In Memoriam. Продюсер Николай Богайчук (1963–2023)

4
Николай Богайчук на съёмках телеверсии фильма «ДЖАЗ 100», 2022
Николай Богайчук на съёмках телеверсии фильма «ДЖАЗ 100», 2022

Ушёл из жизни Биг Ник.

Поверить в это невозможно. Продюсер, коллекционер винила, радиоведущий и подкастер, издатель огромного множества отечественных и международных джазовых релизов — нескольких сотен альбомов на компакт-дисках и виниле (он сам не был уверен, сколько в точности записей издал). Замечательный друг, заразительно увлечённый рассказчик-лектор, в конце концов — человек-праздник, как мы его называли. Человек, сыгравший важную роль и в рождении нашего издания — в далёком 1997 году именно он устроил переговоры создателей «Джаз.Ру» и будущих первых владельцев-издателей первого в России джазового интернет-издания… Николай Богайчук, известный мировому джазовому сообществу как Big Nick, ушёл из жизни в Москве днём 18 сентября. Причиной смерти стали последствия инсульта, перенесённого им 2 сентября.

Важное: семье БигНика в эти непростые дни нужна помощь. 
Для желающих помочь: номер карты Сбербанка 
5228600543390258 
(Виктория Анатольевна Б.)

ОБНОВЛЕНИЕ: Отпевание состоится 21 сентября 2023 в 11:30 в Храме-музее Святителя Николая в Толмачах (на территории комплекса зданий исторической Третьяковской галереи). Похороны пройдут 21.09.2023, ориентировочно в 13:30, на Востряковском (Северном) кладбище. Сектор номер 111, карта прохода к захоронению будет при входе на кладбище. Поминки пройдут в родном для Биг Ника и любимом всеми джаз-клубе «Эссе» на Пятницкой ул., 27, на первом этаже.
Подробности в обращении семьи Биг Ника в социальной сети ВКонтакте

Ему было всего 60. Николай Богайчук родился в Артёмовске (Украинская ССР) 12 июня 1963 года. Создал в родном городе дискотеку — не танцклуб, а центр распространения музыки и музыкальных знаний. Затем — телепрограмму на городском телевидении, посвящённую современной музыке… После распада СССР Николай оказался в Москве, где в 1994 г. занялся организацией музыкальной программы в недолго просуществовавшем клубе «Метро Экспресс». Там выступали Сергей Манукян, Вячеслав Горский и только что восстановленный после пяти лет небытия «Арсенал» Алексея Козлова. И хотя клуб вскоре закрылся, а Богайчук стал работать продавцом-консультантом в магазинах компакт-дисков, включая легендарное «Правительство звука», его связь с Алексеем Козловым больше не прерывалась. В 1997 г. Богайчук спродюсировал переиздание на компакт-дисках всего наследия ансамбля «Арсенал», выходившего на «Мелодии» в советский период. С этих четырёх дисков под общим названием «Опалённые временем» начался процесс переиздания наследия отечественного джаза, который год спустя, в 1998-м, заложил основу каталога новой компании звукозаписи — Boheme Music.

С Алексеем Козловым
С Алексеем Козловым

Там в 1998–99 гг. Богайчук спродюсировал десятки новых джазовых релизов — и переизданий (например, первое и единственное до сих пор переиздание в цифровом формате всех четырёх альбомов ансамбля «Каданс» Германа Лукьянова, выходивших на ВФГ «Мелодия» в советский период), и новых альбомов, записанных отечественными музыкантам уже в постсоветский период.

Герман Лукьянов и Николай Богайчук
Герман Лукьянов и Николай Богайчук

В 2000-е Богайчук вошёл как независимый продюсер. Несколько лет он занимался CD-переизданиями из архивов бывшей ВФГ «Мелодия», к концу десятилетия один за другим начал выпускать уже и оригинальные релизы, в том числе и новые записи, сделанные легендами советского джаза, или посвящённые их творчеству: так, в дискографии отечественного джаза особняком стоит уникальная продюсерская работа Николая Богайчука — альбом авторской музыки пианиста Игоря Бриля, записанной не им, а его учениками (Дмитрий Илугдин, Иван Фармаковский, Володя Нестеренко, Николай Сидоренко, Алексей Иванников, Алексей Чернаков, Алексей Беккер, Евгений Лебедев, Марат Габбасов…) в честь 65-летия своего учителя (2009).

В 2012 г. Николай Богайчук возглавил музыкальное издательство ArtBeat Music, и большая часть его продюсерской деятельности в последующее десятилетие была связана с этим лейблом, выпустившим несколько десятков релизов на виниле и сотни — на компакт-дисках (не только джаз как таковой, но и импров, фьюжн, арт/прог-рок, даже фольклор…). Значительная часть оригинального творчества широчайшего спектра музыкантов отечественной джазовой сцены документирована альбомами, которые продюсировал или курировал как выпускающий продюсер Николай Богайчук.

Откликаясь на уход Николая из жизни, композитор и музыкант Александр Ростоцкий в комментарии в одной из соцсетей нашёл очень точные слова о Биг Нике:

[Он] очень активно жил, ездил на встречи, искал бюджеты, думал, предлагал неожиданные коллаборации. Он был выпускающим продюсером как минимум пяти моих альбомов. Всегда при встречах рассказывал о работе над новыми проектами, переживал, ругался, хохотал, мечтал.
Все музыканты, с которыми Коля дружил, в одно мгновение осиротели. Очень и очень горько… Светлая и добрая память.

Интервью для «Джаз.Ру», лето 2017
Интервью для «Джаз.Ру», лето 2017

А его лекции серии «Винтаж винил» в московском клубе «Эссе», его видеоподкасты «BigNick Pro Vinyl & Music» — несколько десятков выпусков, в которых он рассказывал о самой разной музыке (далеко не только о джазе), в том числе и цикл «Советский Джаз.РФ», в котором Биг Ник успел сделать около десятка весьма содержательных выпусков — в том числе с участием патриарха отечественной джазовой историографии Владимира Борисовича Фейертага, директора Центра исследования джаза Игоря Гаврилова и других специалистов, включая и автора этих слов…

А радиопрограммы, которые он делал несколько лет в рамках радиошоу Игоря Сандлера… Его обширная просветительская деятельность: сотни, тысячи людей пришли к изучению тех или иных музыкальных стилей, творчества тех или иных музыкантов, да и вообще к коллекционированию музыки благодаря Коле…

Обширнейшие планы, многие из которых были детально продуманы, другие — только намечены, но все очень важны и интересны…

Колоссальная коллекция отечественного (да и мирового) джаза на виниле… (А вот собрать все свои диски, особенно CD, которые Богайчук сам продюсировал и/или выпускал — не удосужился, и сам себя за это регулярно критиковал…)

Малая, только очень малая часть домашней коллекции Биг Ника (фото автора, 2019)
Малая, только очень малая часть домашней коллекции Биг Ника (фото автора, 2019)

И огромная любовь к музыке, захватывавшая всех в орбите его общения. Биг Ник не был музыковедом, у него не было музыкального образования. Он просто очень любил музыку, любил сильнее, чем иные музыковеды, да и (что уж там греха таить) глубже, чем многие музыканты. Эта всепоглощающая любовь и стала его главным наследием. Музыка, которую он любил — останется. Останется и музыка, которую он издал — а это была очень разная музыка. Но главное, с нами останется он сам, его светлая, праздничная душа: в записях, съёмках, проектах, которые он реализовал, и даже в тех, которые реализовать не успел.

Он иронически говорил о своём прозвище: «ну, Коля не маленький, поэтому — Биг Ник…» Коля действительно был большой человек — в любом смысле слова. Да и тему Джона Колтрейна «Big Nick», конечно, хорошо знал и очень любил.

Хотя любимым его альбомом Колтрейна были «Баллады» 1963 года — альбом, который он сам называл началом своего глубокого погружения в джаз. О том, как Биг Ник пришёл к музыке, ставшей смыслом и содержанием его жизни, он сам прекрасно рассказал в интервью «Джаз.Ру» 10 лет назад, когда готовился отмечать 50-летие. Тогда интервью вышло только в бумажной версии нашего издания, а сетевому читателю стала доступна пять лет спустя.

ЧИТАЕМ. Продюсер Николай Богайчук: о музыке с радостью и любовью

Коля, как жалко, как же жалко, что столько осталось незавершённого, нереализованного. Но как много сделано за четверть века! Это тоже часть столетней истории отечественного джаза, и весьма важная часть.

Выразить соболезнования жене Николая — Виктории, их дочерям, всей его замечательной семье, его коллегам и друзьям нас просили Владимир Фейертаг, Виктор Дубильер, Игорь Гаврилов… и буквально десятки тех, кто знал Биг Ника и работал с ним.

Светлая память тебе, дорогой наш друг. Пока неясно, как быть без тебя. Но спасибо тебе за то, что ты был в нашей жизни.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМузыканты Урала и Москвы произведут в Челябинске столкновение фри-джаза и стилистики ECM
Следующая статьяВосьмой фестиваль «Кофе & Jazz» состоится в Павловске близ Санкт-Петербурга
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Безумно жаль, что такой человек покинул российское джазовое сообщество. Его имя и его огромная работа на благо джазового искусства останется с нами, в нашей памяти и в наших сердцах.

  2. Кирилл, большое спасибо за эти прекрасные слова. До сих пор не укладывается в голове. Светлая память, дорогой Коля!

  3. очень, очень печально… был знаком с Колей более 10 последних лет. Прекрасный, интересный человек во всех отношениях, популяризатор музыки с большой буквы

  4. С Николаем я впервые встретился в середине 90-х годов в «Джаз Арт» Клубе на «Беговой», он часто заглядывал туда на концерты. Мы сразу стали друг другу интересны и с тех пор поддерживали теплые, дружеские отношения. Печальное известие о его кончине ошарашило, я не смог сразу в это поверить, ведь мы только недавно с ним общались в ЭССЕ, делились джазовыми новостями.
    Уход Коли невосполнимая утрата! Он был и остается большой, значимой личностью в российском джазе. Невозможно переоценить его подвижническую, просветительскую, продюсерскую, издательскую деятельность.
    Он был Человеком с открытой Душой, доброжелательным отношением к людям, с хорошим чувством юмора и дружелюбной улыбкой.
    Ты остался с нами в своих изданиях. Самые светлые воспоминания о тебе будут жить в памяти музыкантов, меломанов, поклонников джаза.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.