Владимир Фейертаг с размахом отпраздновал истинно джазовое 80-летие

2
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
Анна Филипьева, Кирилл Мошков
Фото: Владимир Коробицын
AFKM

27 декабря грандиозным концертом в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга отпраздновал юбилей старейшина цеха русскоязычной джазовой журналистики, выдающийся популяризатор джаза, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Борисович Фейертаг. Стукнуло ему ни много, ни мало — восемьдесят лет. Согласитесь, возраст весьма почтенный. Но поверить в это, глядя на подвижного, жизнерадостного человека, весь вечер ни на минутку не присевшего, не сходившего со сцены, энергично дирижировавшего оркестром и беспрестанно экспромтом отпускавшего изящные остроты, — практически невозможно. И, тем не менее, это правда.

Владимир Фейертаг
Владимир Фейертаг

«Я никогда пассивно не лежал на брюхе, мне всегда хотелось быть в гуще событий», — рассказывал Владимир Борисович нашему корреспонденту в интервью, опубликованном в 6/7 номере бумажного журнала «Джаз.Ру» за 2011 г. Так оно и было: события джазовой жизни всегда происходили вокруг него. Не так-то легко будет найти на картах бывшего СССР город, где когда-либо звучал бы джаз, но при этом не ступала нога Фейертага. Для многих джазовых музыкантов он стал тем человеком, который вывел их к широкой публике. Ничего удивительного, что многие из этих музыкантов 27 декабря вышли на сцену Капеллы, чтобы поздравить юбиляра.
Началось всё с того, что Владимир Борисович предстал перед публикой в том амплуа, в котором его мало кто (из нас, зелёной молодёжи) помнит: ведь полвека назад у Фейертага был в Ленинграде весьма приличный биг-бэнд, для которого он сам писал аранжировки! Больше того, написанием оркестровых аранжировок он долгое время зарабатывал на жизнь. И сейчас основательное знакомство с практикой ремесла оркестровщика не подвело Фейергата, по одному из двух образований — музыковеда-теоретика: для своего юбилея он частично написал, частично восстановил из своего же давнего материала целое отделение музыки, которое при его скупом, но выразительном и энергичном руководстве отлично исполнил Jazz Philharmonic Big Band, уже более двух лет работающий при Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки. Лидеры этого оркестра — саксофонисты Кирилл Бубякин и Сергей Богданов; они много и успешно солировали в первом (оркестровом) отделении концерта, но во многих номерах на сцену поднимались специальные гости, чтобы исполнить ту или иную аранжировку Фейертага с биг-бэндом под его управлением.

Владимир Фейертаг и Jazz Philharmonic Big Band
Владимир Фейертаг и Jazz Philharmonic Big Band

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фото, ВИДЕО!

Владимир Фейертаг и Jazz Philharmonic Big Band
Владимир Фейертаг и Jazz Philharmonic Big Band

Вокальный ансамбль «Дайджест» исполнил с оркестром оркестрованную юбиляром «At Last» Мака Гордона и Гарри Уоррена из кинофильма «Жёны оркестрантов» (1942), в котором она звучала в исполнении биг-бэнда Гленна Миллера (ну, в наши-то дни эта песенка в основном известна по версии Этты Джеймс 1960 г. — благодаря телерекламе, конечно). В своей оркестровке Фейертаг сохранил существенные элементы миллеровского звучания, включая знаменитый crystal chorus (характерное звучание секции саксофонов с кларнетом в качестве верхнего голоса).

Вспоминая существовавшую в советские годы необходимость непременно исполнять «произведения советских композиторов», Владимир Борисович показал с оркестром свою свинговую версию «Песни о Волге» Исаака Дунаевского. Тут рука у нашего видеооператора дрогнула от переживаний, поэтому первые такты пьесы записать не удалось.

Владимир Борисович широко известен джазовой публике не только как автор книг, статей и радиопрограмм, но и (наверное, даже прежде всего) как ведущий многочисленных фестивалей по всей России. Руководители многих из этих фестивалей приехали на юбилей, многие выходили на сцену поздравить (Выборг, Ярославль), но только арт-директор фестиваля «Сентябрь в Тихвине», пианист и композитор Игорь Володин, поздравлял Фейертага собственной музыкой, причём… в аранжировке Фейертага! Сам Игорь сыграл в своей пьесе «Кафе Блюз», ставшей неофициальным гимном Тихвинского фестиваля, интересное соло на духовой мелодике.

Директор Джазовой филармонии, народный артист РФ Давид Голощёкин не мог не сыграть, и сыграть довольно много: мало того, что их с Фейертагом связывает многолетняя дружба и совместная деятельность — юбиляр в конце 90-х гг. прошлого века написал целую книгу о Голощёкине, «Диалог со свингом», построенную на интервью Давида Семёновича.

Давид Голощёкин и Jazz Philharmonic Big Band
Давид Голощёкин и Jazz Philharmonic Big Band

Сыграв с оркестром соло на флюгельгорне, Голощёкин в следующей пьесе переключился на вибрафон, а количество народных артистов России на сцене возросло вдвое: за рояль сел Игорь Бриль.

Игорь Бриль и Давид Голощёкин
Игорь Бриль и Давид Голощёкин

В завершение первого отделения с оркестром Джаз-филармонии под руководством Фейертага играли сразу три народных артиста: Голощёкин, Бриль и свежеиспечённый (в честь недавно отпразднованного 50-летия) н.а.РФ Игорь Бутман.

Игорь Бутман и Jazz Philharmonic Big Band
Игорь Бутман и Jazz Philharmonic Big Band

Игорь (или теперь, в связи с прошедшим юбилеем и полученным почётным званием, надо уже писать Игорь Михайлович?) умело нагнетал динамику своего соло, неоднократно заставив молодых музыкантов в оркестре издавать громкие крики профессионального одобрения, и под овацию зала вывел оркестр на мощную коду — собственно, эмоциональная волна финала первого отделения хорошо читается на фотографии.

Финал первого отделения
Финал первого отделения

Второе отделение началось словесными поздравлениями, и «поздравлянты» старались не дать многочисленной публике заскучать: директор киевского джаз-фестиваля «Єднiсть» Сергей Грабар обратился к публике по-украински, а один из авторов этих строк рассказал петербургской аудитории, как юбиляр лично запретил ставить его фотографию на обложку новейшего номера журнала «Джаз.Ру», который открывает восьмистраничное юбилейное интервью Фейертага.

Ансамбль Леры Гехнер и Алексея Попова
Ансамбль Леры Гехнер и Алексея Попова

Последовали музыкальные поздравления: один за другим на сцену выходили музыканты, в чьей жизни Фейертаг сыграл важную роль. И, наверное, никто не мог сказать этого с большим правом, чем известный санкт-петербургский тенор-саксофонист Алексей Попов: ведь Владимир Фейертаг приходится ему ни много, ни мало — родным отцом! Алексей выступил вместе с электрифицированным ансамблем экспрессивной вокалистки Леры Гехнер.
Контрастом к их выступлению прозвучала изящная, полная скрытой энергии, но совершенно прозрачная и камерная по характеру игра дуэта, впервые вышедшего на всесоюзную сцену три десятилетия назад именно с подачи Фейертага — это пианист Андрей Кондаков и гитарист Андрей Рябов.

Андрей Кондаков, Андрей Рябов
Андрей Кондаков, Андрей Рябов

Блеснул, как обычно, органичным погружением в эстетику современной афроамериканской музыки московский вокалист и клавишник Сергей Манукян, которого Фейертаг когда-то представлял на сцене «Осенних ритмов» ещё как музыканта из Таллинна.

Сергей Манукян
Сергей Манукян

Поздравлял Фейертага и московский саксофонист Алексей Круглов: связь здесь такая — Фейертаг все 12 лет существования Тихвинского джаз-фестиваля ведёт его концерты, а Алексей в последние годы стал постоянным партнёром и участником ансамбля Игоря Володина, арт-директора фестиваля. Прозвучало также мощное соло трубача Александра Беренсона, тоже выходца с ленинградской сцены (ныне – участник оркестра Игоря Бутмана).

Владимир Фейертаг открывает джем
Владимир Фейертаг открывает джем

Достойным финалом вечера стал джем-сешн, к которому присоединились практически все участники вечера. Открыл джем сам юбиляр, сев за рояль и хорошенько тряхнув стариной. Далее солировали все, к горячему одобрению публики.

Алексей Круглов и Игорь Бутман
Алексей Круглов и Игорь Бутман

Логичная кода: стоячая овация, в центре которой — Владимир Фейертаг.

Финал юбилейного вечера Владимира Фейертага
Финал юбилейного вечера Владимира Фейертага

Доброго вам здоровья и долгих лет плодотворного творчества, Владимир Борисович!

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Моё,более чем,60 летнее увлечение джазом классическим связано с Ленинградом и Фейертагом. Жаль что нет регулярных видео передач.

Добавить комментарий для Кора Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.