Новые альбомы. Виктория Каунова и секстет Ильи Морозова «Размышления»

0
Обложка альбома
Обложка альбома

14 ноября певица Виктория Каунова и саксофонист Илья Морозов со своим секстетом выпустили на лейбле Butman Music Records «Размышления» — авторский джазовый альбом на русском языке. Релиз состоялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В альбом вошли восемь разнохарактерных джазовых композиций, которые объединяют два фактора: бескомпромиссно современные джазовые аранжировки авторских вокальных номеров, которые при этом написаны и исполняются на русском. Альбом семейный: лидеры коллектива — муж и жена, а стихи написал отец Виктории, музыкант и поэт Анатолий Каунов.

Рассказывает Виктория Каунова:

— Мой папа сначала не был готов поделиться своими стихами — они для него очень личные, писались в разные периоды жизни, когда приходило вдохновение. Это даже не стихи для близких, а стихи для самого себя. Когда он наконец передал мне свои рукописи, то добавил: «Ни в чем себя не ограничивайте, делайте что хотите!» Во время написания музыки какие-то строки были им переработаны и частично перефразированы под меня, чтобы они лучше сочетались с той музыкой, которую мы сочинили в процессе. Когда папа услышал первые наброски, он был очень удивлён, что его стихи могут так звучать. Кстати, даже название альбома на обложке написано его почерком. Процесс исполнительства на русском языке сильно отличается от привычного для джаза английского и имеет немало сложностей: иное построение фраз, длительность слов, возможное смещение ударений с сильной доли на слабую, возможность существования в рамках определенного размера и подстраивание длинных слов под этот размер… Возникают и другие технические вопросы. Поэтому, когда мы приступили к работе над этим альбомом, мы понимали, что это с одной стороны большой риск, а с другой — возможность очередной раз показать, что русский язык и джаз могут быть прекрасным дополнением друг друга.

Виктория Каунова, Илья Морозов. Фото: Мария Середюк и Наталья Васильева
Виктория Каунова, Илья Морозов. Фото: Мария Середюк и Наталья Васильева

Комментирует Илья Морозов:

— Музыку для пяти композиций полностью написали мы с Викой, а ещё две композиции Анатолий Каунов записал в домашней студии около 30 лет назад. Это были две готовые аранжированные песни, но мы решили трансформировать их в стиль бескомпромиссного джаз-рока, сделав шаг в сторону от первоначальных гармоний и ритмического размера. «Пролог», который перетекает в «Суету» — мой экспериментальный дуэт с барабанщиком Виталием Эповым с элементами фри-джаза. А композиция под названием «Поэт» — особенная: она, неожиданно даже для нас, получилась в форме трехчастного классического произведения. Вслушиваясь в текст, я каждый раз переживаю сильные эмоции, тем более что благодаря студийным условиям записи мы смогли драматически усилить ключевые моменты.

Презентация альбома пройдет в Джаз-клубах Игоря Бутмана: 30 ноября в Санкт-Петербурге и 3 декабря в Москве.

Фото: Мария Середюк и Наталья Васильева
Фото: Мария Середюк и Наталья Васильева

Участники записи:

Виктория Каунова — вокал; Илья Морозов — альт- и сопрано-саксофоны; Евгений Бондарев — труба, флюгельгорн; Юрий Псянчин — тенор-саксофон; Андрей Марухин — фортепиано, клавишные; Полина Белан — контрабас, бас-гитара; Виталий Эпов — ударные
Стихи — Анатолий Каунов (музыка «Суета» и «Прогулка по облакам»)
Музыка и аранжировки — Виктория Каунова и Илья Морозов
Запись — Игорь Бардашев на CineLab SoundMix и Major Studio, Москва, 2025
Монтаж — Илья Морозов и Виктория Каунова
Сведение и мастеринг — Александр Перфильев

Комментирует главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков:

Несколько важных выводов после прослушивания альбома «Размышления». Первое: давно прошло то время, когда ныть и жаловаться на сложность сочетания джазовой стилистики исполнения с текстами на русском языке было не просто принято, но даже считалось приличным. Пишите нормальные тексты, которые хорошо укладываются в песенную форму, и не будет сложностей — просто нужно понимать и стиль, и текст. Виктория Каунова — понимает. Мне случалось и раньше слышать органичное исполнение русского текста в джазовой стилистике, но целый альбом, причём созданный на оригинальные тексты, я слышу впервые. И меня он убеждает.

Второе: не знаю, что именно сыграло роль — убедительная поддержка грантом ПФКИ создания альбома или настойчивость музыкантов: помню первые попытки Вики и Ильи представить часть этого материала в сценическом формате ещё 11 лет назад на фестивале в Краснодаре. Скорее, и то, и другое; так что и за поддержку, и за настойчивость хочется аплодировать. Ещё в 2017 г. я писал в репортаже с ярославского фестиваля «Джаз над Волгой»: «эксперименты многих музыкантов последних лет показывают, что в использовании русского текста для джазовых композиций наступил некий перелом и нынешнему поколению музыкантов удалось в основном преодолеть возникавшее в прошлые десятилетия ощущение неполной органичности ритмики и интонации русского стиха в джазовом контексте. Это касается и русскоязычного материала секстета Морозова-Кауновой…» И там же: «…хотелось бы вообще слышать материал из этой программы почаще». Вот, дождались!

Альбом бескомпромиссный: он не идёт навстречу желанию соскользнуть на удобные тропки простых решений и узнаваемых шаблонов, хотя практически все использованные в нём стилевые элементы нетрудно вычленить, опознать и идентифицировать — вот только вряд ли нужно, потому что эти элементы объединены в единое, органично воспринимаемое целое. То, что это целое хитро придумано, круто закручено и не пытается льстить слушателю или давать ему послабления, а заставляет себя воспринимать как есть — достойно уважения. И при этом альбом принципиально эклектичный. Это похвала, я очень высоко ценю желание и умение музыкантов создать и удержать в единых эстетических рамках эклектичную звуковую систему, но при одном условии: если это сделано талантливо. Мне представляется, что на новом альбоме Виктория Каунова и Илья Морозов выполнили это условие. Рекомендую как одну из самых необычных, своеобразных работ в джазовой звукозаписи последних лет. Мне кажется уместным повторить здесь написанные мной слова, которые произносит в последних кадрах телесериала «Джаз 100. Телеверсия» Валерий Сюткин: «Пора наконец привыкнуть с гордостью произносить слова «русский джаз»». Пора! Это тот самый случай.

АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ ПРЯМО ЗДЕСЬ:

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяОткрыт приём заявок на VI международный джазовый онлайн-конкурс Lanote Jazz
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя