Пианист Тигран Амасян: «Вся интеллектуальная музыка берёт начало из народной»

2
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: архив редакции
GD

interview1 декабря в Театральном зале Московского международного Дома музыки выступает один из самых ярких молодых джазовых пианистов современной мировой сцены — музыкант из Армении, живущий в США Тигран Амасян (Tigran Hamasyan). 27-летний ныне, музыкант получил мировую известность в возрасте 19 лет, когда победил на самом престижном в мире джазовом состязании — Конкурсе им. Телониуса Монка. В Москве пианист выступал девять с половиной лет назад – ещё не в профессиональном качестве, а как рядовой участник Первого международного конкурса джазовых пианистов, где 17-летний Тигран занял тогда… третье место (его с ним разделил французский пианист Поль Лэи). Десятилетие спустя пианист из Армении приезжает в российскую столицу уже в ранге мировой звезды.

Перед своим выступлением в Москве Тигран ответил на вопросы обозревателя «Джаз.Ру» Григория Дурново.

Tigran Hamasyan
Tigran Hamasyan
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Прежде всего — несколько слов о музыкантах, которые приезжают вместе с вами…

— На барабанах — Артур Гнатек, на басу Сэм Минайе, вокалистка Арени Агбабян. В основном мы будем играть музыку с моего будущего альбома «Mockroot», записанного в составе трио; он должен выйти 27 января на лейбле Nonesuch. Так что будет 90% новой музыки. С Сэмом я играю уже лет пять-шесть, Артур присоединился к ансамблю примерно два года назад.

Все новые произведения ваши?

— Почти все, кроме одной или двух аранжировок армянских народных песен.

Будете ли вы сами петь?

— Да.

Насколько я могу судить, пение — ваше или чьё-либо ещё — представляет собой важную часть вашей музыки. Вы не могли бы рассказать, почему вы часто используете вокал?

— Для меня голос, пение — нечто естественное. Я пою с детства, а позднее я осознал, что могу развить свой голос, я начал заниматься, начал писать такую музыку, которую я мог бы петь.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью, ВИДЕО, контактная информация 

Я читал, что вы когда-то давно хотели быть рок-музыкантом и даже трэш-гитаристом. В связи с этим хочу задать два вопроса. Во-первых, как вы перешли от рока к джазу? Во-вторых, реализовали ли вы хотя бы частично свою мечту (ведь в некоторых ваших записях, например, в «Red Hail», рок чувствуется)?

— Я примерно одновременно начал слушать рок и фанк-джаз. Мой отец очень любил рок, и пока я рос, я слушал Black Sabbath, Led Zeppelin, Queen. А мой дядя больше любил фанк и джаз, и благодаря ему я познакомился с музыкой Хэрби Хэнкока («Head Hunters»), мне стали близки Чик Кориа, Майлз Дэйвис. Я рос, открывая для себя оба эти мира. Думаю, джаз я выбрал потому, что очень любил импровизировать — задолго до того, как узнал, что такое джаз. Я много импровизировал и сочинял на ходу.

Рок, роковая энергия тоже всегда присутствует в моей музыке, в моих соло, в моих импровизациях.

ВИДЕО: Tigran Hamasyan Jazz Trio «A Crane Came from Van» (2012)

Какова была ситуация с джазом в Армении, когда вы начали учиться?

— Там было несколько очень классных ансамблей, несколько хороших пианистов, например, Ваагн Айрапетян, у которого я учился в течение года; от него я узнал, что такое джаз и что такое импровизация, он учил меня бибопу.

Почему ваша семья решила переехать в США, и как складывалась ваша жизнь поначалу, как вы прокладывали дорогу к джазовой сцене?

— Сначала переехал мой отец, три года он жил там один, чтобы подготовить нам фундамент, на котором мы с сестрой могли бы делать карьеру. Я мечтал отправиться туда, но первый год я испытывал культурное потрясение, и мы переживали определённые бытовые трудности. Но там, в Лос-Анджелесе, я познакомился с великолепными музыкантами, и вскоре после переезда я записал первый альбом с Ари Хонигом, Беном Уэнделлом, Рубеном Арутюняном и Франсуа Мутеном. Это мне очень помогло — я работал с этими невероятными музыкантами, и мне казалось, что я сплю. Я много сочинял, много играл.

Tigran Hamasyan
Tigran Hamasyan

Кого среди ваших партнёров вы упомянули бы прежде всего как имевших самое большое значение?

— Сейчас самые важные для меня партнёры — это Сэм Минайе и Артур Гнатек. У нас прекрасное взаимопонимание. Для меня также ценно, что я поддерживаю связь с Ари Хонигом, мы с ним вместе работали с певцом и исполнителем на арабской лютне уд Дафером Юсефом. Я играю с трубачом и электронщиком из Норвегии — Арве Хенриксеном и Яном Бангом, это совсем другая музыка, но мы очень сблизились. Я очень люблю играть со всеми, кого я перечислил. Со всеми ними у меня особые отношения.

Вы часто играете и записываетесь с другими армянскими музыкантами. Можно ли говорить об армянах в американском джазе, в американской культуре как об отдельном явлении?

— В Штатах не так уж много армянских джазовых музыкантов. У меня есть друг, пианист Вартан Овсепян, он живёт в Лос-Анджелесе, но нас нельзя считать частью организованного армянского джазового сообщества. Скорее можно говорить о джазовом сообществе Лос-Анджелеса, в которое входят люди разного происхождения. У меня здесь есть друзья, которые организуют невероятные проекты, — это Вартан, о котором я уже говорил, басист и виолончелист Артём Манукян, они сотрудничают со многими выдающимися артистами в Лос-Анджелесе.

Правильно ли я понимаю, что для вас особый интерес представляет работа с музыкантами, представляющими другие музыкальные традиции? Вы упомянули Дафера Юсефа, норвежских музыкантов.

— Пожалуй, народная музыка имеет для меня важнейшее значение, поскольку всё, вся интеллектуальная музыка берёт начало из неё. Я слушаю разную народную музыку — и армянскую, конечно, и индийскую, и персидскую, и скандинавскую. Мне интересно работать с музыкантами разного происхождения — но при этом представляющих те музыкальные культуры, с которыми я знаком. И сами они много знают о народной музыке, они открыты для изучения разных традиций.

Повлияли ли на вас пианисты-новаторы нового поколения, которые, в частности, существенно изменили звучание фортепианных трио?

— Мне очень нравится музыка норвежского пианиста Кристиана Валлюмрёда. Я бы также назвал Крэйга Тэйборна, конечно, Брэда Мелдау, но если говорить о более молодых, то я бы упомянул ансамбль Dawn of MIDI — это фортепианное трио, но звучит они, как ансамбль, играющий музыку хаус.

ВИДЕО: Tigran Hamasyan Trio, выступление в Ереване, 28 октября 2014

1 декабря, 20:00, Московский международный Дом музыки (Театральный зал) – Космодамианская наб., 52 стр.8 (м. Павелецкая)

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. медитативный авангард +виртуозная техника джаза + глубинное погружение в полифонические кластеры армянской этномузыки . = Несомненный гений.

Добавить комментарий для Генрих Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.