Певица Этта Джеймс (1938-2012)

1
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
  Ким Волошин KV

20 января в калифорнийском городке Риверсайд умерла знаменитая ритм-н-блюзовая певица Этта Джеймс. Ей было 73 года.

Уход Этты не стал неожиданностью. Она давно и тяжело болела, и не делала из этого секрета. В прошлом году стало известно, что у неё лейкемия. При одновременном тяжёлом заболевании печени и прогрессирующей деменции (в народе именуемой «старческий маразм») всем было ясно, что это фатальный диагноз.
Этта давно уже не отличалась крепким здоровьем. С молодости у неё были большие проблемы с весом, и десять лет назад, когда её вес достиг 160 кг, ей даже делали операцию резекции желудка, чтобы избавить от «расстройства питания». Впрочем, она вообще прожила истинно блюзовую жизнь, в полном соответствии с шаблонами и стереотипами восприятия публикой жизненных историй так называемых «блюзовых див» — а Этта Джеймс, несомненно, была последней настоящей «блюзовой дивой».

Etta James Джеймсэтта Хоукинс (Jamesetta Hawkins) родилась 25 января 1938 в Лос-Анджелесе. Она была незаконнорожденной (что в те годы в США всё ещё означало определённое «врождённое поражение в правах») и не знала своего отца, но предполагала, что им мог быть знаменитый лос-анджелесский бильярдист по прозвищу Толстяк из Миннесоты. Она выросла в семье своей бабушки, потому что матери в момент её рождения было всего 14 лет, и по закону она не могла воспитывать ребёнка. С пятилетнего возраста Этта пела в афроамериканских баптистских церквах (знакомый по множеству других блюзовых биографий мотив, не правда ли?). Когда ей было 12, бабушка умерла, и Этта перебралась в Сан-Франциско, к матери, которой было совсем не до неё. Именно в Сан-Франциско она стала петь в женской вокальной группе The Creolettes, в составе которой её увидел знаменитый ритм-н-блюзовый певец Джонни Отис (кстати, он умер буквально за три дня до Этты Джеймс в возрасте 90 лет). Именно Отис «открыл» Этту Джеймс, что бы это ни значило в блюзовом мире. Он устроил ей первый контракт — с лос-анджелесским лейблом Modern, принадлежавшим легендарным блюзовым дельцам братьям Бихари (как и многие другие деятели «индустрии блюза» — недавним иммигрантам из Восточной Европы, в данном случае — из Венгрии). В начале 1955 г. на этом лейбле вышел её первый сингл — «The Wallflower». В качестве исполнителей были указаны The Peaches: так Отис переименовал The Creolettes, использовав слово «груша» — прозвище, которым все звали плотную Этту. Пластинку ждал успех: она поднялась до высшей позиции в ритм-н-блюзовом хит-параде журнала Billboard. Полная эротических коннотаций, песенка едва не стала поводом для проблем с тогдашней цензурой: лейблу пришлось изменить подзаголовок (второе название) песни — вместо «Roll With Me Henry» (что можно было понять как «Поваляйся со мной, Генри») она стала называться «Dance With Me Henry» — песенка была своего рода откликом на суперпопулярный тогда среди слушателей ритм-н-блюза номер Хэнка Балларда «Work With Me Annie» («Поработай со мной, Энни»), из содержания которого было совершенно ясно, какой именно «работой» Баллард предлагал заняться лирической героине песни.
Успешным оказался и следующий сингл — «Good Rockin’ Daddy», но после него «Груши» распались, и Этта начала сольную карьеру.
ДАЛЕЕ: продолжение истории Этты Джеймс, ВИДЕО

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Впрочем, сольная работа на Modern оказалась не слишком успешной, и в 1960 г. Этта перешла на чикагский лейбл Argo — подразделение легендарной фирмы Chess, ведущего блюзового издательского конгломерата 1950-60-х гг. (во главе которого тоже стояли еврейские иммигранты из Восточной Европы, только не из Венгрии, а из Польши — братья Чесс, настоящая фамилия которых была Чиж). Здесь её ждал успех за успехом: до середины 1960-х десять её синглов попали в десятку ритм-н-блюзового хит-парада, в том числе самая, наверное, известная сейчас запись Этты Джеймс — версия томной темы Мака Гордона и Гарри Уоррена «At Last», написанной ещё для оркестра Гленна Миллера и фильма «Жёны оркестрантов» в 1941 г., но решённая Эттой в совершенно ином ключе: у неё это не среднетемповый свингер, а пронзительно-эротичная баллада. Интересно, что путь в массовое сознание и поп-культуру эта запись Этты Джеймс нашла благодаря тому, что была… использована в телевизионной рекламе!

ВИДЕО. «At Last»: оригинальная студийная версия 1960 г.
httpv://www.youtube.com/watch?v=z5dpYDTEMRU

ВИДЕО. «At Last»: концертная версия 2007 г.
httpv://www.youtube.com/watch?v=yqr5M426FwQ

Мощный, хриплый (или, говоря более музыкально, «детонирующий») и нескрываемо эротичный вокал Этты (хотя временами и чрезмерно прямолинейный, однообразный) заработал ей популярность далеко за пределами чисто блюзовой, то есть чёрной, аудитории: белые подростки, слушавшие рок-н-ролл, её тоже хорошо знали — 28 её песен в разные годы побывали в Top 100. Последним её крупным коммерческим успехом стал сингл 1967 года «Tell Mama», впоследствии перепетый легендарной белой рок-певицей Джанис Джоплин, которая была большой поклонницей пения Этты Джеймс.

ВИДЕО. «I’d Rather Go Blind»: оригинальная студийная версия
httpv://www.youtube.com/watch?v=g9PYPvMz-Wc

ВИДЕО. «Baby, What You Want Me To Do»: оригинальная студийная версия 1964 г.
httpv://www.youtube.com/watch?v=KIJg1PgWCuw

Этта не замыкалась в рамках чистого ритм-н-блюза: альбом «Tell Mama», на котором появился её последний хит, стал первым в её дискографии альбомом, где использовались элементы самых разных стилистик — и блюза, и госпелз, и поп-музыки, и даже джаза. Она довольно регулярно выступала и в последующие годы, но успехи остались позади: сказывалась и потеря ритм-н-блюзом массовой аудитории (чёрные перешли на соул и хип-хоп, белые — на диско), да и «блюзовый образ жизни» взял своё. Со второй половины 1960-х и до конца 1980-х Этта Джеймс занималась не столько музыкальным творчеством, сколько борьбой с алкогольной и наркотической зависимостями: уже в 21 год она была «на игле», и к 30-летнему возрасту зависимость от героина начала одолевать её природную крепость. В 70-е она время от времени записывала альбомы, но в то же время регулярно попадалась на кражах — ей нечем было платить за следующую дозу; в 73-м, например, она выпустила относительно успешный блюз-роковый альбом «Only a Fool» и в то же время была решением суда помещена на принудительное лечение от наркозависимости.
Относительно уверенная победа была одержана только к рубежу 1980-90-х гг., после курса лечения в калифорнийской клинике Betty Ford Center, и Этта Джеймс подписала новый контракт с одним из самых успешных независимых лейблов тех лет, Island, и выпустила очень удачный альбом «Seven Year Itch» (1989). С этого момента начинается новая история Этты Джеймс, уже в ранге «легенды блюза» и «настоящей дивы». Она стала работать с независимым лейблом Private Music, и этот лейбл стал для неё счастливым. Её имя вводят в Залы Славы и рок-н-ролла, и блюза; она получает шесть номинаций и две премии Grammy, в том числе и за альбом 1994 г. «A Mystery Lady: Songs of Billie Holiday» в номинации «Лучшая запись джазового вокала». Её второй золотой граммофончик был получен в 2003 за «Лучший альбом современного блюза» — «Let’s Roll», её последний альбом для Private Music.

Etta James
Etta James

Характерно, как критика оценивала её попытки петь джаз. Так, о её альбоме 2001 г. «Blue Gardenia», где она в очередной раз обратилась к джазовому репертуару, один из авторов «Джаз.Ру» писал следующее:

…Нельзя не признать, что ее версии небезынтересны — хотя бы из чистого любопытства: как блюзовая «дива» может исполнить джазовую классику. Выясняется, что — именно так, как может исполнить блюзовая дива с огромным опытом и мощным темпераментом: сильно, уверенно, очень по-блюзовому — довольно монотонно и безо всяких там вокальных штучек и украшений. Она поет джазовые стандарты полувековой давности именно как блюзы, настойчиво-проникновенно, зачастую игнорируя прихотливые джазовые гармонические изгибы, которым следует записавшийся здесь чисто джазовый ансамбль (все аранжировки — знаменитого пианиста Седара Уолтона, он же играет и фортепианную партию). Кстати, это противоречие — блюзовой манеры вокального изложения и джазовой манеры изложения инструментального — особенно ярко проявляется именно в сочетании голоса Этты и фортепиано Уолтона, изощрённо кудрявые мелодические арабески которого то и дело вступают в забавное противоречие с уверенной, корневой простотой вокала.

Тем не менее самая многочисленная аудитория была у Этты Джеймс именно на джазовых фестивалях: в последние годы она выступала на таких крупных джазовых форумах, как европейский Монтрё и сан-францисский SFJAZZ.

ВИДЕО. «Damn You Eyes»: Выступление на фестивале в Монтрё, 1989
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=3fLL6YZuXZg]

В ноябре 2011 года, уже зная о своей неизлечимой болезни и стремительно ухудшающемся состоянии, Этта Джеймс записала для Verve Forecast блюзовый альбом «The Dreamer», мужественно заявив во всеуслышание, что это её последний альбом. Так оно, увы, и оказалось.

Etta James
Etta James, 2011
реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя