Cinema Jazz Awards-2:гениальным может быть тапёр?

0
erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Ким Волошин
фото: Гульнара Хаматова
KV

27 мая в Клубе Игоря Бутмана во второй раз прошёл конкурс Cinema Jazz Awards, придуманный зимой прошлого года телеведущим Михаилом Довженко (он же выступал в роли конферансье конкурса — хотя, на придирчивый взгляд, лучше бы этим занимался кто-нибудь разбирающийся в музыке, что позволило бы говорить по делу и избежать бесконечных шуточек на алкогольную тему) и пресс-атташе клуба Романом Христюком. Идея конкурса — в том, что на глазах у публики и жюри несколько музыкальных коллективов должны представить «живое» озвучание немых кинофильмов (или их фрагментов), а жюри оценит, насколько хорошо и оригинально всё было сделано (первая оценка по пятибалльной шкале) и насколько удачно звукоряд взаимодействовал с видеорядом (вторая оценка). Первый конкурс (см. «Полный джаз» #436) прошёл меньше полугода назад и имел довольно значительный резонанс в прессе (как и любой «первый конкурс»); на второй раз шум был чуть поглуше, резонанс, кажется, чуть поуже, но народу в зале было всё равно достаточно много, да и чисто музыкальный уровень конкурса значительно повысился. Кроме того, и это немаловажно, повысился уровень жюри. В жюри первого конкурса было всего одно лицо, имевшее хоть какое-то отношение к джазу (редактор отраслевого журнала, т.е. «Джаз.Ру»), остальные же представляли светско-гламурную тусовку и голосовали наобум Лазаря, на уровне «а мне всё нравится». Но на втором конкурсе жюри было более чем представительное: к редактору «Джаз.Ру» (единственному, кто остался от прошлогоднего состава) добавились три джазовых музыканта — победитель первого конкурса Владимир Нестеренко, выступающий ныне за Нью-Йорк легендарный пианист, композитор и бэндлидер Николай Левиновский и нью-йоркская же вокалистка Кэти Дженкинс, чьё участие обеспечило конкурсу наибольшую динамичность (о чём чуть ниже). Кроме того, в состав жюри вошли директор школы-колледжа им. Гнесиных, дирижёр и пианист Михаил Хохлов, а также единственный «гламурный» персонаж — главный редактор Menu Magazine Азамат Цебоев, который, тем не менее, вполне «в теме», так как (по словам редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова) много лет назад успешно выступал в качестве гитариста весьма качественной рок-группы и даже гастролировал с ней в США.

Marimba Plus
Marimba Plus, на экране - Бастер Китон

Конкурс открыло выступление группы «Маримба Плюс», которой досталось озвучание фильма 1920 года «Convict 13» («Заключённый номер 13») с никогда не улыбающимся Бастером Китоном в главной роли. Группа маримбафониста Льва Слепнера выступала почему-то не в полном составе, без баса (маримба, ударные, фортепиано и кларнет) и явно без продолжительных репетиций. Как обычно у «Маримбы», фантазия и вкус были на месте (Слепнер играл оригинальную авторскую музыку, а не приспосабливал к изображению знакомые мелодии), а вот целостность замысла и соответствие видеоряду оказались довольно шаткими — видимо, не хватило времени и сил на проработку.

Иван Фармаковский
Иван Фармаковский

Вторым играл квартет пианиста Ивана Фармаковского, который озвучивал ленту Якова Протазанова «Закройщик из Торжка» с молодым Игорем Ильинским в главной роли (1925). На отечественном материале есть где развернуться, но Фармаковский, трубач Пётр Востоков, басист Антон Ревнюк и барабанщик Павел Тимофеев не поддались соблазну «лобовой» иллюстрации узнаваемыми мелодиями: да, некоторые мелодии (тоже отечественного происхождения) опознавались, но на раскрытие видеоряда работали не ассоциации с текстами или названиями соответствующих песен (первый, низший уровень иллюстративности), а эмоциональное наполнение и исполнительская окраска самой музыки. Разговорные интонации импровизационных линий трубы Петра Востокова, сопровождавшие неслышимые экранные диалоги персонажей немой «фильмы», например, сработали великолепно. Да и вообще впечатление оказалось цельным и сильным: ничего не торчало, ничего не мешало, музыка и изображение прекрасно дополняли друг друга.
ДАЛЕЕ: подробности остальных выступлений — и КТО ЖЕ ВЫИГРАЛ КОНКУРС?

Квартет Ивана Фармаковского
Квартет Ивана Фармаковского

Непростая задача досталась «Оркестру Soledad» — эти музыканты озвучивали отрывок из фильма «Носферату. Симфония ужаса» (1922). Сложное мрачное кинополотно — пращур всех-всех-всех вампирских фильмов и «ужастиков», созданный 88 лет назад Фридрихом Вильгельмом Мурнау, классиком немецкого киноэкспрессионизма и основоположником «вампирского» направления кинофантастики. Проблема в том, что фильм в оригинале идёт более полутора часов, и никакой конкурс этого, конечно, не выдержал бы. В то же время «Nosferatu. Eine Symphonie des Grauens» — произведение очень цельное, смотреть его отдельными фрагментами — занятие странное и не очень впечатляющее, поскольку классические образы вампирского ужастика давно растащены на цитаты и из нынешней перспективы кажутся уже почти пародией.

«Оркестр Soledad»
«Оркестр Soledad»

Тем не менее, музыканты сделали всё, что смогли. Единственная проблема: «Оркестр Soledad» — совсем не джазовый коллектив, а конкурс даже своим названием заявляет джазовый формат. Музыканты здорово подобрали к видеоряду фрагменты разных танго Астора Пьяццолы и других аргентинских авторов, отлично и очень эмоционально эти фрагменты исполнили, но, увы, импровизационный элемент в их выступлении практически отсутствовал.

Jazz Dance Orchestra
Jazz Dance Orchestra

Конкурсную программу завершал Jazz Dance Orchestra трубача Вадима Зайдина — добротный септет традиционного джаза довольно широкого состава (два саксофона, труба, тромбон и ритм-секция). Такой состав звучит весьма широко и в то же время плотно, но, похоже, именно эта плотность и подвела музыкантов. С одной стороны, при подборе музыки они изначально пошли по, как представляется, не вполне верному пути, именно что выбрав пьесы «в лоб», по принципу узнаваемости мелодии, её названия, ассоциации с происходящим на экране слов из оригинального текста (который при этом в инструментальном исполнении, естественно, не звучит) и т.п. Один пример: по ходу действия «Необычайных приключений мистера Веста в стране большевиков» — приключенческой агитки Петра Кулешова 1924 г. — мистер Вест заявляет, что он «настоящий американец», и ансамбль разражается… гимном Соединённых Штатов. Гимн — дело небыстрое, ансамбль со вкусом разворачивает свои тембральные возможности, напирает, упивается полнотой своего звучания, действие на экране давно ушло вперёд и в сторону, а музыканты всё ещё доигрывают «…над землёй храбрецов, над свободы сынами». Как правильно заметила член жюри Кати Дженкинс, такие лобовые иллюстрации не дополняют экранный видеоряд, а отвлекают от него внимание публики.

На экране - "Приключения мистера Веста в стране большевиков"
На экране - "Приключения мистера Веста в стране большевиков"

Особенность этого конкурса в том, что жюри после каждого выступления оглашает свои впечатления, а в конце открыто голосует, оценивая каждое выступление двумя оценками по пятибалльной шкале — за собственно музыку (подбор и исполнение) и за её взаимодействие со звукорядом. В прошлом году жюри сразу зашло в тупик, потому что некомпетентные «гламурные» члены жюри, которым «всё нравилось», ставили всем подряд высшие оценки, и решать судьбу конкурса фактически пришлось единственному имевшему отношение к джазу члену жюри, играя «плохого полицейского» и понижая оценки так, чтобы финальная сумма хоть как-то отражала уровень сыгранной музыки. На сей же раз манеру голосования сразу и весьма определённо решила Кэти Дженкинс. Она не работает на московском джазовом рынке, ей нет нужды аккуратничать с музыкантами, которые в случае с «местными» членами жюри всегда могут оказаться участниками «конфликта интересов». Поэтому Кэти голосовала размашисто и откровенно, оценивая ровно то, что она слышала и видела — прозвучали и «двойки», и «тройки», так что более «завязанным» на местные интересы членам жюри уже проще было выстраивать свои оценки, не опасаясь впасть ни в чрезмерную недипломатичность, ни в необъективность.

Награждение победителей
Пётр Востоков, Антон Ревнюк, Иван Фармаковский и ведущий Михаил Довженко

В общем, победителем конкурса по сумме баллов стал квартет Ивана Фармаковского — вполне, на взгляд автора этих строк, объективно и однозначно. В их выступлении действительно была и серьёзная подготовка, и точная работа с видеорядом на достаточно тонком уровне, без лобовых тривиальных решений, и много высокоуровневой импровизационной игры, за что музыкантам честь и слава. Вторым закономерно пришёл «Оркестр Soledad», проделавший не менее сильную работу, но, увы, не вполне вписавшийся в формат конкурса.

Кстати, на третий конкурс, как представляется автору, нужно уже придумывать какой-то новый ход — например, дать всем участникам озвучить фильмы одного формата (скажем, комедийные короткометражки), чтобы музыкантам не приходилось бороться с разносортицей и обрывочностью очень разного по стилю и цельности киноматериала.

На экране - "Закройщик из Торжка"
На экране - "Закройщик из Торжка"
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя