Джазовый журналист и организатор Вадим Юрченков (1937-2013)

3
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
Редакция «Джаз.Ру» LK

inmemoriam17 сентября в Санкт-Петербурге на 77 году жизни скончался Вадим Юрченков, первопроходец международной джазовой журналистики в СССР, организатор целого ряда джазовых фестивалей в Советском Союзе в 1960-70-е гг., советский корреспондент выходившего в Польше англоязычного издания европейского джазового журнала Jazz Forum в 1970-е гг., а с конца 1960-х по начало 1990-х — также корреспондент в СССР американского музыкального журнала Billboard. Как сообщают наши петербургские авторы, Вадим Дмитриевич перенёс инсульт, в результате которого и ушёл из жизни в реанимации 40-й больницы Санкт-Петербурга. Похороны Вадима Юрченкова проходят сегодня, 21 сентября, на Серафимовском кладбище в районе Чёрной речки.

21-летний Вадим Юрченков был в числе группы энтузиастов, которые осенью 1958 г. организовали в ленинградском ДК им. Горького первый советский джаз-клуб, получивший название «Д-58». На архивном фото Вадим Юрченков — второй справа; слева Владимир Фейертаг, в центре барабанщик Сергей Лавровский (в будущем — участник ВИА «Поющие гитары»), крайний справа — пианист Аркадий Мемхес.

Владимир Фейертаг, Сергей Лавровский, Вадим Юрченков, Аркадий Мемхес, 1958
Владимир Фейертаг, Сергей Лавровский, Вадим Юрченков, Аркадий Мемхес, 1958
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Музыканты вспоминали, что тогда, в 1958-м, именно Юрченков оказался инициатором создания в только что организованном джаз-клубе собственного ансамбля, который, пройдя ряд трансформаций, уже в 1960-е стал называться «Ленинградский диксиленд».

Во второй половине 60-х (точнее, в 1966-1971 гг.) Вадим Юрченков возглавлял один из ленинградских джаз-клубов — «Камертон», базировавшийся в ДК им. Первой пятилетки (здание снесено в 2005 г., чтобы освободить место под постройку второй сцены Мариинского театра). Клуб «Камертон» был закрыт после состоявшегося в его стенах джема с музыкантам оркестра Дюка Эллингтона, который не был санкционирован властями (1971).

Вадим Юрченков был одним из ключевых действующих лиц советского движения джаз-фестивалей, членом оргкомитетов важнейших для истории советского джаза фестивалей 1960-70-х гг. — легендарного фестиваля в Таллине (1967), фестивалей в Горьком (ныне Нижний Новгород, 1970) и Тбилиси (1978), а также целого ряда других.

Кроме того, Юрченков оказался одним из первопроходцев международной джазовой журналистики в СССР. Блестяще владея английским языком, он начал публиковаться за границей ещё в 1959 г. в польском журнале Jazz, регулярно писал для чехословацкого журнала Melodie, а когда в 1967 г. в Варшаве началось издание европейского журнала Jazz Forum сразу на трёх языках (параллельно выходили польская, немецкая и англоязычная версии журнала), Вадим Юрченков наряду с москвичом Алексеем Баташёвым стал постоянным советским корреспондентом его английского издания. Одной из самых нашумевших его публикаций в «Джаз-форуме» стал опубликованный в 1 номере 1975 г. материал «Оскар Питерсон в Советском Союзе. Печальный случай» («Oscar Peterson in Soviet Union. A Disappointing Event», Jazz Forum, 1-1975, 47-49), в котором Юрченков прямо обвинил «напускное высокомерие» («built-in arrogance») импресарио Нормана Гранца в скандальной отмене московских концертов легендарного канадского пианиста (с этим и другими материалами Юрченкова в «Джаз-форуме» можно ознакомиться на страницах архива этого издания).

Более двух десятилетий, с конца 1960-х и до начала 1990-х, Вадим Юрченков был советским корреспондентом ведущего издания музыкальной индустрии США — журнала Billboard, непрерывно выходящего с 1888 г. По его воспоминаниям, внимание к советской музыке было максимальным в 1986-88 гг., в период так называемой perestroyka, но после окончания этой краткой эпохи «Биллборд» практически потерял интерес к корреспонденциям из России.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Очень жаль. Работал с Вадимом в клубе «Камертон» до 1971 г. и именно я организовал тот jam session.

Добавить комментарий для Евгения Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.