Альбом-загадка
В конце 2024 г. санкт-петербургский лейбл ООО «Балт-Мьюзик» (ранее известный как Bomba-Piter) выпустил легальное цифровое переиздание одного из важнейших альбомов советской джазовой истории 1960-х гг. — записи легендарного джаз-оркестра п/у Иосифа Вайнштейна, по первому треку известной как «Где же тут любовь». Этот альбом, несмотря на широкую известность и популярность, представляет собой одну из крупнейших загадок в истории советской джазовой грамзаписи.

Историк отечественного джаза Кирилл Мошков пишет в книге «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922-2022» (Летопись/Фонд Игоря Бутмана, 2023):
Дело в том, что в выходных данных пластинки годом её записи был указан 1959-й. Некритически подойдя к этой информации, её повторили и составители дискографии советского джаза, вошедшей в знаменитый «чёрный кирпич» — увесистый том «Советский джаз. Проблемы, события, мастера», изданный под редакцией Александра Медведева в 1987 г. Перекочевала эта ошибка и на цифровые платформы. Однако среди солистов на этой пластинке — не только саксофонист Геннадий Гольштейн, действительно игравший у Вайнштейна с 1959 г., но и пианист Давид Голощёкин, пришедший в оркестр в 1965-м (а в 1959 ещё не выступавший вообще), а также трубач Константин Носов, тромбонист Виктор Мусоров, барабанщик Станислав Стрельцов — то есть те, кто играл в оркестре в 1965–66 гг. По всей видимости, именно тогда и была сделана эта запись: первые тиражи этой пластинки, в несколько сокращённом по сравнению с версией 1978 г. составе треков и в формате «гранд», а не «гигант» (т.е. 10″, а не 12″), вышли в 1967 г., так что не будет слишком смелым предположение, что запись была сделана между приходом в оркестр «голощёкинского набора» и разгоном состава в ноябре 1966 г. И именно этот альбом, открывающийся темой композитора Андрея Эшпая «Где же тут любовь» в обработке Геннадия Гольштейна с блестящими соло самого Геннадия Львовича и трубача Константина Носова, представляет собой, пожалуй, наиболее яркий и ценный аудиодокумент истории оркестра, из которого на протяжении всей его истории вышла целая плеяда влиятельных советских джазовых солистов-импровизаторов. Сравнительно с другими аудиодокументами оркестра Вайнштейна, эта пластинка ещё и звучит намного лучше.

Статья современника
Видимо, правильно датировать запись этого альбома действительно 1966 годом, тем более, что и статью об этой записи ведущий ленинградский джазовый специалист Владимир Фейертаг (1931–2024) написал именно в 1966 г.:
Среди советских джаз-оркестров внимание слушателей давно привлекает ленинградский коллектив, которым руководит Иосиф Вайнштейн. Оркестр выступает в крупнейших танцевальных залах Ленинграда, проводит концерты джазовой музыки. В 1966 году оркестр удостоен диплома I степени на ленинградском и таллинском джазовых фестивалях.
Этот коллектив представлен на пластинке рядом миниатюр, в исполнении которых сочетаются импровизация, хороший ритмический пульс, красочная аранжировка.
Пьесы «Прогулка» (муз. Р. Карпентера, обработка Г. Гольштейн) и мягкий, вкрадчивый «Полуночный блюз» (муз. Н. Хэфти, обработка Ф. Запольского) основаны на темах негритянских народных песен. Эти пьесы сохраняют черты, свойственные форме блюза: строгую гармоническую схему, диалог между инструментами оркестра.
Пьеса «Туманное утро» (муз. Н. Хэфти, обработка Ф. Запольского) лишена типичной для большого оркестра насыщенности звучания, медная группа почти отсутствует, а соло трубы (Константин Носов) выдержано в спокойных, холодных красках.
Содержание музыкальной картинки «Атласная кукла», рисующей оживление механической куклы, раскрывается в импровизациях Геннадия Гольштейна, Константина Носова и Давида Голощёкина.
«Композиция» Джонса (обработка В. Груза, соло тромбона – Виктор Мусоров, трубы – Константин Носов) и «Прекрасный мир» Роджерса (обработка Г. Гольштейна) основаны на простых, легко запоминающихся темах, представленных целым рядом изобретательных красочных вариаций.
Произведения советских композиторов А. Петрова и А. Эшпая даны в обработке Г. Гольштейна. Одна из обработок – песня «Я шагаю по Москве» (музыка А. Петрова) – была отмечена дипломом Iстепени на 2-м ленинградском джазовом фестивале. Аранжировщик использует темы известных советских песен для создания оригинальных джазовых композиций, в которых и оркестровая разработка, и импровизационные выступления солистов полны задора и выдумки.

Трек-лист альбома, авторы и аранжировщики музыки:
- Где же тут любовь (Андрей Эшпай, обр. Геннадий Гольштейн)
- Полуночный блюз (Нил Хэфти (Neal Hefti), обр. Фридрих Запольский)
- Прогулка (Ричард Карпентер (Richard Carpenter), обр. Геннадий Гольштейн)
- Композиция (Куинси Джонс (Quincy Jones), обр. Владлен Груз)
- Прекрасный мир (Ричард Роджерс (Richard Rodgers), обр. Геннадий Гольштейн)
- Атласная кукла (Дюк Эллингтон (Duke Ellington), обр. Владлен Груз
- Туманное утро (Нил Хэфти (Neal Hefti), обр. Фридрих Запольский)
- Я шагаю по Москве (Андрей Петров, обр. Геннадий Гольштейн)

Состав оркестра:
Трубы: Константин Носов, Анатолий Антонов, Алексей Смирнов, Александр Гиневский;
Тромбоны: Виктор Мусоров, Борис Кузнецов, Борис Винокуров, Александр Иванов;
Саксофоны: Геннадий Гольштейн, Владимир Горбовский (альты), Всеволод Левенштейн, Фридрих Запольский (теноры), Юрий Кельнер (баритон);
Фортепиано: Давид Голощёкин;
Контрабас: Владлен Неплох;
Ударные: Станислав Стрельцов
АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ
Яндекс.Музыка | ВКонтакте | Звук | YouTube Music
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ ПРЯМО ЗДЕСЬ:



