Саксофонист Джеймс Картер в Москве: впечатления

2
Анна Филипьева,
редактор «Джаз.Ру»
фото: Павел Корбут

1 февраля во второй раз за последние семь лет в Москве играл Джеймс Картер (в данном случае — сопрано-, альт- и тенор-саксофоны, а также флейта) в составе своего Organ Trio (Леонард Кинг-мл. — барабаны, Джерард Гиббс — орган Hammond, клавишные). Концертный зал им. Чайковского представил выдающегося джазового саксофониста в концерте одного из филармонических абонементов; артистов представлял старейшина джазового сообщества России — петербургский музыковед Владимир Фейертаг.
James CarterЗная музыку Картера, я предполагала «отрыв башки», но что башку начнут отрывать с первых же нот — не ожидала. Саксофонист открыл концерт долгим сольным и вольным вступлением (конспектируя происходящее, я сначала опечаталась и написала «вольным»; исправила, но слово решила оставить, потому что оно очень правильно характеризует игру американского саксофониста).

Ключевая характеристика игры Картера — очень высокая степень технической свободы. К тому, что он делает с инструментом, не всегда можно подобрать адекватный музыкальный термин. Порой даже мне (с некоторой саксофоновой подготовкой за плечами) трудно понять, как он делает некоторые вещи. То есть в принципе саксофон так звучать не может. А у Картера — звучит.

ДАЛЕЕ: как прошёл концерт; много фото; что дал нашему изданию Джеймс Картер?

Gerard Gibbs
Gerard Gibbs

Органист Джерард Гиббс — надёжный, как Шевардинский редут, в том, что касается аккомпанемента — получив соло, впадает в неистовство, граничащее с чудаковатостью. При этом на лице его запечатлено такое удовольствие от процесса, какое можно наблюдать разве что у растянувшего поперёк хозяйской кровати кота. Сам Картер на время соло органиста удаляется с авансцены назад и там начинает отплясывать самыми разнообразными способами — то откаблучивая довольно правдоподобную самбу, то просто перекатываясь с пяток на мысочки, как нас учили в детском саду, а то размахивая ногами во все стороны.

James Carter, Gerard Gibbs, Leonard King, Jr.
James Carter, Gerard Gibbs, Leonard King, Jr.

Барабанщик Леонард Кинг ведёт себя за инструментом в высшей степени скромно, не «выпячивается»: он очевидно поглощён стилистикой (из которой ни на миг не выходит) и оказанием поддержки солистам. Просто его время ещё не пришло. А пришло оно, когда трио заиграло классический номер «Come Sunday» из сюиты «Black, Brown and Beige» Дюка Эллингтона. Тут барабанщик временно отложил в сторону палочки и запел красивым баритоном настоящий госпел под правильный, практически церковный аккомпанемент органиста, введя аудиторию поистине в благоговейное состояние (ну, вокальные номера традиционно доступны наиболее широкой аудитории, так что стратегический расчёт ансамбля оказался совершенно точным).
Следующий звёздный час барабанщика, уже снова с палочками в руках, настал при исполнении пьесы «Lettuce Toss Yo’ Salad» (которую он, кстати, сам и написал) — с самого нового альбома трио («At The Crossroads», EmArcy, 2011). Тут он нагрохотал много, громко, разнообразно, а главное — качественно, вполне под стать остальным участникам состава, которые тоже отнюдь не мучились минимализмом.

James Carter
James Carter

Концерт получился мощный, весёлый и в хорошем смысле эклектичный. Но, к сожалению, не обошлось без ложки дёгтя. Несмотря на запрет, одна из слушательниц зачем-то стала снимать выступление трио на видео. Заметив это, Картер довольно жёстко потребовал немедленно прекратить съёмку, и этот инцидент сказался как на музыкантах, так и на публике. Было заметно, что Картер старается вернуть себе прежнее беззаботное настроение, но получается с трудом. А виновница инцидента преспокойно покинула зал (не подумайте, никто её не гнал) — видимо, особо и не задумываясь о том, что только что испортила удовольствие нескольким сотням людей.

James Carter
James Carter

P.S. Перед концертом Джеймс Картер дал журналу «Джаз.Ру» интересное и подробное интервью, которое будет опубликовано в первом выпуске бумажного «Джаз.Ру» за 2012 год в конце февраля. Читайте в интервью: о том, что техника игры не должна диктовать музыканту художественные решения; о том, в каком именно направлении движется афроамериканская музыка; о самых важных дуэтах в жизни Картера; и, наконец, о том, какую именно музыку он слушает каждый день.

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Джеймс Картер, выступавший не так давно в венском джаз-клубе Porgy&Bess, произвёл лично на меня сильное впечатление. Казалось бы, все «виды» джазового саксофонного звучания, все способы игры на инструменте были за многие десятилетия уже найдены и отработаны. Оказывается, нет, — можно играть ещё и вот так. Базируясь на некоторых «классических» традициях мира тёмнокожих саксофонистов (это надо подчеркнуть), Картер, тем не менее, нашёл своё лицо, свою «ячейку» и создаёт свой собственный музыкальный мир. А это дорогого стоит.

  2. Побывал на концерте Джеймса Картера в Ростове-на-Дону, получил массу впечатлений и удовольствие от музыки. Ну как и написала уважаемая Анна Филипьева, также без инциндента не обошлось, то что все также начали снимать и фотографировать музыкантов это само собой(Россия), на что Джеймс Картер, тоже всех стал предупреждать всех в итоге он обратился к ведущему концерта чтоб он всем объяснил что съемка заперещена, далее один слушатель наверное думая что он умнее всех то он между музыкальными паузами вышел на сцену прям к Джеймсу Картеру за офтографон, естественно был отправлен на место, Джеймс Картер сказал что сначала музыка потом офтограф. На самом деле после концерта он оказался очень контактным, общительным человеком, всем раздал офтографы.

Добавить комментарий для Павел Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.