В Музее Победы на Поклонной горе представили проект «Бессмертный джаз-оркестр»

0
Выступает Концертный биг-бэнд Академии джаза под управлением директора Академии, Заслуженного артиста РФ Павла Овчинникова
Выступает Концертный биг-бэнд Академии джаза под управлением директора Академии, Заслуженного артиста РФ Павла Овчинникова
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

21 октября в Музее Победы на Поклонной горе народный артист Игорь Бутман представил художественно-мемориальный проект «Бессмертный джаз-оркестр». На презентации выступил Концертный биг-бэнд Академии джаза под управлением директора Академии, Заслуженного артиста РФ Павла Овчинникова.

Игорь Бутман рассказывает прессе о проекте
Игорь Бутман рассказывает прессе о проекте

Центральная часть проекта — представление монументального полотна «Посвящение Госджаз-оркестру СССР» работы художницы Паулы Стельмащук, созданного при поддержке «Галереи Старых». Картина была передана в дар Музею Победы и займет достойное место в экспозиции, заверил заместитель Генерального директора Музея Победы, вице-адмирал Федор Смуглин. «Бессмертный джаз-оркестр» — совместный проект Фонда Игоря Бутмана и Музея Победы при поддержке «Галереи Старых».

Выступает Концертный биг-бэнд Академии джаза под управлением директора Академии, Заслуженного артиста РФ Павла Овчинникова
Выступает Концертный биг-бэнд Академии джаза под управлением директора Академии, Заслуженного артиста РФ Павла Овчинникова

Проект посвящён памяти музыкантов Государственного джаз-оркестра СССР, которые после начала Великой Отечественной войны вошли в состав Отдельного образцово-показательного оркестра Народного комиссариата обороны СССР и под управлением дирижёра Юрия Лаврентьева были направлены на Западный фронт для выступлений перед действующей армией. Очередная фронтовая командировка началась 16 сентября 1941 г., в действующие части направлялась для выступлений Джазово-эстрадная группа оркестра в количестве 28 человек. Сохранился приказ начальника Политотдела 20-й армии Афиногенова «О работе Красноармейского джаза НКО СССР»:

В период с 21 сентября по 8 октября 1941 г. в частях армии работал красноармейский джаз Наркомата Обороны СССР. Замечательный художественный коллектив выступал на передовых позициях, обслуживая концертами бойцов, командиров и политработников, дерущихся на фронте…

За образцовое выполнение задания командования всему личному составу джаза была объявлена благодарность. Но в день, когда приказ был напечатан — 8 октября — оркестр как таковой уже не существовал.

Продолжавшаяся со 2 по 13 октября 1941 года Вяземская оборонительная операция Западного и Резервного фронтов завершилась окружением войск Красной Армии и образованием «Вяземского котла». В окружение попал и джаз-оркестр. Часть музыкантов вырвалась из окружения и возвратилась в расположение основных сил оркестра в период с 13 октября по 3 декабря 1941 года, но 11 человек не вернулись. Все 11, как считалось, были расстреляны гитлеровцами, но официально значительная их часть — восемь человек — до сих пор числилась пропавшими без вести.

Из окружения вышли известный певец Георгий Виноградов, тромбонист Иван Ключинский, саксофонист Товмас Геворкян и другие. Они перешли линию фронта в районе Можайска, затем были эвакуированы в Москву. Многие в дальнейшем продолжали работать в джазе и эстрадной музыке. Так, саксофонист Товмас Геворкян 33 года проработал в Эстрадно-симфоническом оркестре Центрального радио и всесоюзного телевидения под руководством сначала Виктора Кнушевицкого (бывшего музыкального руководителя Госджаза СССР), затем Юрия Силантьева. Первым из советских саксофонистов в 1968 г. Геворкян был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. С 1966 по 1985 преподавал в музыкальном училище им. Гнесиных, в 1986–2011 в ДМШ им. Владислава Блажевича, которая в 2019 г. влилась в состав Академии джаза. Товмас Геворкович Геворкян умер 6 марта 2015 года. Его воспоминания о первых днях войны и о событиях той октябрьской ночи, когда части музыкантов удалось скрыться в лесу, спасаясь от немецких автоматчиков, по сути, являются единственным подтверждением факта гибели тех, кто числится пропавшими без вести.

Из тех, кто пропал без вести, стала известна судьба троих. Танцор Георгий Кадников был захвачен в плен, находился в концлагере Маутхаузен, в конце войны был освобождён, в послевоенные годы работал в Московском цирке как режиссёр. В конце войны был освобождён из плена и танцор Сергей Платто-Платонов. Трубач Алексей Кириленков погиб в 1944 г. в нацистском концлагере Дахау.

А вот о судьбе дирижёра оркестра Георгия (Юрия) Лаврентьева, который родился в Ленинграде 14 июля 1908 г. и окончил Московскую консерваторию как пианист и дирижёр, так ничего и не известно. До недавних пор без вести пропавшим числились также саксофонист Владимир Костылев, тромбонист Георгий Карпенко, барабанщик Константин Бачеев, пианист Моисей Калиновский, саксофонист Сигбул Оганесян и прикомандированный к оркестру журналист Яков Блантер, брат известного композитора Матвея Блантера, кстати — первого руководителя Госджаза СССР в 1936–38 гг. Вероятнее всего, все они погибли в октябре 1941 г. На месте гибели музыкантов оркестра в лесном овраге несколько лет назад был установлен закладной камень. Планируется установка монумента «Бессмертному джаз-оркестру». Память джазовых музыкантов, сражавшихся вместе со всем народом против немецко-фашистских захватчиков в битве за Москву, будет наконец увековечена.

ВИДЕО: сюжет Первого канала о презентации художественно-мемориального проекта «Бессмертный джаз-оркестр»

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя