Новогодняя программа Большого Джазового Оркестра: впечатления визуальные и звуковые

2
Анна Филипьева (фото)
Кирилл Мошков (текст, видео)
AFKM

25 декабря в Центральном Доме журналистов Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова показал рождественско-новогоднюю программу — «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (1960), написанную по мотивам балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского.

Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова
Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова

В поздние годы своего творчества Дюк Эллингтон писал много сюит: работ крупной формы, состоявших зачастую из таких же чудесных миниатюр, какими Дюк прославился на раннем этапе, только объединённых в драматургически завершённый цикл. Не все эти сюиты состояли из его оригинальных сочинений, иногда за основу бралась музыка других композиторов. Впервые это произошло весной 1960 года, когда Эллингтон и его правая рука, аранжировщик и второй пианист его оркестра Билли Стрэйхорн, обратились к русской классической музыке, а именно — к сюите Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», собранной им самим из отдельных номеров одноименного балета, премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в 1892 году. Это был первый случай в истории Дюка Эллингтона и его оркестра, когда был записан и вышел на пластинке целый альбом музыки, которую написал не Дюк. Интересно, что впервые за два десятка лет работы в оркестре Дюка Эллингтона аранжировщик Билли Стрэйхорн был указан соавтором на обложке именно этой пластинки, «The Nutcracker Suite». Как утверждает один из биографов Эллингтона, Харви Коэн, в книге «Duke Ellington’s America», произошло это после того, как впервые за двадцать лет Стрэйхорн взбунтовался, потребовав даже не столько прибавки к жалованью, сколько более полного признания его действительно важнейшей роли в звучании поздних составов легендарного оркестра. Всего на обложке были указаны три соавтора, в одну строку: EllingtonStrayhornTchaikovsky.
ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Overture» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна
httpv://www.youtube.com/watch?v=l0OQ3G50sHI

Оркестр Петра Востокова, который дебютировал чуть более года назад и летом 2012 уже активно выступал на джазовых фестивалях, представляет собой типичный репертуарный биг-бэнд, т.е. оркестр, созданный для исполнения определённого репертуара. Пётр, большой знаток и ценитель джазовой традиции 1920-60-х гг., прежде всего свинга и бибопа, собрал команду таких же, как он, молодых джазовых солистов с наилучшей возможной подготовкой (в составе есть выпускники джазовых отделений не только Российской Академии музыки им. Гнесиных, но и бостонского колледжа Бёркли, и нью-йоркского Университета Новой школы), чтобы исторически достоверно играть репертуарные программы из разных эпох джазовой истории.

Большой Джазовый Оркестр
Большой Джазовый Оркестр

Сила Большого Джазового Оркестра — в том, что ему неизменно удаётся не скатываться в консервно-музейный подход, но, соблюдая стилистику каждой конкретной программы, играть её живо, энергетически сильно и — опять же, по возможности, точно в стиле — представлять богатые возможности своих солистов-импровизаторов. В России есть много оркестров, играющих традиционный джазовый репертуар, но мало кому удаётся переступить уныло-школярский подход и заняться не заведомо безнадёжным копированием великих американских оригиналов, а помещением этих оригиналов в современный контекст, показом исторического американского репертуара через призму восприятия молодого поколения российских джазменов.
ДАЛЕЕ: продолжение ФОТО-и ВИДЕОрепортажа, ИНТЕРВЬЮ Петра Востокова!

Роман Секачёв и группа саксофонов
Роман Секачёв и группа саксофонов

Среди солистов, сыгравших 25 октября впечатляющие соло, были тромбонист Сергей Гимазетдинов, баритонист Роман Секачёв (которому досталась непростая доля — воспроизвести важнейшие для звучания эллингтоновского оркестра партии легендарного Гарри Карни), пианист Алексей Иванников, альт- и сопрано-саксофонист Андрей Красильников, сам лидер оркестра — трубач Пётр Востоков, а также гость БДО, приглашённый для исполнения соло, в оригинале сыгранных Полом Гонсалвесом — тенор-саксофонист Сергей Головня.

Большой Джазовый Оркестр
Большой Джазовый Оркестр; за барабанами — гость из Екатеринбурга, Игнат Кравцов

ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Peanut Brittle Brigade» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (на тему «Марша» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Соло: Салман Абуев (труба), Алексей Иванников (ф-но), Андрей Красильников (сопрано-саксофон), Сергей Головня (тенор-саксофон), Роман Секачёв (баритон-саксофон)

httpv://www.youtube.com/watch?v=fywmdMxcncs

Небольшой (200-220 мест) зал ДомЖура был забит полностью; некоторым опоздавшим слушателям даже не нашлось сидячего места, так что, если вы думаете посетить один из следующих ежемесячных концертов оркестра в этом зале, приходить нужно до начала (тем более, что концерты начинаются здесь не в семь, а в 20:00).

Пётр Востоков: драматургически важный удар в колокольчик
Пётр Востоков: драматургически важный удар в колокольчик

ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Sugar Rum Cherry» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (на тему «Танца Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Соло: Сергей Головня (тенор-саксофон)

httpv://www.youtube.com/watch?v=yW19R5STYXY

После концерта Пётр Востоков дал «Джаз.Ру» небольшое интервью. Объясняя выбор репертуара для предновогоднего концерта, он сказал:
httpv://www.youtube.com/watch?v=_2ADmDtoQRQ

Полностью интервью Петра Востокова будет опубликовано в 1 номере бумажного журнала «Джаз.Ру» в феврале 2013 г.

отражение в тромбоне

Ближайшее выступление Большого Джазового Оркестра в Центральном Доме журналистов (Никитский бульвар, 8А, м. Арбатская) состоится 24 января (18:00 и 20:00), будет показана программа ранней латиноамериканской биг-бэндовой музыки в джазе (Перес Прадо, Хавьер Кугат, Диззи Гиллеспи, Мачито/Чарли Паркер и т.п.).

ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Dance of the Floreadores» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (на тему «Вальса цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Соло: Роман Секачёв (баритон-саксофон), Пётр Востоков (труба), Сергей Гимазетдинов (тромбон), Александр Языков (кларнет)
httpv://www.youtube.com/watch?v=j5wt44Mvxto

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСемь лет подкасту журнала «Джаз.Ру»: Ellington, Strayhorn, Tchaikovsky
Следующая статьяДжазовый подкаст №596: Nino Rota / Hal Willner
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Спасибо за знакомство с Большим Джазовым Оркестром под управлением Петра Востокова. Подписан на ваш канал на ютьюбе. Часто слушаю «Shorty Rogers — The Swingin’ Nutcracker».
    С новым годом! И спасибо за ваш труд!

Добавить комментарий для Джаз.Ру Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.