«О, сколько нам открытий чудных…»: джазовые сокровища Уильяма Сэйвори

2
Лена Адашева LA

Многие годы в джазовой среде велись разговоры о полумифической коллекции звукоинженера Уильяма Сэйвори (William Savory), в которой якобы содержались записи радиотрансляций живых выступлений великих джазовых музыкантов эры свинга. Коллекция более пяти десятилетий не была доступна публике, а восхищенные отзывы тех, кто имел возможность услышать некоторые из записей, создавали вокруг неё ауру таинственности. Наконец, в 2010 году Национальный музей джаза в Гарлеме, во главе которого стоит музыкант и историк джаза Лорен Шонберг  (Loren Schoenberg), приобрёл всю коллекцию и начал работу по её оцифровке и публикации.

Уильям Сэйвори (настоящее имя — Уильям Десавуре) родился в 1916 г. на борту океанского лайнера «Мавритания», на котором его родители иммигрировали в Соединенные Штаты из Франции. Уильям рос в Нью-Джерси, затем в Южной Калифорнии, рано увлекся техническими науками, что, в конце концов, привело его в индустрию звукозаписи. Билл Сэйвори сотрудничал с такими крупными компаниями, как Коламбия и СиБиЭс. Работая в компании Columbia Records, он принял участие в разработке «долгоиграющих» пластинок и разработал технику перевода старых записей в новый формат. В конце жизни Сэйвори сотрудничал с государственными ведомствами, участвуя в разработке электронных средств связи и наблюдения.

William Savory
William Savory, 1950 (photo: Audio Engineering Society)

Обладая самыми передовыми на тот момент техническими возможностями, Уильям Сэйвори делал для собственного удовольствия записи радиотрансляций, записывая лишь то, что нравилось ему самому. Его коллекция записей с радио (так называемых airchecks) отражает утончённый вкус музыканта (Сэйвори играл на фортепиано и саксофоне) и любителя джаза.

Коллекция Сэйвори содержит около 1000 записей, сделанных в эру свинга (конец 30-х — начало 40-х годов). Луи Армстронг, Бенни Гудман, Билли Холидей, Каунт Бэйси, Коулман Хокинс, Лестер Янг — лишь несколько имён из огромного каталога архива. Кроме джазовых записей, коллекция Сэйвори включает записи концертов классической и оперной музыки, а также речи известных исторических личностей (Франклин Д. Рузвельт, папа римский Пий XII — есть даже запись голоса Джеймса Джойса, читающего свои произведения).

Чтобы записывать продолжительные трансляции целиком, Сэйвори разработал свою технологию записи.

Большинство студийных записей того времени производилось на 10-дюймовые пластинки со скоростью 78 оборотов в минуту; на них умещалось около трёх минут музыки. Сэйвори использовал 12- и 16-дюймовые алюминиевые диски, делая записи на скорости 33 1/3 оборотов в минуту (которая стала применяться для тиражирования записей только десятилетием позже). Такое сочетание больших дисков, сделанных из прочного материала, и низких скоростей записи позволяло Сэйвори записывать концерты и джем-сешны почти целиком — ещё одна причина считать коллекцию бесценной и уникальной. По словам Лорена Шонберга, записи радиотрансляций, сделанные поклонниками джаза того времени у себя дома, не могут сравниться с записями Сэйвори, который был одновременно и музыкантом, и техническим гением.

Таким образом Сэйвори сделал уникальные записи многих известных джазовых композиций, исполняемых вживую по радио. Живые радиовыступления музыкантов, более свободных и не ограниченных условиями студии, заметно отличаются от известных нам студийных записей. Яркий пример — датированная 1941 годом запись потрясающего шестиминутного исполнения Коулманом Хокинсом композиции «Body and Soul». Эта запись зафиксировала ещё более смелое, чем в студийной записи 1939 года, соло Хокинса, в конце которого он уходит в ладовую импровизацию, характерную для модального джаза 60-х годов.
Аудиофрагмент (около полуминуты):

Уникальные записи из коллекции Сэйвори зафиксировали выступления легендарных джазменов с неожиданным набором инструментов или составом ансамблей. Бенни Гудман, например, исполняет композицю Гершвина «Oh, Lady Be Good» в дуэте с пианистом Тедди Уилсоном, играющим на… клавесине, а рубато версия знаменитой композиции «Strange Fruit» в живом исполнении Билли Холидей значительно отличается от ее студийной записи, сделанной месяцем ранее радиотрансляции Сэйвори.
Аудиофрагмент (около полуминуты):

Коллекция Сэйвори пролила свет и на фестиваль 1938 года «Carnival of Swing», который считается первым в истории джазовым фестивалем на открытом воздухе. На этом мероприятии играли более 20 коллективов, в том числе оркестры Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси. Считалось, что аудиозаписей фестиваля не сохранилось, пока в коллекции Сэйвори не была обнаружена запись части выступления Каунта Бэйси и джазового скрипача Стаффа Смита.

Loren Schoenberg
Loren Schoenberg

Уильям Сэйвори ревностно охранял доступ к своей коллекции, 90% процентов сделанных им записей никогда ранее не публиковались. После смерти Сэйвори в 2004 г. его сын Юджин Десавуре (Eugene Desavouret) пытался спасти коллекцию дисков, буквально гнивших в ящиках. В текущем году он продал архив отца Национальному музею джаза в Гарлеме. Главная роль в приобретении коллекции и работе над ней принадлежит исполнительному директору музея Лорену Шонбергу. «Я узнал об этой коллекции около тридцати лет назад, — говорит Лорен, — но Билл не только не давал слушать свои записи, но даже никогда не говорил о том, что есть в его коллекции, кроме записей Бенни Гудмана» (в оркестре которого Лорен работал). Оценивая состояние 975 дисков с уникальными записями, Лорен отмечает, что лишь 25% дисков находятся в отличном состоянии, но эти 25% способны «взорвать вас». Половина записей — не в лучшем, но приемлемом состоянии, остальные же 25% находятся в очень плохом состоянии, некоторые из них возможно прослушать только один раз. Для работы над оцифровкой записей был приглашён Даг Померой (Doug Pomeroy) — опытный звукоинженер, специализирующийся на реставрации аудиозаписей и участвовавший в переиздании более ста альбомов, в том числе музыки Луи Армстронга. По словам Лорена Шонберга, в планах Музея джаза сделать как можно больше для популяризации коллекции — она будет доступна для прослушивания в самом музее и, возможно, в интернете. Однако музей обладает правом собственности на диски, как физические объекты, но не на саму музыку, что делает невозможным коммерческое издание записей, по крайней мере, до разрешения всех правовых коллизий.

«Каждая из этих записей — открытие», говорит Даг Померой. Коллекция Сэйвори — настоящее сокровище для исследователей и любителей джаза во всем мире. Будем надеяться, что оно не только будет сохранено, но и станет доступным для историков и ценителей джаза.


Страница на сайте Музея джаза в Гарлеме, где выложены аудиопримеры из коллекции Сэйвори

Ещё несколько аудиопримеров из «сокровищницы» Сэйвори, в том числе иллюстрацию состояния записей до и после реставрации, можно услышать на специальной странице сайта газеты New York Times (обратите особое внимание на «модальный» фрагмент из расширенной версии «Body and Soul» Коулмана Хокинса и на выложенный полностью (четыре с половиной минуты!) трек из единственной существующей записи совместного музицирования Луи Армстронга, тромбониста Джека Тигардена и пианиста-вокалиста Фэтса Уоллера: известны записи Армстронга с Уоллером и тем более Армстронга с Тигарденом, но ни одной вместе, втроём).

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №450: Splatter Trio и их реинкарнация «Bitches Brew»
Следующая статьяIIфестиваль BeatlOmania в Клубе Игоря Бутмана
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий для Lena Adasheva Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.