Скромное обаяние винила: история обложек джазовых пластинок. Эпизод II: Джим Флора

0
Nick Travis Quintet «The Panic is On» (RCA Victor, LJM 1010, 1954) Автор обложки: Джим Флора
Nick Travis Quintet «The Panic is On» (RCA Victor, LJM 1010, 1954) Автор обложки: Джим Флора
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ: вступительное слово от Олега Скворцова | Эпизод I: Алекс Стайнвайсс

Jim Flora
Jim Flora

Пожалуй, я не знаю более узнаваемых и запоминающихся обложек джазовых альбомов, чем те, что делал Джим Флора (Jim Flora). Как только не называют его стиль: озорной и дьявольский, курьёзный и зловещий — но, конечно, прежде всего это очень добрые и яркие работы. И если у фигуры на обложке работы Джима Флоры три ноги или пять рук, то это совсем не монстр или уродец, а просто немного комичный, но очень выразительный образ.

Обложки книг, посвящённых творчеству Джима Флоры
Обложки книг, посвящённых творчеству Джима Флоры

Джеймс Флора родился в 1914 году в городе Беллфонтейн, штат Огайо. В 1935-39 годах он учился в Художественной академии Цинциннати, с 1938 по 1942 гг. работал оформителем и дизайнером в издательстве Little Man Press. Флора вспоминал, что, будучи любителем джаза, он нарисовал несколько обложек и идей для маркетинга и отправил их на фирму Columbia.

Здесь мы подходим к тому эпизоду, которым завершили предыдущий эпизод нашей истории. В 1942 году пионер джазовой обложки Алекс Стайнвайсс, работавший на «Коламбии», провёл собеседование с Джимом Флорой и принял на работу, дав ему настоящий карт-бланш на художественные решения. Год спустя Флора занял пост «художественного директора» компании Columbia, сменив в этой должности Роберта М. Джонса (Robert. M. Jones), который позднее занял такую же должность в руководстве фирмы RCA Victor. При этом в дальнейшем их связывала долгая дружба. Первые работы обложек авторства Флоры для Columbia вышли в 1947 году. Тогда ещё не было винила, и десятидюймовые пластинки на 78-й скорости вмещали лишь одну композицию на сторону, именно поэтому их часто выпускали в виде собрания из 3–4 пластинок. Основой материала для пластинок служил природный шеллак, который производят тропические насекомые, червецы.

Gene Krupa and His Orchestra, Columbia C-138 (1947)

Обратите внимание, какая экспрессия и напор идут от обложки пластинки джазового барабанщика и руководителя оркестра Джина Крупы «Gene Krupa and His Orchestra» и как необычно смотрится летящий Луи Армстронг на обложке «Louis Armstrong’s Hot 5», мы так будто слышим его хрипловатый голос и характерную манеру игры на трубе.

Louis Armstrong’s Hot 5, Columbia C-139 (1947)
Louis Armstrong’s Hot Five, Columbia C-139 (1947)

Прошло уже почти 80 лет, но эта музыка жива, и так же, как тогда, оживают немного мультяшные, но такие экспрессивные образы, созданные этим талантливым художником и дизайнером.

Kid Ory and His Creole Jazz Band «New Orleans Jazz», Columbia C-126 (1947)
Kid Ory and His Creole Jazz Band «New Orleans Jazz», Columbia C-126 (1947)

В середине 1948 года произошло эпохальное событие: компания Columbia представила новый формат коммерческой звукозаписи — долгоиграющие пластинки, которые воспроизводились со скоростью 33 оборота в минуту. Их делали не из дорогого и хрупкого природного шеллака, а из более пластичного поливинилхлорида (искусственной пластмассы), сначала только диаметром 10 дюймов, как и старые пластинки на 78 оборотов.

Форматы виниловых пластинок: 12 дюймов соответствуют 300 мм, 10 — 250 мм, 7 — 175 мм
Форматы виниловых пластинок: 12 дюймов соответствуют 300 мм, 10 — 250 мм, 7 — 175 мм

Чуть позже, в 1952 г., конкурирующая компания RCA Victor выпустила первую «сорокапятку» — виниловую пластинку диаметром семь дюймов, которая воспроизводилась на скорости 45 об/мин и реже на 33 скорости. Выделяют два типа: EP и SP. EP – это extended play, дословно «расширенное воспроизведение» — музыкальная запись, которая содержит больше треков, чем сингл, но меньше, чем альбом (который получил обозначение LP — long play). Обычно EP (ипишки), как и синглы, были размером в 7 дюймов. У них бывали как широкие отверстия для музыкальных автоматов (джукбоксов), так и стандартные узкие, как на LP.

У них более узкие канавки, достигнутые за счет снижения уровня резки и дополнительного сжатия звука, что позволяло получить длительность стороны чуть более семи минут.  

В 50-х компании часто выпускали содержание 10-дюймовых пластинок на двух или трёх EP, иногда в виде бокса (позже музыка с 12-дюймовых лонгплеев выпускались на 3–4 семидюймовых EP).

Надо сказать, что формат был крайне популярен в 50-е и начало 60-х. Так, в Швеции EP долгое время был самым популярным форматом записи, доля достигала 85% рынка в конце 1950-х. А в США в октябре 1957 года профессиональное издание индустрии звукозаписи Billboard представило еженедельный чарт EP.

EP на 45 об/мин с четырьмя пьесами в исполнении оркестра Каунта Бэйси: Rockin' and Relaxin' (Epic, EG 7029, 1954). Дизайн обложки: Джим Флора
EP на 45 об/мин с четырьмя пьесами в исполнении оркестра Каунта Бэйси: Rockin’ and Relaxin’ (Epic, EG 7029, 1954) Дизайн обложки: Джим Флора

Второй тип — SP, от «single play» (или просто сингл), «одиночное воспроизведение»: на одну сторону сорокапятки, как раньше на одну сторону шеллачного диска на 78 об/мин, помещалась всего одна песня средней продолжительности.

В дальнейшем общепринятым стандартом долгоиграющих пластинок стали 12-дюймовые диски — формат, получивший обозначение LP (от «long play», долгоиграющие). Но формат на 7 дюймов сохранился. Эти два формата, семидюймовые сорокапятки («синглы» и «ипишки») и долгоиграющие 12-дюймовые «лонгплеи» (в СССР этот формат назывался «гиганты»), выпускаются и до наших дней, и даже формат 10-дюймового LP (в СССР — «гранд») ещё иногда применяется. А вот шеллак умер: есть редкие примеры современных аудиофильных записей на 78 скорости, но только они печатаются не на шеллаке, а на виниле (весь шеллак ушёл на производство искусственных ногтей, хе-хе. — Ред.)

EP на 45 об/мин с четырьмя пьесами в исполнении оркестра Каунта Бэйси: Rockin' and Relaxin' (Epic, EG 7029, 1954) Дизайн обложки: Джим Флора
EP на 45 об/мин с четырьмя пьесами в исполнении оркестра Каунта Бэйси: Rockin’ and Relaxin’ (Epic, EG 7029, 1954) Дизайн обложки: Джим Флора

В 1950 г. Флора понял, что он утомлён бюрократией, характерной для большой компании — множеством совещаний и административной работой, при которой у него оставалось слишком мало времени на творчество. Он покинул лейбл и больше года отдыхал в Мексике, где много рисовал.

В 1950–60-х годах он работал для самых известных американских журналов: Fortune, Life, Newsweek, The New York Times Magazine, Research and Engineering, Computer Design, Sports Illustrated и других. Особо выделю работы в Computer Design: парадоксально, но они оказались очень органичными.

Обложки журнала Computer Design работы Джима Флоры, конец 1960-х гг.
Обложки журнала Computer Design работы Джима Флоры, конец 1960-х гг. Нет, компьютерного дизайна в то время ещё не было: название журнала означает «Дизайн компьютеров» (а ещё точнее — «Проектирование компьютеров»!)

В начале 1953 года Флора становится «художественным директором» (главным художником) второго крупнейшего мэйджор-лейбла, RCA Victor, где продолжает активно заниматься оформлением пластинок — теперь и винила на 10, 12 и на семь дюймов. Так, в 1955 году выходят несколько «сорокопяток» трио Пита Джолли (Pete Jolly) в оформлении Джима Флоры, глядя на которые, попадаешь в сказочный мир — добрый, светлый и очень позитивный, передающий при этом пульс и нерв джаза. Мне кажется, это очень джазовые по духу, радостные и запоминающиеся работы. Можно много рассуждать о художественных особенностях обложек Джима Флоры, но очень важно не рассматривать их в отрыве от музыкальной составляющей, ведь они делались специально под конкретные музыкальные записи.

Pete Jolly Trio «Coming-Out Party» (RCA Victor EPA-630, 1955). Кстати, это EP на 45 об/мин
Pete Jolly Trio «Coming-Out Party» (RCA Victor EPA-630, 1955). EP на 45 об/мин

Для статистики — в конце 1940-х Флора оформил 17 пластинок для лейбла Columbia, а в 50-х — тридцать девять обложек дисков для компании RCA Victor. Он оформлял не только джазовые альбомы, не менее интересны его работы для обложек пластинок с классической музыкой.

Sauter-Finegan Orchestra «Inside: Sauter-Finegan Revisited» (RCA Victor, LSP-2473, 1961). Последняя джазовая виниловая пластинка авторства Джима Флоры
Sauter-Finegan Orchestra «Inside: Sauter-Finegan Revisited» (RCA Victor, LSP-2473, 1961). Последняя джазовая виниловая пластинка авторства Джима Флоры

Флора прожил долгую и плодотворную жизнь. Он умер 84-летним 9 июля 1998 года. Ещё при жизни его стиль и работы стали культовыми. Сейчас выходит множество книг о нём и альбомов с его работами, продаются постеры, обои и разные элементы дизайна. Это тот случай, когда такую коммерциализацию искусства можно только приветствовать.

Джим Флора с коллекцией своих работ, 1950-е гг.
Джим Флора с коллекцией своих работ, 1950-е гг.

Литература и ссылки:

  1. The High Fidelity Art of Jim Flora Authors: Irwin Chusid and Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2013) ISBN: 1-60699-655-X
  2. The Sweetly Diabolic Art of Jim Flora Authors: Irwin Chusid and Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2009) ISBN: 1-60699-159-0
  3. The Curiously Sinister Art of Jim Flora Authors: Irwin Chusid and Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2007) ISBN: 1-56097-805-3
  4. The Mischievous Art of Jim Flora Author: Irwin Chusid; Image Restorations by Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2004; улучшенное переиздание 2007) ISBN: 1-56097-600-4
  5. Работы Флоры на маркетплейсе Discogs
  6. Сайт о работах Джима Флоры
Shorty Rogers / André Previn «Collaboration» (RCA Victor LJM-1018, 1955)
Shorty Rogers / André Previn «Collaboration» (RCA Victor LJM-1018, 1955)
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя