здорово когда-нибудь поиграть вместе, спросил его о планах, будет ли он приезжать в Питер — потому что я как-то видел его в афише питерского клуба «ГЭЗ-21» (это что-то типа московского ДОМа). И действительно, в начале декабря он оказался в Питере и свободен, и я сделал ему концерт в клубе «Книги и кофе» при Центре современной литературы Александра Житинского.
А буквально через пару дней Роман позвонил и предложил мне сыграть с ним в Москве на фестивале «Джаз.Ру». И я с удовольствием согласился.
Мы будем играть свободную музыку, чистой воды спонтанную импровизацию. Такую музыку, построенную на ощущениях друг друга, мы с Романом играли по-настоящему всего один раз. Но этого вполне достаточно: он постоянно играет эту музыку, ну и я тоже её играю.
Надо сказать, в «Книгах и кофе» всё прошло очень хорошо. В общем, я так и ожидал, что с этим человеком можно расслабиться и играть в своё удовольствие. Потому что свободную импровизацию далеко не с каждым можно поиграть так, чтобы это было и красиво, и энергично, и нескучно, и не очень жёстко. Есть такая фраза — почему фри-джаз должен быть громким? Вот с Романом Столяром можно играть и тихо, и мелодично, и экспрессивно, то есть по-разному, не обязательно агрессивно и громко. А именно такую разнообразную игру я и люблю.

Третье отделение было отдано московскому коллективу «Лампа Ladino». Со стороны «Джаз.Ру» это был не самый очевидный ход: «Лампа Ladino» — коллектив не вполне джазовый, хотя в его составе есть джазовые музыканты, и создатель группы — пианист Григорий Сандомирский — активное действующее лицо московской джазовой сцены (на предыдущем дне рождения «Джаз.Ру» в декабре 2008 г., например, он выступал в составе оркестра Юрия Чугунова).

В целом музыку коллектива можно определить следующим образом. Берётся старинный фольклорный материал, принадлежащий определённой, весьма далёкой от нас культуре — а именно культуре сефардов, средневековых евреев Пиренейского полуострова (нынешних Испании и Португалии), говоривших на языке ладино (отсюда второе слово в названии группы). И материал этот обрабатывается, аранжируется и исполняется средствами современной клубно-камерной музыки, в том числе и джаза, при участии джазовых музыкантов, с привлечением всего их джазового опыта. Это ни в коем случае не фольклорное музицирование: анонимные авторы сефардских романсов XV века вряд ли сразу узнали бы их в исполнении «Лампы». Это, скорее, этно-джаз на темы давно ушедшего пласта музыкальной культуры, пропущенного через фильтр джазового музыкального мышления.

Кстати, интересная параллель: пионер российского джаза Валентин Парнах задолго до того, как в 1922 году провёл в Москве первый джазовый концерт, занимался во Франции и Испании переводами... средневековой сефардской поэзии с языка ладино.
Единственное, чего по результатам выступления на нашем мини-фестивале хотелось бы пожелать «Лампе Ladino» — это продюсера. Человека, который решительно отсёк бы всё лишнее (а лишнее есть), переставил бы сценическое шоу группы (раз уж группа берётся «делать шоу») с самодеятельных на профессиональные рельсы (для этого нужно совсем немногое — и в основном опять же через «отсечение», а не добавление) и сделал из интересного клубного коллектива явление более крупного масштаба (а такой потенциал у группы есть).


Татьяна Комова

В финале мини-фестиваля «12+3» выступило трио «Второе Приближение» — пианист и композитор Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин. Уходящий год оказался богат на события для «ВП»: сначала — выход блестящего альбома «The Light», зафиксировавшего выступление трио с легендарным американским тромбонистом Розуэллом Раддом; затем — успешные гастроли в США с выступлением на престижном Рочестерском джаз-фестивале на севере штата Нью-Йорк; и, наконец, недавний выход альбома «37,1», впервые зафиксировавшего в студийной работе главные концертные «хиты» московского трио, объездившего с ними пол-Европы.


Андрей Разин

«ВП», которых «Джаз.Ру» поддерживает как одно из самых самобытных явлений в российской импровизационной музыке всю историю существования и «Джаз.Ру», и «Второго Приближения», регулярно участвовали в наших днях рождения — начиная с впервые отмеченного в 2002 г. (ещё в ЦДХ) пятилетия портала. Но в прошлом году в программе «11+2» их не было — тем приятнее было видеть их в программе «12+3».


Игорь Иванушкин

Трио подвело замечательный итог программы праздника, сыграв мудро, сдержанно, но, как обычно, чрезвычайно насыщенно и эмоционально глубоко. Пожалуй, лучшего финала праздника и желать было нельзя.

Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Александр Никитин
фото: Павел Корбут

5 декабря при аншлаге в Центральном Доме журналистов прошел основной концерт 15-го международного фестиваля «Джазовые голоса». Всё началось с показа фильма об истории фестиваля. Надо сказать, что показанная в фильме хроника впечатляет, и привёденная бессменным организатором и арт-директором фестиваля Александром Эйдельманом цитата «Большое видится на расстоянии» — лучший комментарий к этому фильму.


Александр Эйдельман

На сей раз формат проведения фестиваля был изменён: каждое из трёх отделений начиналось разогревом — короткими выступлениями гостей фестиваля. Сенсацией стало выступление 16-летней Александры Балашовой. Многие солидарны во мнении, что с этого дня должна начаться настоящая артистическая карьера Саши.

После неё выступила со своей авторской программой уже достаточно опытная и эффектная в своем исполнительстве Анастасия Глазкова. Ее программа была неоднозначно воспринята публикой, вызвала споры и полярные точки зрения.


Анастасия Глазкова

Второе отделение, посвященное жанру латино, открыла Татьяна Аверина — обладательница сильного, богатого оттенками голоса, несущего в себе чарующие интонации ретро-латино. Ее выступление было очень стильным, строго выдержанным в манерах 30-50-х годов.


Татьяна Аверина

Следом за ней латинская тема была продолжена бразильским музыкантом Паулиньо Гарсиа. Его негромкий, но чистый голос в сопровождении наполненной бразильскими ритмами гитары торжествовал в зале. Публика завороженно молчала, но взрывалась после каждой песни.


Паулиньо Гарсиа

Третье отделение — еще одно открытие — Давид Тодуа, насыщенный экспрессией, энергией и ритмом молодой певец. Исполненные им три разных по жанрам песни показали хорошие вокальные данные и прекрасное владение скэтом. Его «Take the A Train» стал переходным мостиком в царство свинга и мэйнстрима, в который всех погрузила блистательная Колетт Викенхаген со своими музыкантами из Голландии.

Пластичная, искренняя, живущая и переживающая на сцене, легко играющая голосом в широком диапазоне, Колетт приворожила публику.
Второй день фестиваля проходил в Обнинске. Не в первый раз Обнинск оказывается в орбите фестиваля, и этому способствуют джазовые традиции, живущие в городе. Для справки: 13 января 2010 г. Обнинскому джаз-клубу исполнится 30 лет.
Концерт проходил во Дворце культуры при полном аншлаге.
В первом отделении выступил Паулиньо Гарсиа и, как всегда, загипнотизировал зал своим волшебным, вкрадчивым голосом, вплетающимся в изысканную канву аккомпанемента.
Второе отделение было отдано Колетт Викенхаген, и она разошлась, разогрелась и разогрела зал. Сюрприз ожидал всех в конце выступления Колетт — она пригласила на сцену Паулиньо, и они вместе исполнили две песни. На сцене встретились лед и пламень, и каждый остался верен своему стилю, своей манере. В этом контрасте было много эффектного.

В рамках фестиваля также прошли 11 (!) мастер-классов и выступлений Паулиньо Гарсиа в различных учебных заведениях и клубах.

Свидетелем основных фестивальных событий и фотописцем был ваш покорный слуга —

Павел Корбут

Кнут Гамсун: возвращение в Россию
Как трагично складывается иногда жизнь великих людей: голодное детство, трудный путь к признанию, прижизненная слава классика литературы, статус властителя дум европейской интеллигенции прошлого столетия, самого переводимого, читаемого и инсценируемого писателя в России конца XIX — начала XX веков, Нобелевская премия — и финал жизни: практически полное забвение после Второй мировой войны у себя на родине, и не только (в СССР Гамсуна не печатали сорок лет).
Имеет ли человек право на ошибку? (В старости, после 80-летнего возраста, Гамсун поддерживал нацистский режим Видкуна Квислинга в Норвегии и написал апологетическую статью на смерть Адольфа Гитлера. — Ред.)
Конечно, имеет: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, как известно.
А великий художник? А писатель, обладающий тончайшей душевной организацией, постоянно вибрирующей и мятущейся?
Да и расплата была велика…
И спустя век Кнут Гамсун возвращается в Россию!
Возвращается в своих изумительных текстах, сохранивших свою первозданность даже в переводах; в выразительной и тонкой музыке Яна Гуннара Хоффа; в игре молодой петербургской актрисы Марии Шустровой.

И вполне логично, что начал великий скандинавский писатель своё шествие по России именно с русского севера, с Архангельска и Северодвинска. Дело в том, что норвежские музыканты, которые принимали участие в Архангельских джазовых фестивалях, в том числе и в двадцать седьмых по счёту «Днях джаза — 2009», отмечали не просто тёплый, а профессиональный приём северной публики. Поэтому решение начать турне Кнута Гамсуна именно здесь было принято продюсером Одд Эйриком Ватлестатом (Odd Eirik Vatlestad) без колебаний. Премьеры проекта «Кнут Гамсун: текст & джаз», состоявшиеся 23 ноября в Северодвинске в клубе ДИТР и 24 ноября в Камерном зале Поморской филармонии, были очень тепло приняты публикой.
Москву проект «Кнут Гамсун» (Knut Hamsun) посетил 30 ноября и тоже был прекрасно принят публикой, собравшейся в одном из залов Класс-Центра Сергея Казарновского. Причём публикой самой разной: и первыми рядами учащихся, выпускников и педагогов Центра, и столиками, за которыми сидели музыканты (в том числе и джазовые), представители московской прессы, важные фигуры российского джаза — Михаил Митропольский, Александр Эйдельман и многие другие.
Не смог помешать даже работающий тут же в зале буфет: до начала концерта столики были уже заставлены вкусными яствами и напитками, но, как только зазвучали первые звуки рояля, все буквально замерли и забыли обо всём на свете. Изумительная по красоте и выразительности звукопись Яна Гуннара Хоффа просто околдовывала: композитор настолько точно и тонко чувствовал и преподносил языком музыки текст своего великого земляка, что когда его начинала читать актриса, оставалось только поражаться абсолютному эмоциональному совпадению!
Этот диалог актрисы и музыкантов напоминал высокохудожественный синхронный перевод, когда сначала текст «читался» на языке норвежской музыки, а затем переводился на поэтический русский. Композитору удалось передать не только состояние, эмоции, ощущения Гамсуна, но и поэтический строй текста, его темпо-ритмические особенности. И все эти тонкости прекрасно чувствовала и передавала зрителям Мария Шустрова: голос её то растворялся в воздухе и замирал, то задыхаясь в сумасшедшем ритме, рвался со сцены. Буквально всё — музыка, актёрская игра, сценография были подчинены таланту и влиянию Кнута Гамсуна. Спектакль прошёл на одном вдохе. И артисты, и публика выдохнули лишь на аплодисментах.

И, разумеется, вдохновлённые представлением, спустя несколько минут на сцену вышли ученики и выпускники Класс-Центра Сергей Казарновского. Объявленное Сергеем как небольшое приветствие норвежским друзьям, выступление переросло в самостоятельное концертное отделение. Юные музыканты просто покорили зал своим профессионализмом: на сцене играли не подростки, а настоящие джазмены! А восторгам норвежцев просто не было предела.
Конечно, здесь существует отбор детей, конечно, с ними занимаются замечательные педагоги, многие из которых сами учились у джазовых музыкантов мирового уровня, но помимо этого, здесь существует та самая едва уловимая атмосфера внимания, заботы и любви к каждому воспитаннику, которая и становится плодотворной почвой для воспитания таланта (к слову замечу: пока Сергей не без гордости знакомил перед концертом со своим Центром, он буквально к каждому встреченному нами ученику обращался по имени и между ними моментально начинался открытый и очень тёплый диалог).
После замечательного двухчасового концерта, переполненные эмоциями и впечатлениями, музыканты ещё долго общались на фуршете и с удовольствием музицировали, и если бы не утренний вылет в Минск…
Кнут Гамсун вернулся в Россию. Многие, особенно молодые и юные россияне, в ноябре 2009 впервые услышали это имя. И особенно ценно то, что их знакомство с великим мировым писателем состоялось именно так: при участии замечательных норвежских музыкантов и в такой прекрасной обстановке.
И ещё спасибо всем тем, кто сделал для этого всё возможное: норвежскому продюсеру Одд Эйрику Ватлестату, основателю московского «Джаз Арт Клуба», арт-директору и продюсеру крупных джазовых проектов Александру Эйдельману, создателю и бессменному руководителю Класс-Центра Сергею Казарновскому, главе Фонда развития джаза в Архангельске Владимиру Турову.

[авторская подпись снята по просьбе автора]
Фото: Дарья Архангельская

 


15 декабря в московском Государственном Центре современного искусства состоялся весьма необычный концерт. Саксофонист Алексей Круглов и его «Круглый Бенд» представили программу «Орнеттоколманиада» — посвящение основоположнику фри-джаза, саксофонисту и композитору Орнетту Коулману.
Необычность программы заключается в том, что ныне в Москве можно встретить программу качественного мэйнстрима, но вот выполненного на достойном уровне фри-джаза не так много. Помимо инструментальной музыки, Алексей Круглов уже продолжительное время разрабатывает собственную музыкально-драматическую систему, построенную на грани музыки, поэзии и театра. За его плечами уже несколько подобных проектов, поэтому это уже далеко не эксперимент, а осознанная цельная творческая работа.
Довести такие проекты до концертного воплощения достаточно непросто, потому что это и не театральная постановка, и не форма стандартного концерта. То есть ставить такие постановки практически негде.


Максим Дуров, Алексей Круглов

 если в смысле строго музыкальных концертов у Алексея 2009 год выдался достаточно плодотворным — участие во многих джазовых фестивалях, выпуск пластинок с участием музыканта — то музыкально-драматическое направление «Круглого Бенда» в течение полутора лет находилось в спящем состоянии. Последний полноценный спектакль коллектива случился аж в мае 2008 года, когда на сцене Изомузея Татарстана в рамках Международной ночи музеев группа представила свой проект, посвященный творчеству Владимира Высоцкого.
И в этой связи стоит выразить огромную признательность одному из художественных руководителей ГЦСИ Виталию Пацукову, который организовал это мероприятие, дал возможность показать спектакль. Надо сказать, в ГЦСИ уютная атмосфера и хороший звук. Хочется надеяться, что творческие проекты «Круглого Бэнда» в этом зале станут постоянными.

Помимо лидера коллектива Алексея Круглова, сыгравшего на альт-саксофоне, бассетгорне и блокфлейте, на сцену в составе «Круглого Бенда» вышли отец Алексея Владимир Круглов (рояль, акустическая гитара), Максим Дуров (труба, электрогитара), контрабасист Дмитрий Толочков и ударник Олег Шунцов.
Спектакль «Орнеттоколманиада» построен на стихах Алексея Круглова, обращенныъ к мэтру джазового авангарда. В музыкальном отношении проект выглядит как трёхчастное попурри из нескольких пьес Коулмана, написанных им в 1950-60-х гг. — самой известной его темы «Lonely Woman», «Blues Connotation», «The Blessing» и «Bird Food», аранжированных лидером «Круглого Бенда». Спектакль «Орнеттоколманиада» был впервые показан в феврале 2008 г. в ММДМ в рамках абонемента Алексея Козлова «Гиганты джаза». Вскоре после этого проект был зафиксирован в студии, но эта запись пока не издана (видимо, стоит подумать и о видеоверсии спектакля).

Основные стихотворные фрагменты декламируют сам Алексей и его отец, но в композиции встречались и хоровые речитативы, так что без декламационного дела никто из участников ансамбля не остался. Нужно сказать, что порядок литературно-музыкальных образов дополнялся видеорядом, что служило возникновением новых отсылок и метафор.
«Орнеттоколманиада» — вовсе не ортодоксальный авангард. Спектакль воспринимается слушателями достаточно легко, причём как людьми, совершенно не знакомыми с творчеством Коулмана, так и знатоками этого стиля. Хотя, конечно, взгляд, свободный от ярлыков повседневности, тут будет очень уместен.
После концерта Алексей Круглов пояснил, что он при всём почтении к творчеству легендарного музыканта до некоторой степени противопоставляет свой метод методу Коулмана. Круглов как бы доказывает, что единой системы в искусстве быть не может, что нет запрограммированного вдохновения, что метод Коулмана велик, но не абсолютен. Это выражается в использовании в основной теме спектакля «Lonely Woman» элементов современного стиля ska как некого образа современности, как взгляд на творческо-философский метод Коулмана (гармолодику) из XXI века.
Тут стоит процитировать энциклопедию: «Ska зародился в конце 1950-х гг. на Ямайке. Для этого стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами (труба, тромбон и саксофон). Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии».

Алексей также рассказал о содержании спектакля:

— В начале звучит главная тема перформанса — композиция «Lonely Woman», (её же можно услышать и в заключительной части). Пьеса звучит достаточно экспрессивно, мелодия прерывается резкими звуками саксофона и трубы, которые подхватываются кластерами рояля (диссонирующими громкими аккордами). Из этих нестандартных звуков вырастает тема первой части — «Bluеs Connotation», исполняемой в а-ля оригинальном изложении квартета Коулмана-Черри 60-х годов.
Композиция «The Blessing» кардинально отличается от всего сыгранного до и после. Аккомпанируют бассетгорну всего лишь рояль с ударными. Во время соло духового инструмента возникает ощущение внешней нехватки воздуха, поглощённости, но в тоже время присутствует и творческая потенциальность. И вообще, во всей композиции присутствует ожидание чего-то.
И когда, в третьей части поперек соло альт-саксофона на еще одну, а-ля оригинальную пьесу «Bird Food», звучат раскаты колоколов — совмещение акустической и электрогитар, кажется, что за эти звоны — не финал композиции. И действительно — главная кульминация еще впереди, в песне «Орнетт Колмен. Тонн укол нем... Ноту в кол — плен!», которую под гитару исполняет мой отец, Владимир Круглов.
Поначалу лишь обязательным композиционным дополнением в коде кажется повторение «Lonely Woman» в Sca, но тематически эта кода говорит многое. В финале произведения после затихнувшей одинокой мелодии «Lonely Woman» сакса и трубы, вступают последние звуки спектакля — ритм индустриального sca, в исполнении чётких ударов барабанщика.

Длительность спектакля небольшая, около сорока минут. Поэтому далее музыканты в трио (А.Круглов — Д.Толочков — О.Шунцов) исполнили пару авторских пьес Алексея из фестивальной программы «Круглого Бенда» — «Поэт» и «Отпечаток Времени», а на бис прозвучала «Метель» Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина.

Те слушатели, которые в этот почти 30-градусный мороз всё-таки добрались до ГЦСИ, благодарно аплодировали музыкантам. Вечер удался!

Александр Никитин
фото автора

 В Москву часто приезжают представители «смежных жанров» — генетически связанных с джазом, но обладающих отдельной аудиторией и иной эстетикой. Приезжают часто, а вот пишем мы о них редко — блюдём форматность, так сказать. Но вот в сегодняшнем «Полном джазе» этот наш обычай нарушают сразу два автора, написавших нам о выступлении в дорогом концертном зале в «элитном» ближнем Подмосковье певицы Эрики Баду (Erykah Badu), прославившейся благодаря своеобразной смеси ритм-н-блюза современного извода, хип-хопа и отдельных джазовых элементов...>>>>
In Memoriam
Владимир Туник (1960-2009)
9 декабря в Санкт-Петербурге умер Владимир Туник. Его нашли на автостоянке. Он сидел за рулем своей машины. Остановилось сердце… Болел ли он ранее — об этом никто никогда не знал. Петербург потерял одного из лучших джазовых барабанщиков. Ему было 49, но он выглядел на 35, всегда подтянутый, крепкий, подвижный и улыбающийся.
Владимир Туник родился 23 февраля 1960 в Пятигорске в семье военного, семья часто переезжала. С 7 до 12 лет он жил в Лейпциге. В детстве увлекался спортом и музыкой, стал второразрядником по художественной гимнастике и окончил музыкальную школу по классу аккордеона. Затем Владикавказское музыкальное училище, которое он окончил в 1980 как теоретик. Ударные инструменты освоил самостоятельно, когда служил в армии, поэтому в 1980 приехал в Ленинград и поступил в класс ударных на дирижерско-хоровой факультет института культуры. Именно в городе на Неве он «заболел» джазом, посещал все джемы в «Квадрате», все концерты «Осенних ритмов». Его первые партнеры — гитарист Александр Пумпян, пианисты Аркадий Мемхес и Пётр Корнев. Известность пришла к Тунику, когда он стал участником популярного квартета Ars Nova (Михаил Костюшкин — саксофон, Пётр Корнев — фортепиано, Владимир Кудрявцев — контрабас). В последние 15 лет прошлого века он стал незаменимым исполнителем, потому что играл и свинг, и фанк, и хард-боп, и фьюжн. Играл надежно и профессионально. В 1997 вошел в первый состав группы Doo Bop Sound, в 1998-2000 гастролировал с вокальным ансамблем «Дайджест», выступал на многих отечественных и зарубежных фестивалях. Параллельно преподавал ударные в музыкальном училище и в Университете культуры и искусств. Полгода работал на круизном американском пароходе. В последнее время постоянно сотрудничал с различными проектами вокалистки Анны Гузиковой, по-прежнему играл с Костюшкиным и Корневым, а также в Ильдаром Казахановым, Сергеем Григорьевым и почти всегда с приезжими американскими вокалистками, потому что более чуткого и деликатного аккомпаниатора отыскать было трудно. Его все любили, потому что он всегда был ответственен, надежен и коммуникабелен. Блестяще читал ноты, умел слушать партнеров и (что редко для барабанщиков) умел играть тихо, не теряя свинга и драйва.
С ним всегда было интересно. Володя был начитанным, эрудированным человеком, отличным семьянином и остроумным собеседником. В голове его было много идей, он планировал записи и съёмки с самой разнообразной музыкой. И навсегда останется в нашей памяти настоящим джазменом-оптимистом.

Владимир Фейертаг

Постсоветское пространство: что было

 

«Джазовая провинция». Впечатления участника
В конце октября — начале ноября в городах центральной России проходил многодневный международный передвижной фестиваль «Джазовая провинция», который проводит курский пианист и композитор Леонид Винцкевич (ежегодно с 1997 г.!). О своих впечатлениях после участия в фестивальном туре рассказывает саксофонист Алексей Круглов...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы

25 декабря на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки Игорь Бутман представит российской публике трубача Тома Харрелла (США). На концерте вместе с Игорем и Томом выступит квинтет трубача в составе пианиста Джорджа Коллигана, тенор-саксофониста Уэйна Эскоффери, басиста Угонны Окегво и барабанщика Джонатана Блейка.

Том Харрелл – один из самых изобретательных и бескомпромиссных музыкантов наших дней. По опросам ведущих джазовых журналов JazzTimes и Downbeat Харрелл не раз признавался лучшим трубачом США. В его сольной дискографии — 24 альбома, один из которых, «Time’s Mirror», был номинирован на премию Grammy. Последний альбом квинтета Харрелла «Prana’s Dance» уверенно карабкается вверх в чартах джазовых радиостанций по всему миру.
Том Харрелл известен не только как блестящий музыкант, но и как незаурядный композитор: его музыку исполняют Карлос Сантана, Хэнк Джонс, Кенни Баррон, The Vanguard Jazz Orchestra, Danish Radio Big Band, WDR Big Band, Brussels Jazz Orchestra, Metropole Orchestra, Arturo O'Farrill & the Afro-Latin Jazz Orchestra и другие известные музыканты. За пьесу «Humility» в 2006 г. Харрелл удостоился премии Grammy.
Выпускник Стэнфордского университета Том Харрелл начал профессиональную карьеру в 1969 г. в составе известного оркестра Стэна Кентона. В 70-х музыкант работал в биг-бэндах Вуди Хермана и Мэла Луиса, квинтете Хораса Силвера, выступал с саксофонистом Ли Коницем, барабанщиком Джорджем Расселом и басистом Чарли Хэйденом. В 1983 г. Том становится участником квинтета саксофониста Фила Вудса, а с 1989 выступает как солист и лидер собственной группы.
Помимо сольных альбомов, в дискографии музыканта есть записи с величайшими джазменами — пианистом Биллом Эвансом, трубачом Диззи Гиллеспи, тромбонистом Бобом Брукмайером, вибрафонистом Лайонелом Хэмптоном, саксофонистами Джо Ловано и Джерри Маллиганом.

Подробнее о Томе Харрелле: биографический очерк 1999 г., проливающий свет на непростую судьбу музыканта
 

Новые альбомы

 

 

Vitaly Golovnev «To Whom It May Concern»
Tippin’ Records, 2009
Для 1970-80-х, и даже ещё для 90-х, истории более или менее успешного врастания российских джазовых музыкантов в американскую джазовую жизнь были крайне редки и поэтому составляли целый свод легенд и мифов. Имена Пономарёва, Бутмана, Левиновского, Двоскина, Цыганова, Сипягина, Бориса Козлова и других вносились в анналы, их приводили в пример и цитировали по всякому удобному случаю. Пожалуй, именно переезд в Нью-Йорк трубача Виталия Головнёва стал в 2003 г. своеобразным водоразделом: после Виталия поехать в Нью-Йорк поработать, попробовать свои силы, поиграть на равных с «местными» — не экзотическим гостем, а равноправным участником самой трудной в мировом джазе конкуренции — стало уже не экстраординарным подвигом, а нормальным делом, естественным поворотом творческой биографии. Прославившись на российской сцене в качестве ведущего солиста секции труб биг-бэнда Игоря Бутмана, Головнёв осел в Нью-Йорке после очередных гастролей и принялся проходить путь, который проходит в столице мирового джаза каждый, каким бы признанным джазменом он ни считался у себя на родине: разовые «гиги», джем-сешны, подменные работы вместо более известных музыкантов, постепенное формирование репутации, появление собственного ансамбля...
Три года назад Головнёв приезжал на московский фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» уже с собственным нью-йоркским ансамблем; с ним он записан и на своём дебютном американском альбоме. Запись была сделана ещё осенью 2006 г. в студии Kaleidoscope Sound в Юнион-Сити (штат Нью-Джерси — через реку Гудзон от Нью-Йорка). Альбом состоит из девяти авторских пьес Виталия Головнёва; помимо самого трубача, играет ещё один «русский американец» — контрабасист Борис Козлов. Остальные — молодые американские музыканты: тенорист Джейк Сэслоу, крепкий и энергичный барабанщик Джейсон Браун и интереснейшая пианистка Мики Хаяма, родом из Японии. Пожалуй, Мики следует выделить особо: вместе с Виталием она здесь главное действующее лицо, её нешаблонная, непростая, очень напористая и просто очень искушённая игра составляет основу музыкальной ткани ансамбля, тогда как труба Виталия придаёт этой ткани шик и блеск отличной техники и крепчайшего владения канонами и методологией хардбопа. Именно эта стилистика — консервативная, но исключительно живая — доминирует в альбоме Виталия, и этот альбом можно смело приводить в пример того, насколько современной и яркой может быть в XXI веке эта музыка, расцвет которой пришёлся на рубеж 1950-60-х гг.
Виталий Головнёв в интернете

Константин Волков

The Second Approach «37,1°C»
One Records, 2009
Седьмой диск трио «Второе приближение», во главе которого стоит пианист и композитор Андрей Разин, обозначил начало сотрудничества ансамбля с лейблом One Records. Сфера деятельности этого трио — полистилистическая музыка, в основе которой — сплав джаза, этники и современной академической музыки.

В альбоме «37,1°C» собраны концертные «хиты» ансамбля, которые хорошо знают слушатели, но которые не входили в предыдущие диски трио. «Сентиментальный вальс» Андрея Разина и единственный «эвергрин», гершвиновская песня «The Man I Love», звучали на самом пороге возникновения трио. «Коломбина», «Танго» и «Тарантелла» — быть может, самые яркие и запоминающиеся номера концертных программ ансамбля. Наконец, «37,1°» – композиция, тяготеющая к более радикальной стилистике и имеющая странную, почти магическую судьбу — определяет центральный нерв всего диска.

В этом проекте к трио присоединился четвёртый музыкант, которого можно слышать и в «живых» концертах проекта — ученик легендарного Марка Пекарского перкуссионист Влад Окунев. Звуковое решение этого альбома — результат мастеринга известного звукорежиссёра Юрия Богданова.
Музыка нового диска входит в качестве составляющей части в новый проект саксофониста Алексея Козлова и трио «Второе приближение» под названием «Юмор абсурда: Два обэриута».
«Второе приближение» в интернете

Феликс Волошин

А в это время за бугром...

С 25 ноября по 2 декабря в Иерусалиме проходил очередной, уже шестой по счёту фестиваль «Джаз-Глобус», который регулярно освещают и «Полный джаз», и печатная версия журнала «Джаз.Ру» — потому что фестиваль этот генетически связан с отечественной джазовой сценой: такого количества музыкантов, происходящих с постсоветского пространства и во многих случаях бывших когда-то частью советской джазовой сцены, нет нигде в мире. Сегодня о VI фестивале «Джаз-Глобус» рассказывает наш постоянный автор из столицы Святой земли Владимир Мак...>>>>

Но это не единственный материал о «Джаз-Глобусе» в сегодняшнем выпуске: своими впечатлениями от участия в нём (и от приезда «хэдлайнера» фестиваля — российского джазового гитариста Алексея Кузнецова) делится ветеран московской джазовой сцены, в последние годы живущий в Израиле — пианист Михаил Кулль...>>>>

Фестивали, конкурсы
24 января 2010 г., Воскресенск Московской обл.: Дворец культуры «Химик» им. Н.И.Докторова приглашает молодежные джазовые коллективы из Москвы и Подмосковья, группы, ансамбли, джаз-бэнды, отдельных исполнителей принять участие в студенческом фестивале джазовой музыки «Татьянин Джаз».
Художественный руководитель фестиваля - народный артист России, гитарист Алексей Кузнецов
Начало в 12.00 час.
Ждем вас по адресу: Московская область, Воскресенск, пл.Ленина, д.1, Дворец культуры «Химик» им. Н.И.Докторова
Расписание электричек на Воскресенск (с Казанского вокзала)
Тел: 8-496 442-56-00, 8-903 528-27-80 (Светлана), тел.факс: 8-496 442-17-20.
Для участия в фестивале необходимо выслать заявку, а также демонстрационные номера в формате МР3 на e-mail dkximik@mail.ru

Скачать заявку на участие в фестивале (правая кнопка, «сохранить объект»)
Ознакомиться с положением о фестивале и условиями участия...>>>>
Радио и ТВ

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.

7 июля 617-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 80-летию со дня рождения легендарного музыканта, лидера фьюжн-группы «Weather Report» Джо Завинула. В программе звучат, в том числе, редкие записи музыканта.
14 июля 618-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 60-летию одного из интереснейших музыкантов креативной направленности тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis).
21 июля 619-я программа «Бесконечное приближение» принадлежит серии «Лица необщим выраженьем» и продолжает творческую биографию уникального российского музыканта Аркадия Шилклопера.
28 июля 620-я программа «Бесконечное приближение» позволяет автору поимпровизировать, включая в процесс Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy), Гидона Кремера и камерный оркестр «Кремерата Балтика», брасс-ансамбли Empire Brass Quintet и German Brass.


Джаз на "Свободе"
Программа «Время Джаза», посвященная истории джаза, ее героям, заявкам радиослушателей и новостям мира джаза. Воскресенье 23.00 по Москве и два повтора - в понедельник в 3 и в 10 утра. Ведущий программы - Дмитрий Савицкий.

Телеканал «Культура», 26 декабря, 01:00: концерт Маркуса Миллера
Маркус Миллер — легендарный американский бас-гитарист, профессионал с большой буквы. Он работал с Дэвидом Сэнборном и Майлсом Дэйвисом, Фрэнком Синатрой и Элтоном Джоном. На сегодняшний день — один из самых востребованных джазовых музыкантов в мире. График его выступлений так плотен, что в 2005 году, впервые приехав в Россию, он смог выступить только в Петербурге. До столицы добрался только в 2007-м, хотя формально его концерт прошел все-таки за пределами МКАД — в Архангельском, на ежегодном фестивале «Усадьба-джаз». В 2009 Миллер побывал в Москве в рамках своего тура в честь пластинки «Tutu», которую Маркус записывал вместе с Майлсом Дэйвисом.

Из сюжета «Новостей Культуры», июнь 2007 (автор — Вера Глушкова):
Из интервью Маркуса Миллера телеканалу «Культура»
— Когда мы играли на концерте, там было так много народу, просто с ума сойти. Я видел, что люди наслаждались нашей музыкой, и самое главное — понимали её! Это было большим для меня сюрпризом. Мы приехали так издалека, с другого континента. Удивительно, что наша музыка распространилась так далеко! Когда мы приезжаем в новую страну, как, например, в Россию, мои ребята часто теряются от того, что всё вокруг другое, и такое количество новых людей, и еда тоже другая…Они еще сразу сувениры начинают покупать…И на музыке иногда не очень фокусируются. Я хочу чтоб каждый понимал: в первую очередь — работа! А работа — это не покупать водку, это играть музыку! А вообще я не так уж строг со своими музыкантами. Но до тех пор, пока они не начинают делать то что мне не нравится. И я тогда поворачиваюсь и говорю: «Что ты делаешь?». Я просто не всегда понимаю, как можно вообще играть не по тем нотам...
Я не чувствую себя особенным каким-то... Я не такой, что: слушай, парень, ты особенный выдающийся, гениальный музыкант! Вот что я могу сказать про свою жизнь: я воспринимаю её, пропускаю через себя и выпускаю обратно. То есть я заставляю время течь! Знаете, когда я рос, я слушал Стэнли Кларка и Джако Пасториуса и восхищался ими. А потом моё имя стали ставить в одну строчку с этими ребятами, представляете? Люди начали говорить: Маркус и Джако — это вот...! Ну да, спасибо. Я скоро перестал обращать на это внимание, если честно. Ведь главное — идти своей дорогой.
У меня есть друзья — они профессиональные спортсмены, баскетболисты. Я им говорю: «Как же вы круты! Но когда вам будет 30, и вам скажут, что вы постарели, и должны закончить карьеру? И чем же вы станете заниматься — предаваться воспоминаниям о своей молодости?». Вот за что я люблю музыку — она не кончается, и ты никогда не умрёшь...»
Из сюжета «Новостей Культуры», ноябрь 2009 (автор — Дмитрий Сухов):
«...тур Миллера назван в честь пластинки «Tutu», которую Маркус записывал вместе с Майлсом Дэйвисом. Правда, нет ни круглой даты (в этом году Майлсу исполнилось бы 83), да и сам альбом был записан 23 года назад. Видимо, Маркус просто соскучился по своему старому другу.
Люди, покидавшие Дом Музыки в тот вечер, уже никогда не будут прежними. Может, оттого, что они теперь знают ответ на вопрос: что такое совершенство в музыке. А может, оттого, что тот привычный осенний дождь, который моросил весь день, был так похож на слезы счастья. И даже те, кто предусмотрительно захватили с собой зонты, почему-то не спешили их раскрывать. Осенний дождь был теплым.
Когда стрелка часов перевалит за концертный экватор, он осторожно поставит бас-гитару, чтобы взять в руки бас-кларнет и сыграть тему из песни Майкла Джексона. Под приглушенный свет софитов и оглушительные аплодисменты он, играя, будет танцевать, напоминая собой Майкла...
...Мало кто из ныне живущих на Земле способен так играть джаз, как играли эти пятеро музыкантов.
...Подняв руку вверх, он тихо произнес: «Спасибо Майлсу Дэйвису!». Концерт завершился. И, подождав, когда дорога опять станет свободной, он как всегда повернет ключ вправо, включит свой дальний свет, уедет. Потому что, уезжать в дождь всегда считалось хорошей приметой.

В концерте, который представляет телеканал «Культура», прозвучат композиции с сольных альбомов Миллера «M²», «Silver Rain» и «The Sun Don’t Lie». Съёмка произведена на фестивале «Jazz à Juan» в городе Жуан-ле-Пэн (Juan-les-Pins) на юге Франции в 2005 г.

Телеканал «Культура», 27 декабря, 00:50: «Российские звёзды мирового джаза. Николай Левиновский и биг-бэнд Игоря Бутмана»


Николай Левиновский, Игорь Бутман

В Москве ежегодно проводится фестиваль «Российские звёзды мирового джаза» (продюсер — народный артист России Анатолий Кролл). В 2007 г. одна из программ этого фестиваля была посвящена джазу русской Америки, ярким представителем которого является пианист и композитор Николай Левиновский — в советское время лидер прославленного джаз-ансамбля «Аллегро», а с 1990 г. — житель Нью-Йорка. В концерте принимал участие один из самых популярных джазовых коллективов России — Биг-бэнд Игоря Бутмана. Лидер оркестра, саксофонист Игорь Бутман, тоже яркий представитель джаза русской Америки, поскольку прожил и проработал там около десяти лет. Под управлением Николая Левиновского биг-бэндом Бутмана были исполнены композиции русского нью-йоркского автора: «Маленькая фестивальная», «Звонили звоны в Новгороде», «Русская страсть», «Москва в три часа утра» и др. Концерт проходил в концертном зале Центра Павла Слободкина.


Подкаст "Слушать здесь":
20.12.09 - 396 "Слушать здесь". Трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) о британском брасс-роке: слушаем пьесы "Who Can I Trust" с альбома "Walrus" одноименной группы (Deram, 1970), "She's Learning" с альбома "Healing Of the Lunatic Owl" группы Brainchild (A&M, 1970) и "Young Man" с альбома "Their First Album" группы Gas Mask (Tonsil, 1970)

17.12.09 - 395 "Слушать здесь". К 80-летию композитора, бэндлидера и пианистки Тошико Акиёши. Главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует заглавную пьесу альбома оркестра Toshiko Akiyoshi - Lew Tabackin Big Band "Sumi-E" (Insights, 1979).

11.12.09 - 394 Трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Resolution" с альбома саксофониста Джона Колтрейна " A Love Supreme" (Impulse!, 1964)

08.12.09 - 393 Продолжаем публикацию избранных треков из архива советского джаза радиопрограммы "Радиоклуб Метроном", спасённого ведущим Аркадием Петровым (1935-2007) от уничтожения в 1973 г. Главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует две пьесы из "Русской сюиты" композитора и бэндлидера Анатолия Кальварского ("Выходила молодёшенька" и "Во поле берёзка стояла") в исполнении его оркестра "Метроном" в неопубликованной студийной записи 1970 г.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
сетевое приложение к журналу "Джаз.Ру"
в сети с 1998 г.

Авторы:
Александр Никитин,
[авторская подпись снята по просьбе автора]
Константин Волков,
Анна Филипьева,
Феликс Волошин,
Алексей Круглов,
Владимир Мак,
Михаил Кулль,
Владимир Фейертаг,
Павел Корбут,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Александр Никитин,
Дарья Архангельская,
Григорий Хатин,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

                         здесь написано про джас джас джас