Имя Кенни Баррона (Kenny Barron, р. 9 июня 1943) давно стало синонимом безупречного вкуса, глубины и элегантности в джазе. За более чем 60 лет карьеры этот пианист не только аккомпанировал легендам вроде Диззи Гиллеспи и Стэна Гетца, но и создал собственный универсальный музыкальный язык, который продолжает вдохновлять новые поколения. Его история — это путь от филадельфийских ритм-н-блюзовых клубов до всемирных сцен и профессорской позиции в Джульярдской консерватории. Баррон начал играть на фортепиано в 6 лет — вопреки собственному желанию. «Я ненавидел это! Хотел гулять с друзьями», вспоминает он. Но к 15 годам он уже выступал с местными группами, а в 19 лет переехал в Нью-Йорк, где саксофонист и флейтист Джеймс Муди сразу пригласил его в свой ансамбль. Именно Муди представил Баррона трубачу Диззи Гиллеспи, в оркестре которого молодой пианист провел четыре года (1962–1966). «С Диззи я научился всему. В 19 лет играть с ним было страшно — я же слышал его по радио в детстве!»

Баррон никогда не ограничивался ролью аккомпаниатора. Его способность адаптироваться к стилю любого музыканта, оставаясь узнаваемым, поражает. Стэн Гетц называл его своим «любимым пианистом». Их альбом «People Time» (Jazzhus Montmartre, 1991) был номинирован на премию «Грэмми» и стал эталоном джазового дуэта.
В 1980-х Баррон основал квартет Sphere, посвященный музыке Телониуса Монка (напомню, второе имя Монка было именно Сфир, то есть Сфера: Thelonious Sphere Monk).
Баррон — мастер лиризма и гармонической сложности. Его игра сочетает легкость туше, унаследованную от Томми Флэнагана и Хэнка Джонса, сложные ритмические паттерны, навеянные годами работы с латиноамериканскими и бразильскими музыкантами, а также лубокую эмоциональность — даже в техничных пассажах он всегда оставляет пространство для тишины и размышления. «Главное в музыке — сердце. Техника вторична», — говорит он.
Баррон 25 лет преподавал в Университете им. Ратгерса в Нью-Джерси, а затем в Джульярдской школе (Juilliard School в Нью-Йорке — по статусу консерватория, высшее учебное заведение). Среди его учеников — Теренс Бланшард, Давид Санчес и Аарон Паркс. Его подход к обучению неожиданно практичен: «Я учу не только музыкантов. Важно воспитывать фанатов — тех, кто будет покупать билеты и альбомы. Без аудитории джаз умрёт».В 82 года Баррон продолжает записываться и гастролировать. Его недавний альбом «Beyond This Place» (Artwork Records, 2024) доказывает: его творчество эволюционирует, оставаясь верным себе. «Я не знаю, что случилось с джазом. Но уверен: люди не перестали его слушать», говорит Баррон.
ВИДЕО: Кенни Баррон и контрабасист Дейв Холланд на фестивале Jazz à la Villette, 2012
Кенни Баррон, будучи одним из наиболее влиятельных джазовых пианистов современности, оказал заметное влияние на многих российских музыкантов. Это влияние проявляется не только через прямое сотрудничество, но и через его педагогическую деятельность, а также через его музыкальные идеи и подход к импровизации. Барабанщик Саша Машин работал с Кенни Барроном во время выступлений в Нью-Йорке (клуб Blue Note) в рамках образовательной программы Open World Leadership Cultural Leaders в 2005 году. Это сотрудничество позволило Машину глубже погрузиться в аутентичный американский джаз и усовершенствовать свою технику и импровизационные навыки.

В интервью «Джаз.Ру» в 2013 г. Кенни Баррон делился своими представлениями о джазовой педагогике:
Нельзя научить музыканта чувствовать музыку, это должно быть в нём от природы. Но всему остальному можно научить — технике, стилям. Единственное, что меня тревожит в наше время, — что молодые музыканты слишком увлекаются техникой и забывают о… сердце. В музыке должно быть сердце, эмоции, душа. Можно играть очень быстро и очень много нот, но при этом ничего не запомнить из того, что сыграно. А иногда кто-то сыграет сдержанно и лирично, и ты запомнишь это. Это всё об умении находить контакт с конкретным человеком в зале.
Что ставит Баррона в один ряд с величайшими пианистами джаза? Не техника, не награды — 14 номинаций на «Грэмми», а редкое умение говорить с аудиторией на языке искренности. Его музыка — это диалог, где каждый слушатель становится соучастником. «Джаз — это музыка настоящего момента». И Кенни Баррон — живое тому доказательство.
Материал подготовлен специально для «Джаз.Ру». Автор ведёт мастер-классы по джазовому фортепиано в Москве. Контакты