Коллекция Леонида Переверзева | Leonid Pereverzev Collection

Центр исследования джаза, Ярославль
Jazz Research Center, Yaroslavl

Личный архив первопроходца советского джазоведения Леонида Борисовича Переверзева (1930-2005) передал Центру сын исследователя, Борис Переверзев. В августе 2019 архив перевезён в Ярославль после завершения инвентарной описи материалов, составляющих коллекцию. Специальная благодарность за помощь в перевозке: Владимир Смирнов. Опись выполнена в редакции журнала «Джаз.Ру», описывал Кирилл Мошков.
Тексты Л.Б Переверзева в книжном разделе «Джаз.Ру»

Леонид Переверзев (фото ок. 1999)
Леонид Переверзев (фото ок. 1999)

Архив Леонида Борисовича Переверзева
даритель: Борис Леонидович Переверзев

Инвентарная опись

доступ к коллекции: СВЯЗАТЬСЯ С ЦЕНТРОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖАЗА

Ящик 1. Магнитофонные ленты и кассеты

Поверх всех материалов в ящике: картонная коробка с 10 магнитофонными компакт-кассетами, каждая из которых содержит один альбом американской рок-группы Grateful Dead: 8 запечатаны, две вскрыты. Поверх кассет в коробке находятся срезки с почтового конверта с адресом отправителя (Grateful Dead Productions), письмо Л.Б. Переверзеву от 30 января 1990, подписанное пресс-секретарём группы Деннисом Макнэлли, с рукописной припиской менеджера группы Джона Макинтайра (1941-2012).

Внутри коробки — бытовые магнитофонные катушки с лентой и магнитофонные 1/4-дюймовые ленты на открытых бобинах (как в коробках, так и не упакованные), большая часть которых не подписана (или подписана только двух- или трёхзначными номерами). Всего 38 единиц (отдельных плёнок или упаковок, внутри которых могут быть одна, две и даже три отдельные плёнки). Предположительно, большая часть использовалась как музыкальные иллюстрации к лекциям Л.Б. Переверзева, затем несколько десятилетий хранилась у него на полках. Если это материалы, переписанные с зарубежных грампластинок, предположительно оцифровывать их не нужно. Нуждаются в отдельном изучении и вероятной оцифровке плёнки с особыми пометками (как, например, №№ 1, 2, 8, 9 в ящике №1). Значительная часть плёнок может выдержать только одно, максимум два воспроизведения.

Подписанные единицы:

  • Коробка с открытой бобиной внутри. Рукописная пометка: «29 января 58 г. Смена первая. Оператор Гиматов. Пленка №34»
  • Коробка с открытой бобиной внутри. Рукописная пометка: «3 февраля 1968 г. первая смена. Оператор Вицкий. Пленки № 58, 59»
  • Коробка с открытой бобиной внутри. Рукописные пометки чернилами и карандашом: «GRAND MERCI. 456 Blues, Piano. Popular Ell[ington?] 190 stereo. №3 [?] вещи и перемотать вперед до закладки. По моей просьбе включить»
  • Коробка с (видимо) открытой бобиной внутри. “Suite Thursday” Дюка Эллингтона: рукописное заглавие нанесено поверх машинописной этикетки «12 магнитофонных лент с записью музыки II международного джазового фестиваля. Предназначено для радиостанции «ЮНОСТЬ»» c рукописными 4-значными номерами треков. Коробка перевязана бумажным шпагатом, не вскрывалась.
  • Коробка с открытой бобиной внутри. Рукописная пометка карандашом: «Blue M[???} Mr. Paganini. 8 am Friday» [ВНИМАНИЕ: внутри две сложенные вместе ленты на открытых бобинах]
  • Коробка с открытой бобиной внутри. Рукописная пометка карандашом: «Школа у Марьи Петровны» [ВНИМАНИЕ: внутри три сложенные вместе ленты на открытых бобинах]
  • Малая коробка с бытовой катушкой внутри: «MESSIAEN»
  • Малая коробка с бытовой катушкой внутри (судя по всему — 4-дорожечной двусторонней): перечисление треков радиопередачи «Запишите на ваши магнитофоны», большая часть треков вычеркнута, кроме написанных отдельно красными чернилами «3. Памяти Хармса, 4. Памяти Пастернака 5. Клим (?) в Алжире»
  • Коробка с открытой бобиной внутри. Много зачёркнутых надписей, сверху зелёными чернилами рукой Л.Б.П. «Я о Сидоренко»
  • Коробка с открытой бобиной внутри. «140А BBB + Duke Ellington”
  • Коробка с открытой бобиной внутри. «№5 19 cm Stereo» на другой стороне: «Spiritual Herman»
  • Коробка с открытой бобиной внутри. «№3 перевернуть слоем наружу», на другой стороне неразборчивая пометка.

Ящик 2. Магнитофонные ленты и рукописи

Внутри только коробки с магнитофонной 1/4-дюймовой лентой на открытых бобинах, всего 20 единиц. Некоторые коробки помечены только 2- или трёхзначными номерами. Часть коробок подписана:

  • 1. «16 января 1958 г. вторая смена. Оператор Гиматов. Плёнки №№ (6) 7»
  • 2. «№4 после 19 м. 433-66-33 (раб) 461-71-59 (дом) Белла»
  • 3. «Thad Jones №1 Mingus» На другой стороне: «Ella Porter» На корешке: «Jones-Lewis»
  • 4. «138 Blues Fest»
  • 5. «№3а Django»
  • 6. Малая коробка, внутри бытовая катушка «Джаз-концерт 59»
  • 7. «31 января 1958. Смена первая. Оператор Гиматов. Плёнка №46»

Отдельно в ящик вложена папка с рукописями Л.Б. Переверзева, первоначально хранившаяся вне упаковок.

Папка 1. «Jazz 1й экз. (Full) Не история, не теория, а свидетельство об опыте»

1. Вложены в использованное как обложка меню провинциального английского ресторана Sea Shanty в Девоне, по ряду признаков из 1970-х гг:

  • а) два листка из машинописной программки 1 московского фестиваля импровизационной джазовой музыки «Джаз-62»
  • б) вырезка из неустановленной газеты за неустановленный год (до 1961 г., так как упомянут город Сталино — после 1961 г. Донецк) «Вон сор из эфира!» о радиопиратстве на средних волнах в СССР
  • в) письмо от 12.01.1986 Л.Б. Переверзеву от Светланы (?) о статье, присланной Ю. Верменичем для самиздатовской газеты «Пульс джаза»
  • г) машинописная копия статьи Юрия Вихарева «Былого ищу следы…» о необходимости создания в Ленинграде Музея джаза, датирована декабрём 1986, с приложением «Необходимые дополнения» без даты
  • д) копия статьи Пита Уэлдинга «B.B.King, The Mississippi Giant» из журнала DownBeat за октябрь 1978, с автографами Би Би Кинга и его тенор-саксофониста Хилтона Си Джозефа. На обороте последней страницы — перечисление музыкантов ансамбля Би Би Кинга (видимо, на гастролях 1978 года по СССР), сделанное рукой кого-то англоговорящего («американский» почерк).
  • е) чёрно-белое фото, предположительно с какой-то пресс-конференции, не атрибутизировано
  • ж) два экземпляра заметок к (видимо) концерту к 75-летию со дня рождения Джорджа Гершвина — английские биографии исполнителей Эдварда Меттоса и Алана Мэндела — с русским переводом (очевидно, 1973)
  • з) рукописный конспект (рукой Л.Б.П,) к лекции о Джордже Гершвине (предположительно, 1973)
  • и) машинописный оригинал русского перевода Л.Б. Переверзева и В.А. Михайлова книги Дэвида Юэна «Жизнь Джорджа Гершвина» (1960) на 136 страницах.

2. Текст к лекции-концерту «Гершвин. Фрагменты из произведений»

3. Разрозненные страницы рабочей рукописи книги о джазе: 24 (79), 25 (80), 21 (76), 22 (77), 23 (78). Машинопись, 1 или 2-я копия с рукописными пометками.

4. Под одной скрепкой. Рабочие фрагменты из рукописи книги о джазе, нумерация страниц с 54 по 171 по 66. Машинопись, 1 или 2-я копия с рукописными пометками.

5. Под одной скрепкой. Рабочие фрагменты из рукописи книги о джазе, нумерация страниц с 7 по 66. Машинопись, 1 или 2-я копия с рукописными пометками.

6. Вторая страница библиографии к книге. Карандашная рукопись

7. Под одной скрепкой. Рабочие фрагменты из рукописи книги о джазе, рукописная нумерация страниц с 145 по 160 и далее 47-52 с рукописной пометкой красными чернилами «переписать все следующие 6 страниц». Машинопись, 1 или 2-я копия с рукописными пометками.

8. Л.Б. Переверзев. Отзыв на рукопись книги В. Фейертага «Джаз по алфавиту». Машинопись, 2-я копия (1 стр.)

9. Русский перевод статьи Джорджа Бёрда «Некоторые аспекты африканской и афро-американской музыки». Машинопись, 2-я копия (8 стр.)

10. Черновая рукопись неопубликованной книги Л.Б. Переверзева «Джаз, его история и эстетика» (1969) с 1 по 409 стр. (машинописная сборка с рукописной правкой и вклейками)

Ящик 3. Рекламные материалы New York Repertory Company (1975). Магнитофонные ленты

Рекламные материалы New York Repertory Company (1975)

Коробка из-под виниловых пластинок, крышка которой покрыта написанным чернильной или шариковой ручкой — рукой Л.Б. Переверзева — то ли конспектом выступления, то ли наброском статьи под названием «От джаза к року?» Упоминаются Альберт Айлер, Орнетт Коулман, Алексей Козлов, Виталий Розенберг, фестиваль в «Ударнике» 1971 г. …

Внутри коробки — около 100 4-стр. лифлетов А4 на английском языке «An American Original. Louis (Satchmo) Armstrong» без выходных данных, около 20 лифлетов малого формата о New York Repertory Company (1975) на английском языке и четыре экземпляра пресс-релиза посольства США о предстоящих гастролях New York Repertory Company (1975)

Магнитные ленты

  • 11 коробок для 1000-метровых рулонов магнитофонной 1/4-дюймовой ленты на открытых бобинах 1950-х гг., внутри — ленты разной продолжительности, предположительно, большая часть — музыкальные иллюстрации к лекциям Л.Б. Переверзева. Если это материалы, переписанные с зарубежных грампластинок, предположительно оцифровывать их не нужно. Нуждаются в проверке и, в зависимости от результатов (вдруг на них, скажем, записи его радиопередач или интервью?), нужно принять решение об оцифровке и/или хранении или списании.
  • Два небольших рулона магнитной ленты на открытых бобинах без упаковки.
  • 8 малых коробок для бытовых магнитофонных катушек с магнитофонной лентой. Маркированы семь:

1. Галич. Фантазия на русскую тему (зачёркнуто: Беседа с зап. немцами, 22.10.1969; Лекция Иванова К.А. (продолжение) 24.10

2. ОК 1982-1983. №1 №2 №3 «В обратную сторону» №4 «Х-я самодеятельность» + Странные Игры (ОК — видимо, архангельская рок-группа «Облачный край», т. к. №3 и №4 — названия именно её магнитоальбомов начала 80-х)

3. Плёнка ORWO, 19 см/сек, 360 м, внутри вложено письмо и адресный фрагмент конверта от музыканта и педагога В.Н. Грицишина, г. Кривой Рог.

4. Ск. 19 зв. 11 08 Э. Денисов «Романтическая музыка» (указаны исполнители и обстоятельства записи, 1969)

5. Внутри коробки для магнитофонной катушки — небольшой рулон магнитной ленты на открытой бобине. На коробке пометка: «Интервью с Р.О. Антоновичем, май 77, Минск музыкозна[?]»

6. «Crumb Voices Ray Charles Hancock [неразборчиво по-русски]»

7. «Семинар 10»

Ящик 4. Магнитные ленты

20 коробок для 1000-метровых рулонов магнитофонной 1/4-дюймовой ленты на открытых бобинах 1950-60-х гг., внутри — ленты разной продолжительности, иногда по два рулона в одной коробке. Коробки маркированы только 2- 3-значными цифровыми индексами.

Ящик 5. Магнитные ленты

29 коробок для 500-метровых рулонов магнитофонной 1/4-дюймовой ленты на открытых бобинах 1950-60-х гг., внутри — ленты разной продолжительности, иногда по два рулона в одной коробке. Коробки маркированы только 2- 3-значными цифровыми индексами.

Ящик 6. Магнитные ленты

19 коробок для 1000-метровых рулонов и 2 малых коробки с небольшими рулонами магнитофонной 1/4-дюймовой ленты на открытых бобинах 1950-60-х гг., внутри — ленты разной продолжительности, иногда по два рулона в одной коробке. Коробки маркированы только 2- 3-значными цифровыми индексами.

Ящик 7. Магнитные ленты

24 коробки для 500-метровых рулонов и 5 коробок для 1000-метровых рулонов магнитофонной 1/4-дюймовой ленты на открытых бобинах 1950-60-х гг., внутри — ленты разной продолжительности, иногда по два рулона в одной коробке. Коробки маркированы только 2- 3-значными цифровыми индексами.

Ящик 8. Магнитные ленты, ксерокопия книги, записные книжки

Записная книжка в формате «ежедневника», покрытая клетчатой шерстяной тканью. Судя по дарственной надписи, преподнесена Л.Б. Переверзеву в день его рождения в США в октябре 1988 г. (подписано Rhob La…??? and Paul Winter; очевидно, дар от участников ансамбля Paul Winter Consort, с которым Л.Б.П, связывала давняя дружба и совместные проекты). Внутри — дневник, постепенно переходящий в записи по богословию, в т.ч. конспекты прослушанных по различным радиоканалам (в т.ч. ХЦОК — Христианскому церковно-общественному каналу) выступлений различных христианских богословов, в т.ч. вл. Антония Сурожского, о. Георгия Чистякова и др. Ранние записи, судя по следам удалённых страниц, вырваны. Книжка начинается записью от 2 июня 1991, где Л.Б. размышляет о духовных аспектах джазовой импровизации. Последние записи — от 2005 г. Около половины листов пустые. В конце разрозненные выписки. В книгу вложены несколько карточек с выписками о прочитанном, неизвестная ранее фотография — ? (Владимир Тарасов?), Джордж Авакян, Алексей Баташёв и Л.Б.П., неизвестная ранее фотография Л.Б.П. ок. 1997 и разрозненные листы бумаги с выписками о прочитанном.

Ксерокопия книги The Literature of Jazz. A Critical Guide (second edition, revised), by Donald Kennington and Danny L. Read, American Library Association, Chicago, 1980

Две коробки с магнитофонной плёнкой на бытовых катушках, помеченные «Караганда» и «Новосибирск» (необходимо проверить, не являются ли они записями интервью или выступлений Л.Б.П.)

Полиэтиленовый пакет с небольшими коробками магнитной ленты, всего шесть, маркированы пять. Маркировка:

  • 1. «Арнольд Грудин. «Юпитер» Красногорск 3 2030141 510 р.» На другой стороне: «Движитель ??? жизни. Интервью «Это потребность»».
  • 2. «Ellington” (на корешке)
  • 3. NDN “Folk Accomplishments in Japan 19 cm/s”
  • 4. “Ск. 19 М-лы фольклорных экспедиций. 1. Псковская и Витебская обл. 1976»
  • 5. «19 Демонстрационная. Невеста. Календарные песни. 1. Костромская обл. 2. Ульяновская обл. (из материалов КНМ)»

Магнитные ленты на бобинах без упаковки и маркировки, частично размотанные (7 небольших рулонов)

Ящик 9. Журналистика. Вырезки. Подборки печатных материалов

Папка 1 (маркирую ЦИД Л.Б.П. 9/1), озаглавлена «ДИСКО»

  • Вырезки из газеты «Комсомольская правда» (1982)
  • Машинописный черновик статьи Л.Б.П. «У истоков поп-музыки» с рукописными правками на 13 страницах и предисловием (редакционным?)
  • Наброски-конспект будущей статьи на тему поп-музыки (рукопись, карандаш)
  • Наброски для будущей статьи о диско (рукопись, шариковые ручки и фломастеры разных цветов)
  • Машинописный черновик статьи Л.Б.П. «Единство и разделённость музыки» на 2 стр. (два экземпляра, 2-й с рукописной правкой)
  • Машинописный черновик (копия) статьи Бориса Золотова о владивостокском диско-клубе «Полидиск»
  • Машинописные страницы черновика статьи Л.Б.П. о диско-музыке
  • Машинописный черновик (с рукописной правкой) статьи Л.Б.П. «Пути дискотеки» с вкраплениями отрывков из статьи «Что стоит за приставкой «диско»?» (в конце — интересный автобиографический отрывок).
  • Буклет «Гастроли в Советском Союзе. Ансамбль «Бони-М»».
  • Продолжение рукописного (шариковые и чернильные ручки разных цветов, бумага разного цвета и фактуры) черновика статьи о музыке диско и культуре дискотек.
  • Ксерокопированный ручной (перо, тушь) работы бланк члена жюри конкурса дискотек (около 1980??, Новосибирск)
  • Разнообразные наброски и исходные материалы к статьям о дискотечной культуре
  • Машинописный оригинал статьи «Свой остров» (авторство не указано) о человеческой духовности и креативности
  • Машинописный оригинал неоконченной статьи Л.Б.П. «Дискотека и диско-клуб: новые формы самодеятельного творчества» (неоконченная 2-я страница оставлена прямо вместе с копировальной бумагой и вторым экземпляром, закреплённым скрепками: видимо, автор рассчитывал её закончить).
  • 1975: конспекты телефонных бесед с Игорем Горяевым и Андреем Мельвилем по тематике публикаций журнала «Ровесник» (контркультура)
  • Одна страница из «Литературной газеты» за 1979 г. Неясно, что привлекло внимание Л.Б.П. – возможно, ответ руководства Союза Писателей на письмо американских литераторов по поводу альманаха «Метрополь».
  • Машинописный оригинал статьи Л.Б.П. «Леонид Чижик: моя цель — превращать время в звуки» (датировано 15 мая 1978, в конце подпись автора). (ОТСКАНИРОВАНО)
  • Вырезка из журнала по музыковедению — статья Гиви Орджоникидзе «Слышать прекрасное»
  • Вырезка из «Литературной газеты» от 26 сентября 1979 — статья о телеведущих с упоминанием Л.Б.П.
  • Рукописный черновик автобиографического фрагмента из статьи о дискотеках в обычной школьной тетради
  • Номер журнала «Ровесник» №4 за 1979 г. со статьёй «О музыке — и не только…», наброски к которой представлены в начале папки (стр. 25 — 27)
  • Вырезка из газеты «Рабочая правда» (Ульяновск) от 18.10.1978 с интервью Л.Б. Переверзева «Молодёжная музыка и эстетическое воспитание»
  • Рукописный конспект радиопередачи «Голоса Америки» — «Диско-съезд в Нью-Йорке»
  • Разрозненные черновики и конспекты по теме дискотечной культуры
  • Машинописный оригинал статьи Л.Б.П. «Инфраструктура дискотеки» на 10 стр. с оригиналом иллюстрации
  • Письмо от читателя Александра Зарубина из Симферополя — ответ на статью Л.Б.П. «О непрерывности музыки» (Ровесник, №10, 1976). Машинописный оригинал.
  • Подборка вырезок из западной прессы (конец 70-х) о диско-культуре
  • Вкладная папка журнала «Новый мир» — «Для Л.Б. Переверзева»: внутри — подборка писем читателей журнала «Ровесник»

Конверт-папка №2 (маркирую ЦИД Л.Б.П. 9/2). Машинописные копии статей

Машинописные копии статей Л..Б. Переверзева:

  • О В.Дж. Конен (не целиком)
  • Популярная музыка: проблемы выживания (с карандашными пометками автора)
  • Достать пластинку или встретить музыку? (с рукописными пометками автора) 18 апреля 1980
  • Разрозненные рукописные наброски и тезисы
  • Разрозненные правки и черновики статей (в том числе статьи о В.Дж. Конен) с обильной правкой автора на машинописной сборке или рукописные
  • Машинописные копии фрагментов развёрнутых культурологических и музыковедческих работ об американской музыке — скорее всего, всё той же работы о книгах В.Дж. Конен
  • Машинописное письмо Л.Б. Переверзеву от Дмитрия Ухова от 18 июня 1983, полемика об американской музыке (видимо, продолжение обсуждения книги В.Дж. Конен, в редакции которой оба принимали участие)
  • Фрагмент (стр. 143-159) рукописи книги о джазе, имеющийся в другой копии в папке 9/1

Папка №3 (маркирую ЦИД Л.Б.П. 9/3). «Общие вопросы деятельности молодёжных клубов и любительских объединений.»

  • Брошюра «Краткий библиографический указатель популярной музыки. В помощь организаторам работы дискоклубов и дискотек». Москва, 1980. С карандашными пометками Л.Б.П.
  • Вкладная папка «Непрерывность. Л.Б. Переверзев. Тексты «музыки»»: машинописные оригиналы и копии статей Л.Б.П,, часть с его рукописными пометками, часть перемежается рукописными черновиками и набросками
  1. «Популярная музыка. Факты и проблемы» (2 экз)
  2. «Рок — старый и новый»
  3. «Музыка и молодёжь. Вопросы к обсуждению в «Юности»»
  4. «Музыка — наш ровесник. Статья вторая»
  5. «Музыкальные горизонты дискотеки. Критика, оценка, отбор»
  6. Часть «Литературной газеты» за декабрь 1984 (что привлекло внимание ЛБП, неясно)
  7. Рукописные листы: конспект телефонного разговора с Алексеем Козловым, 13 февраля 1983
  8. «О дискотеках, диско-музыке и диско-танцах»
  9. «Музыка, я и ты. Личностное общение и развитие восприятия»
  10. «Сценарное предложение. Диско: имя или псевдоним? Телевизионное шоу-исследование в пяти передачах»
  11. «Авторская заявка на брошюру «Музыка и человеческое общение»»
  12. разрозненные фрагменты статей
  13. «Ташкентский дискофестиваль. Личные впечатления члена жюри»
  14. «Молодёжная музыка и эстетическое воспитание. Интервью с Л.Б. Переверзевым» 25 авг. 1978
  15. Переписка с телезрителем Сергеем
  16. Отзыв на статью Дмитрия Ухова «Поп-музыка. Взгляд из 80-х»
  17. «Непрерывность музыки» (конец вкладной папки)
  • Машинописная сценарная разработка «Тележурнал Музыкальная жизнь. Проблемная страница»
  • Рукописный конспект или набросок рецензии: «Поп-музыка. Взгляды и мнения. Сборник статей». На 7 страницах
  • Вступительное слово к выступлению ансамбля Леонида Чижика. На 10 страницах, машинопись. (ОТСКАНИРОВАНО)
  • Статья (для обложки диска или рецензия?) «Трио Леонида Чижика играет Джорджа Гершвина». На 6 страницах, машинопись, 2-я копия, отсутствуют рукописные вставки англоязычных названий. (ОТСКАНИРОВАНО)
  • Одна страница машинописи с интенсивной рукописной правкой — черновик по теме «лёгкой музыки»
  • Газета «Комсомолец Узбекистана» от 26.12.1980, на последней полосе — дискуссия «Дискотека: поиски и обретения» с участием Л.Б. Переверзева
  • 2 копия статьи «Поп-музыка» (вероятно, для энциклопедии»). Машинопись, на 14 страницах. На 1 странице рукописная приписка «Л.Б. Переверзеву», в конце 14 страницы рукописное «срочно пришлите библиографию».
  • Рукопись статьи «Джаз» для энциклопедии. Машинописная сборка с рукописной правкой.
  • Страница из журнала The Economist, 1979 (неясно, что именно привлекло внимание Л.Б.П.)
  • Статья «Музыка ХХ века. Основные пути развития». Машинопись. 3-я копия на 10 стр.; 2-я копия без страницы 10, с обильной рукописной правкой.
  • Статья «Рок и классика. О непрерывности музыки». Машинопись, 2-я копия. В конце пометка «4 авг. 76» и подпись Л.Б.П.
  • Статья «Инфраструктура дискотеки». Машинопись, 2-я копия на 10 страницах с рукописной правкой. В конце подпись и пометка «2[нрзб]79».
  • 4 разрозненных машинописных листа, судя по всему, из разных статей.
  • Описание диско-танцев на 3 страницах, машинопись, по стилю текста и шрифту машинки непохоже на Л.Б.П.
  • Статья «Американская музыка: пути и судьбы» (рецензия на две книги В.Дж. Конен)
  • Вырезка из газеты «Рабочая жизнь» (г. Горький) от 7 сентября 1979: статья об открытии «Молодёжного музыкального клуба»
  • Ротапринтная копия статьи Игоря Зисера «Разноцветный звук дискотеки (из опыта работы Казанского диско-клуба), под шапкой Управления культуры Новгородского облисполкома
  • Материалы к статье «О дискотеке, музыке и танцах» (машинопись и рукопись на 4-5 стр.)

Папка №4. Дюк Эллингтон

Фирменная синяя папка United States Information Agency — пресс-кит гастролей Дюка Эллингтона. Внутри — черновики и исходные материалы статей об Эллингтоне, которые легли в основу книги «Приношение Эллингтону», множество фотографий, программка гастролей Дюка в СССР с автографами Мерседес Эллингтон и Пола Гонсалвеса и иных материалов, имеющих отношение к Эллингтону.

Вне папок:

  • Журнал «Знание — сила» №1, 1972. На стр. 60 статья Л.Б. Переверзева «Формула эмоций, или доводы разума в пользу чувств»
  • Конверт редакции журнала «Ровесник»:
  1. Страница из газеты «Правда» от 5 марта 1980 со статьёй о дискотеках в Киргизии.
  2. Материалы, рукописи и черновики статей Л.Б. Переверзева и других авторов:
  3. Лист бумаги с рукописной разработкой возможных названий статей
  4. «Лёгкая музыка» (3 стр, машинопись)
  5. «Вместо подворотни» (5 стр, машинопись; подписано — Е.Емельянов, преподаватель Московского театрального художественно-технического училища)
  6. «Рынок на бульваре» (7 стр, машинопись, подписано — А.М. Поликовский, 3 курс МГПИ им. Ленина)
  7. Подборка фрагментов из писем читателей неопределённого издания, видимо — присланных в ответ на публикацию остросоциальной молодёжной проблематики. На 60 страницах, машинопись.
  8. На бланке «Литературной газеты»: «Подростки о себе» (такая же подборка фрагментов из писем читателей, неполная).
  • Рукопись статьи «Границы «молодёжного» жанра», машинопись, по стилю текста и шрифту машинки непохоже на Л.Б.П. На полях рукой Л.Б.П.: «а почему вдруг рок? И только?»
  • Вырезка из газеты International Herald Tribune, 16.02.1978. Статья Майкла Зверина о Фрэнке Заппе.
  • Страница из газеты «Известия», август 1984 (неясно, что именно привлекло внимание Л.Б.П.)
  • Часть «Литературной газеты» от 8 декабря 1984 с нашумевшей в своё время статьёй Валерия Кичина «Урфин Джюс» меняет имя», направленной против «самодеятельного рока» на материале Свердловского рок-клуба
  • Страница из газеты «Известия» от 28 июля 1984 с интервью Аллы Пугачёвой
  • Статьи Л.Б. Переверзева «Феномен диско. Сторона 1» и «Феномен диско. Side 2». Машинописная сборка с рукописной правкой.
  • Стенограмма лекции Л.Б. Переверзева «От джаза до диско» (видимо, расшифровка по аудиозаписи). Машинопись на 24 страницах: 2-я копия без вставки английских названий (вместо них пробелы)
  • Конспект лекции Л.Б. Переверзева «Проблемы популярной музыки, 1-я часть». Конспект составил А.В. Смолин. Рукопись.
  • Отзыв на диссертационую работу И.Д. Земзара «Взаимодействие серьёзных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины ХХ века». Машинопись, на 5 страницах, в конце подпись Л.Б.П. и пометка «6 дек 1984»
  • Страницы 2 — 8 второй машинописной копии неопределённой статьи о социальных аспектах «наивного искусства»
  • Ранняя статья Л.Б. Переверзева «Музыка Индонезии». Машинопись (15 страниц) 2 экземпляра
  • Материалы фольклорных экспедиций? Тетрадь «Репертуар хорового коллектива Люторического сельского совета Узловского района Тульской области»; список коллектива и репертуар хора с. Кураково Белевского района Тульской обл.; «Народные выражения о песне и её исполнителях, экспедиция «Волгоград-69»»;
  • «Рецензия на статью Дж. Михайлова «Удивительный мир африканской музыки» и на «Приписку историка» Г. Кобищанова» – машинопись, на 4 страницах, без окончания
  • Статья «Социо-культурный подход к уточнению понятия фольклора». Машинопись, два экземпляра, 6 страниц, оба подписаны Л.Б.П, дата 8.09.1974
  • Машинописный перевод поэмы т.с. элиота «Опустошённая земля»
  • Литературные рукописи трёх разных авторов, 1983-1984. К музыке и джазу не имеют отношения.
  • Большой жёлтый конверт с машинописной рукописью Арнольда Волынцева «Этюды по социологии джаза» (Москва, 1964:49 страниц машинописи + три страницы рукописной библиографии). (От К.М.: работа вздорная и бредовая, списана с каких-то марксистских источников).
  • Разрозненные страницы из «Литературной газеты» за 1973-1974 г., «Комсомольской правды» 1974, Материалов джазовой или музыкальной тематики не выявлено.
  • Журнал «Советская музыка» №2-1960 со статьёй Б. Ярустовского «Путешествие в Америку» (о поездке делегации советских композиторов в США)
  • Журнал «Советская музыка» №6-1965 со статьёй Л. Мазеля «О путях развития языка современной музыки» (тщательно проработанной Л.Б.П. карандашными пометками) и статьёй Л.Б. Переверзева «Гвинея: искусство свободной страны»
  • Журнал об академической музыке Records and Recordings: два номера за март и апрель 1970 г.
  • Литературно-поэтический журнал Nadir Университета Нью-Йорка в Олбани за 1983 г.

Ящик 10. Журналистика, вырезки, подборки тематических материалов, афиши

  • Журнал «Музыкальная жизнь» №10, май 1965: на 8 стр. — статья Л.Б. Переверзева «На концертной эстраде — симфоджаз» об Эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и телевидения п/у Юрия Силантьева, в т.ч. о первом в СССР исполнении «Ebony Concerto» Игоря Стравинского.
  • Фрагмент 2-й или 3-й копии машинописного оригинала книжной рукописи, вероятно сборника: со стр. 95 — статья Л.Б. Переверзева «Ценности, определяющие отношение к музыке: ключ к оптимальной организации педагогического процесса»
  • Афиша А0, красно-синяя: «Московская секция филофонистов. Вечера прослушивания грамзаписей», октябрь-ноябрь 1981 (в списке одна лекция Л.Б.П.) 2 экземпляра.
  • «Феномен джаза. Аннотация концерта, посвящённого открытию выставки «200 лет независимости США» (машинопись на 4 стр. Рукописная приписка: подпись Л.Б.П. и дата 4 ноября 1976. + программа концерта на 3 стр.) Далее три ксерокопированных экземпляра этого же материала, вручную сборшюрованного в программку А4.
  • 1 обложка с подлеенными 22-24 страницами журнала «Музыкальная жизнь» №10-1968 со статьёй Л.Б. Переверзева «Битлз» — лицо и сущность поп-музыки»
  • Брошюра Госконцерта СССР «Джаз-оркестр Северного Техаса, США», 1976
  • Вырезка из журнала «Советская музыка» №9-1959 со статьёй Л.Б. Переверзева «Негритянские артисты в СССР» — о выступлениях в Москве любительского хора с участием профессиональных джазовых музыкантов пианиста Дуайка (на самом деле Дуайта) Митчелла и контрабасиста Уилли Раффа (+ 3 ксерокопии)
  • Афиша А0, красно-синяя: в крайне плохом состоянии, много разрывов и заломов, развернуть не удалось
  • Переплетённые чёрной бумагой и переложенные ей ксерокопированные листы некоей поэтической композиции с предисловием, посвящённым, судя по всему, музыканту-электронщику Сергею Корнилову (авторство не указано)
  • Типографские гранки с правкой (видимо, журнал «Юность», примерно 1986-87): «Рок-разговор» с комментариями, в т.ч., Л.Б. Переверзева — правка от руки, похоже, А.С. Козлова.
  • Газета «Советская культура» от 20 февраля 1960. На 4 стр. — заметка «С берегов Конго» о лекциях Л.Б. Переверзева об африканской музыке.
  • Афиша А0, красно-синяя: «Московская секция филофонистов. Вечера прослушивания грамзаписей», январь-март 1983 (в списке лекции Л.Б.П., Р. Авакова и др.)
  • Л.Б. Переверзев. «О лёгкой музыке, о джазе и о хорошем вкусе». Текст беседы. Машинопись. 35 стр. + библиография.
  • Фрагменты рукописи несостоявшейся книги Л.Б. Переверзева «Негритянский джаз. Очерк возникновения и развития» (1962). Машинопись с рукописной правкой, 2 страницы.
  • Разрозненные листы распечатки на матричном принтере (страницы с 33 по 61) — видимо, фрагменты работы «Импровизация versus композиция. Вокально-инструментальные архетипы и черно-белый дуализм джаза», впоследствии вошедшей в книгу «Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе».
  • Ксерокопированный «Список гостей джазового концерта в Спасо-Хаузе 10 ноября 1976», на английском языке

Зелёная картонная папка — помечаю как ЦИД Л,Б.П. №10/5: рукописные черновики и копии машинописных оригиналов статей Л.Б. Переверзева:

  1. ? (рукописные заметки и карточки под одной скрепкой)
  2. «Дэйв Брубек: стремясь к совершенству не бояться риска» — интервью Л,Б.П. с Дейвом, Айолой и Ховардом Брубеками. Машинопись, 15 стр., 1987. Два экземпляра, на втором отсутствуют рукописные вставки, имеющиеся на первом.
  3. «An Interview With Dave Brubeck». Рукописная расшифровка аудиоинтервью? Рука Л.Б. Переверзева. На английском языке, временами вставки на русском. Рукопись, 8 страниц.
  4. «Дейв Брубек — вторая молодость» (о московских концертах Брубека 1987 г.) Машинопись, 6 стр., 1987. Два экземпляра.
  5. «Лица джаза». Вводная статья предполагаемого цикла (издание не указано). Машинопись, 8 стр., с карандашными правками. Не ранее 1982.
  6. «Лица джаза. Элла Фитцджералд». Машинописная сборка с рукописной правкой, 6 страниц.
  7. «Лица джаза. Джанго Рейнхардт». Машинописная сборка с рукописной правкой, 8 страниц.
  8. «Гений Коулмена Хокинса». Машинописная сборка с рукописной правкой, 4 страницы. Пометка «Дек 87». + 2-й экземпляр без пометок.
  9. «Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи». Машинописная сборка с рукописной правкой, 4 страницы. Рукописная пометка «12 дек 87».
  10. «Диззи Гиллеспи». Машинописная сборка с рукописной правкой, 8 страницы. В конце подпись Л.Б.П. и рукописная пометка «1 июня 89» (или 84?).
  11. «Арт Тейтем». Машинописная сборка с рукописной правкой, 3 страницы. В конце подпись Л.Б.П. и рукописная пометка «3 июня 89» (или 84?)
  12. «Махелия Джексон». Машинописная сборка с рукописной правкой, 3 страницы. В конце подпись Л.Б.П. и рукописная пометка «17 января 80»
  13. «Телониус Монк». Машинописная сборка, 2-я копия (7 страниц)
  14. «Лица джаза. Лаци Олах: штрихи к портрету» (статья с элементами интервью, машинопись, 7 стр., 1986 или 87 г.) + «В гостях у Лаци Олаха. Середина сентября (11?) 86 г.» — расшифровка интервью, частично рукописная, частично машинописная с обильной рукописной правкой. Всего 8 стр. (ОТСКАНИРОВАНО)
  15. Рукописные наброски доклада «Советский джаз: фикция или реальность?» (или «Джаз в Советском Союзе — вопросы самосознания и смысла»).
  16. Машинописная рукопись статьи «Леонид Переверзев. Джаз как объект исследования» и следующего за ней «Обсуждения», опубликованных во 2 номере журнала Советской джазовой федерации «Джаз» в 1990 г.
  17. Рукописная страница заметок о Свене Асмуссене
  18. Репортаж Л.Б. Переверзева о концерте трио Леонида Чижика в Музее им. Пушкина на выставке Анри Матисса: «Матисс-джаз. Импровизация на тему». Машинопись, 2-я копия (13 стр + 1 стр предисловия)
  19. «Джаз-клуб. Оскар Питерсон: Парижский концерт». Текст радиопередачи. Машинопись, 3 стр. Нет даты.
  20. «Рецензия на русский перевод книги У. Сарджента «Джаз — горячий и смешанный»». Подпись Л.Б.П. и дата 22 августа 1979 г. Машинопись, 7 стр., плюс письмо-заказ на рецензию из издательства «Музыка» за подписью директора К.А. Фортунатова от 08.08.1979 на 1 стр и рукописные заметки Л.Б.П. на 1 стр.
  21. «Рецензия на книгу Дж. Л. Коллиера «Луи Армстронг. Американский гений»» Машинопись с рукописной вставкой английских слов и имён, 6 стр., в конце подпись Л.Б.П. и дата 15/1 86.
  22. «Рецензия на книгу Уильяма Ферриса «Блюз из Дельты»». Машинопись с рукописными пометками. 4 стр., без даты.
  23. Два экземпляра машинописного письма Л.Б. Переверзева к некоему Владиславу. Датировано 20 июня 1968, но по тексту это 1988, т. к. упоминаются факты 70-х гг., «рок новой волны» 80-х и т. п. Отказ написать статью для некоего журнала (какого — неясно).
  24. «Продукт: музыка». Статья Л.Б. Переверзева о поп-музыке. Машинопись, 2-я копия. 13 страниц. Без даты.
  25. «Клуб культуры или церковь отравленных умов?». Статья Л.Б. Переверзева о «роке новой волны». Машинопись, 2-я копия. 31 страница. Без даты (не позднее 1985).
  26. Ксерокопия «слепого прослушивания» Чарли Паркера, автор Леонард Фэзер, DownBeat №6-1965.
  27. Ксерокопия статьи Ниранджана Джавери «Tarama. India’s Contribution to Vocal Jazz» из журнала NAJE Educator, дата не указана

Желтоватая библиотечная папка, помеченная фломастером «Avakian Letters»

  • Переписка ЛБП с Джорджем Авакяном и письма Авакяна советским официальным лицам 1959-1963 и более поздних лет — преимущественно ксерокопии, нуждающиеся в сканировании, т. к. ксерокопии могут осыпаться и выцвести. Интересный черновик факсов о приезде Брэнфорда Марсалиса в 1990 г. Можно предположить, что копии для Л.Б.П. сделал сам Авакян, когда Л.Б.П. был у него в Ривердейле.

Папка «Jazz». Помечаю как ЦИД Л.Б.П. №10/6: Журналистика, публикации, черновики

Большой коричневый конверт с пометками «Джаз-клуб Бобровой, Рецензия на Студенчс. Меридиан, Программа «Далёкое-близкое». Внутри:

  • Конверт с надписью «Джаз-клуб» — материалы по теме одноименной рубрики в радиопередаче «Мир увлечений»:
  1. Текст первой передачи, машинопись с рукописной правкой, пометка «Эфир 19 окт 81»
  2. «Джаз-клуб. Встреча вторая», машинопись с рукописной правкой, часть англоязычных названий не вставлена. В конце пометка «12 ноября 81»
  3. Здесь же: несколько листов материалов для статей в Большой Советской Энциклопедии, обёрнутых листом с рукописной пометкой с названием статей: «БСЖ Джаз — Jazz — Jam Sessions»
  • Текст Л.Б. Переверзева «О публикациях на музыкальные темы в журнале «Студенческий меридиан»», 1985. Машинопись, 10 страниц. Здесь же 5 страниц рукописных выписок и заметок — черновик текста.
  • «План тематического цикла концертов-бесед «Далёкое — близкое». Одна страница машинописи и шесть листов рукописной разработки. Даты нет.
  • Под одной скрепкой — разрозненные рукописные листки черновика отзыва на пластинку или концерт эстонского пианиста Рейна Раннапа
  • Письмо Переверзеву из редакции журнала «Коммунист» за подписью Н.Покровского о письмах читателей Мельникова и Тимченко, 21.05.1986. Приложены машинописные ответы Л.Б.П. Тимченко и редакции журнала, но собственно писем читателей нет.
  • Рукописный листок «Вечер Монка в Доме Комп. у Фрида 4 окт 85» — список треков и музыкантов
  • Ротапринтный лист А3 «Концептуальная модель молодежного культурного центра /МКЦ ©/ ДК им. С. Орджоникидзе». Здесь же ксерокопия статьи о МКЦ из газеты «Ленинская смена» за 1987 г.
  • Распечатка первой публикации текста Л.Б. Переверзева на «Джаз.Ру» — статьи «Они открыли миру бибоп» из журнала «Ровесник», 1989 — от 1999.
  • Распечатка статьи Л.Б. Переверзева «I Remember Willis» (2001), впоследствии вошедшей в книгу «Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе» (2 экз)
  • Рукописные разработки по теме «Фольклор вчера, сегодня и завтра с позиций советской и американской этномузыкологии». 5 рукописных листов и 1 карточка
  • Программа концертов 1 Московского международного джаз-фестиваля, 31.05 — 05.06.1990, Театр Эстрады (только первая страниця: 31 мая — 2 июня)
  • «Воробьиная сюита» — текст о Чарли Паркере. Распечатка на матричном принтере, нумерация страниц 19 — 32 (хотя текст начинается с заголовка).
  • «Подлинный джаз: после Панасье» (1990) — текст предисловия к очередному изданию книги Юга Панасье, впоследствии вошедший в книгу «Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе». Машинопись.
  • Ксерокопия статьи В.Дж. Конен «Об истоках рок-музыки» («Советская музыка», №7, 1986)
  • Фрагмент рукописи несостоявшейся книги 1962? Рукописное заглавие «Джон Льюис и Телониус Монк» приклеено к машинописному тексту, нумерация страниц трёхзначная, указана дважды и оба раза разная. Машинопись, рукописные правки и вставки, 7 страниц.
  • «Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи». Часть цикла «Лица джаза». Машинописная сборка с рукописной правкой, 4 страницы. Рукописная пометка «12 окт 87». (Второй экземпляр текста №9 из папки №10/5)
  • «Чик Кориа: лёгкое возвращение». Часть цикла «Лица джаза». Машинописная сборка, 8 стр., с рукописной правкой, но без англоязычных вставок (оставлены пробелы). 2 экземпляра.
  • «Майлз Дэйвис». Часть цикла «Лица джаза». Середина 80-х, без даты. Машинопись с рукописной правкой, 8 стр., 1 и 2-й экземпляры.
  • Один лист рукописных заметок по дизайну (конспект статьи зарубежного автора)
  • Фрагмент рукописи несостоявшейся книги 1962? «Часть VII — Два побережья джаза», нумерация страниц с 336 по 353, машинопись с рукописной правкой.
  • «Диззи Гиллеспи». Машинописная сборка с рукописной правкой, 8 страниц. В конце подпись Л.Б.П. и рукописная пометка «1 июня 89» (или 84?) (ещё один экземпляр текста №10 в папке №10/5)
  • «Чарли Паркер». Часть цикла «Лица джаза». Машинописная сборка с рукописной правкой, 8 страниц. В конце подпись Л.Б.П. и рукописная пометка «20 фев 89» (или 84?)
  • «Джазовый век: потери и обретения» Машинописная копия оригинала статьи Л.Б. Переверзева для журнала «Ровесник», продолжавшей цикл его публикаций в этом издании 1981-83 гг. 16 страниц, даты нет.
  • Две рукописные страницы из блокнота с конспектом выступлений ветеранов советского джаза на каком-то обсуждении истории сов. джаза 29 октября 1972. Выступающие: Минх, Утёсов.
  • Карточки и меню пансионатской столовой с рукописными заметками об эстетических проблемах джаза.
  • Ротапринтная программа конференции по джазовой музыке Союза композиторов Эстонской ССР.
  • Фрагмент рукописи несостоявшейся книги 1962? «Майлс Дэйвис и начало «холодного» джаза», нумерация страниц с 333 по 335, машинописная сборка с рукописной правкой.
  • Статья Л.Б. Переверзева «Исполняется музыка Армстронга» — о гастролях New York Jazz Repertory Company». Машинопись, 10 стр., 2-й экз., без англоязычных вставок.
  • Распечатка на матричном принтере статьи «Легко ли быть микроскопом?», подпись «В. Ходос».
  • Вырезка из галеты «Ленинская смена», г. Горький, 28.01.1988, со статьёй о Молодёжном культурном центре (автор Г. Щербо). Пометки Л.Б.П.
  • Документы клуба «Стол находок» при МКЦ ДК им. Орджоникидзе
  • Ксерокопия статьи А.Н. Баташёва «Феномен импровизации», журнал «Советская музыка», №2, 1987
  • Ксерокопия раздела «20-я комната» журнала «Юность» №3-1987, в т.ч. статьи Ильи Смирнова «Размышления у парадного подъезда фирмы Мелодия»
  • Одна страница машинописной рукописи несостоявшейся книги 1962 г. (текст о Монке) с обильными карандашными пометками
  • Радиосценарий Л.Б. Переверзева «Антология весёлого джаза. Дюк Эллингтон встречается с первой леди». Машинопись, 2 страницы. В конце карандашная приписка: «13 окт 88, перед уходом за билетами в NY City»
  • Радиосценарии Л.Б. Переверзева «Весёлая антология джаза»: выпуски 1 — 5, машинопись, с рукописными вставками
  • Рецензия на рукопись методических рекомендаций «Тенденции развития и функционирования рок-музыки в молодёжной среде» Б.А. Брылина. Машинопись, 3 страницы, в конце подпись Л.Б. Переверзева и рукописная приписка «25 дек 87».

Вне папок:

  • «Арсенал Алексея Козлова». Машинописная сборка статьи с рукописной правкой, 10 стр., в конце рукописная пометка «25 дек 1975», + несколько ксерокопированных копий промо-материалов «Арсенала» к концерту «Феномен джаза» 1975.
  • Ксерокопия статью Л.Б. Переверзева (предположительно журнал «Музыкальная жизнь», начало 1970-х) об Олеге Лундстреме и его оркестре (описывается период, когда в оркестре работала Алла Пугачёва, то есть датировка сужается до 1972-73 гг.) 2 стр.
  • Ксерокопированный машинописный лист «Репертуарный джазовый ансамбль из Луизианы». Позднее 1980.
  • Вырезка из газеты «Известия» №52-1971 — статья В. Гласса «Путешествие в мир джаза» о концертах (мини-фестивале) в кинотеатре «Ударник» с упоминанием ведущего — Л.Б. Переверзева.
  • Под одной скрепкой афиша А0 сине-красная и конверт с двумя приглашениями на вечер-концерт «Происхождение и развитие джаза» (Переверзев и Леонид Чижик») в Библиотеке иностранной литературы 30 ноября 1976 года.
  • Буклет гастролей Дюка Эллингтона в СССР, 1971. Под некоторыми фотографиями рукописные пометки — расшифровки имён музыкантов.
  • Статья Л.Б. Переверзева «Танцы и музыка Индии», вырезка из журнала «Музыкальная жизнь» № 8-1967
  • Вырезка из журнала «Советская музыка» №8-1963. Статья Л.Б. Переверзева «Рабочие песни негритянского народа».
  • Машинописный перевод статьи «Звуки оттепели» о советской музыке из журнала «Ньюсуик» за 14 июня1965
  • Вырезка из газеты «Правда» от 13 октября 1971 со статьёй М. Давыдова «Оркестр виртуозов» об окончании гастролей Дюка Эллингтона по СССР
  • Вырезка из журнала «Советская музыка» №6 за 1967 или 68 год со статьёй «Размышления слушателя. Вместо рецензии» о гастролях труппы «Танцы и музыка Индии». Подпись автора М. Бобиев, рукописная приписка /Л.Б.П./
  • Вырезка из неизвестного журнала (по формату, возможно, «Ровесник» или другое молодёжное издание) с репортажем Л.Б. Переверзева о концерте трио Леонида Чижика в Музее им. Пушкина на выставке Анри Матисса: «Матисс-джаз. Импровизация на тему».
  • Один лист рукописных набросков текста о спиричуэлс и Махелии Джексон
  • Вырезка из журнала «Музыкальная жизнь» (1976) со статьёй Л.Б Переверзева «Рой Кларк Кантри Шоу. Размышления по поводу гастрольных выступлений»
  • Журнал «Музыкальная жизнь» №15, август 1966. На стр. 21 статья Л.Б. Переверзева «III Московский фестиваль джаза» с фотографиями Ю. Зенковича.

Папка зеленоватая, канцелярская. Помечаю как ЦИД Л.Б.П. №10/7: Журналистика, публикации, черновики

  • Поверх всего — машинописная записка некоему Игорю, с рукописной припиской, о передаче некоего «предисловия к программе». Видимо, речь о радио.
  • Пачка разрозненных листков с набросками и разработками по разным темам, списками артистов, расшифровками аудио, записками слушателей на лекциях и т. п.
  • Машинописная сборка статьи «Существует ли советский джаз? Размышления на Первом Московском Фестивале Джаза». Рукописная пометка: «В книгу: начало — 6». Машинопись с рукописной правкой, 7 стр., в конце подпись Л.Б. Переверзева. Бумага в плохом состоянии (ОТСКАНИРОВАНО)
  • «Рок и классика (о непрерывности музыки)». Машинописный оригинал статьи, 1-й экземпляр с рукописной правкой. 7 стр., в конце подпись Л.Б.П. и дата «20/VII 76»
  • Л.Б. Переверзев. «Рок — старый и новый». Машинопись без правок, 34 стр., 2-й и 3-й экземпляры.
  • 6 машинописных страниц из оригинала некоей статьи о рок-музыке, предположительно 60-х гг., в основном на тонкой папиросной бумаге (нехарактерной для Л.Б.П.), 1-й экземпляр без начала и конца, нумерация страниц с 6 по 13. По стилю скорее перевод-конспект англоязычного текста.
  • Л.Б. Переверзев. «Парадоксы «Битлз» — взгляд из 1975». Машинописная сборка с рукописной правкой. 7 страниц.
  • Л.Б. Переверзев. «Битлз» — лицо и сущность поп-музыки». Машинописная сборка с рукописной правкой. 12 страниц.
  • Вырезки из журнала, видимо, «Иностранная литература»: статьи Джеймса Олдриджа «Расставаясь с иллюзиями», «Личность и классовое самосознание» и статья Н. Конрада об Алишере Навои. Из первой статьи, вероятно, Л.Б.П. брал некоторые цитаты для своих текстов о рок-музыке, т. к. британец Олдридж был просоветским марксистом, лауреатом Ленинской премии мира, и цитаты из него были хороши для советской редактуры.
  • Черновик текста о «Битлз» и фрагменты перевода неопределяемой статьи о них с английского языка
  • «Феномен «Битлз» — взгляд из 1975-го». Машинопись без правки. 11 стр. 2-й экз.
  • «Феномен «Битлз» — взгляд из 1975-го». Машинопись без правки. 11 стр. 3-й экз., в конце подпись Л.Б.П. и дата «14/III 75»
  • «Джаз и рок». Машинопись, 29 стр., 1, 2 и 3 экземпляры, в конце всех трёх подпись Л.Б.П. и дата «12/III 76»

Ящик 11. Журналистика, публицистика, подборки печатных материалов

Письмо мэру Москвы Гавриилу Попову о судьбе Студии искусства музыкальной импровизации «Москворечье», 1992 (ксерокопия машинописи)

Английский пресс-релиз для Студии искусства музыкальной импровизации «Москворечье», 1992 (ксерокопия машинописи)

Брошюра Пола Уинтера «Callings» с автографом автора, подписанная академику Велихову. Сильно согнута при хранении, т. к. имеет формат винилового альбома LP. Для исправления дефекта закладываю её в обратной скрутке в пластиковый пакет; при раскладке необходимо извлечь из пакета.

Папка, перевязанная шпагатом и помеченная «PW Reinvention».
Материалы, связанные с поездкой Л.Б.П. с супругой на семинар Reinvention Village в Калифорнии саксофониста /композитора Пола Уинтера в апреле-мае 1999. Внутри:

  • Брошюра-календарь «The Yurt Foundation», 1993
  • Вырезки из американской прессы (не связанные с джазом)
  • Записка от (?) Пола Уинтера. На обороте — заметки Л.Б.П. на английском.
  • Рекламные материалы семейства новых музыкальных инструментов Freenote и их создателя Ричарда Кука
  • Ксерокопия факса от 5 мая 1999 с картой проезда к «наш дом» от Сан-Франциско, отправитель неизвестен (Пол Уинтер?)
  • Полностью выцветший факс Леониду Переверзеву от Пола Уинтера, апрель 1999
  • Распечатка с сайта Yellow Pages — маршрут от Саусалито до дома Пола Уинтера.
  • Бланк «вам звонили» из американской гостиницы с указанием, что звонил Пол Уинтер, и номером телефона.
  • Подборка ксерокопированных материалов об институте Карла Стауга, занимающемся проблемами дыхания.
  • Распечатка из турагентства Sanditz, из которой следует, что компания Пола Уинтера покупала билеты для Леонида и Эльмиры Переверзевых из Москвы в Сан-Франциско и обратно (28 апреля — 17 мая 1999)
  • Ксерокопия рукописного факса Л.Б. Переверзеву от Chez Liley (подруга Пола Уинтера) 27 апреля 1999 о том, куда его отвезут из аэропорта и когда они встретятся.
  • Туристические материалы о местностях и заведениях в Северной Калифорнии
  • Рукописные заметки Л.Б. Переверзева по тематике Reinvention Village, в том числе на аэрофлотовском пакете для рвоты
  • Печатные материалы с семинара, в том числе самодельная А4 афишка выступления Л.Б. Переверзева, где он представлен как Soviet Environmentalist (советский специалист по окружающей среде) По рукописным пометкам видно, что Л.Б.П. их внимательно просматривал. Материалы форума «Религии и экология».
  • Справка Л.Б.П. с места работы (Институт новых технологий образования) для предоставления в посольство США, 12.04.1999
  • Подборка переписки (в основном ксерокопии факсов) с Полом Уинтером и его близкими по поводу участия Л.Б.П. в Reinvention Village.

Вне папок:

  • Статья Л.Б. Переверзева «Западная музыка ХХ века». Машинопись, 2-я копия, 15 стр., в конце подпись автора и дата «окт. 1969»
  • «Семинар Л.Б. Переверзева», 3.10.1970. Семинар по искусствознанию. Занятие 1 (машинопись, видимо расшифровка с аудиозаписи, 1, 2, 3 и 4 экземпляры, все по 16 стр. и все заканчиваются на полуслове); Занятие 2 (машинопись, 1 и 2 экз.,21 стр.)
  • Наброски Л.Б. Переверзева по теме «музыкальная кибернетика». Рукопись, 4 стр.
  • Материалы о Дюке Эллингтоне: черновики и рукописи текстов, обёрнутые рукописными заметками:
  1. «Дюк» (машинопись, 14 стр, без подписи и даты, с рукописными англ. вставками, внутри вложена библиотечная карточка с рукописными выписками на франц. языке)
  2. «Памяти Дюка Эллингтона» (машинопись с пометками редактора — судя по всему, это не оригинальная статья, а перевод с английского)
  3. «Дюк Эллингтон и Джонни Ходжес». На 2 стр. пометка «1 вариант, в работу не пошёл», внизу «10/5 1983 г. Садилова». Машинопись, всего 4 стр.
  4. Машинописный черновик статьи о Концертах духовной музыки, начинается с полуслова со стр. 3, всего 14 стр. (3 — 17).
  • Фирменный конверт авторского общества BMI (США) в адрес Л.Б. Переверзева, пометки: «Gunther Schuller, Folk-rock (Покровский), ПОКРОВСКИЙ». Внутри:
  1. Ксерокопия рекламных материалов New England Conservatory Ragtime Ensemble
  2. Конверт с программками концерта New England Conservatory Ragtime Ensemble и приглашением из посольства США на встречу с Гюнтером Шуллером 21 июня 1978 на квартире на Большой Ордынке. Конверт покрыт рукописными заметками Л.Б.П. о встрече. Внутри также библиотечные карточки и конверт, исписанные заметками, и четыре рукописные страницы — черновик статьи для журнала «Советская музыка» о Дмитрии Покровском и его Ансамбле.
  • Разрозненные рукописные заметки и наброски
  • «1-й вариант «Путь к музыке», Л.Б. Переверзев 1980». Машинописная сборка, 20 стр.
  • «Кантри: деревенская музыка становится городской». Статья о гастролях американской кантри-группы в СССР осенью 1974. Машинопись, 1-й экз., 5 стр.
  • «Послесловие для кантри». Машинопись, 2-й экз., 2 стр.
  • «Памяти Луиса Армстронга». Машинописная сборка с рукописными правкой и приложением на отдельном листке.
  • Статья Л.Б. Переверзева «Музыка для всех нас». Об обсуждении книги Леопольда Стоковского в Кировском молодёжном клубе в Москве. Пометка «Автору на визу». Машинопись, 4 стр.
  • «Выступление на конференции по проблеме «Музыка и свет». Одесса» (дата неизвестна). Расшифровка по аудиозаписи. Машинопись, 11 стр.
  • Л.Б. Переверзев. «Проект организации регулярного семинара, проводимого под эгидой Экспериментальной студии электронной музыки по проблеме «Кибернетика искусства», или Управление и связь в системах материально-технического обеспечения художественной деятельности». Машинописная сборка с рукописной правкой, 6 стр, подпись Л.Б.П. и дата «27/VII 70», + 1 стр. «Программа вводного курса» (подпись и дата «29/VII 70») и 1 стр. «Примерный тематический план занятий семинара» (подпись и дата «29/VII 70»).
  • «Проспект-заявка цикла из пяти лекций на тему «Искусство, техника и наука: от разобщённости к интеграции (проблемы духовной культуры и творчества в эпоху НТР)». Машинопись с рукописной правкой, 4 стр., без даты.
  • «Л.Б. Переверзев — В.Н. Романовой в ответ на её вопросы». Машинопись, 16 стр. довольно резкой публицистики о современном состоянии советско-российской культуры, противопоставляется «интеллигентская» и «народная» культуры, последняя представляется утратившей историческую основу.
  • Машинописный перевод статьи Карло Леви-Минци «Конструктивизм» («перевела с итальянского Д. ???????»)
  • Коричневый конверт с текстом работы: Д.П. Ухов, Л.Б. Переверзев. «Парадоксы музыкальных взаимовлияний». Чистовая машинопись практически без правки, 91 страница. Здесь же фрагмент черновой машинописной сборки со стр. 22 по 82.
  • «Московская студия электронной музыки. Л.Б. Переверзев. Театр электроники как смысловой центр выставочного павильона электронной промышленности (исходные принципы». Москва, 1973». Машинопись, 50 стр.
  • Л.Б. Переверзев. «Проблема развития музыкальности (модальный подход)». Заявка на большую статью, машинопись с рукописными пометками, 1 стр., в конце подпись Л.Б.П. и дата «15/IX 74»
  • Пластиковый фолдер с материалами по энвиронментализму/экологизму, преимущественно англоязычными, в т.ч. материалами компании Living Music, Inc. Пола Уинтера. Здесь же: ксерокопия машинописи «Дикторский текст к видеофильму «Славное море», 10-минутный вариант», подпись Л.Б.П. и дата «окт. 88», в тексте упоминается Пол Уинтер.

На дне ящика зелёная канцелярская папка с пометкой «ВОЛКОВ», внутри ксерокопия машинописной рукописи книги И.П. Волкова «Проектирование процессов обучения», 1985. Внутри папки пометки Л.Б. Переверзева.

Ящик 12. Книги и DVD из коллекции Л.Б. Переверзева

Книги:

  • Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. Союз композиторов РСФСР. Объединённая фольклорная комиссия. Для служебного пользования, экз. №000030. Москва, 1974. С дарственной надписью Л.Б. Переверзеву (установить дарителя пока не удалось). На 186 стр. статья Ю. Бойко (Ленинград) «Народная инструментальная музыка и джаз»
  • В.Ю. Озеров. Некоторые вопросы методики и практики джазового обучения за рубежом (по материалам журнала Musik und Bildung). Серия «Экспресс-информация ВГИБЛ», выпуск №1-1984
  • Е.Л. Гуревич. Профессиональное образование и массовая музыкальная культура ГДР. Серия «Экспресс-информация ВГИБЛ», выпуск №2-1987
  • Е.В. Орлова. Актуальные проблемы теории и практики популярной музыки (по материалам ежегодника Popular Music, 1981-1983). Серия «Экспресс-информация ВГИБЛ», выпуск №3-1985
  • Л.И. Левин. Музыка в системе культуры как актуальная проблема музыкознания. Серия «Обзорная информация ВГИБЛ», выпуск №3, 1984.
  • Е.М. Гороховик. Музыкальные культуры стран Африки: современная ситуация, проблемы изучения. Серия «Обзорная информация ВГИБЛ», выпуск №1, 1987.
  • Merriam, Alan. Ethnomusicology of the Flathead Indians. Aldine, Chicago, 1967 (без суперобложки)
  • Keepnews, Orrin & Grauer, Jr., Bill. A Pictorial History of Jazz. Crown Publishers, New York, 1955 (без суперобложки)
  • Heaton, Peter. Jazz. Burke, London, 1964. В суперобложке (супер повреждён). На форзаце дарственная надпись неизвестных людей некоей Valya, 1964. На нахзаце пометки московского букинистического магазина.
  • Esquire’s World of Jazz (Commentary by James Poling). Esquire, New York, 1962. С отдельными вклейными иллюстрациями. В суперобложке (супер повреждён). На нахзаце пометки московского букинистического магазина. За исключением супера, сохранность превосходная.
  • Buckner, Alexander Dr. Musikinstrumente der Volker. С иллюстрациями. В суперобложке, сохранность превосходная. Artia, Prague, 1968.

DVD:

  • Remember Shakti “The Way Of Beauty”
  • Jack DeJohnette, Chick Corea, Pat Metheny, Anthony Braxton, Lee Konitz, Moroslav Vitous “Woodstock Jazz Festival”
  • Keith Jarrett “Last Solo”
  • Duke Ellington “Rare Video Footage”
  • John Coltrane “A True Innovator”
  • Nina Simone “Live at Ronnie Scott’s”
  • John Coltrane “The World According to John Coltrane”
  • Paco de Lucia “A Portrait”
  • Michel Petrucciani Trio “Live at the Village Vanguard”
  • Miles Davis “The Miles Davis Story”
  • Billie Holiday “Strange Fruit”
  • Marin Scorcese presents The Blues: Godfathers and Sons (by Marc Levin)
  • Marin Scorcese presents The Blues: Feel Like Going Home (Marin Scorcese production)
  • Marin Scorcese presents The Blues: Warming By The Devils Fire (by Charles Burnett)
  • Marin Scorcese presents The Blues: The Soul of a Man (by Wim Wenders)
  • Marin Scorcese presents The Blues: Red, White & Blues (by Mike Figgis)
  • Marin Scorcese presents The Blues: Piano Blues (by Clint Eastwood)
  • Marin Scorcese presents The Blues: The Road to Memphis (by Richard Pearce and Robert Kenner)

VHS:

  • “Sound?? Starring Rahsaan Roland Kirk and John Cage”

Описывал Кирилл Мошков, июль 2019