Певица Нонна Суханова, первая джазовая вокалистка Ленинграда (1934-2014)

6

inmemoriam11 июня в Санкт-Петербурге на 81 году жизни после продолжительной болезни умерла Нонна Суханова — ведущая джазовая вокалистка ленинградской сцены 1950-60-х годов. Конферансье тех лет, оправдывая тот редкий для советской сцены факт, что певица исполняет джазовую классику на языке оригинала, говорили со сцены: мол, как выпускницу филологического факультета Ленинградского университета, её обязали петь на английском, чтобы оправдать затраченные на её обучение средства.

Нонна Суханова (фото 1960-х гг. из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)
Нонна Суханова (фото 1960-х гг. из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)

Нонна Суханова действительно раньше всех в Ленинграде официально, открыто запела с профессиональной сцены на английском: до сих пор вспоминают, как она пела «My Melancholy Baby» — песню 1912 г., прославленную в нашей стране благодаря фильму 1939 г. «Roaring Twenties», «Ревущие двадцатые», в советском прокате — «Судьба солдата в Америке». Но прославила её голос как раз песня на русском языке: воплощение «буржуазной культуры» в популярнейшем фильме начала 60-х «Человек-амфибия», лихой буги Андрея Петрова «Эй, моряк», пела именно Нонна Суханова. Правда, в титрах не было её имени, да и на экране была не она — под фонограмму её голоса открывала рот манекенщица Нина Большакова; но на аудиторию безотказно воздействовал голос Сухановой — с пикантной хрипотцой, которой у певицы на самом деле не было: дело в том, что режиссёры Казанский и Чеботарёв заставили её записать подряд десять дублей фонограммы, и в фильм пошёл именно десятый, «охрипший» дубль.

httpv://www.youtube.com/watch?v=9wWmF3WzvE4

Нонна Суханова (р. 2 апреля 1934) действительно изучала английский язык на филфаке ЛГУ, который окончила в 1957 г. Она начала петь в молодёжном эстрадном оркестре Анатолия Бадхена, выступала с экспериментальным ансамблем Арика Лисковича, была солисткой септета Ореста Кандата и ведущего биг-бэнда Ленинграда — оркестра Иосифа Вайнштейна, сотрудничала с Анатолием Кальварским, Борисом Шафрановым, Станиславом Пожлаковым, Александром Броневицким и другими ленинградскими джазменами. Долгие годы певица работала в «Ленконцерте».

Нонна Суханова с оркестром Иосифа Вайнштейна, 1960-е гг. (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)
Нонна Суханова с оркестром Иосифа Вайнштейна, 1960-е гг. (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)

К сожалению, её джазовые работы — как и вообще значительная часть творческого наследия советского джаза — крайне слабо документированы. В свободном доступе можно легко найти только песенку композитора Александра Колкера «Дождик».

httpv://www.youtube.com/watch?v=jHrQ_RDcLJY

Редакция «Джаз.Ру» выражает соболезнования родным и близким покойной.

Нонна Суханова, 2012 (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)
Нонна Суханова, 2012 (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)
реклама на джаз.ру

6 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Очень жалко Уходят ветераны, уходят первые. Ведь Нонна вместе с Гюли Чохели, примерно ее ровесницей, была просто первой действительно джазовой вокалисткой Советского Союза.Это же был еще конец 50-х-начало 60-х.В 1963 г мне довелось организовывть в Самаре (тогда -Куйбышеве) jam-session, в котором кроме местных участвовали музыканты Ленинградского диксиленда (еще с Севой Королевым) и оркестра Анатолия Кальварского, в котором тогда и пела Нонна. Оба состава по счастливой случайности в одно время оказались на гастролях в Куйбышеве и после отработки штатных концертов всю ночь до 6 утра в зале ТЮЗа с удовольствием отдавались любимой музыке. Зрителей не было — только музыканты и их близкие друзья. Это был полный кайф для всех участников! А НОННА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ ВЕТЕРАНОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЖАЗА. И ОСТАНЕТСЯ ЗАСЛУЖЕННО!

  2. ДЛЯ ИРИНЫ:подробнее о Нонне могут рассказать только ветераны Ленинградского джаза — тот же упомянутый мною Кальварский или мудрейший джазовый летописец Питера Владимир Фейертаг, или же кто-то из музыкантов первых составов оркестра Вайнштейна : Канунников, Гольштейн, Голощекин. Наверно, увы, больше уже и некому. Возможно кто-то и решится вспомнить былое полувековой давности.

  3. Соболезную и скорблю по поводу кончины Нонны Сухановой. В 1957 году я поступил в ЛИСИ (инженерно-строительный институт), который в Ленинграде справедливо называли джазовой академией.Вот только небольшой перечень имён. Это альтист и будущий бэнд-лидер Игорь Петренко, аккордеонист и в будущем тромбонист Ленинградского диксиленда Анатолий Чимерис, пианист Юрий Черняк, альтист Владимир Герман… У нас также училась Лидия Клемент. В институте часто устраивались танцевальные вечера, где играли самые известные джазовые коллективы, с которыми и выступала Нонна Суханова. Она тогда была единственной (!) джазовой певицей в городе. Её удивительный голос забыть просто невозможно! Колоссальная потеря для всех нас… Всеволод Бессараб, 75 лет, Тюмень.

  4. Я не знаю, кто публиковал фотографии, но все фотографии, за исключением Нонна Суханова у машины, фотографии известного в прошлом , контрабасиста оркестра Иосифа Вайнштейна, Владлена Неплоха. Сегодня 02 апреля с.г. Нонночке Сухановой исполнилось бы 82 года Предлагаю поднять стопочки с огненной за Светлую Память, этой незаурядной певицы, в те далекие времена она считалась певицей N1. Орест Кандат называл её нежно Ноннетта! Борис Алексеев, ведущий джазовых программ на радио » Эхо Москвы», говорил, что голос Нонны напоминал голос известной джазовой певицы Джун Кристи и что она очень любила исполнять песню Рамона. С уважением, Владимир Гринберг.

  5. На своем 60-летии Геннадий Гольштейн восторгаясь Ноной сказал:»Как Нона пела «Меланхолик беби!!!» Нона заметила :»Меланхолик беби я никогда не пела!»

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.