Антон Котиков «Cloudy Summer» (ArtBeat Musiс, 2024)
Альбом саксофониста, мультиинструменталиста, композитора Антона Котикова «Cloudy Summer» («Облачное лето») в 2024 году был номинирован на премию Радио Jazz 89.1 FM «Все цвета джаза» в категории «Релиз года». Музыкальный материал был записан в составе трио за один день в январе 2022 г., но работа над его выпуском продолжалась несколько лет, прежде чем готовый альбом вышел в ноябре 2024 г. в формате компакт-диска и на цифровых платформах на лейбле издателя и продюсера Николая Богайчука ArtBeat Musiс — увы, уже после ухода Богайчука из жизни. А в 2025-м идёт работа над изданием альбома на виниле.
На этой записи Антон играл только на тенор-саксофоне и индийской флейте бансури. В трио нет гармонического инструмента: в таком составе Котиков записался впервые. Слушателям открыта палитра разнообразных музыкальных красок и стилистических перевоплощений. Использовался аналоговый способ записи на два микрофона, чтобы придать музыке винтажный оттенок звучания. Запись была сделана в старинном кирпичном здании усадьбы конца XIX века по уникальной технологии, которую разработал талантливый российский инженер систем записи и воспроизведения звука Леонид Бурцев — единственный в своём роде разработчик-новатор, который для этой работы создал весь тракт записи: полностью, включая микрофоны ручной работы, и организовал сеанс звукозаписи. С ним в паре работает звукорежиссёр Сергей Канашев, который специализируется на двухмикрофонных записях с максимально точной передачей пространства. Он и осуществил эту запись. Сведение, мастеринг и дизайн альбома выполнил Александр Медведев (ArtBeat Musiс).
В проекте приняли участие известные российские джазовые музыканты. Контрабасист Игорь Иванушкин уже более четверти века играет в ирио «Второе Приближение» с пианистом Андреем Разиным и вокалисткой Татьяной Комовой. Он тонко чувствует импрессионистическую манеру Антона Котикова. То же можно сказать и о барабанщике Фёдоре Андрееве, который не раз создавал ритмическую основу драйвовым композициям Антона.
В альбоме всего пять пьес, но Котиков впервые решил опубликовать альтернативные версии некоторых композиций — с другими аранжировками. На своих альбомах он делает это первый раз, хотя в истории джаза публикация «альтернативных треков» со времён Джона Колтрейна и Майлза Дэйвиса встречается сплошь и рядом.

О вошедших в альбом треках рассказывает сам Антон Котиков:
1. Journey to Orel («Путешествие в город Орёл»)
Эту композицию я написал в поезде, когда ехал на гастроли в родной город Орёл. Со временем аранжировка изменилась в сторону слияния блюза, свинга и джаз-рэп, которые были дополнены различными исполнительскими приемами игры на саксофоне, такими как slар (щелчок, хлопок). Одним из первопроходцев этого средства выразительности был саксофонист начала двадцатого века Руди Видофт (Rudy Wiedoeft).
2. Cloudy Summer («Облачное лето»)
Музыка родилась в деревне Леженки Орловской области в период пандемии. Было непонятно, что будет дальше, но в душе теплилась надежда на то, что облака развеются. Это джазовая баллада с нотами предчувствия: все пройдёт и наступят светлые, солнечные дни.
3. Bags on Rolls («Сумка на колёсиках»)
Написана в метро девятнадцать лет назад. Я увидел большое количество людей с сумками на колёсиках, и родилась идея отобразить это в музыке. Чемоданы перекатывались, падали, выражая нервозное состояние хозяев, которые опаздывают на самолеты и поезда. Композиция посвящается всем, кто едет в отпуск. Здесь используются саксофонные флажолеты, слэп открытый и закрытый. Отчасти это посвящение саксофонисту и композитору Сонни Роллинзу, чья фамилия зашифрована в названии.
4. When I Miss You («Когда я скучаю по тебе»)
Написана двадцать шесть лет назад. Первый лейтмотив придумал в 14 лет под впечатлением от первой любви. Пошёл дождь. Я открыл окно, взял саксофон и под шум дождя написал эту мелодию. Спустя несколько лет родилась полноценная аранжировка композиции.
5. Five Children («Пятеро детей»)
Композиция написана на флейте бансури в период, когда я месяц жил в Индии. Это редкий инструмент в джазе, и хотелось его показать в коллаборации с барабанами и контрабасом. В Индии рядом со мной был детский сад для туристов. Я смотрел, как дети разных национальностей играли в песочнице и прекрасно понимали друг друга. Они разговаривали на языке детства. Советую никогда его не забывать. Используется техника африканских флейтистов (voice tone), они любят имитировать звуки животных, живущих в джунглях — а также битбокс, то есть имитация звучаний ударной установки губами.
В создании обложки для альбома принял участие джазовый трубач, известный кинокомпозитор Антон Силаев. Мы долго пытались подобрать кадр, но случайная фотосессия подсказала решение. Кстати, для Антона Силаева съёмка — это хобби, увлечение: он снимает на старый плёночный фотоаппарат своего отца.
Выражаю большую благодарность Николаю Богайчуку (1963–2023) за помощь в создании CD-версии альбома.
Сейчас вместе с лейблом ArtBeat Music, благодаря его владельцам Марии Богайчук и Кириллу Дьякову, готовим издание виниловой версии «Cloudy Summer», где будет уже другое сведение, звучание и, конечно же, обновленный дизайн альбома, — говорит Антон Котиков.
Пока нельзя сказать точно, когда это произойдет, но надеемся, что уже в 2025 году м будем слушать альбом на виниле. Музыка Антона Котикова — это пробивающий свет, прорыв подсознания, широкий диапазон романтических чувств и сильных эмоций. Антон — мастер неожиданных импровизаций, его композиции влюбляют в себя свежестью восприятия и тонким художественным миром. В музыке есть неподдельная жизнь и красота неукротимых стихий, она создана для уютных вечеров и высоких полётов.
АЛЬБОМ НА ВСЕХ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ