Кенни Баррон: титан джаза, который говорит с миром через клавиши рояля

0
Кенни Баррон (фото «Джаз.Ру», 2013)
Кенни Баррон (фото «Джаз.Ру», 2013)
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Имя Кенни Баррона (Kenny Barron, р. 9 июня 1943) давно стало синонимом безупречного вкуса, глубины и элегантности в джазе. За более чем 60 лет карьеры этот пианист не только аккомпанировал легендам вроде Диззи Гиллеспи и Стэна Гетца, но и создал собственный универсальный музыкальный язык, который продолжает вдохновлять новые поколения. Его история — это путь от филадельфийских ритм-н-блюзовых клубов до всемирных сцен и профессорской позиции в Джульярдской консерватории. Баррон начал играть на фортепиано в 6 лет — вопреки собственному желанию. «Я ненавидел это! Хотел гулять с друзьями», вспоминает он. Но к 15 годам он уже выступал с местными группами, а в 19 лет переехал в Нью-Йорк, где саксофонист и флейтист Джеймс Муди сразу пригласил его в свой ансамбль. Именно Муди представил Баррона трубачу Диззи Гиллеспи, в оркестре которого молодой пианист провел четыре года (1962–1966). «С Диззи я научился всему. В 19 лет играть с ним было страшно — я же слышал его по радио в детстве!»

Квинтет Диззи Гиллеспи, 1960-е гг. Кенни Баррон второй слева
Квинтет Диззи Гиллеспи, 1960-е гг. Кенни Баррон второй слева

Баррон никогда не ограничивался ролью аккомпаниатора. Его способность адаптироваться к стилю любого музыканта, оставаясь узнаваемым, поражает. Стэн Гетц называл его своим «любимым пианистом». Их альбом «People Time» (Jazzhus Montmartre, 1991) был номинирован на премию «Грэмми» и стал эталоном джазового дуэта.

В 1980-х Баррон основал квартет Sphere, посвященный музыке Телониуса Монка (напомню, второе имя Монка было именно Сфир, то есть Сфера: Thelonious Sphere Monk).

Баррон — мастер лиризма и гармонической сложности. Его игра сочетает легкость туше, унаследованную от Томми Флэнагана и Хэнка Джонса, сложные ритмические паттерны, навеянные годами работы с латиноамериканскими и бразильскими музыкантами, а также лубокую эмоциональность — даже в техничных пассажах он всегда оставляет пространство для тишины и размышления. «Главное в музыке — сердце. Техника вторична», — говорит он.

Баррон 25 лет преподавал в Университете им. Ратгерса в Нью-Джерси, а затем в Джульярдской школе (Juilliard School в Нью-Йорке — по статусу консерватория, высшее учебное заведение). Среди его учеников — Теренс Бланшард, Давид Санчес и Аарон Паркс. Его подход к обучению неожиданно практичен: «Я учу не только музыкантов. Важно воспитывать фанатов — тех, кто будет покупать билеты и альбомы. Без аудитории джаз умрёт».В 82 года Баррон продолжает записываться и гастролировать. Его недавний альбом «Beyond This Place» (Artwork Records, 2024) доказывает: его творчество эволюционирует, оставаясь верным себе. «Я не знаю, что случилось с джазом. Но уверен: люди не перестали его слушать», говорит Баррон.

ВИДЕО: Кенни Баррон и контрабасист Дейв Холланд на фестивале Jazz à la Villette, 2012

Кенни Баррон, будучи одним из наиболее влиятельных джазовых пианистов современности, оказал заметное влияние на многих российских музыкантов. Это влияние проявляется не только через прямое сотрудничество, но и через его педагогическую деятельность, а также через его музыкальные идеи и подход к импровизации. Барабанщик Саша Машин работал с Кенни Барроном во время выступлений в Нью-Йорке (клуб Blue Note) в рамках образовательной программы Open World Leadership Cultural Leaders в 2005 году. Это сотрудничество позволило Машину глубже погрузиться в аутентичный американский джаз и усовершенствовать свою технику и импровизационные навыки.

Кенни Баррон в Московской консерватории, октябрь 2013
Кенни Баррон в Московской консерватории, октябрь 2013

В интервью «Джаз.Ру» в 2013 г. Кенни Баррон делился своими представлениями о джазовой педагогике:

Нельзя научить музыканта чувствовать музыку, это должно быть в нём от природы. Но всему остальному можно научить — технике, стилям. Единственное, что меня тревожит в наше время, — что молодые музыканты слишком увлекаются техникой и забывают о… сердце. В музыке должно быть сердце, эмоции, душа. Можно играть очень быстро и очень много нот, но при этом ничего не запомнить из того, что сыграно. А иногда кто-то сыграет сдержанно и лирично, и ты запомнишь это. Это всё об умении находить контакт с конкретным человеком в зале.

Что ставит Баррона в один ряд с величайшими пианистами джаза? Не техника, не награды — 14 номинаций на «Грэмми», а редкое умение говорить с аудиторией на языке искренности. Его музыка — это диалог, где каждый слушатель становится соучастником. «Джаз — это музыка настоящего момента». И Кенни Баррон — живое тому доказательство.

Материал подготовлен специально для «Джаз.Ру». Автор ведёт мастер-классы по джазовому фортепиано в Москве. Контакты

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя