Скромное обаяние винила: история обложек джазовых пластинок. Эпизод I: Алекс Стайнвайсс

0
Louis Armstrong & Earl Hines – Louis & Earl (Columbia 4 X 10″ 78 RPM Set C-73) 1944
Louis Armstrong & Earl Hines – Louis & Earl (Columbia 4 X 10″ 78 RPM Set C-73) 1944

ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.
РАНЕЕ В РУБРИКЕвступительное слово от Олега Скворцова.

Вот почему альбомы называются «альбомами»: до появления долгоиграющих грампластинок на 33 оборота в минуту цикловые издания на граммофонных дисках, которые играли на скорости 78 об/мин, паковали в настоящие картонные альбомы со множеством внутренних конвертов. На иллюстрации: издание оперы «Травиата» на лейбле Columbia, 1940-е гг. Избранные номера из оперы записаны на семи дисках на 78 об/мин общим звучанием 56 минут.

Пионером нового формата прикладного визуального искусства, в историю вошедшего как album cover или record sleeve («обложка альбома» или «конверт для грампластинки»), была компания Columbia.

История этого лейбла начинается в 80-е годы XIX века. В 1888 г. Эдвард Истон создал в Вашингтоне компанию для продажи только что изобретённых и поступивших в широкую продажу фонографов Томаса Эдисона и носителей звука для этих первых устройств коммерческой звукозаписи и воспроизведения — восковых цилиндров. В 1901 г. компания впервые на американском рынке начала продажу устройства, воспроизводившие музыку не с цилиндрических валиков, а с дисков, где звуковая дорожка располагалась на одной стороне. Вскоре «Коламбия» сделала новый радикальный шаг в технологии звукоиздания: с 1903 г. фирма выпускала диски, где запись была не на одной стороне пластинки, но на обеих. Таким образом, на одном диске оказывалось две песни — после окончания первой диск надо было просто перевернуть. Вскоре эта идея стала индустриальным стандартом. А в июле 1912 г. Columbia, признавая технологическую исчерпанность фонографа и его восковых валиков, полностью перешла на производство только граммофонов и дисков к ним. Первой джазовой записью на лейбле была вообще самая первая запись джаза — пластинка Original Dixieland Jass Band, вышедшая в октябре 1917 года.

В таком виде грампластинки продавались до конца 1930-х гг.
В таком виде грампластинки продавались до конца 1930-х гг.

В 1930-е годы основным носителем звука продолжали быть пластинки на 78 оборотов в минуту, изготавливавшиеся из шеллака — природной смолы, которую производят особые насекомые, червецы. До конца 1930-х все граммофонные пластинки выходили в одинаковых, как правило — коричневых обложках, и лишь иногда на этих обложках присутствовал логотип выпускающей фирмы. Очень редко на боксах (картонных коробках) для нескольких пластинок — прежде всего для продолжительных классических произведений, которые не влезали на одну пластинку — печаталось название произведения.

Richard Rogers & His Orchestra – Smash Song Hits By Rodgers & Hart (Columbia 4 X 10″ 78 RPM Set C-11) 1940
Richard Rogers & His Orchestra – Smash Song Hits By Rodgers & Hart (Columbia 4 X 10″ 78 RPM Set C-11) 1940

Первой обложкой со специальным дизайном стала работа 23-летнего Алекса Стайнвайсса — обложка «альбома», по сути — коробки с тематической подборкой из четырёх пластинок с 8 песнями, которые написали Ричард Роджерс и Лоренс Харт: «Smash Song Hits by Rodgers & Hart» («Убойные песенные хиты Роджерса и Харта»), вышедшей в 1940 году. Впрочем, саму обложку Стайнвасс нарисовал в 1937 или 1938-м.

С этого момента в индустрии грамзаписи в целом зародилось понимание того, что упаковка пластинки, дизайн её обложки — неотъемлемая часть пластинки и как объекта потребления, и как произведения прикладного искусства. Это стало важным шагом в развитии музыкальной индустрии, маркетинга и мерчандайзинга.

Alex Steinweiss
Alex Steinweiss

Алекс Стайнвайсс (Alex Steinweiss) родился 24 марта 1917 г. в Бруклине. В 1937 г. он окончил в Нью-Йорке Школу дизайна им. Парсонса и последующие два года работал ассистентом Джозефа Биндера — главного художника компании Columbia. В обязанности Алекса входило создание макетов для рекламных плакатов и каталогов фирмы, но в 1939-м он предложил руководству компании делать художественные обложки и для самих дисков.

По словам Алекса, когда он пришёл с фотоаппаратом к подъезду зала Imperial Theatre на 45-й улице Манхэттена, менеджмент зала уже собирался заменять рекламу завершившихся показов песенной программы Роджерса и Харта, и он упросил рабочих задержать замену вывески на час, чтобы он смог сфотографировать её. Затем к чёрно-белой фотографии он тщательно пририсовал красной краской имитацию «этикетки с лейблом» и звуковых дорожек диска, чтобы привлечь внимание потребителя: покупатель должен был понять, что внутри этой коробки находятся грампластинки.

Первоначально руководство лейбла было не в восторге от идеи Стайнвайсса, так как её реализация (прежде всего полноцветная печать) сильно увеличивала себестоимость производства. Однако после того, как продажи пластинок показали значительный, а по некоторым позициям феноменальный рост (например, бокс с Героической симфонией Бетховена в исполнении Бруно Вальтера показал рост в 895%), идея была полностью поддержана.

John Kirby & His Orchestra (Columbia 4 X 10″ 78 RPM Set C-045), 1941
John Kirby & His Orchestra (Columbia 4 X 10″ 78 RPM Set C-045), 1941

Вскоре Алекс Стайнвайсс, которому было только 23 года, стал главным художником лейбла, а в 1943-м возглавил всё рекламное подразделение компании, однако вскоре был призван на военную службу и до конца Второй мировой войны служил инженером в военно-морском флоте США. После войны он работал как фрилансер — художник-оформитель и консультант, но с 1948 года вновь стал заниматься дизайном пластинок, продолжая активно сотрудничать с лейблом Columbia.

Columbia C-66: сборник на 4 10-дюймовых дисках «Hot Trumpets» в серии «Hot Jazz Classics», 1942 (12-й альбом в серии переизданий исторических записей раннего джаза; включены записи Бикса Байдербека, Реда Николса, Луи Армстронга, Бака Клэйтона и др.)
Columbia C-66: сборник на 4 10-дюймовых дисках «Hot Trumpets» в серии «Hot Jazz Classics», 1942 (12-й альбом в серии переизданий исторических записей раннего джаза; включены записи Бикса Байдербека, Реда Николса, Луи Армстронга, Бака Клэйтона и др.)

В начале 1950-х Алекс Стайнвайсс покинул лейбл, но продолжал рисовать обложки пластинок для других компаний — Decca, London, Coral и Everest. Работы его оставались такими же узнаваемыми. Позже он работал как дизайнер рекламных плакатов, обложек журналов и в стремительно развивавшейся области дизайна упаковок.

Сборник Columbia C-44 с записями пианистов стиля буги-вуги, 1941
Сборник Columbia C-44 с записями пианистов стиля буги-вуги, 1941

На формирование его оригинального стиля повлияли работы европейских и американских оформителей рекламных плакатов 1930-х гг. Характерные элементы оформления «постеров» заметны во многих образцах его работ как дизайнера обложек джазовых пластинок.  

Benny Goodman Sextet, Columbia C-102 (1944)
Benny Goodman Sextet, Columbia C-102 (1944)

Мы можем уверенно говорить о его уникальном узнаваемом стиле. Работа с шрифтами, многие из которых он сам создавал, стало так же важным элементом идентичности его работ. Разработки Стайнвайсса впоследствии стали практически стандартами оформления пластинок. По сути, он создал формат миниатюрных постеров с «цепляющей» графикой, яркими красками и оригинальной узнаваемой типографикой.

В 50-60-х годах он продолжал активно работать, его стиль эволюционировал, но продолжал оставаться столь же ярким и узнаваемым.

Al Hirt With His All Stars In New Orleans, Coral CRL 757402, 1957
Al Hirt With His All Stars In New Orleans, Coral CRL 757402, 1957

Период шеллачных пластинок на 78 оборотов закончился вскоре после Второй мировой войны. В 1948 году происходит новая революция в индустрии звукозаписи, выходит первая виниловая пластинка — «The Voice of Frank Sinatra» (Columbia CL 6001).  Вместо тяжелого бокса с четырьмя шеллачными пластинками, каждая с двумя песнями на 78 скорости, весь материал размещается на одной пластинке, первоначально также диаметром 10 дюймов.

В начале 1950-х формат долгоиграющих пластинок на 33 оборота в минуту стал новым индустриальным стандартом. Они были изготовлены не из дорогого и хрупкого природного шеллака, а из более пластичного винила (искусственной пластмассы: vinyl — сокращение от её точного химического наименования, поливинилхлорид), продолжительные классические произведения уже могли размещаться на одной пластинке, а записи джаза естественным образом удлинились: теперь у джазменов не было нужды подгонять свои долгие импровизации под 3,5-минутный формат прежних грампластинок.

На плакате фирмы Columbia — реклама нового формата, долгоиграющей виниловой пластинки на 33 оборота по технологии microgroove. Первые LP (long playing, долгоиграющие диски) были диаметром 10 дюймов, позже добавился и постепенно стал основным 12-дюймовый формат.

Плакат указывает следующие преимущества нового формата:

  • лучшее качество звука,
  • все произведение на одной пластинке, слушайте не прерываясь,
  • уменьшение места хранения,
  • экономию денег,
  • и то, что новые пластинки не бьются!

А вот и человек, который всё это придумал и запустил в производство в 1948 году, Питер Голдмарк, «изобретатель LP», с наглядной иллюстрацией — сколько места занимают боксы с шеллачными пластинками на 78 обороток, а сколько LP. Какое-то время записи продавались в двух форматах.

Peter Goldmark
Peter Goldmark

Принципиально эта революция не сильно повлияла на работы дизайнеров, а при переходе на больший размер в 12 дюймов даже дала новые возможности.

Алекс Стайнвайсс не только продолжал дизайнерскую работу, но и участвовал в виниловой революции: он был автором конструктивного устройства конвертов пластинок на 33 оборота — с самого начала обложки американских дисков были склеены по принципам, которые разработал именно он.

Принципиальная схема устройства конверта виниловой пластинки
Принципиальная схема устройства конверта виниловой пластинки

Алекс Стайнвайсс умер в 17 июля 2011 года в возрасте 94 лет. Закончить короткий рассказ о пионере дизайна джазовых пластинок я хочу началом следующего эпизода: в 1942 году Стайнвайсc принял на работу дизайнером лейбла Columbia молодого художника по имени Джим Флора.

Команда дизайнеров Columbia, середина 1940-х: Алекс Стайнвайсс в середине, Джим Флора второй слева
Команда дизайнеров Columbia, середина 1940-х: Алекс Стайнвайсс в середине, Джим Флора второй слева

Литература и ссылки:

  1. Фундаментальный альбом издательства Taschen «Alex Steinweiss. The Inventor of the Modern Album Cover», 2011. ISBN 978-8365-2771-2 (автор Kevin Reagan)
  2. Работы Стайнвайсса на меркетплейсе Discogs: присутствует определенная путаница в хронологии и изданиях
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя