В «Черешневом лесу» показали джазовую «Шехерезаду»

29

фото: Гульнара Хаматова

24 мая в Московском международном Доме музыки в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» Биг-бэнд Игоря Бутмана представил на суд широкой общественности новую программу «Шехерезада XXI век». По сути, программа представляет собой джазовую интерпретацию одноименной симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи» в аранжировке нью-йоркского пианиста и композитора Николая Левиновского, с которым Игорь Бутман в последние несколько лет возобновил активное творческое сотрудничество.

Кэти Дженкинс, биг-бэнд, солирует Джеймс Бёртон
Кэти Дженкинс, биг-бэнд, солирует Джеймс Бёртон

На презентацию «Шехерезады» Николай Левиновский прилетел не один. С ним прибыла вокалистка Кэти Дженкинс (Kathy Jenkins), исполнившая в сюите партию инструментального вокала. Кроме российского состава биг-бэнда Игоря Бутмана, в реализации работы Николая Левиновского участвовали также и приглашённые в качестве солистов американские джазовые солисты-инструменталисты: гитарист Питер Бернстин (Peter Bernstein), трубач Шон Джонс (Sean Jones) и тромбонист Джеймс Бёртон (James Burton). Однако это не значит, что «штатным» участникам биг-бэнда в этот вечер не досталось соло. Ещё как досталось! Например, есть повод искренне порадоваться в отношении дебютантки оркестра — тромбонистки Алевтины Поляковой. Но об этом — дальше.

Кэти Дженкинс, Виталий Соломонов, Питер Бернстин
Кэти Дженкинс, Виталий Соломонов, Питер Бернстин

«Шехерезада» Римского-Корсакова джазифицирована Николаем Левиновским исключительно с точки зрения тематического материала. Проще говоря, не стоит рассчитывать на то, что вместо номера «Море и корабль Синдбада» вы услышите нечто вроде «Гудзона и парома до Стейтен-Айленда». Сюита в аранжировке Левиновского так же, как и в оригинале, состоит из четырёх частей, в ней бережно воспроизведены основные лейтмотивы Римского-Корсакова, но при этом иллюстративные задачи перед музыкантами явно не ставятся. Здесь во главе угла — стилистическое и гармоническое переосмысление тематического материала, игра с тембрами и фактурами, реализация широких возможностей оркестровых «пачек» — словом, простор для фантазии аранжировщика. Всё это в полном объёме было использовано сразу в первой же композиции сюиты.

Тема Шехерезады, появляющаяся по ходу действия несколько раз, каждый раз исполнялась разными музыкантами. Изображать восточную сказительницу первым выпало на долю трубача Шона Джонса, и сделал он это очень органично и осмысленно. Не пускаясь в звукоподражательство «с восточным уклоном», он сыграл просто, но выразительно. Вслед за ним пришёл в движение весь биг-бэнд, и развернулось фактурно насыщенное оркестровое полотно с пружинящими свинговыми синкопами духовых пачек на тему корабля Синдбада, переплетающуюся с темой Шахерезады.

Шоун Джонс (слева - Вадим Эйленкриг)
Шоун Джонс (слева — Вадим Эйленкриг)

Далее тема была изложена голосом Кэти Дженкинс, и следующий эпизод оказался выписан как увесистый, насыщенный джаз-вальс, после которого последовали три разных, но одинаково сильных соло. Первым взял слово тенор-саксофонист Дмитрий Мосьпан, выросший в составе оркестра за 11 лет его существования из подающего большие надежды юного дебютанта до крупного мастера, владеющего всем спектром выразительных средств джазового саксофона. Он последовательно задействовал в соло несколько разных импровизационных техник, блеснув напоследок едва ли не фри-джазовым накалом. Контрастом к этому жаркому соло прозвучало высказывание гитариста Питера Бернстина, выбравшего сдержанный мелодический язык и метод постепенного углубления и расширения музыкальных фраз. И, наконец, пианист оркестра Антон Баронин, как обычно, блеснул классической техникой и вполне академическим уровнем изложения материала, который при этом стилистически и интонационно оказывается совершенно джазовым. Антону не помешало даже внезапное отключение монитора, через который он должен был слышать всю оркестровую ткань: соло завершилось с тем же блеском и изяществом, с каким было начато.

В третьем эпизоде тему Шехерезады излагал альт-саксофон Дениса Швытова; дальнейшая оркестровая ткань была выдержана в тревожном настроении, звучание труб в «пачках» живо напоминало то, что было выписано Гилом Эвансом для версии «Порги и Бесс» с Майлсом Дэйвисом — но напористее, насыщеннее, даже резче. В этом эпизоде сольные фрагменты были поручены тромбонам: сначала сильное, по-хорошему мэйнстримовое соло сыграл Джеймс Бёртон, а затем на соло встала Алевтина Полякова, которая ещё в феврале выходила на эту же сцену в составе студенческого «Академик-бэнда» под руководством Анатолия Кролла, а в составе бутмановского оркестра появилась перед широкой публикой едва ли не впервые. Импровизация молодой тромбонистки началась с оттяжкой, с эдакими нарочитыми грубостями, после чего Алевтина резко сменила фактуру соло и начала играть мощные мелодические построения, как сделал бы не бибоповый, а диксилендовый тромбонист — сильный приём, хорошо сыгравший на контраст с предшествовавшим соло американского мастера! Именно Алевтине досталась первая настоящая овация в концерте — восторженный рёв всего зала.
СЛУШАЕМ фрагмент концерта — часть оркестрового эпизода и соло двух тромбонистов: сначала Джеймса Бёртона, затем — Алевтины Поляковой (запись сделана из зала на диктофон, фрагмент продолжительностью 08:30 публикуется в ознакомительном качестве с разрешения Игоря Бутмана)

Питер Бернстин
Виталий Соломонов, Питер Бернстин, Игорь Бутман, Дмитрий Мосьпан

И вновь на контрасте зазвучало соло Питера Бернстина: ему отлично удаётся «присадить» энергетический градус, переключить внимание публики от напора и мощи к элегическому, слегка прохладному звучанию, показав, что и в негромкой игре может крыться глубина импровизационной мысли. Контраст усилился, когда на авансцену вышел рослый Шон Джонс, который начал развёртывать свою импровизацию внутри очень тихого, буквально pianissimo, оркестрового аккомпанемента, но повышал и повышал динамический уровень, гармонично развивая свои идеи поверх регулярно проскальзывавшего в гармонической ткани полутонового хода, напоминавшего о творчестве Телониуса Монка. И, наконец, соло заиграл сам лидер биг-бэнда. Технические возможности Бутмана сейчас практически безграничны, повышать энергетический уровень он умеет до совершенно сокрушительных, почти невыносимых значений — в общем, соло было сыграно мощнейшее, по впечатлению сопоставимое с запуском тяжёлого противовоздушного ракетного комплекса в стратосферу, но несравненно более мелодичное, конечно.

Биг-бэнд Игоря Бутмана
Биг-бэнд Игоря Бутмана

Четвёртый — и последний — эпизод сюиты вновь звучал в джаз-вальсовой ритмике; запомнился красивый волнообразный хорус саксофонов (тенора — Игорь Бутман и Дмитрий Мосьпан, альты — Константин Сафьянов и Денис Швытов, баритон — Александр Довгополый). Импровизационным мастерством в этой части блеснул альтист Константин Сафьянов, тоже ещё недавно проходивший по разряду «талантливой молодёжи», а теперь — один из лучших импровизаторов на своём инструменте, владеющий и биг-бэндовой спецификой, и сильной индивидуальностью.

На фортиссимо (максимально возможной громкости) сюита завершилась по-новому решённой темой Синдбада.

Сорок одна с половиной минута музыки. В прежние времена — ровно на один виниловой альбом. Сильная, интересная новая работа Николая Левиновского, блестяще реализованная биг-бэндом Игоря Бутмана (да, с отличными американскими солистами, но если бы вместо них были другие солисты — вряд ли исполнение непоправимо пострадало бы: крепкие мастера и большие умельцы, американские гости тем не менее не показали ничего такого, что могло бы быть исполнено только и исключительно ими, или специально написано под их стиль). Очередной шаг бутмановского оркестра по пути инкорпорации русского классического музыкального наследия в словарный запас современного джазового мэйнстрима — идея, к которой Бутман в последние годы то и дело возвращается с разными партнёрами и на разном материале. Видимо, следует ожидать появления этой работы и в формате аудиоальбома? Во всяком случае, она этого явно заслуживает!

Биг-бэнд Игоря Бутмана
Биг-бэнд Игоря Бутмана. Солирует Джеймс Бёртон

Сорок одна минута — не слишком много для полномасштабного концерта, поэтому было ещё и второе отделение. Николай Левиновский блеснул в нём не только замечательными белыми ботинками, но и великолепной фортепианной техникой, исполнив с оркестром (единственный раз за весь концерт) собственную аранжировку темы Хэрби Хэнкока «One Finger Snap» (Игорь Бутман, объявляя пьесу, перевёл её название как «Один щелчок пальцами», но на самом деле это — дзэнская максима, вполне в русле хэнкоковского погружения в буддизм: только в дзэн-буддизме это «хлопок одной ладонью», а у дзэн-буддиста Хэнкока — «Щелчок одним пальцем»).

Ещё раз к русской классике оркестр обратился в «Парафразе на до-диез-минорный прелюд С.В.Рахманинова», который открылся обширным сольным эпизодом пианиста Антона Баронина, который продемонстрировал не только блестящее понимание рахманиновского текста (и умение вполне достоверно его прочесть), но и изрядную иронию, то здесь, то там окрашивавшую плотную фортепианную ткань неожиданными «мутациями». Красиво прозвучала и основная, оркестровая часть «Парафраза», в которой аранжировка уводила оркестр довольно далеко от оригинального Сергея Васильевича, но выводила, вполне предсказуемо, всё-таки в добротный современный джазовый мэйнстрим.

Вполне в русле поисков репертуара «русского джаза» были и два следующих номера — русские романсы «Очи чёрные» (из-за сильной афроамериканской окраски объявленные Игорем Бутманом как «Очень чёрные») и «Ямщик, не гони лошадей», поначалу крайне «душевно» изложенный Шоном Джонсом на трубе (на миг показалось — вот-вот начнётся «цыганочка с выходом»), но тут же распахнувшийся в оркестровом изложении в добротную, почти симфоджазовую по полнозвучности босса-нову (тут уже казалось, из-за сильной схожести первого такта мелодии, что оркестр то и дело принимается играть не «Ямщика», а «Manhã de Carnaval» Луиса Бонфа). В завершение оркестр с обычным блеском исполнил свой tour de force — «Caravan» Хуана Тизола и Дюка Эллингтона, служащий у Биг-бэнда Бутмана своего рода полигоном для финальной демонстрации инструментальных возможностей солистов (а солистом в этой пьесе, при нужде, становится каждый участник оркестра); на сей раз, правда, соло досталось не всем, но и так играть «Караван» продолжали более семнадцати минут. Тут особо надо отметить два соло — могучего трубача Вадима Эйленкрига и ещё одно, очень изобретательно решённое соло тромбонистики Алевтины Поляковой, хотя и гитарист Бернстин сыграл интересно, и другие участники оркестра, как обычно, не ударили в грязь лицом.

Аудитория, которую из-за специфики фестиваля «Черешневый лес» трудно поголовно назвать завсегдатаями джазовых концертов, принимала концерт, тем не менее, весьма тепло — настолько тепло, что прозвучал и номер на бис: Кэти Дженкинс исполнила с оркестром стандарт «I Can’t Give You Anything But Love» Джимми Макхью и Дороти Филдс.

реклама на джаз.ру

29 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Насколько увлекательно было слушать — настолько же интересно и читать, спасибо! Соло Шона Джонса всё-таки стали настоящим откровением, каждый его выход — это новый подход к звучанию инструмента. Ну и, конечно, здорово видеть такое количество замечательных российских музыкантов на одной сцене.

  2. Раньше «яМЩИКА» в кабаках приличные музыканты стыдились играть, а теперь и на центральной сцене не стыдно, благодаря неоправданно бурной деятельности «нового утёсова».

    • Ой, неужели Вы и вправду Георг Альба, то есть знаменитый композитор Юрий Маркин? Как приятно видеть легендарного мастера в нашем уютном уголке! Спасибо Вам, что Вы с нами, Юрий Иванович!

    • Жаль, что вас не было на концерте, уважаемый Георг Альба. К сожалению, многие вещи приличные музыканты стыдились играть в кабаках.

  3. вот оно как… мощные мелодические построения!
    аранжировки великолепные, сыграны блестяще. А отечественным импровизаторам, коими тут так восхищаются, не мешало бы изучить хотя-бы начальный курс джазовой гармонии.

  4. Мы знаем гармонию,а вот вам бы я задал бы пару вопросов и по истории джаза и по гармонии,по гаммам и по всем аспектам музыки и уважения к музыкантам,как своим так и зарубежным.

  5. да,согласен с выше сказанным.Ейленкригу,да и другим оркестрантам, не помешало бы изучить гармонию и джазовую импровизацию

    • Ого,какой смелый онаним пошёл.Имел бы мужество подписаться,знаток. Анонимно-то вонять много ума не надо!

      Филипп Пулков, джазфэн

  6. а ритм секции не помешало бы понять и осознать суть ритм секции,для чего она вообще существует в джазе

    • Уважаемый аноним, а у Вас в Люберцах все такие смелые? :) Прежде чем делать далеко идущие голословные заявления, недурно было бы сначала как-то продемонстрировать, что Вам самому есть что предъявить. Филипп прав: ругаться анонимно и устраивать «ср*ч в комментах» много смелости не требует. А вот Вы бы забрало-то приоткрыли бы. (Редакция Джаз.Ру)

  7. а солистов в оркестре,несмотря на заявления лидера о том,что это оркестр солистов,раз два и обчелся.можно выделить только А.Беренсона,Д.Мосьпана,Д.Швытова,К.Сафьянова и А.Баронина.

    • Ага,именно Беренсона,который в этом концерте вообще соло не играл.Да ты специалист как я погляжу.Пастернака не читал,но осуждаешь,ага?

  8. почему Бутман говорит до-диезный прелюд,а не прелюдия?откуда все это?наверное,сказывается период вынужденной эмиграции

  9. Philip, а ты сам-то чего в онанимах сидишь?подпишись,кто ты есть на самом деле,тогда и поговорим.а твоя реакция на комменты говорит о том,что я прав

    • Разуй глаза,дурачек. Прав он,ога.Представься,герой невидимого фронта.Продемонстрируй собственые достижения.

      Филипп Пулков, джазфэн

        • Как приказес насяльника! :-)

          Но согласитесь,переходить границы сетевых приличий не стоит же.Запретили б вы анонимные коменты,а?

    • Ого,так оно еще и профи.Афигеть.Профи не ведут себя как злобные завистливые шафки,уважаемый аноним.Профи представляются и говорят професиональным языком,а спрятаться за онанимностью и оттуда завистливо тявкать- мол вы все в экскрементах а я весь в белом стою красивый-это высокий проффесионализм,безусловно!

      • Спокойно, Филипп, спокойно! Он сам себя представляет в крайне невыгодном свете, но объяснить это троллю невозможно, да и не нужно, потому что тролль обычно именно этого и ждёт. Он питается Вашим негативом. Не кормите троллей!

  10. а что,свое мнение,отличное от других,является переходом сетевых приличий?оригинально.попахивает тоталитаризмом и отсутствием толлерантности.анонимность,вообщем,не очень хорошо,но в некоторых ситуациях необходима,как разведчику

    • Дорогой аноним, я не очень понимаю Ваше высокомерие по отношению к Филиппу. Джазфэны вас, дорогие профи, кормят и поят, приносят вам в кассу денежки и во многих случаях (вот как в случае с Филиппом) знают музыку получше многих «профессионалов». Анонимность — действительно зло, и Ваши действия вполне могут привести к тому, что возможность комментировать материалы «Полного джаза» будет оставлена только зарегистрированным пользователям, чтобы избежать немотивированного хамства и личных выпадов в адрес артистов. Если Вам есть что предъявить — предъявляйте, а пока что, извините, я вынужден во многом согласиться с Филиппом: анонимное злобствование в комментах — наихудший вид сетевого троллизма и, в общем, должно пресекаться. Будьте добры зарегистрироваться и подписывать свои сообщения.

  11. уважаемая редакция jazz.ru!
    если вы считаете,что я ругаюсь и устраиваю,т.н. с*рач,то мне вас искренне жаль.честное слово.а узнать ip адрес кого-то большого ума не надо,поверьте.бросьте свои силы на улучшение статей в жунале jazz.ru.удачи вам!

  12. уважаемый Philip!вам стоит заняться русским языком.у вас очень много грамматических ошибок в таком небольшом комментарии.двойка вам

    • Да, в общем, и Ваши комментарии не блещут идеальной орфографией, драгоценный храбрый аноним. Уж чья бы корова мычала :) Кстати, это типичный приём сетевого троллизма — перевод разговора с изначально заявленной темы на орфографию, когда крыть больше нечем (кстати, по-русски это называется орфография, а не грамматика; грамматика — это совсем про другое ;-))

    • Дорогой abc!
      Будьте так любезны, ставьте, пожалуйста, пробелы между концом одной фразы и началом следующей, а то весь этот великолепный срач становится очень неудобочитаемым. Всю малину мне портите, глаз спотыкается.

  13. abc,купи братец ноты С.В.Рахманинова и посмотри как называется до диез минорное произведение. Прелюд и прелюдия это две разные штуки.Изучи вопрос, а потом пиши. И не выставляй свою глупость всем на показ.Беренсон,кстати играл соло в композиции Очи черные.

Добавить комментарий для Кирилл Мошков Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.