Четверть века фестивалю «Джаз на Красном море» в Эйлате

0
Владимир Мак,
Иерусалим
MM

21-24.08.2011, Эйлат, Израиль: «Джаз на Красном море»

Эйлат
Эйлат

История фестиваля

Израиль — джазовая страна по многим причинам. Высокая температура окружающей среды способствует импровизационному музицированию. Еврейская привычка к размышлениям и рассуждениям (увы, в последние годы уходящая в историю) приводит к культурной реакции на сложную музыку: Израиль — одна из редких малонаселенных стран, где на концертах джаза и классики заполнены большие залы. Постоянные политические, экономические и культурные контакты Израиля с Северной Америкой привели к тому, что с первых дней существования страны на её концертных площадках стали выступать лучшие американские музыканты, классические и джазовые, а с 1950-х годов юные музыканты-израильтяне поехали учиться в Америку. Сегодня уже не только в академической музыке, но и в джазовой израильтяне и американцы перемешались настолько, что невольно вспоминаешь Утёсова, утверждавшего, что джаз родился в Одессе…

Джаз родился всё-таки не в Одессе, а в Америке; но израильский джаз не был искусственно транспортирован из Америки, а родился в Израиле, когда слились названные выше истоки. Забыл еще один — «алия» (евреи, переезжающие на «историческую родину». — Ред.) из бывшего СССР, который трудно было назвать джазовой страной, но джаз в ней, тем не менее, существовал всю её историю. Не благодаря, а вопреки. Вопреки всему выросли в Союзе музыканты, не желавшие аккомпанировать строю коммунистических бригад. Некоторые из них, покинув любимую до слёз Родину, переехали на Родину историческую и стали ещё одной составляющей израильского джаза.
Музыка звучала, гастролеры приезжали (Луи Армстронг ещё в 1962 году выступал в Тель-Авиве!), но джазовой стране нужен фестиваль, причём всемирный, престижный. На таком публика может услышать сразу многих звёзд, свои могут на их фоне себя показать, а потом все вместе сыграть джем-сешн, и так каждый год. Причем ни время, ни место встречи изменять нельзя. Такого фестиваля не было, но он появился.

Эйлат семимильными шагами развивался как главный израильский курорт, и как единственный неарабский курорт на Красном море. Между пляжами — портовая территория, обычно заставленная японскими (сейчас — ещё и корейскими) машинами, которые везут с Дальнего Востока через Индийский океан. Возникла идея: на неделю отгородить часть порта, построить на ней из корабельных контейнеров несколько залов и провести джазовый фестиваль. Но кто будет гонять машину в 40-градусный Эйлат? А ночлег, билеты — джаз любят обычно не очень богатые люди. В 80-е годы дороги в Израиле были хуже, значительная часть машин была без кондиционеров, хайтековского бума еще не было, и деньгами люди не швыряли так, как сегодня. Любителей джаза надо было привлечь музыкантами, о встречах с которыми они и не мечтали — кабеля и интернета еще не было! Привлекать надо было их без мощной рекламы — ни одна из богатых компаний не поверила в фестиваль.

ДАЛЕЕ: продолжение истории фестиваля, день сегодняшний, артисты 2011 года

Слово Дани Готфриду — пианисту и создателю фестиваля «Джаз на Красном море» (фрагмент интервью 1996 г., во время 10-го фестиваля):

Я думал, как сделать международный фестиваль без денег, пришел к американским джазменам-евреям и попросил их приехать и выступить бесплатно. Тогда приехали Майкл Бреккер, Мэл Льюис, Рэд Родни (его имя Роберт Чудник, переименовал его Чарли Паркер). Приехали евреи со своими ансамблями. Был большой фестиваль, обративший на себя внимание многих, и уже для следующего появились деньги. А сейчас фестиваль уже, как говорится, «на карте», многие фирмы готовы ему помочь, и лучшие музыканты готовы на нем выступить.

Один из лучших в истории джаза саксофонистов Майкл Бреккер и его брат трубач Рэнди впоследствии выступали в Эйлате многократно. Барабанщик Мэл Льюис (изначально Мелвин Соколов) и трубач Рэд Родни были тогда легендарными ветеранами и, возможно, именно их послушать захотели поклонники джаза со всей страны, которые приехали в последнюю неделю августа 1987 года на фестиваль «Джаз на Красном море»…

Минула четверть века. На 23-х последующих фестивалях переиграл практически весь цвет мирового джаза. На одной руке можно сосчитать крупных джазменов, не приезжавших в Эйлат, зато легко назову легенды, неоднократно превращавшиеся в реальных, осязаемых музыкантов на эйлатской сцене — Элвин Джонс, Ди Ди Бриджуотер, Мишель Петруччиани, Джордж Коулман, Тутс Тилеманс, Рон Картер, Чарльз Ллойд… Нелишне отметить, что все израильские музыканты играли в Эйлате. Некоторые из них дебютировали школьниками, а сегодня выводят на сцены «Джаза на Красном море» свои ансамбли.

Фестиваль в Эйлате: день сегодняшний

До 2008 года художественным руководителем фестиваля был Дани Готфрид. Превосходный пианист и блестящий организатор, он создал настоящий международный фестиваль с высочайшей репутацией среди публики и среди музыкантов во всем мире. В конце 22-го фестиваля Готфрид передал эстафету Авишаю Коэну, известному контрабасисту, долго игравшему в Штатах с Данило Пересом и Чиком Кориа, но вернувшемуся домой и окунувшемуся в атмосферу израильского джаза. Перед нами — составленная Коэном программа 25-го фестиваля, который пройдет с 21 по 24 августа на берегу Красного моря.
На сцены трех выстроенных в порту залов выйдет 21 ансамбль — 10 израильских и 11 зарубежных. Первым в списке гостей представлю пианиста Эдди Палмьери — единственного джазмена старшего поколения на этом фестивале, единственного участника предыдущих фестивалей (он выступал на II «Джазе на Красном море» в 1988 году) и единственной в нынешней программе настоящей джазовой легенды. Пальмери 75 лет, у него 8 премий «Грэмми» и репутация одного из лучших в истории музыки мастеров латиноамериканского джаза. Родился он у пуэрториканских родителей в забытом Богом нью-йоркском районе Бронкс, выбился в музыканты вслед за старшим братом, также знаменитым пианистом Чарли Палмьери, испытав, кроме родной, латиноамериканской музыки, также большое влияние Телониуса Монка. Палмьери долго выступал с ансамблем «Ла Перфекта», сегодня его команда называется Eddie Palmieri Y La Perfecta II. В ней, кроме маэстро, девять человек. Как принято в латинском джазе — много ударных и вокал, а также бас, духовые и гитара.

Lizz Wright
Lizz Wright

Остальные гости фестиваля выйдут на эйлатскую сцену впервые. Преобладают в списке представители самого дефицитного джазового инструмента — вокала. Трех американских певиц мы услышим на фестивале — Джесси Палтер, Лиз Райт и Гретхен Парлато. Джесси Палтер тяготеет к белой ветви музыки соул. Ее партнер, Сэм Барш, в прошлом — джазовый пианист и партнер Авишая Коэна. Лиз Райт — 30-летняя афроамериканка, тяготеющая к блюзу, давшая в 2009 году на фестивале в Вьенне вместе с Дайаной Ривс концерт памяти Нины Симон. Гретхен Парлато, 35-летняя дочь басиста из группы Фрэнка Заппы, единственная из трех див поет настоящий джаз. Впрочем, джазовый репертуар не всегда означает джазовый драйв и атмосферу истинного джаза. Кто именно сможет её создать — узнаем в Эйлате.
Грегуар Марэ — продолжатель традиций Тутса Тилеманса. Он играет на губной гармонике, инструменте популярном в кантри и блюзе, но редком в джазе. Марэ, как и великий Тутс, играет на гармонике джаз. Ему 36 лет, за которые он успел переиграть с десятками больших джазменов, среди которых Кассандра Уилсон, Пэт Мэтини и Хэрби Хэнкок. Особо отмечу его долголетнее сотрудничество с Маркусом Миллером.
Рауль Майдон — 45-летний ньюйоркский гитарист и вокалист, 10 лет назад прекративший участвовать в командах, аккомпанирующих звёздам, и начавший сольную карьеру. В отличие от вышеназванных музыкантов, каждый из которых приезжает с ансамблем, Майдон — чистый солист. На джазовой сцене нередки выступления солистов-пианистов, помню концерт гениального контрабасиста, ныне покойного Нильса Педерсена. Концерт вокалиста-гитариста более уместен на фестивалях иных музыкальных жанров. Впрочем…
Pedrito Martinez Group, уверен, будет играть горячий латиноамериканский джаз. Педрито Мартинес — 38-летний перкуссионист, уроженец Гаваны, играющий на сцене с 11 лет. В 25 его пригласили в Канаду, после чего на Остров Свободы он уже не возвращался. Мартинес играет с Пакито Д’Ривера, Эдди Палмьери, Рэнди Бреккером, Стингом… — список длинен и внушителен. В его квартете пианист, басист и еще один перкуссионист. Все поют.
Tuba Skinny — молодой секстет, продолжающий традиции нью-орлеанских уличных оркестров. Состав из тромбона, корнета, тубы, гитары, ударных и… стиральной доски для молодежи непривычен, но похвален.
Майкл Кэшхаммер — канадский пианист, исповедующий эстрадный вариант джаза, который часто приводит в восторг широкий круги поклонников этой музыки.
Steve Smith and Vital Information — название команды, которую возглавляет один из значительных современных барабанщиков. Стив Смит в 1974 году 19-летним вышел на джазовую сцену. Начав с бибопа, он перешел во фри-джаз в группу Fringe, а в 76-м уже играл джаз-рок (термин фьюжн тогда еще не употребляли) с Жан-Люком Понти. С тех пор фьюжн — основная область его деятельности. Ансамбль со странным названием существует 28 лет (!), сегодня в нем американские пианист, гитарист и басист, плюс уникальный израильский перкуссионист Гилад Добрецкий, постоянно игравший с ансамблем Смита во время учебы и работы в Штатах.

Jason Moran & The Bandwagon
Jason Moran & The Bandwagon

Jason Moran & The Bandwagon — трио во главе с главной фестивальной звездой. Джейсон Моран — один из лучших в мире джазовых пианистов. Наши поклонники джаза запомнили его по прошлогоднему концерту в Иерусалиме с Чарльзом Ллойдом и по многочисленным записям и премиям, которые получил в последние годы 36-летний музыкант, который приедет в Эйлат вместе с уникальным барабанщиком Нашитом Уэйтсм (он же был в ансамбле Ллойда) и пока неизвестным нам басистом Тарусом Мэтином. Уверен, он будет под стать партнерам.

В израильской программе отмечу Israel All Stars — ветеранов джаза во главе с основателем фестиваля Дани Готфридом, и Organic Sound Unit — блистательный септет студентов Иерусалимской академии, в котором самому старшему 21, а самому младшему, уникальному барабанщику Офри Нехемия — 17 лет.

Organic Sound Unit
Organic Sound Unit

Еще один ветеран, Йони Рехтер, покажет, вероятно, джазовые версии израильских песен. Великолепный тромбонист Йонатан Волчек выведет на сцену свой секстет, также свои комбо представят Шай Маэстро, Гилад Авро, Эрез Бар-Ной. И у израильтян будет певица. Яэль Декельбаум известна по чудному трио «Банот Нехама». Сегодня она с инструментальным квинтетом поет джаз. Особого внимания заслуживает трио Зоара Фреско. Превосходный, разносторонний перкуссионист, которого мы привыкли видеть в фьюжн-ансамблях (в частности, в легендарном «Бустан Авраам») объединится с самобытным саксофонистом Даниэлем Замиром и тонким, чутким джазовым пианистом Нитаем Хершковичем.
Позволив себе прогнозы, подчеркну, что хотя они и вероятнее, чем прогнозы перед футбольными матчами, но все равно остаются предположениями. Реальный результат можно узнать лишь в Эйлате, на концертах «Джаза на Красном море» и на еженощных джем-сешнс. Именно там часто рождается джазовая истина.

САЙТ ФЕСТИВАЛЯ

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.