Константин Волков (текст) Наталья Кравченко (фото, видео) |
В марте 2018 «Джаз.Ру» рассказывал о том, что в Челябинске ушёл из жизни народный артист РФ Игорь Бурко — художественный руководитель фестиваля «Какой удивительный мир», лидер ансамбля «Уральский диксиленд». Этот коллектив в последние полтора десятилетия был своего рода «градообразующим предприятием» для джазовой сцены столицы Южного Урала. Хотя по состоянию здоровья Бурко в последние годы уже не играл в ансамбле, выдвинув на своё место молодого трубача Ивана Пона, он продолжал руководить и коллективом, и фестивалем, который проводил с 2000 г.
Жизнь не может стоять на месте. Подготовка к семнадцатому по счёту фестивалю «Какой удивительный мир» продолжалась. Мало того, фестиваль, долгие годы бывший, наверное, самым консервативным по стилистике и формату в России, менялся. Новым арт-директором стала музыковед Наталья Риккер, ведущая джазовых концертов Челябинской филармонии. Появилась весомая поддержка от губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, администрации города Челябинска и Челябинской городской думы. И 1-3 июня XVII международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» состоялся в Челябинске в новом формате и с новым размахом.
У фестиваля раньше никогда не было чисто летней составляющей — концерта под открытым небом; был только небольшой дневной уличный парад с диксилендовым репертуаром. А в этом году гала-концерт, знаменовавший открытие фестиваля, состоялся именно в формате «опен-эйра» в парке культуры и отдыха им. Юрия Гагарина. Этот концерт, как и два следующих — уже филармонических — вечера фестиваля, впервые вёл московский джазовый журналист, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.
Никто, правда, не мог предугадать, что в начале июня — а на Южном Урале в это время бывает уже очень тепло — погода окажется, мягко говоря, настолько суровой. Нет, дождя не было. Было неожиданно холодно! И если публика, заполнившая в день открытия фестиваля обширное пространство сидячего «партера» перед сценой парка, оказалась хорошо подготовлена и утеплена (куртки, шапки, пледы, термосы и т. п.), то артистам деваться было некуда: концерт есть концерт, вышел на сцену — работай, даже если температура упала ниже девяти градусов по Цельсию, строй духовых инструментов слегка «пополз», а ветер с каждой минутой становится всё прохладнее. И артисты работали с полной отдачей.
Программа концерта-открытия была построена так, чтобы привлечь максимально широкую публику и представить практически всех участников фестиваля несколькими концертными номерами. Был тут и небольшой «уличный парад» — перед началом концерта колонна участников фестиваля, преимущественно с духовыми и ударными инструментами, двинулась от входа в парк по аллеям в сторону сцены, бурно играя традиционный для уличных шествий диксилендовый репертуар. Впереди изящно маршировали мажоретки в мохнатых шапках и красных доломанах — маршировали и, несмотря на холод, героически улыбались. Правда, по счастью, бить в свои маленькие декоративные барабанчики девушкам не пришлось: в колонне было достаточно более компетентных барабанщиков.
Концерт удачно представил и то, с чем приехали гости, и то, чем богата челябинская сцена. Бодро отыграли «Флейты Челябинска» — детский коллектив, в котором два с лишним десятка участников разного возраста, от совсем клопиков-первоклашек до подростков, задорно дуют в поперечные флейты, и некоторые из них при этом на самом деле играют со вполне джазовым интонированием и ощущением ритма. Художественный руководитель «Флейт», выступающих в яркой униформе и с мощным куражом — Юлия Полуротова — на сцене с ними не появляется: непосредственно музыкой эффективно командует дирижёр Георгий Анохин, сам по себе замечательный джазовый флейтист. Его авторская пьеса «Куб» — коронный номер детского оркестра, и она-то как раз и открыла концерт.
Были, конечно, и «приветственные слова», но недолгие. Заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов пожелал фестивалю успеха, а музыкант, который, как о нём говорят в Челябинске, «по праву уже может считаться символом фестиваля» — знаменитый земляк, народный артист России и легенда отечественного джаза Анатолий Кролл — добрым словом вспомнил создателя фестиваля и своего большого друга Игоря Бурко, с которым был знаком с детства. После ухода Бурко из жизни сподвижники Игоря Владимировича во главе с директором Челябинской филармонии Алексеем Пелымским приняли решение, что отныне фестиваль «Какой удивительный мир» будет посвящён его памяти. И, конечно, становым хребтом фестиваля остаётся ансамбль «Уральский диксиленд» на посту художественного руководителя которого Игоря Бурко сменил гитарист Валерий Сундарев. Нынешний состав «градообразующего коллектива» фестиваля таков: сам Сундарев, Виктор Риккер — барабаны, Владимир Риккер — контрабас, Константин Щеглов — фортепиано, Наиль Загидуллин — тромбон, Иван Пона — труба, Сергей Пеньков — кларнет, альт-саксофон, Дмитрий Перминов — тенор-саксофон и Кристина Рыжковская — вокал.
Выход коллектива на сцену был обставлен весьма современно: на экране открытой сцены были те же музыканты, только моложе на несколько лет и с Бурко во главе, они играли «All of Me», и вот «All of Me» уже звучит вживую в исполнении тех же артистов — «Уральского диксиленда» в новом составе, с новым трубачом: Бурко ещё при жизни, начиная с 2013 г., постепенно вводил в ансамбль молодого артиста, в котором видел себе замену. Надо сказать, что по сравнению с 2013 г., когда «Уральский диксиленд» выступал на «Акваджазе» в Сочи, Иван Пона сильно вырос в творческом и техническом плане, так что у УД теперь есть вполне зрелый трубач, владеющий стилистикой традиционного джаза.
ВИДЕО: «Уральский диксиленд» и юный саксофонист Артём Полуротов — «Caravan»
Гала-концерт бегло, 10-15 минутными эпизодами, представил стойкой, хорошо укутанной публике значительную часть будущей программы филармонических дней фестиваля и даже кое-что из того, что на филармонической сцене не появилось. Джаз-трио Kill Scoville из австрийского Граца — вокалистка Ливия Хубманн, пианист Штефф Коттер и барабанщик Давид Тресла — показывали «современный акустический поп-джаз в винтажном стиле»: энергично, задорно, весьма «популярно» (в смысле «попсово», т. е. ориентировано на широкую, невзыскательную аудиторию), но при этом вполне добротно и мастеровито исполнено.
Ещё один австрийский ансамбль Studebaker‘63, тоже из Граца, представлял джазовое отделение консерватории им. Иоганна Йозефа Фукса; руководитель — преподаватель джазовой гитары Клаус Амброш — даже не появлялся на сцене, настолько был уверен в своих учениках. И, действительно, юные австрийские джазмены не подвели, показав, что учатся джазовому ремеслу вполне успешно. Ничего удивительного в этом нет: в Австрии крепкая школа, давно и успешно снабжающая кадрами не только европейский, но и американский джаз.
ВИДЕО: Studebaker‘63 (видео с фестивального концерта в Челябинской филармонии 3 июня)
Кто удивил — так это коллектив Bomrani Band, представляющий… Исламскую Республику Иран. Неожиданно? Да, неожиданно. Джаз, как и вообще западная и эстрадная музыка, в Иране находится под запретом — и, во всяком случае, до начала текущего столетия этот запрет соблюдался очень строго. Но Bomrani Band через длинную цепочку рекомендаций иранских бизнес-партнёров челябинских предпринимателей приехали в Россию вполне официально.
Молодые иранцы с невероятным энтузиазмом играют на западных инструментах, пытаются овладевать джазовыми гармониями и вообще исполняют свой авторский репертуар с заразительной энергией, если о мастерстве в джазовом смысле в их несложных песенках национально-эстрадного характера говорить (пока?) ещё и не приходится. Это была забавная краска в гала-концерте — в том количестве материала (пять коротких песенок), которое было возможно представить за четверть часа. В условиях садово-паркового концерта для широкой публики молодые иранские музыканты снискали достаточное количество любви и признательности, тем более что экзотическая внешность и бесшабашная энергетика персидских артистов явно пришлась по сердцу многим жительницам столицы Южного Урала.
Из того, что в дальнейшем не прозвучало (а жаль!) на сцене филармонических концертов фестиваля, нужно отметить своеобразный реверанс фестиваля в сторону ещё одного проекта Челябинской филармонии — знаменитого проекта «Джаз на большом органе». Филармония представила своё новейшее приобретение — «передвижной орган», органную кафедру точно такого же размера и форм-фактора, как «шпильтиш» большого концертного духового органа, со всеми рычагами, басовыми педалями, регистровыми рукоятками и т. п., — только без собственно органа (насосов, труб и т. д.). Это величественное устройство производства голландской компании Johannus Orgelbouw представляет собой, в общем-то, цифровую MIDI-клавиатуру, то есть синтезатор, но ограниченный в звучании тщательно сэмплированными тембрами и динамикой настоящих духовых органов.
Трудно было придумать лучший способ представить этот интересный инструмент, чем это сделали организаторы. Обширную импровизационную пьесу на новом органе исполнили специальные гости: народный артист РФ Владимир Хомяков (орган) и екатеринбургский саксофонист Игорь Паращук. Хомяков — это и есть движитель и сердце проекта «Джаз на большом органе», самый именитый из российских органистов, обращающихся к импровизационной музыке; а Паращук — его постоянный музыкальный партнёр.
Наступал вечер, температура падала, «полз» строй духовых инструментов, но на сцену героически вышел впервые приехавший в Челябинск московский Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова. Вышел — и покорил публику. Даже при съехавшем строе и замёрзших пальцах оркестр убедительно показал, что в нём играют не только первоклассные инструменталисты — в нём играют артисты, которые хорошо знаю и горячо любят свою музыку.
Ключевое слово тут именно «свою». Да, это специфический оркестр, который не играет ни единой ноты современной авторской музыки. Да, он — репертуарный, то есть создан для исполнения определённого репертуара, в данном случае — классики джазовой нотной литературы, исторических партитур джазовых биг-бэндов разных эпох, от пред-свинговых звучаний 1920-х гг. и классики свинговой эры до жёстких звучаний оркестров 1970-х, вынужденных конкурировать за новую аудиторию с рок-музыкой. Но это истинно современный оркестр, который раз за разом доказывает, что успех неизбежен даже не в «осовремененном» звучании. Что можно исторически точно играть музыку прошедших эпох именно так, как её играли 50, 60, 70 и более лет назад — и звучать совершенно живо и современно, без признаков «музейности». Главное — делать это с искренней любовью; и уж что-что, а это музыканты делают на все сто. И челябинская публика, впервые слышавшая БДО п/у Петра Востокова, это вполне оценила.
В финале гала-концерта было то, чем традиционно заканчиваются в Челябинске все гала-концерты джазового фестиваля: на сцену вышли все участники вечера и всем сводным хором исполнили песню Боба Тиле и Джорджа Вайса «What A Wonderful World», которую прославило исполнение Луи Армстронга в последние годы жизни артиста. Песню очень любил основатель фестиваля Игорь Бурко, и она продолжает звучать в память о нём.
ВИДЕО: сводный хор участников фестиваля «Какой удивительный мир» исполняет песню «Какой удивительный мир»
Утро второго дня фестиваля, 2 июня, ознаменовал традиционный стрит-парад фестиваля по пешеходной улице города — Кировке. Это официальное название. На прежней карте города это была южная часть улицы Кирова, но в разговорной речи она именовалась Кировкой — пока противоречие между разговорным и официальным не было ликвидировано и в 2000 г. пешеходную часть улицы не постановили называть Кировкой везде, включая карты. Вдоль улицы стоят бронзовые верблюд, гитарист, нищий, городовой, саксофонист и почему-то Александр Розенбаум, а в дальнем её конце на стене дома 177 установлена бронзовая мемориальная доска в честь Игоря Бурко и «Уральского диксиленда».
Интересно, что ставили её при жизни артиста — в 2011 г., в честь присвоения музыканту звания народного артиста России. При Бурко утренний «стрит-парад» — шествие музыкантов и слушателей по Кировке, торжественно марширующие барабанщицы-мажоретки, залихватские звуки вечнозелёной диксилендовой классики, буханье басового барабана, уханье тубы, весёлая толпа, вот это всё — стал формообразующей традицией фестиваля. Продолжилась она и без Бурко, и было почти всё: мажоретки, барабан, диксилендовая классика — вот только толпа оказалась не очень большой и не полностью весёлой, потому что, как уже было доложено, на Южный Урал опустилась волна холода. Попробуй, помаршируй с духовым инструментом, когда на улице +9! Да с инструментом-то, при постоянных физических усилиях, может, оно ещё и ничего — а вот если без инструмента, просто так?
Но всё-таки народ был, уж очень сжились в Челябинске с традициями фестиваля. Были, естественно, и музыканты — в колонне шагали даже бесшабашные иранцы из Bomrani Band, даже маленькие детишки из джазовой студии, а впереди выделялись строгий, подтянутый и профессиональный народный артист России Давид Голощёкин с флюгельгорном, народный артист России Анатолий Кролл без инструмента (пианисту сложно нести на уличном параде фортепиано!) и увлечённо солирующий на трубе Пётр Востоков во главе почти всего своего оркестра. Пётр сильно выделялся в толпе, так как прилетел из Москвы слишком легко одетым и на парад вышел завёрнутым в красивое белое одеяло.
Вот как это было:
ВИДЕО: Парад на Кировке, 2 июня 2018
Парад торжественно прошагал всю пешеходную улицу и остановился у дома 177 перед мемориальной доской Игоря Бурко, где все принялись делать селфи, совместные фото и просто фотографии различной степени символичности.
А вечером того же дня началась первая из двух филармонических программ фестиваля. Думаем, мы найдём у читателей понимание: мы не станем повторно описывать выступления коллективов, принимавших участие в гала-концерте 1 июня. Просто учтём два фактора.
Фактор первый: эти выступления были значительно продолжительнее, чем в парке.
Фактор второй, вытекающий из первого. Некоторым увеличенная продолжительность выступления пошла на пользу и послужила к упрочению слушательской любви. Особенно это касается Большого Джазового Оркестра п/у Петра Востокова, который на концерте в Филармонии окончательно завоевал южноуральские сердца.
ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова в Филармонии
Для других же длинные сеты оказались явно лишним. Например, необходимость выделять развесёлой самодеятельности из Ирана столько времени на филармонической сцене автору этих строк представлялась совсем не очевидной.
Поэтому мы расскажем только о тех, кто не выступал на гала-концерте, но показал своё искусство в филармоническом Концертном зале им. Сергея Прокофьева.
Биг-бэнд п/у заслуженного артиста России Станислава Бережнова показал довольно продолжительную программу, в исполнении двух номеров принимал участие вокальный квартет DV-Show. Все аранжировки у оркестра — оригинальные или адаптированы для биг-бэнда бэндлидером Станиславом Бережновым. Была тут и «Yesterday» Пола Маккартни — естественно, в джазовой версии, то есть в оркестровке Нила Хэфти из альбома оркестра Каунта Бэйси «Basie’s Beatle Bag» (1966) — соло на тенор-саксофоне играл Валерий Мукаев, как и в «You Are The Sunshine Of My Life» Стиви Уондера. Была и «I Remember Clifford» Бенни Голсона, где солировал на флюгельгорне Максим Жижо, и даже адаптированное переложение выполненной популярным трубачом Мэйнардом Фергюсоном аранжировки «Шахерезады» Н.А. Римского-Корсакова, где соло на сопрано-саксофоне исполняла Татьяна Жижо. В общем, очень хорошо, что у Челябинской филармонии есть собственный биг-бэнд. Для регионального центра свой профессиональный джазовый оркестр очень важен и нужен.
У гитариста Валерия Сундарева, нынешнего руководителя «Уральского диксиленда», есть и собственное трио (Станислав Бернштейн — бас-гитара, Игорь Борискин — барабаны). На фестивале 2018 года оно выступило как ритм-секция со специальным гостем — к трио присоединился ещё один гитарист, Сергей Чашкин из Екатеринбурга.
Чашкин — гитарист очень опытный, он окончил колледж Бёркли в Бостоне, в родном Екатеринбурге играет в лучших составах города. В 2014 г. он выпустил дебютный альбом «Personal Choice» (содержавший, между прочим, сплошь авторский материал) и уже на нём показывал весьма зрелую игру в идиоме современного гитарного джаза в стилистическом диапазоне между Куртом Розенвинкелом и Дэвидом Гилмором, занятия которого Чашкин посещал в Бёркли. В принципе, именно такую игру — зрелую, современную и спокойную — Чашкин показал и в Челябинске. Валерий Сундарев и сам — гитарист вполне современный по своим творческим устремлениям: работа в диксиленде — работой, а в собственном ансамбле он играет модерн-джаз, и диалоги двух гитар — Чашкина и Сундарева — слушать было интересно: никакой «музейщины» с имитацией мастеров прошлого, живой современный импровизационный джаз.
Вокалистка Биг Мама Монтсе (Big Mama Montse) приехала на фестиваль из Испании. «Большая Мама» — это, понятное дело, чисто блюзовое прозвище, ведь поёт она главным образом блюз. А Монтсе — уменьшительное он каталонского имени Монтсеррат, ведь зовут её на самом деле Монтсеррат Пратдесаба (Montserrat Pratdesaba). Каталонского — потому что хотя родному городу Большой Мамы, Барселоне, и не удалось пока что вывести свою страну Каталонию из состава Испанского королевства, но сами каталонцы никогда не преминут напомнить, что они хоть и граждане Испании, но отнюдь не испанцы. Биг Мама Монтсе приехала в Челябинск выступать с ансамблем «Уральский диксиленд Игоря Бурко».
Опытная и хваткая блюзовая певица, она обладает огромным опытом и достаточно высоким для европейской блюзовой сцены статусом: в 2013-16 гг. Большая Мама даже была членом правления Европейского Блюзового Союза (есть в Европе такая организация!), а сейчас она — председатель Барселонского Блюзового Общества. Совместно с диксилендом она совсем уж в глубины блюзового наследия лезть не стала, а благоразумно пела традиционные джазовые стандарты в блюзовой форме, и было всем счастье и радость. Публика любит, когда поют, а тем более когда поют две сильные умелые женщины — часть номеров Биг Мама Монтсе пела дуэтом с солисткой «Уральского диксиленда» Кристиной Рыжковской. И женщины не подвели: джазово-блюзовая классика была исполнена от всей души.
ВИДЕО: Big Mama Montserrat Pratdesaba + Uralski Dixieland «Basin Street Blues»
Народного артиста России Анатолия Кролла, как уже было доложено, в Челябинске ценят и любят. И неудивительно: он же отсюда родом, здесь, в Челябинске, получал музыкальное образование, здесь и начал профессиональную карьеру в джазе. В конце апреля здесь же, в филармонии, отмечали его 75-летний юбилей. Знаменитый земляк выступал, видимо, на всех фестивалях «Какой удивительный мир» — и первый после ухода из жизни Игоря Бурко, с которым Кролла связывала дружба длиной в шесть с половиной десятилетий, не стал исключением. С ритм-секцией «Уральского диксиленда» — братьями Риккерами, контрабасистом Владимиром и барабанщиком Виктором — он исполнил буквально пару номеров, но с присущим ему чувством стиля, с одной стороны, и знанием психологии своей аудитории — с другой, успел и тронуть сердца, и блеснуть мастерством.
ВИДЕО: Анатолий Кролл — «Тёмная ночь» (Никита Богословский)
Интересную программу показал ансамбль L-band флейтиста Георгия Анохина. Буквально за неделю до фестиваля, 24 мая, композитору, флейтисту, художественному руководителю детской джазовой студии «Бэби-Джаз» и биг-бэнда Южно-Уральского государственного университета, основателю детского джаз-фестиваля «Бэби-джаз» Георгию Анохину исполнилось 70, и 27 мая в том же зале прошёл его юбилейный концерт. Анохин учился в Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского, играл в эстрадном оркестре Олега Тергалинского, а в 1976 начал гастролировать в качестве джазового музыканта. В 1985 г. он создал камерный ансамбль джазовой музыки при Челябинской филармонии.
С 2001 года Георгий Петрович проводит детский фестиваль Baby Jazz. В последние годы музыкант занимается джазовым проектом L-Band, преподает музыку в гимназии № 26 г. Челябинска и является руководителем джазового оркестра ЮУрГУ. Под его руководством в этом году оркестр завоевал Гран-при II Всероссийского фестиваля-конкурса эстрадных и джазовых ансамблей Live Sound 2018 в Екатеринбурге.
L-band — это, собственно, флейтист Георгий Анохин, а также пианист Константин Щеглов, басист Станислав Бернштейн, барабанщик Виктор Риккер и перкуссионист Игорь Борискин. Ансамбль солиста-флейтиста — редкость на джазовой сцене, тем более на российской: второго такого коллектива в нашей стране, кажется, и нет. Это крепкий, современный, умный ансамбль. Они сыграли на фестивале всего две вещи — одну пьесу саксофониста Чарлза Ллойда, который в конце 1960-х много и интересно выступал как флейтист, и авторскую пьесу Анохина «Мост в пропасть». Её исполнение мы как раз предлагаем послушать.
ВИДЕО: Георгий Анохин и L-band — «Мост в пропасть»
Отметим ещё совместное выступление квинтета Just Friends под управлением Лотара Крафта (Германия) и вокального ансамбля Vocal Academia — совместный проект кафедры эстрадного творчества Челябинского государственного института культуры и коллектива из Германии.
Ансамбль Lothar Kraft & Just Friends работает уже 20 лет. Он из Вангена, что в Верхней Швабии, регионе горно-альпийского юга Германии (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Ансамбль консервативно-традиционный: бибоп, хардбоп, латин-джаз. Все пятеро — Лотар Крафт (фортепиано), Штефан Зигг (труба), Маркус Кербер (саксофон, флейта), Клаус Берметц (контрабас) и Томас Шольц (ударные инструменты) — музыканты профессиональные, но малоизвестные за пределами своего региона. В апреле 2018 участники ансамбля ЧГИК Vocal Academia — Полина Новосёлова, Алексей Шишканов, Яна Лобашова и руководитель Татьяна Луценко — ездили в Германию выступать с Лотаром и его «Просто друзьями»; теперь настало время ответного визита. Звучала хрестоматийная джазовая классика, вокальные аранжировки которой выполнил Руслан Хабибуллин, а инструментальные — пианист Крафт и трубач Зигг. Все радовались.
ВИДЕО: Lothar Kraft & Just Friends + Vocal Academia — «Água de beber»
И, наконец, фестиваль «Какой удивительный мир» не был бы фестивалем «Какой удивительный мир», если бы на нём не выступил народный артист России, санкт-петербургский мультиинструменталист Давид Голощёкин в сопровождении ритм-секции «Уральского диксиленда» (Валерий Сундарев — гитара, Владимир Риккер — контрабас, Виктор Риккер — барабаны). Не знаем, был ли хоть один фестиваль в Челябинске, на котором при Игоре Бурко не выступал бы Давид Семёнович. Выступил он и на первом фестивале без Бурко. Не может же быть фестиваля традиционного джаза без его исполнения «Stardust» либо «In A Sentimental Mood».
Вот таким получился семнадцатый фестиваль «Какой удивительный мир» — первый, состоявшийся без его основателя. И первый, прошедший при поддержке губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, администрации города Челябинска и Челябинской городской Думы. Фестиваль явно переходный, устремлённый в будущее, показывающий стремление и сохранить наследие своего основателя, и в то же время представлять публике не только знакомые и родные имена, но знакомить слушателей и с новыми поколениями и новыми направлениями джазового искусства. Художественное руководство фестивалем теперь в руках Натальи Риккер — музыковеда, ведущего концертов Челябинской филармонии и давнего соратника Игоря Бурко. Ей предстоит сложная задача: сделать так, чтобы фестиваль и сохранил собственное лицо, и не остановился в развитии, не отстал от сегодняшнего дня в джазе. А джаз, хотя и вступил уже во второе столетие своей истории, вовсе не собирается останавливаться в развитии. Чтобы слушатели в одном из важнейших городов Уральского региона могли каждый год на фестивале видеть и корни джазового искусства, и сегодняшние, живые его ветви, чтобы фестиваль не терял своих корней и в то же время не превращался в музейный ретро-экспонат — это благородная и непростая задача. Спасибо всем партнёрам, которые помогали решать эту задачу на XVII фестивале: это и Сбербанк (Челябинское отделение), и «Челябэнергосбыт», и целый ряд других организаций и людей, которым не всё равно, что происходит в области музыкальной культуры их региона.
СМОТРИМ ПОЛНУЮ ФОТОГАЛЕРЕЮ С ФЕСТИВАЛЯ (68 ФОТО!)
просто шикарно,браво артистам ,браво организаторам