В Швейцарии открылся 52-й Montreux Jazz Festival — крупнейший джазовый фестиваль Европы

0
Соня Соколова
Фото: официальный сайт фестиваля
SS

29 июня в городе Монтрё на берегу Женевского озера в Швейцарии начал работу 52-й по счету Montreux Jazz Festival — самое представительное и эклектичное событие в мире джаза Европы. Двухнедельный праздник открылся большим карнавалом в Petit Palace — Малом Дворце, бывшем бальном зале, переоборудованном под концертный зал и выставку джазовых артефактов.До 14 июля MJF покажет зрителям выступления более 120 артистов и коллективов из разных стран. Три ключевых сцены фестиваля примут на своих подмостках музыкантов самых разных, зачастую полярных жанров: на главной сцене сыграют рокеры Ван Моррисон (Van Morrison), Игги Поп (Iggy Pop), Джон Кейл (John Cale), Young Fathers, Джек Уайт (Jack White), а джазмены Жильберту Жиль (Gilberto Gil), Стэнли Кларк (Stanley Clarke), Авишаи Коэн (Avishai Cohen), Чик Кориа (Chick Corea) и Brad Mehldau Trio встретятся с молодыми коллегами — победителями прошлогодних профессиональных конкурсов.

Официальный постер 52 фестиваля (авторы Christian Marclay / Laurent Benner)
Официальный постер 52 фестиваля (авторы Christian Marclay / Laurent Benner)

Новые имена

Накануне старта фестиваля завершились сессии Montreux Jazz Academy — международного образовательного проекта, миссия которого — помогать молодым талантливым музыкантам достичь новых высот в профессии и быстро стать полноправными участниками мировой джазовой сцены. Его придумал в 1999 году основатель Montreux Jazz Festival Клод Нобс (1936-2013), который предложил ежегодно проводить фортепианный и вокальный конкурс для молодых джазменов и предоставлять победителям возможность выступить на фестивале с сольными номерами и в составе джема с мэтрами. Вскоре конкурс разросся — оброс маститым жюри, призами и творческими мастерскими, а вскоре по инициативе Montreux Jazz Foundation в Лозанне была открыта Джазовая Академия, которая работает в течение нескольких недель в году и помогает победителям подготовить собственное шоу для грядущего фестиваля под руководством менторов. Конкурсы проходят в течение всего фестиваля и пользуются огромным успехом публики — не только в силу свободного доступа, но и потому, что всем интересно наблюдать юных звёзд в процессе становления. Уже завтра конкурс вновь начинает работу, и совсем скоро мы узнаем имена новых финалистов. Исполнители из одного поколения, но с очень разным бэкграундом, получат первый толчок к международному признанию.

Члены жюри 2017 года на протяжении всей осени готовили молодых исполнителей к сольным выступлениям на фестивале. Менторами молодых талантов стали Трилок Гурту (Trilok Gurtu), Ярон Херман (Yaron Herman), Элина Дуни (Elina Duni), Маркус Миллер (Marcus Miller), Зив Равитц (Ziv Ravitz) и Курт Розенвинкель (Kurt Rosenwinkel).

Первым на фестивале выступит победитель прошлогоднего фортепианного конкурса — Аддисон Фрай (Addison Frei). Кстати, 3 место занял наш соотечественник — Андрей Марухин.

Addison Frei
Addison Frei

Возможно, вас удивит, что я начала свой рассказ с молодых исполнителей. Но вот вам несколько имен, чтобы оценить масштаб: в 2015 году конкурс пианистов выиграл 16-летний А Бу (A Bu), которого с того момента уже номинировали на «Грэмми»; в прошлом году лучшим гитаристом стал Александр Лёвмарк (Alexander Lövmark) — юный студент из Швеции, выпустивший очень красивый альбом с чилийской саксофонисткой Мелиссой Альданой (Melissa Aldana). Второе место по вокалу получила невероятно талантливая немецкая вокалистка Зара Деккер (Sara Decker) — она исполняет contemporary jazz, и в 2015 году получила European Jazz Award в Италии из рук Сесиль МакЛорин Сальван (Cécile McLorin Salvant), и после этого обе певицы уже начали записываться вместе.

Немало побед Монтрё принес России и соседним странам: в 2016 году Shure Montreux Jazz Voice Competition выиграла Арта Екабсоне (Arta Jekabsone), живущая в Латвии, а в 2015 — Алина Енгибарян, вокалистка из Ростова, сейчас уже уверенно влившаяся в нью-йоркскую сцену.

У Монтрё есть и свои «любимчики»: например, потрясающий кубинский пианист Альфредо Родригес (Alfredo Rodriguez), выигравший конкурс в 2012 г., стал протеже Хёрби Хэнкока и выступет на фестивале несколько лет подряд — сначала в составе гала-концертов, а теперь и с сольной программой.

ДАЛЕЕ: мэтры, первые концерты, полная программа  

Одна из новых площадок фестиваля - Дом Джаза
Одна из новых площадок фестиваля — Дом Джаза

Мэтры

Программу фестиваля открыл Джон Кейл (John Cale) в сопровождении струнного оркестра. Основатель The Velvet Underground впервые выступил в Монтрё с программой, в которой рок, электроника и современная музыка были снабжены новыми, зачастую довольно тяжеловесными и пафосными аранжировками. Впрочем, Кейл всегда питал пристрастие к большим формам: в возрасте 18 лет он вместе с Джоном Кейджем (John Cage) исполнял композицию Эрика Cати «Vexations» продолжительностью 18 часов. Кейл — невероятно плодовитый автор: он выпустил около двадцати альбомов и почти столько же саундтреков к фильму, в том числе — «American Psycho» или шедевр Патти Cмит «Horses». Но и сейчас Кейл все еще в отличной (хотя, пожалуй, всё же не концертной) форме.

Paolo Conte (pnoto © Lionel Flusin)
Paolo Conte (photo © Lionel Flusin)

В Montreux Jazz Club хэдлайнером вечера стал Паоло Конте (Paolo Conte), чей бархатный баритон в сопровождении небольшого камерного ансамбля звучит все так же пронизывающе и трепетно спустя годы. В 2016 году композитор записал полностью инструментальный альбом «Amazing Game», и в ходе концерта представил несколько вещей с него.

А в Jazz Lab оттягивались электронщики: дуэт клавишника Мозеса Самни (Moses Sumney) и виолончелиста Вальгейра Сигурдссона (Valgeir Sigurđsson) разворачивал перед зрителем нежные картины северной природы и тревожные пейзажи неизвестных планет. Трепетные, медиативные, неуверенно дрожащие звуки, перемежаемые кусками радиотрансляций и диалогов из прошлого, создавали в зале невероятную космическую атмосферу. Потрясающую, хрупкую красоту их сета нарушил Нильс Фрам (Nils Frahm) с его знаменитой «стеной синтезаторов».

Итак, программа стартовала. Директор программы Матье Жатон (Mathieu Jaton) охарактеризовал ее как «плотную, последовательную и с сильным влиянием рок-музыки, в особенности на сцене Auditorium Stravinski». Но для нас особую радость составляет то обстоятельство, что наконец-то был расширен камерный Montreux Jazz Club — его вместимость увеличилась с 300 до 600 мест.

Mathieu Jaton (photo © Lionel Flusin)
Mathieu Jaton (photo © Lionel Flusin)

Заявленный бюджет фестиваля составляет $29 000 000, на платные площадки планируется привлечь не менее 230 000 слушателей.

Полная программа фестиваля 




реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.