Люди джаза. Джаз-фэн в квадрате: Дэвид Ричардсон, прямая речь

3
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

Во многих городах России — Томске, Москве, Санкт-Петербурге — хорошо знают этого человека. Он часто появляется в российских джазовых клубах и на джазовых концертах, явно хорошо знаком со многими российскими джазовыми музыкантами и тщательно собирает их записи на компакт-дисках. Он приезжал на конференцию «Джаз без границ» в Санкт-Петербург и общался с посетителями российского стенда на выставке-ярмарке Jazzahead в Бремене. Вообще говоря, среди граждан США не так уж и много настолько увлечённых специалистов по российскому джазу, как Дэвид Ричардсон. Кто же такой этот человек-загадка?

Найти часть ответов помогает интервью, которое у Дэвида в конце минувшего года взяли Тесса Саутер и Андреа Уолпер для ведущего англоязычного интернет-портала AllAboutJazz.com. «Джаз.Ру» публикует русский перевод с личного разрешения владельца американского портала, Майкла Риччи.
Оригинал: «Meet David Richardson», by Tessa Souter and Andrea Wolper 

David E. Richardson, Jr. (фото © Виталий Демьяновских)
David E. Richardson, Jr. (фото © Виталий Демьяновских)

Куда бы он ни поехал, Дэвид Ричардсон обязательно изучает всё лучшее в области джаза, что можно найти на месте. В Сибири, Москве, Санкт-Петербурге — или в Коста-Рике, Европе и Соединённых Штатах — он встречается с такими же, как он, джаз-фэнами-друзьями по Фейсбуку, следит за выступлениями своих любимых музыкантов и отыскивает новые места, чтобы их слушать. Но его одержимость джазом не исчерпывается потреблением: он создал компанию под названием The Real Jazz Ambassadors («Настоящие послы джаза»), чтобы снимать документальные фильмы о любимых музыкантах. Один из них — тот, чья знаменитая пластинка 1959 года сделала Дэвида, в то время четырёхлетнего, джаз-фэном на всю жизнь. О чём речь? Сейчас узнаете.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

— Я рос гарнизонным пацаном. Мы жили в [Западной] Германии, на Аляске, в Форт-Ноксе, а потом в Уиллингборо, Нью-Джерси. В 1975, после школы, я и сам пошёл в армию. Я учился на специалиста по русскому языку, служил в [Западном] Берлине, потом в Карлсруэ (Западная Германия), потом в Форт-Худе (Техас). Там я служил уже офицером Второй бронетанковой дивизии, получив звание после окончания курса Корпуса подготовки офицеров запаса. В 1987 я ушёл в запас, стал работать в компьютерной сфере — я специалист по базам данных Oracle — и продолжал эту работу следующие 30 лет. Но мой интерес к России не исчезал, и в 2002 я переехал в Томск, в Сибирь, где преподавал разговорный английский в двух университетах. В 2002 г. в Томске выступал российский джазовый музыкант Игорь Бутман, и я там с ним познакомился.

На фестивале «Триумф Джаза» в Санкт-Петербурге, 2016
На фестивале «Триумф Джаза» в Санкт-Петербурге, 2016

В Томском политехническом университете меня попросили участвовать в комиссии по оценке их программы преподавания иностранных языков и написать отчёт по результатам. Я был довольно наивен, так что я честно написал там правду, и меня тут же уволили и выдворили из России. На два месяца мне пришлось переселиться в Вильнюс, там я заново получил визу, вернулся в Россию и подал на университет в суд за неправомерное прекращение контракта. Я не только выиграл дело, но через своего адвоката познакомился с моей будущей женой, Анжеликой, которая помогала мне в компьютерном бизнесе. После России мы с Анжеликой несколько лет жили в Коста-Рике, а в 2008-м переехали в Нашуа, штат Нью-Гемпшир, где живём с дочерью, которой сейчас восемь лет.

Ваши самые ранние музыкальные впечатления?

— Моя мать пела и играла на рояле, так что вокруг меня всегда была музыка. В Германии мы постоянно слушали «Радио вооружённых сил» и Уиллиса Коновера на «Голосе Америки». На Аляске в начале 1960-х мы устраивали у нас в подвале представления с участием соседских детей — кривлялись под музыку The Beatles, Herman’s Hermits и других. А когда я вернулся в 1968 г. на континентальную территорию США, я начал учиться играть на кларнете. С того момента и до окончания школы я всегда играл в школьном оркестре. В 1970-м мать подарила мне свой рояль Chickering, который у неё был с детства, и я начал учиться играть на нём — главным образом слушая все пластинки Стиви Уондера, какие мог найти.

Сколько вам было, когда у вас появилась первая пластинка?

— Это был сингл на 45 об/мин — «Take Five» Дейва Брубека, на второй стороне была пьеса «Blue Rondo à la Turk». У меня она появилась в 1961, когда мне было четыре с половиной года. Мне её подарили родители, потому что я обожал музыку с альбома квартета Брубека «Time Out».

Что открыло вам дверь в джаз?

— Именно «Time Out» Брубека. Декабрь 1961. Моя любимая пьеса с альбома была «Strange Meadowlark». Я впервые услышал альбом на «Радио вооружённых сил», и когда он у нас появился, я постоянно донимал родителей, чтобы они его всё время ставили.

А живую музыку когда начали слушать?

— Наш преподаватель общественных наук (в США этот школьный курс объединяет историю, географию, обществознание и т. п. — Ред.) Тай Белфорд имел кое-какие связи в шоу-бизнесе. Он устраивал выступления в нашей школе множества разных групп, а я был частью «аудиовизуальной бригады», которая занималась светом и звуком. Так я поучаствовал в организации концертов, в которых выступали Бадди Рич, Чак Манджионе, Кэл Чадер, Филлис Хайман, Дейв Брубек и другие. Но до того, как я пошёл в армию и отправился в Берлин, у меня не было возможности побывать в настоящем джаз-клубе, чтобы послушать там живой джаз.

А помните свой первый концерт?

— Это было примерно в 1966, когда Лу Роулз выступал в Форт-Ричардсоне, штат Аляска. Думаю, он оказался на этой базе по дороге во Вьетнам. Он исполнил там песню, которая стала одной из самых моих любимых — «The Shadow Of Your Smile» (я потом научился играть её на кларнете!) Роулз в своё время служил сержантом в 82-й воздушно-десантной дивизии; вот одна из причин, почему он часто выступал на военных базах.

httpv://www.youtube.com/watch?v=9tB6T5eS33c

Как часто вы ходите слушать музыку живьём?

— Стараюсь послушать что-то каждую неделю, особенно когда путешествую; я люблю открывать для себя новые площадки и часто обнаруживаю там что-нибудь удивительное, особенно в Европе и в России. Кажется, там больше таких площадок, чем в Соединённых Штатах.

Почему именно живая музыка для вас так важна?

— Это восхитительно — видеть, как музыканты берут стандартную тему и, импровизируя, превращают её в свою собственную пьесу. Меня всегда поражает уровень мастерства, который я вижу у столь многих джазовых музыкантов, и я ценю тот факт, что это не только тяжкий труд, но и врождённая способность «схватывать» музыку.

Вам приходилось ездить куда-нибудь очень далеко, просто чтобы послушать музыку?

— Однажды, будучи в Москве, я решил сделать сюрприз вокалисту Алану Харрису и басисту Арку Овруцкому, которые выступали в Одессе. Мне пришлось вылететь из одного довольно нового московского аэропорта в Минск, а оттуда в Одессу. Концерт проходил в отеле, и я так устроил, чтобы водитель встретил меня в аэропорту. Мы медленно пробирались по Одессе и наконец оказались в отеле. Я оформляю проживание — и слышу голос Алана Харриса у себя за спиной: «А я-то думал, я единственный чёрный в Одессе…»

Кроме местного пианиста, остальных музыкантов я знал, и на концерте оказалось несколько моих друзей по фейсбуку. Всё вместе оказалось невероятным переживанием с превосходной живой музыкой.

httpv://www.youtube.com/watch?v=2se4gA3rYYQ

А есть ли какой-то концерт, на который вы не попали и до сих пор об этом жалеете?

— Пару лет назад в Шанхае был фестиваль, на котором выступали Игорь Бутман и [британская певица] Тина Мэй. Мне очень хотелось там побывать. Я лет десять не бывал в Азии, и у меня там есть несколько друзей, с которыми хотелось повидаться; это был бы идеальный случай объединить всё это.

Если бы вам представилась возможность вернуться в прошлое и послушать выступление одной из легенд джаза, кто бы это был?

— Много лет я следил за творчеством пианиста Эдди Хиггинса… и постоянно не мог попасть на его выступления. В конце концов я добыл билеты на выступление в начале сентября 2009 г. во Флориде — это было шоу, которое устраивала его жена, замечательная джазовая певица Мередит д’Абмросио. Но, увы, незадолго до концерта Эдди ушёл из жизни, и я навсегда утратил возможность увидеть его лично, встретиться с ним. Я пару лет переписывался с ним по электронной почте, так что, по крайней мере, мне удалось сказать ему, как я восхищался его талантом…

httpv://www.youtube.com/watch?v=F5gWPmwDDME

Что такое, по-вашему, хороший джаз-клуб?

— У меня два любимых джаз-клуба, и оба они в Москве. Я люблю джаз-клуб «Эссе», потому что там отличная атмосфера и персонал точно знает, чего я хочу (двойной Jack Daniels с колой и котлету по-киевски), при этом там всегда играют отличные музыканты, и часто выступают американцы. Второй — Клуб Игоря Бутмана: я начал ходить туда потому, что знал Игоря больше 15 лет, и у него в клубе выступает так много замечательных, талантливых артистов. Я люблю оба этих места, потому что там всегда можно пообщаться с музыкантами, а им обычно очень нравится слышать мнение об их музыке от американца.

Дэвид Ричардсон на конференции Jazz Across Borders
Дэвид Ричардсон на конференции Jazz Across Borders (фото © Ольга Карпова, Jazzmap.ru)

А в каком клубе или клубах вас чаще всего можно встретить?

— Когда я в Бостоне, я бываю в Ryles, Scullers, Regattabar или в Wally’s. В Москве я иду в «Эссе» и Клуб Игоря Бутмана, но стараюсь бывать также в JAM Club и Клубе Алексея Козлова. В Санкт-Петербурге это «Дом 7», JFC и The Hat Bar. В Коста-Рике меня всегда можно найти в Jazz Café в Сан-Педро (там ещё есть джаз-клуб в Эскусу, но я пока туда так и не добрался).

Есть ли какой-то клуб, который уже не работает, но вы по нему скучаете?

— В Бостоне было такое Acton Jazz Café: я не слишком долго туда ходил, начал только в 2009, но оно мне очень нравилось, потому что мы всегда брали с собой туда нашу дочь Синтию — даже когда она ещё не родилась! Именно там я подружился со многими местными музыкантами, что помогло мне разобраться в бостонской джазовой сцене.

А что такое «Настоящие послы джаза»?

— Около двух лет назад я создал компанию The Real Jazz Ambassadors, LLC (ООО «Настоящие послы джаза». — Ред.). Первоначальная моя идея была снять документальный фильм, который увековечил бы 60-летие исторических гастролей Дейва Брубека по Польше в 1958 г. Я спродюсировал промо-ролик с [сыном Дейва, тоже пианистом] Дариусом Брубеком, надеясь в 2018 г. сделать полнометражную документальную ленту, где Дариус прошёл бы по следам гастролей отца, на которых он тоже был — ему тогда было 11 лет.

На съёмках в Польше: с главным редактором польского журнала Jazz Forum Павлом Бродовским, 2018
На съёмках в Польше: с главным редактором польского журнала Jazz Forum Павлом Бродовским, 2018

Недавно я закончил съёмки ещё одного документального фильма, он называется «Портрет джазового артиста: Иннокентий Иванов». Там живущий в Москве джазовый артист из Украины выступает на фестивале «Джазовая провинция», а потом работает в студии над записью «Кубинской фантазии» — пьесы, которую написал мой добрый друг Робин Блэйкман, саксофонист из Великобритании.

httpv://www.youtube.com/watch?v=GyIP5txsrlw

Как вы открываете для себя новых артистов?

— Социальные сети и YouTube сильно упростили дело. Но в России я просто иду в клубы — и каждый следующий концерт позволяет мне завязать новую джазовую дружбу с новыми для меня артистами.

Если бы вы были профессиональным музыкантом, на чём бы вы играли?

— Однозначно — на рояле. Я всегда чувствовал близость к этому инструменту, сколько себя помню, и пытался овладеть им в начале 70-х, когда познакомился с музыкой Стиви Уондера. Помню, как сидел тогда часами, снова и снова слушая виниловую пластинку, чтобы найти на клавиатуре правильные ноты и аккорды.

Есть ли у вас «диск, который вы взяли бы с собой на необитаемый остров»?

— В наш век всё, что мне нравится, хранится у меня в телефоне… но если бы меня принудили выбирать, я выбрал бы «The Intimate Ella» или «Ella and Oscar». Или «Crystal» Ахмада Джамала, или «Innervisions» Стиви Уондера… или… слушайте, я бы просто нашёл способ заряжать чёртов телефон!

Есть ли у вас любимая джазовая «история из жизни»?

— Когда я учился в школе, Бадди Рич выступал у нас, и я был захвачен… ну и, поскольку я работал в «аудивизуальной бригаде», у меня была возможность попытаться взять у него автограф. На нём висела молодая блондинка, и тут я подхожу к нему и прошу автограф. Он ухмыльнулся и сказал: «Малыш, вали отсюда». Мне надо было бы обидеться, но я воспринял это как знак отличия — я испытал на себе его знаменитое крепкое словцо!

Что, как вы думаете, позволяет джазу жить и процветать?

— Думаю, новую жизнь в джаз вдохнул приток новых артистов со всего мира. Вот почему мне так нравится путешествовать по России и другим странам: я вижу множество талантливых, полных вдохновения молодых артистов, которые играют и заново осмысляют стандарты жанра.

Есть ли ещё что-то, что мы должны были бы знать о вас?

— Каждый год я провожу у себя дома Jazz BBQ («Джазовый шашлык». — Ред.) Мы приглашаем местных музыкантов, которые играют для наших соседей и друзей. Мне нравится показывать живой джаз людям, которые, быть может, никогда бы его и не услышали.

Закончите, пожалуйста, предложение: жизнь без музыки — это…

— …верный признак того, что я отбросил копыта!

Перевод: редакция «Джаз.Ру»




реклама на джаз.ру

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Когда Дэвид появился в Томске в 2002, судьба не могла пропустить нас мимо друг друга. Мы познакомились, ходили на концерты, которые у нас проходили в то время. Допоздна беседовали о джазе у меня дома и слушали музыку. С его помощью я пополнил мою библиотеку о джазе, за что навсегда благодарен ему! Добродушный и весёлый человек!

Добавить комментарий для Валерий Рыбаков Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя