ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 42 (233) - 19 ноября 2003 г.
Оглавление выпуска:
Как это было
в Москве
13 ноября в Театральном зале Московского международного Дома музыки прошел концерт фестиваля "Джазовая провинция" - вполне рядовой для самого фестиваля, поскольку это был всего лишь один из 19 концертов фестиваля, аккурат между Брянском и Санкт-Петербургом, но весьма интересный и показательный для Москвы, так как в массе своей возможность услышать в Москве принимавших в нем участие музыкантов выдается не так уж часто (хотя многие из них этого более чем достойны). Музыкальные впечатления от практически этого же набора музыкантов были уже достаточно удачно изложены нашим обозревателем Михаилом Митропольским в заметках с трех концертов фестиваля в Курске ("Полный джаз" #41); сегодня же - визуальные впечатления редактора "Полного джаза" с концерта в Москве...>>>>

Эрик Мариенталь: мечта саксофониста

Эрик МариентальКак радостно, когда мечты сбываются. Как здорово, когда сбываются хорошие мечты. Но можно ли человеческим языком выразить ощущения, которые испытываешь, когда хорошие мечты сбываются неожиданно и к тому же превосходят ожидания? Я попробую.
Не покривлю душой, если скажу, что приезд в Москву Эрика Мариенталя был долгожданным событием. Можно долго рассыпаться в похвалах, перечислять его заслуги и регалии. Но лучше хотя бы один раз услышать его игру. И москвичам такой случай, наконец, представился - пять вечеров подряд прославленный саксофонист играл в "Ле Клубе".
За что г-н Мариенталь, пожалуй, в первую очередь снискал уважение и любовь в отечественной музыкальной среде, так это за безупречную технику. Пожалуй, мало кто из ныне здравствующих саксофонистов может похвастаться таким обширным арсеналом исполнительских приемов, как он.
Свободное владение расширенным диапазоном саксофона зачастую ставит слушателя в тупик, поскольку на слух бывает почти невозможно понять, какой инструмент звучит - сопрано или альт. Причем, саксофонисты со мной согласятся, использование расширенного диапазона инструмента при игре в большом темпе мелкими длительностями весьма затруднительно с аппликатурной точки зрения. Для Эрика Мариенталя этой проблемы не существует.
Отдельно следует отметить высочайшую культуру звука г-на Мариенталя. О звуковысотном строе в исполнительской практике концертирующего музыканта обычно говорить не принято, поскольку этот аспект считается сам собой разумеющимся. Однако ноты у Мариенталя звучат настолько безупречно, что трудно оставить сей факт без внимания.
Роскошная динамика. Головокружительные кульбиты в пределах пары тактов от субтона на пианиссимо и до громогласного расщепленного тона в верхнем регистре в небезызвестной "My One And Only Love", а так же сыгранной в ритмике сальсы и - затем - свинга "Night In Tunisia", естественно, сорвали свои аплодисменты.
Эрик МариентальСтилистика композиций варьировалась от мейнстрима до contemporary. И, надо сказать, в качественном смысле прозвучали они равнозначно. Хотя, конечно, contemporary оказалась довлеющей, что особенно хорошо было заметно в соло. Она сквозила даже в традиционных, в общем-то, вещах, таких как "Unit 7" или "Mercy, Mercy, Mercy" с хорошо известного трибьюта Мариенталя "Кэннонболлу" Эддерли "Walk Tall" или сыгранном на бис "Watermelon Man". Это и ладовость, и репетиции на одной ноте с агрессивной атакой, и расщепленный тон, и "попсовый" звук, и многое другое.
Ну и, конечно же, нельзя не остановиться на поведении Мариенталя на сцене, его манере общения с публикой. Шоу Мэн во всем, он был, как всегда, подвижен, зажигателен, сыпал шутками. Запомнился момент, когда изрядно разогретая публика с энтузиазмом хлопала и подпевала в такт его а-капельному соло на сетку одного из вышеперечисленных стандартов, а он "раскачивал" ее, заставляя ритмически реагировать на изменение стилистики от среднего свинга через балладу и латино к фанку. 
Эрик Мариенталь и ансамбльЕго подвижность, нужно сказать, особенно резко контрастировала со статичностью и интравертностью аккомпанирующего состава (за исключением барабанщика), который, кстати, было бы несправедливо обойти вниманием. Эрик Мариенталь выступал с российскими музыкантами и, по его искренним заверениям, остался очень доволен этим сотрудничеством. Действительно, ребята не подкачали. Иван Фармаковский (рояль, клавишные) "на-гора" выдавал композиционно очень грамотно продуманные соло с хорошей динамикой и развитием. Константин Серов (гитара) показал себя как весьма стильный аккомпаниатор, а также порадовал публику соло в духе Пэта Мэтини. Нью-йоркский житель Олег Бутман (барабаны) позаботился о драйвовой составляющей развернувшегося действа. Но особо я бы отметила Антона Ревнюка (бас-гитара), явившего тонкий мелодизм в качестве солиста и безупречную технику в качестве аккомпаниатора. Есть-таки пророки и в своем отечестве. 
Побольше бы таких праздников на нашей улице.

От редакции: "Полный джаз" с удовольствием поздравляет автора этого репортажа с днем рождения!

Анна ФилипьеваАнна Филипьева
фото автора

Америка
и ее джаз
В #27-28 мы ознакомились с общим обзором роли, которую крупнейший город штата Пенсильвания - старинная Филадельфия, "Город Братской любви" - сыграл в джазовой истории США. Начиная с #31 наш новый автор, Валерий Котельников, московский джазовый музыкант, а ныне - житель США, продолжил рассказ о Филадельфии джазовой - на этот раз на материале собственного опыта, описывая, как выглядят лица, которыми Филадельфия поворачивается к обычному любителю джаза - клубы, в которые люди ходят послушать музыку и поиграть ее, в том числе и самый известный джаз-клуб Филадельфии. Сегодня - продолжение этого рассказа, посвященное путешествию с московским другом по новым для нас филадельфийским клубам...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Сегодняшняя "внемосковская" рубрика целиком посвящена фестивалям - причем, заметим, "Джазовой провинции", идущей как раз сейчас, в ней (в отличие от этой же рубрики в предыдущем выпуске и, как мы планируем, в следующем) нет. Хватает фестивалей в России и без этого замечательного передвижного праздника. Для начала - иллюстрированный рассказ нашего самарского корреспондента Юрия Льноградского о том, как прошел фестиваль "Заволжье-2003", проводимый сразу в двух соседних волжских городах - Энгельсе и Саратове...>>>>

Рубрику продолжает рассказ студентки Нижегородской консерватории Юлии Александровой, которая посетила фестиваль "Евразия-2003" в Оренбурге...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Свершилось! 9-11 декабря в ЦДХ пройдет трехдневный фестиваль, посвященный шестилетию портала "Джаз.Ру". Все подробности - на специальной странице, посвященной фестивалю.
Но это - не единственное джазовое событие московского декабря!

Рождественский джазовый фестиваль

Джуди БэйдиИдея Рождественского джазового фестиваля принадлежит братьям Ивановым. Они придумали программу, пригласили исполнителей и сами оказались в центре событий. Победители престижного конкурса в Брюсселе, участники самых крупных мировых фестивалей, пианист Михаил и контрабасист Андрей Ивановы не раз выступали вместе со звездами отечественного и мирового джаза. 18 декабря они собирают этих звезд на сцене московского концертного зала им. Чайковского. 
Основная солистка в этом концерте - Джуди Бэйди (Judy Bady), великолепная американская вокалистка, проявившая свой талант в джазе, госпел, ритм-н-блюзе. В 1986 году, выступая в одном концерте с великим Бобби Макферрином, она спела в дуэте с ним спиричуэл "Amazing Grace". Легендарный вокалист был поражен великолепной техникой скэта Джуди Бэйди и пригласил ее работать в свою команду. Так появилась их совместная запись со знаменитого Ньюпортского фестиваля (1992), которая была представлена на соискание премии американской Академии искусства и науки звукозаписи - Grammy. 
Затем была работа в звездном джазовом коллективе Джона Хендрикса, выступления в нью-йоркском Карнеги-Холле, многочисленные гастроли по всему миру. Самый авторитетный джазовый журнал Down Beat неоднократно отмечал высочайший уровень вокального мастерства Джуди.
Кроме братьев Ивановых, с Джуди будут играть саксофонист Антон Румянцев, ударники Дмитрий Севастьянов и Юрий Генбачев, а также ансамбль солистов оркестра "Мелодия" под управлением опытнейшего джазмена "высшей лиги" Георгия Гараняна. На фестивале со своими новыми программами выступят вокалист и клавишник Сергей Манукян и вокальный секстет A'Cappella ExpreSSS.
Начало концерта в 19-00
Билеты продаются в кассах зала им. Чайковского.
Справки по телефону 299-3957

Санитар леса
В своей авторской рубрике председатель московского отделения Ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов, как правило, подробно разбирает глупости, которые - увы - иногда пишут о джазе в неджазовой прессе. Но особенно обидно, когда, еще раз увы, Дмитрию Петровичу приходится обрушивать свое внимание на то, что вроде бы посвящено именно джазу...>>>>
Радио
"Вот вам джаз" в пятисотый раз

Игорь Вощинин25 ноября на "Радио Самара-Максимум" выйдет в эфир 500-й выпуск программы "Вот вам джаз", которую уже почти десять лет ведет Игорь Сергеевич Вощинин. Когда-то этот джазовый пианист стал первым президентом Куйбышевского джаз-клуба, третьего по счету джаз-клуба СССР; сейчас, отойдя от исполнительской деятельности, он остается бессменным ведущим подавляющего большинства местных джазовых концертов, активно публикуется в местной прессе. Игорь Вощинин - член Союза журналистов России и Российской гильдии джазовых критиков.
Программа "Вот вам джаз" впервые вышла в эфир 17 мая 1994 года и с тех пор почти без перерывов идет по вторникам, в 20:15 по московскому времени. За пятьсот выпусков (что неизбежно) в программе освещались самые разные джазовые и околоджазовые стили, отдельные передачи были посвящены выдающимся музыкантам, датам, событиям. По словам самого Игоря Вощинина, его основной интерес в джазе - мэйнстрим, однако на 104.3 FM можно было услышать и самый отчаянный авангард, и диксиленд. При возможности в студию приглашаются местные или приезжие музыканты (в последней из таких бесед принял участие Анатолий Бабий).
"Вот вам джаз" можно услышать в живой интернет-трансляции.
Самарские слушатели от всей души желают Игорю Вощинину довести нумерацию передач до как минимум четырехзначного числа. 

Юрий Льноградский,
собкор "Полного джаза" в Самаре

Блюзовые новости 
от 
"Очаково-блюз"
В ноябре блюзовая общественность Москвы и любители губной гармоники во всех жанрах праздновали 6-й, ставший уже вполне традиционным, фестиваль губной гармоники. Он организован компанией "Другая музыка" и является частью программы "Очаково-блюз", в которой популярная пивоварня Очаково помогает делу пропаганды блюзовой и любой другой искренней музыки. Фестиваль уже несколько лет проходит в концертном зале Центрального дома художника. И вот уже в очередной раз - аншлаг!
Фестиваль открывал акустический дуэт Братецкий-Кораблин. Александр Братецкий прекрасно знаком публике. Он начинал в ныне не существующем московском ансамбле Blues Rhythm Section. Потом как "приглашенная звезда" регулярно участвовал в выступлениях многих коллективов, в том числе в проектах Алексея Аграновского "Черный хлеб" и "Blues Spinners", в гастролях питерской группы "Big Blues Revival". Дуэт с Владимиром Кораблиным существует уже около года, и недавно закончил работу над собственным альбомом, в котором блюзовая классика и архаика сыграны очень свежо. Это одновременно и традиционный, и нетрадиционный блюз! Дуэт гармоники и гитары - самая давняя и устойчивая форма блюзового ансамбля. В репертуаре - песни 20-50-х годов. Но сыграны они с использованием именно современных приемов игры. Лучшие фрагменты программы этого альбома, который уже полностью готов к выпуску, и были продемонстрированы на фестивале и очень тепло встречены публикой. 
Братецкий-Кораблин задали фестивалю очень хороший блюзовый тон. Следом за ними на сцену вышел екатеринбургский ансамбль Blues Doctors. Они уже не раз гастролировали в Москве и Санкт-Петербурге и всегда показывали очень хороший уровень. Однако нынешнее выступление оказалось особенно удачным. Музыканты очевидно прибавили и в исполнительском мастерстве, и в умении создать драйвовую подачу. Они играют по-техасски горячо. Лидер-вокалист и гитарист Владимир Демьянов уже стал отличным уверенным фронтменом. К тому же, очень нечасто в отечественных блюз-бэндах гитарист может предъявить действительно сильный профессиональный вокал, что ему вполне удается. "Блюзовые доктора" играли с таким хорошим огоньком и настолько мастерски, что забавный вопрос о том, почему в гармошечном фестивале принимает участие группа, в которой этого инструмента просто нет, так никем и не был поднят. На час "Blues Doctors" оказались хауз-бендом фестиваля. С ними выходили и Александр Братецкий (чтобы на этот раз показать себя в электрическом ансамбле), и сам застрельщик фестиваля Владимир Кожекин. "Blues Doctors", вернувшись с фестиваля домой, продолжили работу над записью своего первого альбома: пора! 
Владимир Кожекин играл и в импровизированном трио с Иваном Жуком, аккомпанируя известному российскому барду Андрею Козловскому, который при поддержки "Другой музыки" выпустил альбом с программным названием "Мой блюз". Это действительно самостоятельная трактовка блюзовых канонов, которая не обязательно понравится любителям чистоты жанра. Тем не менее, блюз с текстом, понятным без перевода, действительно уже существует и имеет своих почитателей. Ироничные песни Козловского близки блюзу именно своеобразным отношениям к событиям жизни, самоиронией и образностью.
Следующим на сцену вышел Михаил Петрович Соколов. Патриарха московского исполнительства на губной гармонике, недавно отмечавшего на этой же сцене свой полувековой юбилей, встретили шквалом аплодисментов. Петрович сыграл традиционное для блюзовой гармоники подражание поезду. И вызвал на сцену свою группу Bluesmakers, существующую чуть больше года. Сейчас этот большой ансамбль, включающий трио духовых, готовит новую программу, значительно отходя от чистого блюза в сторону джаз-рока. Два сочинения Соколова из этой программы и были исполнены. Мощный насыщенный звук, оригинальные рифы, исполняемые в унисон группой медных и гармоникой - идеи не новые, но и сейчас актуальные. Тем более замечательно, что ветеран не отдыхает на лаврах, а продолжает находиться в поиске.
Складывается впечатление, что организаторы строили программу на контрастах громкости. После нашего ответа Chicago и Blood, Sweat & Tears на сцену вновь вышел акустический дуэт. Мастер игры на хроматической губной гармонике Максим Некрасов играл самбу и босса-нову в дуэте с гитаристом Владиславом Лебедевым. Чувствовались очень хорошая сыгранность и полное взаимопонимание - дуэт уже успел совершить гастроли и по России, доехав до джаз-фестиваля в Новокузнецке, и за рубежом.
Исполнялось вроде бы с прохладным расслабленным звуком, но на самом деле эта была очень теплая и какая-то "уютная" музыка, напетая вполголоса, с хорошей долей импровизации. По удивительному совпадению, в этом момент в Москве оказался французский музыкант, также играющий на этой относительно редкой и сложной модели губной гармоники. Его на фестиваль пригласил интернет-проект любителей губной гармоники harmonica.blues.ru . Его появление на фестивале настолько был неожиданным для Владимира Кожекина, директора фестиваля, что он просто не смог произнести его фамилию со сцены, в чем он и признался публике. Но сюрприз был очень приятным! Антуан оказался музыкантом очень высокого уровня, и в дуэте с Некрасовым сыграл виртуозную и очень обаятельную смесь Гершвина с Полем Мориа, продемонстрировав не только искусство, но и хорошее чувство юмора.
Последний сет в фестивале - "Кроссроудз" Сергея Воронова. Отыграли высокопрофессионально - кто же в этом будет сомневаться. К тому же, в начале существования "Кроссроудз" Воронов довольно часто играл на губной гармонике. Однако на этот раз выступление группы явно не соответствовало фестивальным задачам. Гармоника Михаила Владимирова с трудом пробивалась в очень плотном звучании группы. 
Фестиваль Губной гармоники с каждым годам проходит все уверенней. Он начинался с довольно сумбурных джемов в небольших залах. Сегодня это замечательный музыкальный праздник, у которого есть своя преданная публика. 

P.S. Очень забавную историю о французских гостях фестиваля можно прочесть на форуме сайта Harmonica.Blues.Ru.
Новые альбомы
В продаже 
с 18 ноября (США)
  • Georgie Auld: 1940-1945, Classics 1322 
  • Lenny Breau: Hallmark Sessions, Art of Life 1007 
  • Mark Buselli & Claude Sifferlen: Take the Mitsu, Oa2 22011 
  • Sonny Clark: Dial S for Sonny [Toshiba], Toshiba 9063 
  • Roberto Columbo: Stringology, String Jazz 1042 
  • George Cotsirilos: Silenciosa, Oa2 22012 
  • Bob Crosby & The Bobcats: 1939 Camel Caravan Shows, Harlequin 184 
  • Phil Dwyer/Guido Basso: Lost in the Stars, Cbc Enterprises 3007 
  • Duke Ellington & His Orchestra: 1952, Vol. 2, Classics 1320 
  • The Flying Luttenbachers: Systems Emerge, Troubleman Unlimited 122 
  • Stan Getz: Melody Express 1948-52, Jasmine 2599 
  • Clay Giberson: Aiming True, Vol. 1, Origin 82415 
  • Banu Gibson: Banu Gibson Sings Johnny Mercer, Swing Out 111 
  • Elmer Gibson Trio: Elmer Gibson Trio Live, Lifeforce Jazz 1024 
  • Dizzy Gillespie: 1952, Classics 1321 
  • Benny Goodman & His Orchestra: 1942, Classics 1324 
  • Hugh Hopper: Improvisations/Mind in the Trees, Voiceprint 1014 
  • Harry James & His Orchestra: Don't Be That Way, Magic 118 
  • Scott Joplin: Entertainer [Blu Mountain], Blu Mountain 90727 
  • Phil Kelly: Convergence Zone, Origin 82417 
  • Stan Kenton: Paris (1953) - переиздание, Sounds of Yesteryear 630 
  • Stan Kenton: Horns of Plenty, Vol. 3, Tantara 1119 
  • Stan Kenton: Horns of Plenty, Vol. 1, Tantara 1117 
  • Stan Kenton: Horns of Plenty, Vol. 2, Tantara 1118 
  • [Yusef Lateef/Adam Rudolph/Go: Organic Orchestra: In the Garden, Meta 8 
  • Eric Lewis & Andy Ratliff: Edgar's Blues - переиздание, Madjack 9 
  • Marsalis Family: Jazz Celebration [CD & DVD], Rounder 613307 
  • Rob McConnell Tentet: Music of the Twenties, Justin Time 196 
  • Dawan Muhammad: Smoke Signal, Lifeforce Jazz 1023 
  • Gerry Mulligan: Nights at the Turntable, Jasmine 2597 
  • Los Dandy y los Tres Reyes: Enlace, RCA International 56893 
  • Art Pepper: Meets the Rhythm Section - переиздание, JVC 61039 
  • Oscar Peterson: 1950-1952, Classics 1323 
  • Rodolphe Raffalli: Gypsy Swing Guitar, La Lichere 315 
  • Django Reinhardt: Swing Guitars [Naxos], Naxos 8120686 
  • Sonny Rollins: Way Out West [JVC] - переиздание, JVC 61040 
  • Zoot Sims: East of the Apple, Jasmine 2598 
  • Paul Specht: Retro Specht, Vintage Music Prod. 121 
  • Trio Eletrico: Echo Parcours, Stereo Deluxe 101 
  • Various Artists: Blue Series Continuum: Sorcerer Sessions, Thirsty Ear 57141 
  • Various Artists: Just Jazz: Late Night Jazz, Direct Source 2885 
  • Various Artists: Just Jazz: Legends of Jazz, Direct Source 2887 
  • Various Artists: Just Jazz: Jazz from the Heart, Direct Source 2884 
  • Various Artists: Just Jazz: That Crazy Rhythm, Direct Source 2886 
  • Various Artists: Big Band Swing: Jumpin' Jive, Blu Mountain 90720 
  • Various Artists: Just Jazz: The Sound of Jazz, Direct Source 2883 
  • Various Artists: Just Jazz: Blowin' Up a Storm, Direct Source 2882 
  • Various Artists: Jazz Superstars, Blu Mountain 90724 
  • Fats Waller: 1939 Transcriptions, Vol. 2, Naxos 8120692 
  • Mark Weinstein: Tudo de Bom, String Jazz 1079 
  • Baby Face Willette: Face to Face - переиздание, Toshiba 9055 
  • Frank Winegar: Edison Hot Dance Obscurities, Vol. 1, Jazz Oracle 8040

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Юлия Александрова,
Юрий Льноградский,
Анна Филипьева,
Валерий Котельников,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Валерий Котельников,
Анна Филипьева,
Юрий Льноградский,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service