«Бах и Колтрейн. Свет неземной» под сводами лютеранского собора

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Елена Сергиевская,
музыковед
LK

В октябре 2012 г. уникальная концертная программа «Бах и Колтрейн. Свет неземной», наконец, прозвучала там, где должна была состояться её премьера — в лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве. Почти через год после первого исполнения, после того, как программа была сыграна несколько раз на разных площадках, с меняющимся составом музыкантов. Время показало, насколько это живой и необычный проект, сколько в нём заложено возможностей развития.

Кратко напомню: по инициативе знатока джаза, доктора физико-математических наук Михаила Сапожникова группа вдохновленных его идеей музыкантов подготовила к 85-летию великого Трейна «музыкальное приношение». Сюита «A Love Supreme», одно из центральных творений Колтрейна, звучала вместе с произведениями Иоганна Себастьяна Баха, ариями из кантат и пассионов. Партитура концерта была изначально рассчитана на индивидуальность двух основных исполнителей — академической певицы, обладательницы непостижимо прекрасного голоса Татьяны Ланской и джазового саксофониста Алексея Круглова (два интересных материала о первых исполнениях программы публиковал «Полный Джаз 2.0» от 25 ноября и 23 декабря 2011).

Вернёмся в холодный осенний вечер 15 октября. Почему я не обошлась без упоминания «температуры за бортом»? Да потому, что в высоком полутёмном соборе было едва ли не холоднее, чем на улице. Музыканты репетировали в верхней одежде (хотя, конечно, на концерте они мужественно её сняли), публика утепляла свои места пластинами какого-то материала, трогательно приготовленного служителями и лежавшего на скамьях стопками. И не говорите, что эти обстоятельства не повлияли на восприятие музыки — не бывает мелочей в художественном целом! Еще одна, гораздо более важная особенность собора как сценической площадки: публика сидит лицом к алтарю, лицезрея распятие, образ Христа — и ничего более. Музыка витает над всеми, доносясь с высоты хоров, откуда-то сзади (были только два-три исключения из этого правила). В поисках привычного зрелища кто-то упорно вертит головой, чтобы увидеть артистов, но большинство принимает правильное решение — только слушать. Ведь всё, что звучит, сочинялось и Бахом, и Колтрейном «In nomine Domini», «Во имя Господне», и мы присутствуем на музыкальной литургии. А кроме того, стены и купол алтаря вдруг оживают, и параллельно с музыкой плывет видеоинсталляция — то трепещущие огоньки свечей, то фрагменты картин старых мастеров (авторы — WhiteBalanceGroup).
ДАЛЕЕ: подробно о программе и впечатлениях

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Колтрейновская составляющая раз от раза номинально не меняется — четыре части сюиты «A Love Supreme». Баха, опять же номинально, вроде бы больше — несколько арий, части «Рождественской оратории», 1-я часть Концерта a-moll, знаменитая Чакона для скрипки соло. Соотношение 2:3, если судить по программке. Но у программы есть свой сюжет, драматургия, динамика, благодаря которой и исполнители, и слушатели проходят особый путь: простое сопоставление «двух музык» — поиск их интонационной общности — прорастание одной в другую — и, наконец, неожиданно великий в своей простоте катарсис, «Psalm» Колтрейна. По-моему, если бы можно было отказаться от ритуальных аплодисментов между номерами, программа бы только выиграла в целостности, синтетичности действа.

Колтрейн когда-то «выдохнул» (по Окуджаве, «каждый пишет, как он дышит»!) два варианта «Псалма» — один из раструба саксофона, второй, ритмически тождественный, в виде стихотворения (которое было опубликовано на обложке пластинки. — Ред.). Впервые в мире Татьяна Ланская поёт их единым целым. Никакие восторженные эпитеты не будут преувеличением по отношению к этой талантливейшей певице! Сопрано поразительной красоты и чистоты, интонация настолько гибкая и живая, что кажется удивительным, как она может быть закована в нотные знаки. Ум и высокая культура, интерес ко всему новому, не признающий жанровых и «цеховых» барьеров, огромная просветительская работа в благотворительном фонде «Бельканто», который она возглавляет — всё это грани личности Татьяны Ланской. Если увидите это имя на афише, знайте, что это гарантия высокого качества. От «академистов» в программе принимали участие камерный хор «Маленькая капелла» (дирижёр Александр Тамаркин, худ. рук. Лия Обшадко), Евдокия Ионина, Полина Шульгина (скрипка), Иван Ипатов (клавир), Юлия Иконнокова (орган), Оксана Сушкова (арфа). Я уверена, что для всех них «Свет неземной» не останется рядовым, проходным опытом, а будет помниться и влиять на творчество.

В течение года в программе были заняты разные джазмены, каждый по-своему трактовавшие этот межкультурный диалог — барабанщики Владимир Тарасов и Олег Юданов, басист Николай Клишин, саксофонист Александр Сакуров и другие. Нет замены, пожалуй, только саксофонисту Алексею Круглову. По-хорошему жадный до всего нового, невероятно работоспособный, мыслящий в музыке самобытно и неординарно, Алексей и звук его сакса — главные мостики между Бахом и Трейном. Во-первых, он владеет способами звукоизвлечения в каждой из традиций. Во-вторых (в-главных!), он поразительно чутко «вытягивает» интонационные смыслы из музыкальной ткани, сшивая её из отдельных лоскутов в новое смысловое целое. Его партнёры в этом концерте (заметим, давние и настроенные на общую волну) — эстонские музыканты Яак Соояар (электрогитара), Танел Рубен (ударные, перкуссия) и россиянин — Денис Шушков (контрабас) из ансамбля Круглова «Круглый бенд». К слову о творческой активности: буквально за пару дней до этой программы Алексей, Яак и Танел играли на «Фестивале Владимира Резицкого» в Архангельске, где я с ними встретилась, а между этим и московской встречей в лютеранском соборе Алексей, оказывается, успел слетать на варшавский фестиваль авангардной современной музыки Ad Libitum, где в составе ансамбля Кшиштофа Книттеля исполнял Джона Кейджа.

Яак Соояар и Танел Рубен, каждый по-своему, стали для меня поразительным открытием и в фестивальной программе, и в «Свете неземном».

Единственный шанс увидеть исполнителей: общий поклон в финале
Единственный шанс увидеть исполнителей: общий поклон в финале

Как хорошо, что замысел Михаила Сапожникова встретился с такими яркими исполнителями и живёт теперь своей самостоятельной жизнью, меняясь под влиянием времени и пространства! Наверно, есть и скептики, которым сопряжения баховской музыки и джазового мышления кажутся чуть ли не кощунственными. Для них приведу и прокомментирую одну цитату. 11 ноября 1706 года консистория города Арнштадт отчитывает органиста Иоганна Себастьяна Баха за множественные прегрешения, в том числе:

Мы ставим в вину Баху, что до настоящего времени он делал в хорале множество странных вариаций и примешивал в него такие странные тона, что собравшиеся были вследствие этого сконфужены.

Отповедь суровая, но сразу за этим неожиданно говорится:

И если в будущем он захочет примешать переходящий звук, то пусть придерживается этого до конца…

Пусть это только неловкая грамматическая конструкция, но почему-то она кажется провидческой — музыканты ХХI века действительно идут до конца.

 

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяКвартет Уэйна Шортера в Париже. Впечатления.
Следующая статьяБесконечное приближение: Джозеф Джарман и Оливер Лэйк — сентябрьские юбилеи
Елена Сергиевская
Музыковед, педагог, журналист, автор книги «Музыка: секреты и секретики», в которой теория музыки объяснена ярким слогом, увлекательно и доходчиво. Выпускник Архангельского музыкального училища и Нижегородской государственной консерватории им. Глинки, с 1990 года Елена Сергиевская живёт и работает в Москве. Здесь основное её внимание сосредоточилось на журналистике. На спутниковом телеканале СГУ ТВ несколько лет выходили репортажи для новостной программы «События культурной жизни» о самых ярких театральных премьерах, концертах, выставках, юбилеях. В своих собственных авторских циклах Елена Сергиевская выступала в качестве ведущей, редактора и режиссёра. Сейчас Елена Георгиевна работает в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Но творческая связь с Архангельском не прерывается – она неизменно ведёт концерты фестиваля «Северные земли» и Международных Дней джаза.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя