Новые альбомы. Олег Грымов, Пётр Ившин: «Зимний сон»

0
Oleg Grymov, Petr Ivshin «Winter Dream» (FANCYMUSIC, 2025)
Обложка альбома
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Oleg Grymov, Petr Ivshin «Winter Dream» (FANCYMUSIC, 2025)

Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»:

— Выдающийся российский джазовый импровизатор-мультиинструменталист Олег Грымов (альт-саксофон, сопрано-саксофон, кларнет) и Пётр Ившин, один из самых ярких барабанщиков-универсалов отечественной сцены, выпускают на FANCYMUSIC новый совместный альбом «Зимний сон» («Winter Dream»). Неожиданно для себя я готов объявить этот альбом лучшим творческим достижением в стилистике contemporary jazz на российской сцене за последние по крайней мере 10–15 лет. Неожиданно — потому, что сама стилистика довольно далека от обычного круга моих интересов как слушателя. Но альбом Грымова и Ившина это моё недоверие к выбранной ими стилистике легко и непринуждённо разрушил.

А всё почему? Потому что музыканты не пошли ни на один творческий компромисс в создании музыкального материала, который, по словам Олега Грымова, призван радовать «своим тёплым ламповым звучанием», которое «согреет вас в зимний декабрьский вечер, кому-то даст повод помечтать, а кому-то погрустить» и в конечном счёте подарит «слушателям чувство спокойствия и размеренности». Артист в этом описании честно изложил эстетическую программу целого букета стилей, которые обычно именуются contemporary jazz и призваны именно что создать слушателям комфортную, приятную звуковую атмосферу — не ставить перед ними «проклятые вопросы бытия», а просто радовать слушателю ушки. Даже не мозг: стили эти обычно направлены не на сознание, а на подсознание, на физиологию. И программа эта в альбоме выполнена на все сто. Но в результате получилась не просто «приятная атмосфера», а отличная, творчески насыщенная, умная музыка. И это, в своём роде, большая победа!

Олег Грымов (фото: Ирина Пешкова)

Дело в том, что на протяжении своей более чем 40-летней истории стилистика «контемпорари» и, в частности, развившийся в её недрах «гладкий джаз» (smooth jazz) постоянно идут на компромиссы, чтобы ни в коем случае не раздражать слушателю слуховые органы, не сделать сложно, трудно, неясно, непонятно. И это стремление к звуковому компромиссу ведёт к постоянному упрощению музыкального материала, а в области музыкальной звукорежиссуры — к перегрузке звуковой ткани искусственно сладкими, сиропно-сахариновыми звуками синтезаторов, обильной искусственной реверберацией, компьютерными аранжировками в духе новейших достижений поп-музыки и вообще к стремлению «делать красиво».

Пётр Ившин (фото: Ирина Пешкова)
Пётр Ившин (фото: Ирина Пешкова)

Но ничего искусственного на альбоме Грымова и Ившина нет. Есть главное: на альбоме записана очень красивая музыка, согласно декларации Олега — мягкая и негромкая. Но ни сиропа, ни сахарина, ни синтезаторов, ни упрощений, ни стремления погладить и убаюкать в этой музыке не найти. Она честная, яркая и… да что уж там, опять-таки красивая. Можно сказать, что это долгожданный «контемпорари» с человеческим лицом: музыка мастеров своего дела, которые не стремятся сгладить, замаскировать мастерство, но разворачивают перед слушателем весь свой огромный арсенал музыкального профессионализма и при этом не отталкивают неподготовленных, а искусно втягивают их в созданный на альбоме ностальгически-нежный звуковой мир.

Главное средство достижения этой цели — изысканное виртуозное импровизационное развитие глубоко внутри узких стилевых рамок. Прекрасное доказательство того, что если «смутный джаз» (так иронически называют smooth jazz некоторые слушатели) играют действительно серьёзные, интеллектуальные импровизаторы, и делают это с полным пониманием эстетики выбранного стиля, то даже в этом прикладном, художественно одномерном стиле возможно добиться яркого, умного, содержательного результата.

Артём Третьяков (фото: Ирина Пешкова)
Артём Третьяков (фото: Ирина Пешкова)

Дополнительные стилевые измерения этой музыке придают упомянутые Олегом Грымовым «ламповые» звуковые решения: в аранжировке как класс отсутствуют сахариново-сиропные электронные тембры — всё сыграно живым, тёплым, органическим звуком. Клавишные инструменты — строго электромеханические, аналоговые: старое доброе электропиано Rhodes и старый добрый электроорган Hammond B-3 (Артём Третьяков, в паре треков Валерий Степанов). Никакой бас-гитары — только акустический контрабас, мягкий и надёжный (Иван Норкин). И даже соло электрогитары (Павел Ершов, который ещё и написал музыку к двум из 11 треков) не вырываются из этого уютной, ностальгически доброй звуковой панорамы.

Павел Ершов (фото: Ирина Пешкова)
Павел Ершов (фото: Ирина Пешкова)

Особая роль в формировании звукового мира этого альбома принадлежит Петру Ившину. По определению Олега Грымова, барабанщик — «безусловный виртуоз, подлинный профессионал, и при этом музыкант постоянно развивающийся: достаточно интровертный, чтобы не только поражать техникой, но и удивлять глубиной интерпретации». Лучше не скажешь!

Пётр Ившин (фото: Ирина Пешкова)
Пётр Ившин (фото: Ирина Пешкова)

Материал альбома весьма разнообразен и во многих случаях содержит дополнительные смыслы, понятные посвящённым и не отталкивающие неофитов. Так, во втором треке яркие блюзовые попевки в импровизационном соло вновь и вновь свидетельствуют о глубоком знании стиля и об исключительном стилевом вкусе, то есть совершенном понимании органичных для выбранного стиля выразительных средств и исключительном умении их применить. Все эти качества относились и к выдающемуся советскому тенор-саксофонисту Станиславу Григорьеву, памяти которого посвящена пьеса. Неискушённый слушатель может не знать имени Григорьева, но почувствует в этом треке его музыкальный характер… То же можно сказать и о треке «Школьная песня», который тоже посвящён коллеге-саксофонисту — Владимиру Преснякову-старшему: очаровательная «bossa sovietica» узнаваемо стилизована под авторскую манеру Владимира Петровича. Посвящений на альбоме вообще много: первопроходцу «контемпорари» Гроверу Вашингтону-мл., а также жене Олега Грымова и двум его дочерям. И в каждом посвящении чувствуется точно переданный характер: обратите внимание на «Katy’s Tune» — своего рода русскую босса-нову, будто из мультфильма 70-х, где Грымов солирует на кларнете, а Ившин часть рисунка играет по барабанам ладонями; на очаровательную балладу «Samira’s Lullaby»; и, наконец, на посвящение жене — задумчивый джаз-вальс с электроорганом «Portrait of Irene».

Изысканная, глубокая, деликатная работа — и при этом доступная и ясная.

АЛЬБОМ НА САЙТЕ ЛЕЙБЛА | АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ

СЛУШАЕМ АЛЬБОМ ПРЯМО ЗДЕСЬ:

Олег Грымов: альт-саксофон (2, 5), сопрано-саксофон (3, 4, 6, 8, 9, 10), кларнет (7, 11)
Павел Ершов: гитара
Артём Третьяков: Rhodes piano (1, 3–5, 7, 9, 10), Hammond B3 (6)
Валерий Степанов: Hammond B3 (2), Rhodes piano (8)
Иван Норкин: контрабас
Пётр Ившин: ударные
Музыка: Олег Грымов, кроме треков 3, 10 (Павел Ершов) и 11 (Фредерик Шопен, аранжировка Олега Грымова)
Запись: Валентин Осинский, студия Владимира Осинского, 26–27 января 2025
Сведение: Валентин Осинский. Мастеринг: Руслан Зайпольд

Фото: Ирина Пешкова
Фото: Ирина Пешкова
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяНовые альбомы. Барабанщик Дмитрий Сафонов: альбом «Перед уходом»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых и блюзовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется в российской и мировой музыкальной прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium...) Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, 3 переиздания), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, 6 переизданий) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Автор трёхтомного учебника «История стилей музыкальной эстрады» (Издательство Фонда Игоря Бутмана, 2025). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в России в сборнике «История европейского джаза» (Equinox, Великобритания, 2018). Автор сценария полнометражного документального фильма об истории джаза в России «ДЖАЗ 100» и основанного на нём телесериала (2022, 2025), послужившего основой книги «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (С.-Пб., 2023). Куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном Музее музыки (2022–23).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя