ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ — вступительное слово от Олега Скворцова.
Пионером нового формата прикладного визуального искусства, в историю вошедшего как album cover или record sleeve («обложка альбома» или «конверт для грампластинки»), была компания Columbia.
История этого лейбла начинается в 80-е годы XIX века. В 1888 г. Эдвард Истон создал в Вашингтоне компанию для продажи только что изобретённых и поступивших в широкую продажу фонографов Томаса Эдисона и носителей звука для этих первых устройств коммерческой звукозаписи и воспроизведения — восковых цилиндров. В 1901 г. компания впервые на американском рынке начала продажу устройства, воспроизводившие музыку не с цилиндрических валиков, а с дисков, где звуковая дорожка располагалась на одной стороне. Вскоре «Коламбия» сделала новый радикальный шаг в технологии звукоиздания: с 1903 г. фирма выпускала диски, где запись была не на одной стороне пластинки, но на обеих. Таким образом, на одном диске оказывалось две песни — после окончания первой диск надо было просто перевернуть. Вскоре эта идея стала индустриальным стандартом. А в июле 1912 г. Columbia, признавая технологическую исчерпанность фонографа и его восковых валиков, полностью перешла на производство только граммофонов и дисков к ним. Первой джазовой записью на лейбле была вообще самая первая запись джаза — пластинка Original Dixieland Jass Band, вышедшая в октябре 1917 года.
В 1930-е годы основным носителем звука продолжали быть пластинки на 78 оборотов в минуту, изготавливавшиеся из шеллака — природной смолы, которую производят особые насекомые, червецы. До конца 1930-х все граммофонные пластинки выходили в одинаковых, как правило — коричневых обложках, и лишь иногда на этих обложках присутствовал логотип выпускающей фирмы. Очень редко на боксах (картонных коробках) для нескольких пластинок — прежде всего для продолжительных классических произведений, которые не влезали на одну пластинку — печаталось название произведения.
Первой обложкой со специальным дизайном стала работа 23-летнего Алекса Стайнвайсса — обложка «альбома», по сути — коробки с тематической подборкой из четырёх пластинок с 8 песнями, которые написали Ричард Роджерс и Лоренс Харт: «Smash Song Hits by Rodgers & Hart» («Убойные песенные хиты Роджерса и Харта»), вышедшей в 1940 году. Впрочем, саму обложку Стайнвасс нарисовал в 1937 или 1938-м.
С этого момента в индустрии грамзаписи в целом зародилось понимание того, что упаковка пластинки, дизайн её обложки — неотъемлемая часть пластинки и как объекта потребления, и как произведения прикладного искусства. Это стало важным шагом в развитии музыкальной индустрии, маркетинга и мерчандайзинга.
Алекс Стайнвайсс (Alex Steinweiss) родился 24 марта 1917 г. в Бруклине. В 1937 г. он окончил в Нью-Йорке Школу дизайна им. Парсонса и последующие два года работал ассистентом Джозефа Биндера — главного художника компании Columbia. В обязанности Алекса входило создание макетов для рекламных плакатов и каталогов фирмы, но в 1939-м он предложил руководству компании делать художественные обложки и для самих дисков.
По словам Алекса, когда он пришёл с фотоаппаратом к подъезду зала Imperial Theatre на 45-й улице Манхэттена, менеджмент зала уже собирался заменять рекламу завершившихся показов песенной программы Роджерса и Харта, и он упросил рабочих задержать замену вывески на час, чтобы он смог сфотографировать её. Затем к чёрно-белой фотографии он тщательно пририсовал красной краской имитацию «этикетки с лейблом» и звуковых дорожек диска, чтобы привлечь внимание потребителя: покупатель должен был понять, что внутри этой коробки находятся грампластинки.
Первоначально руководство лейбла было не в восторге от идеи Стайнвайсса, так как её реализация (прежде всего полноцветная печать) сильно увеличивала себестоимость производства. Однако после того, как продажи пластинок показали значительный, а по некоторым позициям феноменальный рост (например, бокс с Героической симфонией Бетховена в исполнении Бруно Вальтера показал рост в 895%), идея была полностью поддержана.
Вскоре Алекс Стайнвайсс, которому было только 23 года, стал главным художником лейбла, а в 1943-м возглавил всё рекламное подразделение компании, однако вскоре был призван на военную службу и до конца Второй мировой войны служил инженером в военно-морском флоте США. После войны он работал как фрилансер — художник-оформитель и консультант, но с 1948 года вновь стал заниматься дизайном пластинок, продолжая активно сотрудничать с лейблом Columbia.
В начале 1950-х Алекс Стайнвайсс покинул лейбл, но продолжал рисовать обложки пластинок для других компаний — Decca, London, Coral и Everest. Работы его оставались такими же узнаваемыми. Позже он работал как дизайнер рекламных плакатов, обложек журналов и в стремительно развивавшейся области дизайна упаковок.
На формирование его оригинального стиля повлияли работы европейских и американских оформителей рекламных плакатов 1930-х гг. Характерные элементы оформления «постеров» заметны во многих образцах его работ как дизайнера обложек джазовых пластинок.
Мы можем уверенно говорить о его уникальном узнаваемом стиле. Работа с шрифтами, многие из которых он сам создавал, стало так же важным элементом идентичности его работ. Разработки Стайнвайсса впоследствии стали практически стандартами оформления пластинок. По сути, он создал формат миниатюрных постеров с «цепляющей» графикой, яркими красками и оригинальной узнаваемой типографикой.
В 50-60-х годах он продолжал активно работать, его стиль эволюционировал, но продолжал оставаться столь же ярким и узнаваемым.
Период шеллачных пластинок на 78 оборотов закончился вскоре после Второй мировой войны. В 1948 году происходит новая революция в индустрии звукозаписи, выходит первая виниловая пластинка — «The Voice of Frank Sinatra» (Columbia CL 6001). Вместо тяжелого бокса с четырьмя шеллачными пластинками, каждая с двумя песнями на 78 скорости, весь материал размещается на одной пластинке, первоначально также диаметром 10 дюймов.
В начале 1950-х формат долгоиграющих пластинок на 33 оборота в минуту стал новым индустриальным стандартом. Они были изготовлены не из дорогого и хрупкого природного шеллака, а из более пластичного винила (искусственной пластмассы: vinyl — сокращение от её точного химического наименования, поливинилхлорид), продолжительные классические произведения уже могли размещаться на одной пластинке, а записи джаза естественным образом удлинились: теперь у джазменов не было нужды подгонять свои долгие импровизации под 3,5-минутный формат прежних грампластинок.
На плакате фирмы Columbia — реклама нового формата, долгоиграющей виниловой пластинки на 33 оборота по технологии microgroove. Первые LP (long playing, долгоиграющие диски) были диаметром 10 дюймов, позже добавился и постепенно стал основным 12-дюймовый формат.
Плакат указывает следующие преимущества нового формата:
- лучшее качество звука,
- все произведение на одной пластинке, слушайте не прерываясь,
- уменьшение места хранения,
- экономию денег,
- и то, что новые пластинки не бьются!
А вот и человек, который всё это придумал и запустил в производство в 1948 году, Питер Голдмарк, «изобретатель LP», с наглядной иллюстрацией — сколько места занимают боксы с шеллачными пластинками на 78 обороток, а сколько LP. Какое-то время записи продавались в двух форматах.
Принципиально эта революция не сильно повлияла на работы дизайнеров, а при переходе на больший размер в 12 дюймов даже дала новые возможности.
Алекс Стайнвайсс не только продолжал дизайнерскую работу, но и участвовал в виниловой революции: он был автором конструктивного устройства конвертов пластинок на 33 оборота — с самого начала обложки американских дисков были склеены по принципам, которые разработал именно он.
Алекс Стайнвайсс умер в 17 июля 2011 года в возрасте 94 лет. Закончить короткий рассказ о пионере дизайна джазовых пластинок я хочу началом следующего эпизода: в 1942 году Стайнвайсc принял на работу дизайнером лейбла Columbia молодого художника по имени Джим Флора.
Литература и ссылки:
- Фундаментальный альбом издательства Taschen «Alex Steinweiss. The Inventor of the Modern Album Cover», 2011. ISBN 978-8365-2771-2 (автор Kevin Reagan)
- Работы Стайнвайсса на меркетплейсе Discogs: присутствует определенная путаница в хронологии и изданиях