ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 38 (96) - 15 ноября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковВсе чаще и чаще приходят сообщения - письма, послания в наш форум и т.п. - от начинающих джазовых слушателей. Причем это очень разные люди. От 18-летнего мальчика из Казахстана, который услышал альбом Колтрейна "Blue Train" (первую джазовую запись в своей жизни!) и теперь срочно хочет найти "всех других саксофонистов" - до почтенного программиста, который спрашивает совета, где найти "что-то о корнях этой музыки, о том, что вообще слушать, на что обращать внимание". 
Это означает, что аудитория растет - и это прекрасно. Рост аудитории наконец-то перестал быть экстенсивным: есть твердое ощущение, что мы "подобрали" всю русскоязычную джазовую аудиторию, какая в Сети была. Ну - значительное большинство. Теперь рост может идти за счет следующих факторов:
- количественного: каждый месяц в Сеть приходят новые тысячи русскоязычных пользователей, и, согласно неумолимой статистике, 2-3% из них - готовые джазовые люди, т.е. уже наслушанные, начитанные, обладающие коллекциями записей.
- социального: никуда не деться от того, что у яппи (молодых высокооплачиваемых специалистов) и у стремящихся влиться в их ряды "продвинутого" студенчества джаз входит не то что в большой - в малый джентльменский набор "культур-мультур", наряду со странным ассортиментом фильмов от Джармуша до братьев Коэнов и не менее странным спектром книг от Павича до, прости Господи, Пелевина.
- и, наконец - эволюционного, когда человек берет и вдруг дозревает до этой музыки. Это не так уж редко случается, как можно предположить: для ближайшего примера редактору "Полного джаза", к примеру, достаточно глянуть в зеркало.
Во всех трех случаях, и в самом деле, необходимо то, что мы не то чтобы упустили - то, что мы отложили "на потом": создание неких, извините за выражение, FAQ, они же ЧаВо (то есть frequently asked questions). Проще говоря, своего рода путеводитель именно что для начинающих. Нам, авторам "Полного джаза", стоит ненадолго соскочить со своих "олимпийских вершин" (а то редактору иногда аж самому не по себе делается от тех горних высей, куда мы то и дело забираемся) и потратить несколько времени на написание кратких и содержательных советов для начинающих: что слушать, что искать, что хорошо (в широком смысле слова), а что - не очень. Причем я бы взялся расположить эти советы даже не в журнале, а прямо на входе сервере "Джаз в России" - чтобы вновь прибывшему долго не тыркаться, а сразу приступить к самообразованию.
Прошу авторский коллектив рассматривать это не как прямое указание (потому что указаний у нас быть не может, не в парткоме), но как некоторую просьбу.
А теперь - к делу.
Как это было
в Москве
"Meditation Dance"На лейбле LandyStar - Jazzland/Русская серия вышел ряд новых альбомов, которые доказывают, что лейбл (все еще позиционируемый как "новый" - ведь он существует только с августа текущего года!) не собирается замыкаться в рамках джазового мэйнстрима.
Под именем живущего в Москве пианиста Бориса Прусакова вышла его совместная запись с саксофонистом и флейтистом Анатолием Герасимовым, сделанная два года назад - "Meditation Dance". Это очень авторская и очень камерная работа, далекая от мэйнстрима, но в то же время вряд ли с легкостью относимая к "новой импровизационной музыке". Во всяком случае, это просто очень умная и добрая музыка, к тому же еще и отлично записанная известным звукорежиссером Денисом Жалниным в знаменитой "кирхе" - московской студии "Мелодия".
"Closed Mountains" Альбом "Closed Mountains" - плод совместных усилий международного, а точнее - украинско-французского новоджазового коллектива. Титульное лицо здесь - известный представитель украинского музыкального авангарда, саксофонист Юрий Яремчук из Львова; вместе с ним играет украинский скрипач Роман Рось и два гражданина Франции - кларнетист Кристоф Роше и саксофонист Жан Киливик. Оба французских участника - из очень своеобразной по культуре и традициям части Франции, Бретани (правда, Роше живет в Бретани только восемь лет, зато Киливик - чистокровный бретонец). Альбом и записан в Бретани (декабрь 1999 г.). Это, пожалуй, одна из двух самых радикальных в музыкальном отношении работ в каталоге "Русской серии" - очень свежая и неожиданная запись, в которой переплетаются свободное музицирование и элементы украинского и бретонского музыкального фольклора. Неожиданно оказывается, что славяне (украинцы) и кельты (бретонцы) и впрямь довольно близкие родственники, если судить по музыке.
"Geru" Особенно хочется выделить альбом "Geru", записанный Германско-Российским проектом (GeRu) в Москве восемь лет назад. Это и есть та самая вторая (или первая?) "самая радикальная" работа в каталоге "Jazzland". Работа концептуальная на 100% (от использованных в оформлении детских рисунков до названий композиций, где настойчиво обыгрываются слоги "ge" и "ru" - особенно впечатляет название 11 трека, "Rust Free"). В музыкальном отношении - чистой воды прецизионный европейский фри-джаз. И неудивительно: германские участники проекта - ветераны этого самого европейского фри-джаза, басист Петер Ковальд и барабанщик Дитрих Рауштенбергер, музыканты весьма известные и уважаемые.
Андрей СоловьевВпрочем, ничуть не слабее и российская сторона: это трубач Андрей Соловьев ("Крыша", "Асфальт", "Вежливый Отказ") и гитарист-экспериментатор Александр Костиков. Эти музыканты вместе и по отдельности участвовали во множестве интересных проектов в области нового джаза и новой импровизационной музыки, в том числе и международных: "GeRu" - это, судя по всему, только первое обращение к их богатым звуковым архивам, последуют и другие.

Не успели мы в предыдущем выпуске "Полного джаза" опубликовать недоуменную реплику Александра Эйдельмана по поводу особенностей организации московских концертов Рэя Чарлза, как на ту же тему выступила рубрика "Ценности" интернет-издания "Вести.ру". Чтобы не загромождать свою собственную полосу, рекомендуем вам просто сходить по ссылке и подивиться тому, насколько общими оказались впечатления корреспондента "Вестей.ру" Всеволода Бродского и нашего автора.

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем музыканта, относящегося не к мэйнстриму, не к тому, что принято называть straight-ahead jazz (кстати, как все-таки грамотно перевести это на русский? "Напролом-джаз"? Хм...). Нет, наш сегодняшний собеседник принадлежит к пограничным жанрам, связанным одновременно с импровизационной и с этнической музыкой. Многие считают, что именно за этими синтетическими жанрами - будущее. А что по этому поводу думает американский клавишник Армен Чахмакян?..>>>>
Москва - это вам
еще не все
Григорий Файн 9 ноября Обнинский джаз-клуб открыл свой 22-й творческий сезон вечером, посвященным 75-летию Оскара Питерсона. Главной фигурой вечера был, разумеется, самарский пианист Григорий Файн. На этот раз (а Григорий до этого был в Обнинске уже трижды) он выступил с программой, посвященной своему кумиру, в составе с московскими музыкантами - многоопытным, способным поддержать любого солиста гитаристом Алексеем Кузнецовым, с молодым (но уже приезжавшим в Обнинск в составе Файна) барабанщиком Дмитрием Власенко и совсем юным, но выглядевшим вполне достойно контрабасистом Сергеем Васильевым. Двухчасовой концерт ансамбля доставил обнинским любителям джаза огромное удовольствие, чем и хочется поделиться.

Давид Гонюх

Следующий материал пришел к нам из Нижнего Новгорода, где 3 ноября выступала литовская блюзовая (по преимуществу, хотя москвичи, к примеру, знают ее в основном по новоджазовым проектам Владимира Чекасина) певица Арина...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Билли КобэмаКонцерты выдающегося джаз-рокового барабанщика Билли Кобэма и его группы пройдут в московском "Ле Клубе" с 5 по 9 декабря. Помимо самого Кобэма, в составе группы - американский саксофонист Деррик Джеймс, французский клавишник Жан-Ив Джунг, лучший бас-гитарист Германии Штефан Радемахер и датский гитарист Пер Гаде.
С начала 70-х Билли Кобэма считают наиболее интересным барабанщиком в таких синтетических направлениях, как джаз-рок и фьюжн. И основа этой репутации - даже не исключительная техника игры Кобэма, а его огромная музыкальная пластичность и подвижность, позволяющая ему находить новые краски и вносить свежие идеи в самый разный музыкальный материал. 
Билли Кобэма Музыкант родился в Панаме 16 мая 1946 г. В трехлетнем возрасте семья перевезла его в Нью-Йорк, где он и вырос. Отслужив в армии ударником военного оркестра, Кобэм в 1968 г. около года провел в ансамбле пианиста Хорэса Силвера, после чего стал работать в качестве сессионного студийного музыканта. Кроме этого, он играл в ранней джаз-рок-группе Dreams с братьями Бреккерами(1969-70), участвовал в записи восьми альбомов Майлса Дэвиса (в том числе "Bitches Brew", "Live-Evil" и "Jack Johnson") и на протяжении двух с половиной лет (1971-73) был членом Mahavishnu Orchestra гитариста Джона Маклафлина. Начиная с 1973 г., он возглавлял свой собственный проект под названием Spectrum; правда, с конца 70-х он в основном работает как "вольный стрелок", эпизодически собирая электрические фьюжн-группы под своим именем. Одно из главных его занятий - преподавание: Кобэм пишет учебники, выступает с мастер-классами и т.п. Кроме того, он - "артист-эндорсер" таких музыкальных компаний, как Yamaha и Shure (то есть он эксклюзивно пользуется их продукцией - соответственно, малыми барабанами и микрофонами - в рамках соответствующих рекламных контрактов). 
Техническая поддержка концертов Билли Кобэма в Москве - "Yamaha" и "Slami Music Company". Информационные спонсоры: "Радио МВ" (107.8 FM), программа "Джазофрения" (канал "Культура"), газета "Культура", журнал "Карман", информационное агентство "Турне" и www.prestige.ru.

Заказ билетов по телефону 915-1042/53, а также 305-1693 или 8.902-653-7223 (координатор проекта Фаина Антонова).

Следующий материал прислал нам совершенно неожиданный автор - а именно валторнист Аркадий Шилклопер! Благоговея от оказанной нам чести, приводим его текст практически "как есть".
Привет, друзья! Несколько новостей: 
Миша Альперин 1) Пианист Миша Альперин приедет в Москву в конце ноября. 3 декабря в "Доме" Moscow Art Trio сыграет новую программу, которая существенно отличается от той, что звучала в Москве в апреле. Эту программу мы с Мишей и Сергеем Старостиным уже исполнили на нескольких фестивалях, в том числе и на Leverkusen Jazz Tage, и имели хорошую прессу.
2) 2 и 3 ноября Moscow Art Trio записало новый альбом в Осло (Норвегия), конечно же - на студии "Rainbow", потому что так быстро и качественно может работать только Ян-Эрик Конгсхауг (об этом выдающемся звукорежиссере см. "Полный джаз" #28-2000). Есть подозрение, что это лучший альбом, записанный когда-либо Moscow Art Trio. Баланс между Севером и Югом гораздо ровнее и органичнее, чем было раньше; больше места для импровизаций; больше музыкальных красок. Народу понравится, опасаюсь реакции критиков - альбом почти попсовый, коммерческий успех предвижу.

Аркадий ШилклоперС джазовым приветом - Аркадий Шилклопер

Санитар леса
Вообще говоря, ведение этой рубрики (цель которой - указывать пальцем на ляпы коллег-журналистов как в джазовой, так и в неджазовой прессе с целью дальнейшего подъема, улучшения и процветания) всецело принадлежит Дмитрию Ухову. Однако, поскольку Дмитрий Петрович аккурат на прошлой неделе уже дал очередной критический залп, мы решили считать возможным сегодня предоставить эту рубрику под материал из "истории предмета". И материал этот доказывает, что за полтора десятилетия не так уж много (увы) успело измениться...>>>>
А в это время за бугром...
13 ноября в нью-йоркском Линкольн-центре программа "Джаз в Линкольн-центре (J@LC)" провела вручение своей пятой ежегодной премии. Каждый год, начиная с 1996-го, это весьма важное подразделение Линкольн-центра проводит такую церемонию - гибрид бенефиса и гала-концерта. Как обычно, в ходе вечера играл джаз-оркестр J@LC во главе со своим бессменным руководителем, трубачом Уинтоном Марсалисом. Вечер, проходивший в Зале им. Эйвери Фишера, вел Эд Брэдли. Как обычно, награды были вручены музыканту, продюсеру и спонсору: в этом году ими оказались саксофонист-бэндлидер Иллинойс Джакет, уходящий на пенсию президент Линкольн-центра Натан Левенталь и чета филантропов - Джек и Сьюзан Рудин.

Дик Моррисси8 ноября в городе Дил (графство Кент, Великобритания) на 61-м году жизни умер один из наиболее известных и уважаемых британских джазменов - саксофонист Дик Моррисси. В последние годы жизни музыкант был прикован к инвалидной коляске (он страдал раком спинного мозга), однако сохранял ясность духа и регулярно выступал на местной сцене, куда послушать его приезжали даже из Лондона. Еще в августе текущего года он играл в местном театре концерт-воссоединение со своим давним музыкальным партнером, гитаристом Джимом Малленом из Глазго (в России этот последний известен по прошлогоднему альбому пианиста Григория Файна - ред.). 
Ричард Эдвин Моррисси известен на британской джазовой сцене с начала 60-х: его дебютный альбом 1961 г., "It's Morrissey, Man!", многие специалисты рассматривают как классику английского джаза. В 60-е он постоянно играл в главном лондонском джаз-клубе Ronnie Scott's, в том числе - в качестве лидера сопровождающей группы для заезжих американских звезд. Со многими американцами он записывался: так, хорошо известен его концертный альбом 1966 г. с блюзовым певцом Джимми Уизерспуном. В конце 60-х Моррисси принял вызов нового времени и стал экспериментировать с джаз-роком; его базировавшаяся в Швеции группа If (совместно с гитаристом Терри Смитом) просуществовала несколько лет и была достаточно известна в Европе. В середине 70-х Моррисси некоторое время жил в Нью-Йорке, где усиливал собой состав работавшей тогда в Штатах шотландской фанк-фьюжновой группы Average White Band; в этот период он поработал также с флейтистом Хэрби Мэнном. Вся вторая половина 70-х и начало 80-х прошли под знаком его сотрудничества с Джимом Малленом: их джаз-рок-группа Morrissey-Mullen пользовалась большим авторитетом в Британии, причем как в джазовом, так и в рок-лагере. Группа разошлась в 85-м, но саксофонист и гитарист продолжали регулярно играть вместе.
В 80-90-е Моррисси возглавлял несколько собственных составов, главным образом ориентированных на пост-боп. Однако болезнь со второй половины уходящего десятилетия принудила его снизить свою музыкальную активность.
Дик Моррисси известен как очень гибкий и чуткий музыкант, которого любили приглашать в свои проекты поп-звезды. Он играл на многих альбомах Питера Гэбриэла, у Пола Маккартни на "The Long And Winding Road", записывался с Эриком Клэптоном, патриархом британского ритм-н-блюза Алексисом Корнером, а также в саундтреке легендарного фантастического боевика "Bladerunner".

10-13 января 2001 г. в Нью-Йорке пройдет XXVIII всемирная конференция Международной ассоциации джазовых преподавателей (IAJE), на которой ожидается присутствие более чем 7000 музыкантов, преподавателей, студентов, продюсеров и других вовлеченных в дело преподавания джаза людей из 30 стран мира, включая Казахстан - оттуда приедет студенческий оркестр республиканского колледжа искусств. Из России, судя по сайту Ассоциации, не заявлен никто.

Рецензии
Сегодня мы рецензируем одну книгу (один раз мы уже говорили о ней, но вот подоспел и еще один свежий взгляд) и две CD-работы. Одну из них и рецензировать-то неловко, настолько она классическая; вторая же - современная, даже очень, но...>>>>
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 21 ноября)
  • Don Byron - A Fine Line: Arias and Lieder (Blue Note)
  • Bill Charlap Trio - Written In the Stars (Blue Note)
  • Billy Childs Trio - Speak Like a Child (32 Jazz)
  • T.K. Blue - Eyes of the Elders (Arkadia Jazz)
  • Kevin Mahogany - Portrait of (Warner Bros.)
  • V/A - Casino Lights '99 (two-disc jazz compilation; live at Montreux w/Boney James, Kirk Whalum, et al.) (Warner Bros.)
  • Paul Horn - Tibet: Journey to the Roof of the World (companion music to PBS special) (Transparent Music)
  • John Pizzarelli - Let There Be Love (Telarc Jazz)
Переиздания
(в продаже с 7 ноября)
  • Louis Armstrong - Hello Dolly! (remastered) (MCA) 
  • Louis Armstrong - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • Count Basie - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Sidney Bechet - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • Art Blakey - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Dave Brubeck - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • Kenny Burrell and Grover Washington, Jr. - Togethering (Blue Note)
  • Al Cohn and Zoot Sims - Easy as Pie: Live From the Left Bank (Label M)
  • Holly Cole - The Best of (Blue Note)
  • Ornette Coleman - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • John Coltrane - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Miles Davis - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • Paul Desmond - Let Me Tell Ya About Desmond (Label M)
  • Duke Ellington - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy) 
  • Duke Ellington - Very Best of (RCA Victor)
  • Ella Fitzgerald - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Dizzy Gillespie - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Benny Goodman - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy) 
  • Benny Goodman - The Very Best of (RCA Victor)
  • Grant Green - Alive (Blue Note)
  • Herbie Hancock - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • Coleman Hawkins - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Fletcher Henderson - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • Billie Holiday - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Booker Little - Booker Little and Friends (Avenue Jazz)
  • Los Van Van - 30 Years of Cuba's Greatest Dance Band (two CDs) (Ashe Records/DCC)
  • Les McCann - Invitation to Openness (Label M)
  • Charles Mingus - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • David "Fathead" Newman - Captain Buckles (Label M)
  • Odetta - Absolutely the Best (Fuel 2000)
  • Charlie Parker - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Pieces of a Dream - Joyride (Blue Note)
  • Joe Roland - Joe Roland (Avenue Jazz)
  • Sonny Rollins - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Art Tatum - Finest Hour (Verve)
  • Thelonious Monk - Ken Burns Jazz Compilation (Columbia/Legacy)
  • Sarah Vaughan - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • Fats Waller - The Very Best of (RCA Victor)
  • Ben Webster - Finest Hour (includes recordings with Ella Fitzgerald, Coleman Hawkins, Billie Holiday and Gerry Mulligan) (Verve)
  • Lester Young - Ken Burns Jazz Compilation (Verve)
  • V/A - The Best of Ken Burns Jazz (Columbia/Legacy/Verve)
  • V/A - Jazz Greatest Hits: The Great Ones (four CDs) (RCA Victor)
  • V/A - Ken Burns Jazz: The Story of America's Music (Columbia/Legacy/Verve)
  • V/A - Rhapsodies in Black: Music and Words from the Harlem Renaissance (four CDs) (Rhino)
Рецензии
Сегодня мы рецензируем одну книгу (один раз мы уже говорили о ней, но вот подоспел и еще один свежий взгляд) и две CD-работы. Одну из них и рецензировать-то неловко, настолько она классическая; вторая же - современная, даже очень, но...>>>>
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
    Четверг, 16 ноября - новый джаз на лейбле "Jazzland/Русская серия": проект GeRu, львовско-франузский квартет "Closed Mountains".
    Вторник, 21 ноября - Made In Europe: серия европейского джаза фирмы Naxos

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    18 ноября - духовная музыка американских негров в джазе. 

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 20 ноября - альт-саксофон (Георгий Гаранян, Ли Конитц, Иржи Стивен, Джон Зорн и др.)
  • 27 ноября - блюзы (Диззи Гиллеспи, Терье Рюпдаль, Джон Зорн, Декстер Гордон, Бад Пауэлл и т.д.)

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Армен Манукян, Сабиржан Курмаев,
Светлана Кукина,
Михаил Бутов,
Константин Волков,
Яна Тюлькова,
Аркадий Шилклопер,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Jazzhouse.org,
ICE magazine

Фото:
Павел Корбут,
 Валерий Тянтов,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков