Пианист Хэнк Джонс (1918-2010)

4
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

16 мая в Нью-Йорке умер на 92 году жизни легендарный джазовый пианист Хэнк Джонс, старший из трёх знаменитых братьев Джонс. Средним братом был трубач и бэндлидер Тэд Джонс — помните Thad Jones / Mel Lewis Big Band, ведущий джазовый оркестр 70-х? Младшим — барабанщик Элвин Джонс, игравший в квартете саксофониста Джона Колтрейна, одном из важнейших джазовых ансамблей 60-х. Сам Хэнк не имел настолько громкой славы, как его младшие (и ушедшие из жизни намного раньше) братья, но в его послужном списке была и работа с Чарли Паркером в рамках ангажемента Нормана Грэнца «Джаз в филармонии», и аккомпаниаторство у Эллы Фицджералд в 1948-53 годах, и многолетняя (1959-1975) служба в оркестре телекомпании CBS, где в легендарном «Шоу Эда Салливана» Хэнк Джонс играл с такими титанами американской эстрады, как, скажем, Фрэнк Синатра.

Hank Jones
Hank Jones (фото публикуется впервые)

Родом Хэнк, как и его братья, из Мичигана (из окрестностей Детройта). В городке Понтиак его отец, по воскресеньям — диакон баптистской церкви, а по рабочим дням — инспектор на лесопилке, построил своей семье трёхэтажный кирпичный дом, где и выросли будущие джазовые звёзды братья Джонс – Хэнк, Тед и Элвин, под присмотром матери и двух старших сестёр, которые, кстати, тоже учились игре на фортепиано. Оттуда Хэнк уехал в Нью-Йорк в 1944 г., когда ему было 26. В Нью-Йорке и началась его карьера, в которой было сотрудничество с самыми разнообразными по стилистике выдающимися джазовыми и эстрадными звёздами — в силу того, что Хэнк Джонс не был замкнут стилистически и всегда был равно готов играть и головоломный бибоп, и более доступную и популярную музыку. Хэнк играл в оркестрах Арти Шоу и Бенни Гудмана, записывался с Лестером Янгом, Уэсом Монтгомери и Кэннонболлом Эддерли, был некоторое время штатным пианистом фирмы грамзаписи Savoy, появляясь на записи почти всех её артистов, а 19 мая 1962 аккомпанировал на рояле Мэрилин Монро, которая в вашингтонском Белом доме пела «Happy Birthday, Mr. President» Джону Фицджералду Кеннеди.

реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

С середины 1970-х Хэнк постоянно работал в Нью-Йорке (первоначально в клубе Village Vanguard) с собственным трио, которое именовалось ни больше, ни меньше — Great Jazz Trio. В разные годы в его состав входили контрабасисты Бастер Уильямс, Рон Картер, Эдди Гомес, барабанщики Тони Уильямс, Эл Фостер и Джимми Кобб — то есть состав был действительно Great.

Hank Jones
Hank Jones (фото публикуется впервые)

В 1990-2000-е, когда внимание к Хэнку было вновь привлечено уже хотя бы в силу его возраста и огромного опыта, как-то вдруг опять выяснилось, что он — пианист удивительных качеств. Но только качества эти лежали не в том направлении, в котором развиваются многие пианисты («быстрее, выше, сильнее»). Хэнк Джонс был музыкантом совершенно противоположных устремлений. Он, кажется, еле касался клавиатуры: у него было деликатное, изящное туше и старомодно-изысканная фразировка, буквально дышащая мудростью более чем полувекового опыта. Этому музыканту уже ничего никому не надо было доказывать — на своих поздних записях он просто играет (действительно очень просто: за такой кажущейся простотой — колоссальное знание стиля и репертуара, естественным образом исключающее погоню за внешними эффектами). И оказывался всё время там и тогда, где и когда это нужно ансамблю и играемой им музыке. Слушаем фрагмент альбома тромбониста Стива Дэйвиса «Eloquence», в котором на рояле играл Хэнк Джонс — и играл так, что любому вдвое и даже втрое более молодому музыканту было бы не то что не стыдно, а завидно. Запись была сделана в 2007 г., когда Хэнк отпраздновал своё 89-летие. Тема Чарли Паркера «Yardbird Suite». Тромбон — Стив Дэйвис, контрабас — Нат Ривз, барабаны — Джо Фарнсуорт, за роялем Хэнк Джонс.

Хэнк Джонс на вручении Jazz Awards-2009
Хэнк Джонс на вручении Jazz Awards-2009

Поразительная творческая форма, в которой Джонс-старший находился в возрасте 80-90 лет, подчёркивалась поразительной чисто физической формой. Летом 2009 года 90-летний Хэнк, уже получив «Грэмми» за «Вклад в течение жизни», принимал в Нью-Йорке авторитетную профессиональную премию Jazz Award. «Полный Джаз» написал тогда в своём 427 выпуске: «Принимая пластмассовую пирамидку (материальное воплощение премии), он сказал, что это «достойное завершение начального этапа его карьеры и хороший стимул впредь работать лучше». Прямая спина, ясная речь, мудрая усмешка — как-то даже и не сомневаешься, что старина Хэнк способен поработать ещё, и отнюдь не хуже, чем раньше».

Не могу не внести личную ноту. Меня подвели к Хэнку Джонсу познакомиться несколько лет назад на фестивале имени Лайонела Хэмптона в городке Москоу, штат Айдахо. У меня в руках был фотоаппарат, Хэнк захотел сфотографироваться за сценой с русскими музыкантами, которые выступали на фестивале; я поднял аппарат и тут же, приглашая перейти на более освещённое место, опустил со словами «Тут слишком темно». «Темно? Ты имеешь в виду меня?» — моментально захохотал пианист. Все говорят, что чувство юмора у него было отменное. Потом мы встречались там с Хэнком ещё два раза, и всякий раз он говорил: «мне хотелось бы выступить в России». Жаль, Хэнк, что этого так и не случилось.

Хэнк Джонс и русские
Хэнк Джонс и русские стажёры программы «Открытый мир» на фестивале имени Лайонела Хэмптона в Айдахо, 2006 (слева направо: Александр Папий, Олег Остапчук, Хэнк, Пётр Востоков. И правда, слишком темно!)

Слушаем фрагмент одного из последних сольных альбомов Хэнка Джонса, «For My Father», записанного для лейбла Justin Time в 2004 году, когда пианисту было 86. На барабанах — Деннис Макрел, за контрабасом — Джордж Мраз. Звучит пьеса Хэролда Мэйберна «Милость Божия» («Grace of God»).

Hank Jones, Roberta Gambarini
Хэнк Джонс проходит партитуру с вокалисткой Робертой Гамбарини, 2006 (публикуется впервые)

Видеобонус: саксофонист Джо Ловано и пианист Хэнк Джонс выступают дуэтом в Амстердаме в концертном зале Bimhuis, 2007 год.

Hank Jones 2009Последнее фото Хэнка Джонса в коллекции автора: Хэнк садится в такси возле нью-йоркского клуба Jazz Standard в июне 2009 г.

Предыдущая статьяПодкаст: Steve Reid & Kieran Hebden
Следующая статьяФестиваль степа «Компас» в Санкт-Петербурге
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Удивительный был человек. Вот и закончилась легендарная династия Джонсов…
    R.I.P.

  2. Грустное известие…Спасибо ему за Всё для нас…

    Спасибо Тебе за Твои слова…Послушал подкаст…
    Удачи тебе! Буду заходить к Тебе почаще.

  3. Удивительное явление представляют собой эти нестареющие джазмены, которые в столь преклонном возрасте продолжают играть до последних дней своих, и как играть! Сразу вспомнил еще одного противостоящего времени -- Сонни Роллинса. Очень жаль, что уходят такие потрясающие музыканты, как Хэнк Джонс. Хорошие музыкальные фрагменты в память о нем. Действительно, легкость игры (возможно кажущаяся) и изящность фразировки потрясают. И как аккомпаниатор он, наверное, был первостатейный. А в видеофрагменте, где Джонс играет дуэтом с Ловано -- сразу и не скажешь, кто из них моложе. Да, легендарная династия Джонсов закончилась, но зато сколько замечательной музыки, созданной ими, осталось -- слушайте и наслаждайтесь.

Добавить комментарий для Володя Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.