Пианист Даниил Крамер: «Джаз — не таблетка от головной боли»

0
Даниил Крамер (фото: Наталья Кравченко)
Даниил Крамер (фото: Наталья Кравченко)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

21 марта отмечает 65-й день рождения пианист Даниил Крамер — народный артист России, профессор, заведующий кафедрой инструментов эстрадного оркестра Института современного искусства, один из самых известных и, не побоимся этого слова, популярных джазовых музыкантов России.

Строгие энциклопедии пишут о нём:

Даниил Крамер родился в 1960 году в Харькове. Учился на фортепианном отделении Харьковской средней специальной музыкальной школы, в возрасте 15 лет стал лауреатом Республиканского конкурса — как пианист (I премия) и как композитор (II премия). В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс профессора Евгения Либермана). В студенческие годы серьёзно увлекся джазом, в 1982 году был удостоен I премии на конкурсе джазовых пианистов-импровизаторов в Вильнюсе.

А что было дальше и что происходит сейчас? Об этом Даниил Борисович летом 2022 г. рассказал съёмочной группе документального телесериала «Джаз 100», который сейчас готовится к выходу. «Джаз.Ру» впервые публикует полный текст этого интервью, которое и в полнометражную киноверсию фильма, и в телесериал неизбежно вошло только небольшими фрагментами.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

— На профессиональную джазовую сцену меня привели несколько человек, каждый по-своему. Привёл знаменитый пианист Леонид Чижик, с подачи которого я поехал на первый джазовый фестиваль. Это был «Славянский базар» 1984 года в Витебске. Мой первый фестиваль. Не совсем джазовый, но там было такое джазовое направление внутри общеэстрадной направленности. Был известнейший тогда джазовый функционер Георгий Бахчиев, который частично был моим наставником в теории джаза и научил меня «снимать» с пластинок. И был известный тогда — в узких кругах, к сожалению, — гитарист Михаил Есаков (1938–2009. — Ред.), который мне дал целых два урока. И этого мне это хватило, потому что это были такие уроки! Так я пришёл в джаз.

А почему именно в джаз? Потому что после первого же сольного концерта Чижика, на котором я был в тогда киноконцертном зале «Арбат», тогда это был Калининский проспект — ныне это ККЗ «Октябрь» на Новом Арбате. Я оттуда вышел с отвисшей челюстью, потому что я себе джаз таким не представлял. В Харькове я про джаз думал нечто совершенно другое — то, что должен думать в семидесятых советский мальчик, который про джаз знает по оркестру Поля Мориа, который никакого отношения к джазу не имеет. Или по тогдашним харьковским подпольным музыкантам, которые пытались через брежневские заглушки пробиться к «Голосу Америки», к передачам Уиллиса Коновера, и что-то там поснимать такое.

Но я тогда этого не понимал, мне было лет 14–15, я был с задранным носом —первое лауреатство получил. Я когда впервые услышал [местных музыкантов] — ну, играют на плохих инструментах, звучит фигово, громко, играть плохо умеют. В общем, я решил, что джаз — это не совсем то, что я хочу. А когда я приехал в Москву, где-то в 80-м или в 79-м году, сейчас не скажу точно, я попал вот на этот концерт Чижика — и тогда я, собственно, поступил, как положено поступать харьковскому мальчику: я позвонил в Харьков своей учительнице, а она была подругой учительницы Чижика. Она позвонила учительнице Чижика, и по этой цепочке я дошёл до Леонида Аркадьевича, и, собственно, от него я получил свой первый нагоняй и свои первые уроки, поскольку тогда я про джаз ничего не знал. И он же, видя мои первые потуги, но разглядев перспективу, послал меня на этот фестиваль в Витебск. Так что я отсчитываю свою профессиональную карьеру с этого момента — с Витебского фестиваля 1984 года.

ВИДЕО: Леонид Чижик и Даниил Крамер играют дуэтом, 2000-е гг. (любительская видеосъёмка)

Витебский фестиваль был более-менее профессионально организован, были и другие более профессиональные фестивали, где публика приходила на концерт. Но таких было меньшинство. Были и фестивали абсолютно любительские, которые были организованы как междусобойчик, куда публика приходила бесплатно с пирожными и пивом, и собственно это и был смысл фестиваля: не столько музыку послушать, сколько потусоваться, и это как бы и был настоящий джаз. В этом крылась, как потом выяснилось, большая ловушка. Потому что когда не стало Советского Союза, не стало Коммунистической партии и ВЛКСМ, которые спонсировали тогдашний джаз, которые разрешали его играть, которые давали для этого залы и оплачивали все расходы, о чём сейчас не принято говорить, а я стараюсь быть объективным… И когда всего этого не стало, выяснилось, что публика привыкла бесплатно ходить на всё это и не хочет платить даже маленькие деньги.

Даниил Крамер на фестивале «Джазовый перекрёсток», Казань, 1987. Коллекция АНО «Центр исследования джаза»

И вот тогда был период в девяностых, когда джаз умер. Его практически не стало в России. К тому же произошло отделение республик, в которых было много джазовых музыкантов. Скажем, очень джазовыми тогда были все прибалтийские страны. Очень джазовой была Грузия. Очень джазовой была Армения, прекрасные джазмены жили в Баку, замечательные были в Узбекистане. Ашхабадский фестиваль, Алма-атинский джазовый фестиваль — просто были прекрасные фестивали: я все их знаю, я везде там был. И всего этого не стало, и выяснилось, что надо всё начинать сначала. У меня в самом начале 90-х были случаи, когда я звонил в какую-нибудь филармонию — причём у меня уже было кое-какое имя! — и получал ответ: «Вы знаете, у нас в этом году джазовый концерт уже был». Это вот начало девяностых, полный развал.

Культура может не просить деньги, она их может очень хорошо зарабатывать. Но для этого нужно кое-что изменить в нашей жизни. Это одна сторона медали. И вторая сторона медали — да, есть фестивали, которые спонсируется муниципалитетами и государственными деньгами. И это тоже выгодно в том случае, если это хорошо организовано.

Даниил Крамер (фото: Наталья Кравченко)
Даниил Крамер (фото: Наталья Кравченко)

Знаете, джаз же — не таблетка от головной боли, как и любая культура. Его эффект небыстрый. Он нарастающий, как от любой культуры. Поэтому культура, на мой взгляд, а джаз — её огромная составная часть, это одна из цивилизационных составляющих того, что называется физическим выживанием народов.

Собственно, сейчас джазовая культура — это треть всей мировой неэстрадной культуры. Я про попсу молчу, это отдельный разговор. Но если мы говорим: классика, джаз, фолк — то джаз, это как раз треть в мировой культуре. И это огромный столп, который сейчас уже неотъемлем от того, что мы называем классикой. Собственно, мне не так давно где-то задали вопрос: а какая разница между классикой и джазом? На мой взгляд, никакой. Джаз — уже классика.

Идёт съёмка интервью Даниила Крамера (фото: Наталья Кравченко)

Что мы называем российским джазом? Мы можем назвать российским джазом музыку с использованием российского фольклора. Это ли мы называем российским джазом? Или мы называем российским джазом то, что российские музыканты немножко по-своему играют американский или «проевропейский» джаз? Или мы называем российским джазом генерацию идей в России, которая отличается от генерации идей в Соединенных Штатах и от генерации идей в Европе. Что мы называем российским джазом? Если мы говорим о генерации идей, то пока что российского джаза маловато. В основном идет накопление информации, и пока что российский джаз, на мой взгляд, более вторичен, нежели первичен. Это не хорошо и не плохо. Это нормальный процесс. Если мы посмотрим на процесс в классике, то Бортнянский абсолютно вторичен по отношению к европейской классике — но, тем не менее, он один из основоположников российской классической музыки. Глинка тоже вторичен по отношению к европейской классической музыке. Но он Глинка, и эта вторичность — это не хорошо и не плохо, это факт накопления материала. И это накопление материала идёт сегодня, на мой взгляд, в джазе.

Идёт съёмка интервью Даниила Крамера (фото: Наталья Кравченко)
Идёт съёмка интервью Даниила Крамера (фото: Наталья Кравченко)

Но если мы говорим о российском джазе как о музыке с использованием каких-то российских материалов, то его сейчас всё больше, такого джаза. Появляются целые проекты с использованием и киношных отечественных мелодий, и мелодий с использованием фольклора, и появляются даже ансамбли совместные джазово-фольклорные, такие есть уже опыты. Это радует. Вопрос в том, чтобы это не было модой, а имело смысл. Потому что делать музыку ради тренда — это одно. А делать музыку по принципу Булата Окуджавы «каждый слышит, как он дышит» — это совершенно другое. И если мы говорим о джазовой музыке как просто о музыке российских джазовых музыкантов, которые немножко по-своему исполняют проамериканский, проевропейский, проафриканский, проафрокубинский (и так далее) джаз — да, этого тоже много. Так что сами решайте, есть ли российский джаз!
ВИДЕО: пианист Даниил Крамер в дуэте с контрабасисткой Дарьей Чернаковой в проекте РАМ им. Гнесиных «Джазовый век России. Этапы. События. Достижения», март 2022

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПетербургский контрабасист Владимир Волков представляет в Москве очередной «Волков Манифест»
Следующая статьяПианист Дмитрий Илугдин представляет в «Зарядье» новую программу Ilugdin Trio «Старый город»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя