5-й фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью» представит в России пять музыкальных проектов из Германии

0
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

anonsОрганизатор фестиваля - Гёте-Институт в МосквеС 23 сентября по 23 октября в Москве проходит пятый фестиваль Гёте-Института в Москве «Джаз осенью — Без стен». В программе фестиваля — пять концертов:

  • 23 сентября, среда, КЦ «Дом», 20:00Silke Eberhard Trio
  • 1 октября, четверг, КЦ «Дом», 20:00Pablo Held Trio
  • 8 октября, четверг, КЦ «Дом», 20:00Tradition Trio (тромбонист Йоханнес Бауэр, клавишник Алан Сильва и барабанщик Роджер Тёрнер)
  • 15 октября, четверг, КЦ «Дом», 20:00 Johanna Borchert
  • 23 октября, пятница, КЦ «Дом», 20:00Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi

Событие на фейсбуке

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Говорит Астрид Веге, руководитель Отдела культурных программ Немецкого культурного центра им. Гёте, Москва:

Уже в пятый раз Гёте-институт проводит фестиваль «Джаз осенью». В этом году в его программе представлены пять различных музыкальных коллективов.

Главная задача фестиваля состоит в том, чтобы показать многогранность современного немецкого джаза, его основные направления и тенденции. В этом году девизом фестиваля стали слова «Без стен», декларирующие отказ от каких-либо барьеров или преград, а также стилистических запретов и ограничений.

Несмотря на непохожесть отдельных музыкантов и творческих коллективов, участвующих в фестивале, их объединяет желание экспериментировать, импровизировать и расширять границы музыкального творчества.

The Tradition Trio является одним из самых ярких коллективов на европейской джазовой сцене, в основе его творчества лежит импровизация. Саксофонист, композитор и мультимедийный художник Альфред 23 Харт не только ломает привычные границы давно сложившихся музыкальных жанров и художественных форм, но и соединяет экспериментальный джаз с восточной традицией; его дуэт с гитаристом и исполнителем на даксофоне Кадзухиса Утихаши — это яркий пример такого творческого синтеза.

Среднее и молодое поколения джазовых музыкантов представляют в Москве такие выдающиеся исполнители, как Silke Eberhard Trio, которое откроет своим выступлением фестиваль; пианистка, певица и композитор Йоханна Борхерт, а также Pablo Held Trio, не только уверенно осваивающее пространство между композицией и импровизацией, но и демонстрирующее при этом все грани современного исполнительского искусства.

Мы благодарим за плодотворное сотрудничество нашего организационного партнера Кирилла Полонского и коллектив Культурного Центра «Дом». Особые слова благодарности хотелось бы высказать в адрес музыкантов — участников фестиваля, выступления которых являются лучшим доказательством богатства и разнообразия современного немецкого джаза.

ДАЛЕЕ: подробности по каждому из концертов, информация об артистах, фото, ВИДЕО 

  • 23 сентября, среда — Silke Eberhard Trio
Silke Eberhard Trio
Silke Eberhard Trio (photo © Manuel Miethe)

Зильке Эберхард (Silke Eberhard) — саксофоны, кларнет; Ян Родер (Jan Roder) — контрабас; Кай Любке (Kay Lübke) — ударные

Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 800 рублей; в день концерта — 1000 рублей.

Стоимость абонемента на все пять концертов фестиваля — 3500 рублей. Количество ограничено.

Восходящая звезда берлинской джазово-импровизационной сцены — саксофонистка, кларнетистка и композитор Зильке Эберхард для исполнения всех сочинений Эрика Долфи специально собрала квартет под названием Potsa Lotsa. Позднее квартет увеличился до септета и стал называться Potsa Lotsa Plus; в этом составе было исполнено произведение Долфи «Love Suite», к которому Эберхард дописала финал; альбом с этой записью был удостоен премии германских музыкальных критиков в начале 2015 года.

Помимо Долфи, Зильке подробным образом исследует творчество еще одного своего великого коллеги — недавно ушедшего Орнетта Коулмана. Проект, посвященный его наследию, Эберхард организовала со своей давней партнершей, японской пианисткой Аки Такасе. Наконец, к самому недавнему времени относится любопытный проект, посвященный Чарльзу Мингусу, — трио I Am Three, исполняющее музыку выдающегося контрабасиста без использования контрабаса.

ВИДЕО: Зильке Эберхард

В Москву Зильке Эберхард приезжает со своим самым любимым проектом — трио, которое она много лет использует для реализации собственных задач как композитора. В состав трио также входят многолетний член квинтета Александра фон Шлиппенбаха контрабасист Ян Родер и барабанщик Кай Любке.

«Её владение обоими инструментами впечатляет, так же, как и её музыка: она доставляет удовольствие, она воздушна, при этом ритмически и структурно сложна, эмоциональна и технически превосходна», — пишет о Зильке Эберхард джазовая критика.

Сайт Зильке Эберхард

  • 1 октября, четверг — Pablo Held Trio
 Pablo Held Trio
Pablo Held Trio (photo © Steve Brookland)

Пабло Хельд (Pablo Held) — фортепиано; Роберт Ландферманн (Robert Landfermann) — контрабас; Йонас Бургвинкель (Jonas Burgwinkel) — ударные

Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 800 рублей; в день концерта — 1000 рублей.

Стоимость абонемента на все пять концертов фестиваля — 3500 рублей. Количество ограничено.

Фортепианному трио Пабло Хельда в следующем году исполнится десять лет. Примерно на третьем году существования трио музыканты пришли к идее начинать каждый концерт с чистого листа. В репертуаре ансамбля немало написанных Хельдом пьес, однако в течение выступления музыканты могут вспомнить об этом лишь один раз, сыграть тактов пять из какого-нибудь произведения и снова углубиться в импровизацию. Иногда они могут даже исполнять разные пьесы одновременно — просто потому, что в этот момент участникам трио такое пришло в голову. Но все это возможно лишь благодаря тому, что за долгое время существования трио музыканты достигли высочайшего уровня взаимопонимания и готовы к таким экспериментам.

ВИДЕО: Трио Пабло Хельда

Этот коллектив из Кёльна в большей степени, чем другие, ориентируется по звучанию на традицию, на великих предшественников. При этом за долгое время существования трио музыканты достигли высочайшего уровня взаимопонимания и готовы к самым неожиданным экспериментам. Трио выступает и записывается как в «классическом» составе, так и в сотрудничестве со знаменитыми Джоном Скофилдом и Крисом Поттером.

Сайт Пабло Хельда; cайт Роберта Ландферманна; сайт Йонаса Бургвинкеля

  • 8 октября, четверг — The Tradition Trio
The Tradition Trio
The Tradition Trio (photo © Peter Gannushkin)

Йоханнес Бауэр (Johannes Bauer) — тромбон; Алан Сильва (Alan Silva) — синтезатор; Роджер Тёрнер (Roger Turner) — ударные, перкуссия

Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1200 рублей; в день концерта — 1500 рублей.

Стоимость абонемента на все пять концертов фестиваля — 3500 рублей. Количество ограничено.

The Tradition Trio, образованное почти двадцать пять лет назад — один из самых долгоживущих, необычных и увлекательных ансамблей в мире нового джаза. Музыка The Tradition Trio, целиком основанная на импровизации, полна невероятных созвучий и благородной, а иногда и дикой энергии.

В составе — абсолютные «звёзды»: многолетний партнёр Петера Брётцманна и Александра фон Шлиппенбаха берлинский тромбонист Йоханнес Бауэр, знаменитый американец Алан Сильва, игравший и записывавшийся ещё с великими Альбертом Айлером и Сан Ра, а также одна из важнейших фигур мировой джазово-импровизационной сцены, лондонский барабанщик Роджер Тёрнер.

ВИДЕО: The Tradition Trio

Ансамбль с Йоханнесом Бауэром и Роджером Тернером был сформирован в начале 1990-х годов. Это был период, когда Сильва стал активно осваивать возможности электроники — синтезаторы, сэмплирование (позднее он занялся также составлением диджейских сетов). С тех пор синтезатор стал основным инструментом Сильвы — его идеей стала оркестровка импровизационной музыки в реальном времени. Сильва отмечает, что многие коллеги не признают синтезатор как подобающий инструмент, несмотря на то, что его в прошлом использовали Сан Ра и Пол Блэй, и своей игрой в Tradition Trio доказывает всю беспочвенность этих претензий.

ВИДЕО: The Tradition Trio

Музыка The Tradition Trio, целиком основанная на импровизации, полна невероятных созвучий и иногда благородной, иногда дикой энергии. Внешне с традицией у этой музыки довольно мало общего, но музыкантам, назвавшим трио именно так, возможно, виднее. О музыке и концертах The Tradition Trio можно говорить бесконечно долго. Можно говорить о красоте и глубине тембра синтезатора Сильвы, о создаваемых им прямо во время исполнения причудливых гармониях, на которые нанизываются пунктирные россыпи нот, издаваемых тромбоном Йоханнеса Бауэра; можно говорить об интереснейшей звуковой палитре Роджера Тёрнера. Можно говорить о бесконечном артистизме семидесятишестилетнего молодого человека по имени Алан Сильва, о том, какое удовольствие получают музыканты от процесса, и наслаждении, получаемом публикой от созерцания этого удовольствия. Но зачем обо всём этом говорить, когда можно просто прийти на концерт The Tradition Trio, который состоится 8 октября в рамках Фестиваля Гёте-института «Джаз осенью — Без стен» — и всё вышеописанное увидеть воочию. А для «открывших» свои уши — и услышать.

Сайт Йоханнеса Бауэра; сайт Роджера Тёрнера

  • 15 октября, четверг — Йоханна Борхерт (Johanna Borchert), фортепиано, вокал
Johanna Borchert
Johanna Borchert (photo © Rolf Schoellkopf)

Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1000 рублей; в день концерта — 1300 рублей.

Стоимость абонемента на все пять концертов фестиваля — 3500 рублей. Количество ограничено.

Молодая, но уже снискавшая своими выступлениями международное признание Йоханна Борхерт начинала как джазовая пианистка. Музыкальное образование получила в Берлине и Копенгагене. Там она познакомилась с одной из самых почитаемых в мире современной авангардной музыки фигур — гитаристом Фредом Фритом, который предложил ей выступить в знаменитом нью-йоркском клубе The Stone.

ВИДЕО: Йоханна Борхерт

Позднее Йоханна стала сама исполнять свои песни и записала вместе с Фритом и другими музыкантами альбом «FM Biography», музыку с которого вперемежку с фортепианными импровизациями она часто исполняет соло. И если в концертах с группой упор делается на песни, между которыми лишь иногда возникают моменты импровизации, то сольные выступления имеют более экспериментальный характер; Борхерт нередко использует препарированное фортепиано, электронику, много импровизирует, но, впрочем, поет и номера с «FM Biography», а также новые песни, всякий раз собирая полные залы и вызывая восторженный приём публики и джазовой критики.

Сайт Йоханны Борхерт

  • 23 октября, пятница — Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi
Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi
Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi

Альфред 23 Харт (Alfred 23 Harth) — тенор-саксофон, кларнет, карманная труба, электроника, голос, мультимедиа; Кадзухиса Утихаши (Kazuhisa Uchihashi) — гитара, даксофон

Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1200 рублей; в день концерта — 1500 рублей.

Стоимость абонемента на все пять концертов фестиваля — 3500 рублей. Количество ограничено.

Замечательный немецкий саксофонист, композитор, организатор огромного количества проектов и коллабораций, мультимедийный артист Альфред 23 Харт является одной из ключевых фигур европейского авангардного рока и сопредельных направлений. Харт был одним из основателей знаменитой авант-роковой группы Cassiber и не менее знаменитого дуэта Goebbels/Harth с ныне известнейшим театральным режиссёром Хайнером Гёббельсом, а также приезжал в Волгоград в начале 90-х в составе проекта одного из самых интересных композиторов 70-х — 90-х годов фаготистки Линдси Купер Oh Moscow.

ВИДЕО: Линдси Купер и Oh Moscow — «Неопознанное движение»

Большое место в музыкальных путешествиях Харта занимает Азия. Он часто сотрудничает с японскими музыкантами, а в начале 2000-х открывает для себя малоизведанную европейцами Южную Корею, где сейчас, в основном, живет и работает. В результате его плодотворных поездок в Японию постоянным партнером Харта стал Кадзухиса Утихаши, гитарист, исследователь возможностей шума и исполнитель на даксофоне — изобретенном немецким гитаристом Хансом Райхелем инструменте на основе деревянного язычка. Утихаши — многолетний участник группы Ground Zero известнейшего японского экспериментатора Отомо Йошихидэ; помимо этого, в числе его партнеров в разное время были такие выдающиеся личности, как изобретатель даксофона Ханс Райхель, Том Кора, Шелли Хирш, Зина Паркинс, Юджин Чедборн, Крис Катлер и Дерек Бэйли.

ВИДЕО: сольная импровизация Кадзухиса Утихаши на даксофоне

Трудно переоценить значение фигуры Альфреда Харта для современной мировой авангардно-музыкальной сцены; так же трудно переоценить и значение выступления на фестивале Гёте-института «Джаз осенью — Без стен» дуэта Харт / Утихаши для московской музыкальной жизни.

Сайт Альфреда 23 Харта; сайт Кадзухиса Утихаши; сайт Ханса Райхеля, посвященный даксофону

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.