Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» Фото: Кирилл Мошков, Каупо Киккас |
![]() |
2011 год для Таллинна был годом «культурной столицы Европы». Огромное количество мероприятий в области театра, кино, изобразительного искусства, музыки, знаменитые зарубежные гости — всё как полагается. Ощутил на себе важность момента и местный ежегодный джазовый фестиваль Jazzkaar (см. репортаж: часть 1, часть 2), который в этом году был предварён другим фестивалем — выездной версией норвежского Punkt, о котором в «Полном джазе» захватывающе писала Татьяна Балакирская. Мы же упомянули об этом потому, что в те апрельские дни совершалась подготовка мероприятия, состоявшегося под закрытие года «Таллинн-2011» — международного проекта World of Glass с участием норвежских музыкантов и эстонских мастеров.
И вот в конце года, незадолго до католического Рождества, на сцене небольшого (на 150 мест) драматического Театра фон Краля — первого частного театра в постсоветской Эстонии, который в наступившем году будет праздновать двадцатилетие, — в течение двух дней норвежские гости, перкуссионист Терье Исунгсет и трубач Арве Хенриксен, извлекали различные звуки из стеклянных объектов, которые создали специально для них преподаватели и студенты Таллиннской академии художеств. Идея уникального проекта «Мир стекла» принадлежала координатору музыкальных программ фонда «Tallinn 2011 — культурная столица Европы» Мадли-Лиис Партс.
![Arve Henriksen, Terje Isungset Arve Henriksen, Terje Isungset](https://www.jazz.ru/mag/484/henriksen-isungset1.jpg)
Терье Исунгсет известен не только как участник различных импровизационных проектов, но и как исследователь различных звучащих объектов. В его дискографии есть шесть альбомов, где он (с единомышленниками) играет на инструментах, сделанных изо льда. Арве Хенриксен — яркий трубач, продолжатель популярного в норвежской импровизационной музыке соединения звучания живых инструментов и электроники. Его альбомы выходили на норвежском лейбле Rune Grammofon, средоточии скандинавских импровизационных экспериментов с использованием электроники. На этом же лейбле выходили записи ансамблей Supersilent и Food — в первом из них Хенриксен работает до сих пор, во втором участвовал в первых альбомах. Выпускался Хенриксен и на знаменитом германском лейбле ECM, оплоте норвежского джаза. Есть у него интересы и за пределами джаза и импровизационной музыки: он участвовал в различных проектах бывшего солиста группы Japan Дэвида Силвиана — впрочем, творчество этого исполнителя в последнее время тяготеет как раз к импровизационной музыке. Но помимо всего вышесказанного, Хенриксен — один из вышеупомянутых единомышленников Исунгсета (причём чуть ли не самый рьяный) по «ледяным» проектам. Поэтому «стеклянный проект» для обоих музыкантов был в новинку лишь с той точки зрения, что они раньше практически не имели дела с инструментами из стекла — сама же идея игры на нетривиальных объектах им давно очень близка. Да и их подход к собственным инструментам вполне себе нетривиален — Исунгсет давно отринул обычную ударную установку, а Хенриксен разработал на трубе звук, близкий японской флейте сякухати.
![Arve Henriksen Arve Henriksen](https://www.jazz.ru/mag/484/henriksen-objects1.jpg)
Выступлений в рамках проекта «Мир стекла» было четыре — по два в день, по часу каждое. Автор этих строк посетил все четыре выступления и не жалеет: каждое из них было уникальным (что для тотальной импровизации не удивительно), плюс можно было наблюдать, как музыканты постепенно осваиваются с новыми для них инструментами (в апреле они успели познакомиться лишь с некоторыми объектами), смелеют, открывают их новые возможности.
ДАЛЕЕ: рассказ о концертах, ВИДЕО!
Вся сцена театра была заставлена стеклянными объектами. Присутствовали, впрочем, также лаптопы (и Исунгсет, и Хенриксен использовали сэмплы и создаваемую в реальном времени фонограмму, воспроизводя по нескольку раз только что порождённый звук) и натянутые на стеклянный остов струны, а также один настоящий мундштук, не говоря о микрофонах (нельзя не упомянуть о вкладе норвежского звукорежиссёра Асле Карстада, приехавшего вместе с музыкантами), проводах, столах и стульях. Здесь были стеклянные аналоги там-тама, колокольчиков, пластинчатых колоколов, ксилофона, всевозможных рогов причудливой формы. Были и две стеклянные плошки, которые следовало плавно тереть друг об друга — этот инструмент придумали сами эстонские стеклодувы без ведома музыкантов. Одни инструменты стояли на столах, другие висели, в том числе длинные узкие объекты волнистой формы, слегка раскачивавшиеся под потолком (при дуновении они свистели). Отдельным инструментом была чаша с мелкими осколками, по которым Исунгсет постукивал стеклянной палочкой. Кстати, эти осколки вносили в выступления элемент полной случайности, поскольку норовили выскочить из чаши — некоторые из них оказывались раздавлены под ногой перкуссиониста, а один осколок задел струну, и она зазвенела. Осколки были насыпаны и в небольшие сосуды, которые Исунгсет тряс, как маракасы. Надо отметить, что ни один инструмент за время использования не разбился.
![Terje Isungset Terje Isungset](https://www.jazz.ru/mag/484/isungset-cups.jpg)
Некоторые духовые инструменты, за которые брался Хенриксен, звучали как армянский дудук, другие больше походили на трубу. Был и длинный инструмент, как будто составленный из нескольких стаканов, — он гудел, как диджериду. Дополнительный эффект возникал, когда Хенриксен окунал инструменты в чашу с водой и продолжал дуть. Разнообразнейшее звучание стеклянных объектов музыканты дополняли не только сэмплами, но и шёпотом в микрофон, и пением. Думается, нет необходимости в подробностях описывать все способы звукоизвлечения, которые демонстрировали Исунгсет и Хенриксен. Можно сказать о том, что ощущения в течение часа менялись кардинально: сначала могло казаться, что присутствуешь при некоем религиозном таинстве, затем выходило, что ты стал свидетелем завораживающего танца, потом отправился в цирк, а напоследок попал на представление рождественской сказки. В ходе последнего выступления Хенриксен особенно разошёлся: он водил объектами по столам, задевал ими друг за друга, а при помощи диджериду издавал какие-то совсем уж утробные звуки. Однако по большей части оба музыканта вели себя довольно серьёзно, сдержанно и скромно — находясь на сцене, они действовали так, словно это была их лаборатория: таким образом, публика просто наблюдала за тем, как Исунгсет и Хенриксен изучают новые для себя инструменты и звуки, никуда не торопясь и не стремясь тут же представить что-то законченное.
![Arve Henriksen (photo © Kaupo Kikkas) Arve Henriksen (photo © Kaupo Kikkas)](https://www.jazz.ru/mag/484/henriksen-isungset.jpg)
Проект несомненно будет продолжен. Часть инструментов норвежцы собирались купить у производителей и использовать в своих выступлениях за пределами Таллинна, но и их эстонские коллеги уже изъявили желание поработать с готовым материалом из стекла. Полную версию этого материала читайте в журнале «Джаз.Ру» №1-2012, который выходит в свет в феврале (помимо репортажа с концерта, там будет опубликовано обстоятельное интервью с Терье Исунгсетом и Арве Хенриксеном).
![Arve Henriksen Arve Henriksen](https://www.jazz.ru/mag/484/henriksen-objects.jpg)
ВИДЕО: Terje Isungset, Arve Henriksen «World of Glass» — 26-минутный документальный фильм о проекте (на эстонском языке, интервью с артистами — на английском). Много эпизодов игры на стеклянных инструментах.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=vc1WcTVYwQo]
Спасибо за то что он смело выходит своей публикацией (в высшей степени интересной) за пределы «джаза».