Нью-Йорк: пик летнего джазового сезона

5
Кирилл Мошков CM

Июнь 2010 года оказался, сравнительно с предыдущим годом, чрезвычайно богат на джазовые фестивали в Нью-Йорке. Лето 2009-го, в силу последствий финансового кризиса, было ознаменовано в столице мирового джаза единственным крупным фестивалем — Vision Festival  (см. бумажный «Джаз.Ру» #4/5-2009). В этом году Vision тоже проходит (уже в 15-й раз), причём как раз сейчас — с 20 по 30 июня; при этом 17 июня, то есть практически в те же числа, начался возобновлённый Нью-Йоркский джаз-фестиваль (он продлится до 26 июня). Раньше он носил название JVC Jazz Festival и был связан с именем продюсера Джорджа Уэйна, который придумал саму идею и формат джазового фестиваля, 55 лет назад создав легендарный Ньюпортский джаз-фестиваль, проводящийся и по сей день (Нью-Йоркский фестиваль — это своего рода «отпрыск» Ньюпортского, который проводила одна и та же компания — Festival Productions во главе с Уэйном). В 2008-м Уэйн, которому было уже 82, решил было уйти на покой и передал фестиваль другой компании; незамедлительно был потерян титульный спонсор, и в 2009-м фестиваль не состоялся. Год назад, принимая от Ассоциации джазовых журналистов звание «продюсера года», Уэйн с юмором заметил, что впервые в жизни оказался отмечен за то, что не провёл фестиваль. Тогда же стало известно, что фестиваль возвращается в руки Уэйна, на сей раз в лице его новой компании New Festival Productions. Новым спонсором оказалась фирма CareFusion, крупнейший производитель медицинского оборудования. Поэтому в 2010 г. и Нью-Йоркский, и исторический Ньюпортский джаз-фестивали проходят под названием CareFusion Jazz Festival.

Mike Stern Group
Mike Stern Group

Автору этих строк довелось посетить 19 июня один из первых концертов фестиваля.
ДАЛЕЕ: Майк Стерн, возвращение «Сучьего варева», фестиваль на лужайке и многое другое!

Он проходил в бруклинском Проспект-парке: в этом году концерты фестиваля разбросаны по сценам четырёх из пяти районов Нью-Йорка (Манхэттен, Бруклин, Куинс и Бронкс; не охвачен оказался только тихий спальный Стэйтен-Айленд). На большой открытой сцене в присутствии примерно четырёх тысяч зрителей были представлены две программы, имевшие отношение к имени и творчеству легендарного трубача Майлса Дэйвиса.
Концерт открыл горячий и напористый сет квартета Майка Стерна — гитариста, который попал в поле зрения широкой публики именно благодаря работе в ансамбле Майлса в начале 1980-х гг. Подвижный и позитивный, Майк играл в сопровождении своего гастрольного ансамбля, с которым мы неоднократно слышали его в Москве (басист Том Кеннеди, саксофонист Боб Франческини и барабанщик Лайонел Кордью). Звучала только авторская музыка самого Стерна, преимущественно с его нового альбома «Big Neighborhood». Мощная игра этого квартета снискала искреннее одобрение публики.

Фестивальная сцена и публикаФестивальная сцена и публика

А основным событием вечера стала программа «Bitches Brew Revisited», посвящённая 40-летию выхода эпохального альбома Майлса Дэйвиса — альбома, ставшего своего рода водоразделом в истории джаза. С одной стороны, многие поклонники Майлса, с осторожностью, но благосклонно принимавшие его более ранние попытки смешения джазовой идиоматики со звуковым напором и гипнотической ритмикой рок-музыки, всё же так и не смогли принять двойной альбом «Bitches Brew», представлявший собой более чем полтора часа (две виниловых пластинки под одной обложкой) мощного, глубоко электрифицированного и основанного на тяжёлых рок-ритмах смешения жанров, в котором импровизация строилась по джазовым законам, но при этом доминировало звучание рока. Эта форма получила название «джаз-рок» и стала ранней (и самой креативной) версией широкого движения 1970-80-х, получившего название fusion (сплав). С другой стороны, ранний фьюжн Майлса привлёк тогда, в 1970-м, широчайшую молодёжную аудиторию, которая до того ничего не слышала о джазе; пройдя вместе с эволюцией фьюжн бурные 1970-е годы, часть этой аудитории (правда, небольшая часть) открыла для себя и джаз как таковой. «Дэйвис провёл [этим альбомом] черту, через которую многие джаз-фэны так и не смогли переступить; более того — они так и не простили Дэйвиса за то, что он прочертил её», писал историк джаза Билл Майер.

Bitches Brew Revisited
Bitches Brew Revisited

В проекте Bitches Brew Revisited роль Майлса довольно убедительно играет трубач Грэм Хэйнс (Graham Haynes) — пусть он на сцене был одет и не так экстравагантно, как обычно одевался Дэйвис, но зато точно так же располагался спиной к аудитории, лицом к ансамблю (в кадре, помимо Хэйнса, виден перкуссионист Адам Рудолф; он был частью ритм-секции вместе с рок-барабанщицей Синди Блэкман (группа Ленни Кравица), имеющей и богатый опыт работы с джазовыми музыкантами).

Adam Rudolph, Graham Haynes
Adam Rudolph, Graham Haynes

Необходимую современность звучанию проекта обеспечило участие диджея, да не какого попало, а одного из самых креативных и опытных в плане сотрудничества с импровизирующими музыкантами — DJ Logic. Клавишные текстуры на аутентичном электропиано и современном синтезаторе воспроизводил Марко Беневенто, а басовые грувы, на которых в значительной степени основана вся музыка «Bitches Brew», взял на себя один из самых интересных электробасистов современного фьюжн — Мелвин Гиббс.

DJ Logic, Marco Benevento, Melvin Gibbs
DJ Logic, Marco Benevento, Melvin Gibbs

Наконец, партии сразу всех духовиков оригинальной записи (саксофониста Уэйна Шортера и бас-кларнетиста Бенни Моупина) исполнял один музыкант — Антуан Рони, игравший и на бас-кларнете, и на сопрано-саксофоне. Рядом с ним, за барьером из нот, прикреплёных к пюпитрам прищепками (дул ветерок), прятался один из самых опытных участников проекта — гитарист Джеймс «Блад» Алмер, украсивший звуковые текстуры Bitches Brew Revisited своими глубоко укренёнными в блюзе пассажами.

James Blood Ulmer, Antoine Roney
James Blood Ulmer, Antoine Roney

Тут надо сразу заметить, что участники Bitches Brew Revisited не воспроизводили оригинал Дэйвиса — да и кто сможет адекватно воспроизвести игру Джо Завинула, Чика Кориа, Уэйна Шортера, Джона Маклафлина и других будущих титанов, участвовавших в оригинальной записи? Они создавали современное прочтение этого материала, причём вполне узнаваемое и легко воспринимаемое максимально широкой публикой, что и доказал чрезвычайно горячий приём, оказанный этому проекту аудиторией.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ БОНУС: 4-минутный видеофрагмент выступления Bitches Brew Revisited
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=e27q2b3N4OQ]

«Вижн» и «Кэрфьюжн», заметим — не единственные джазовые фестивали в Нью-Йорке этим летом. Например, 12-13 июня в нескольких клубах на Манхэттене (точнее, в квартале Вест-Вилледж) прошёл Undead Jazz Festival, организованный руководителями нового клуба (le) Poisson Rouge. Название фестиваля означает, что джаз «немёртв», и этот факт подчёркивала чрезвычайно плотная программа — три площадки в течение двух вечеров приняли тридцать пять коллективов! Среди участников были и гранды (тромбонист Розуэлл Радд, пианист Мэтью Шипп, трубач Дейв Даглас), и совсем молодые коллективы, иногда весьма радикально-молодёжной направленности. Увы, но в момент проведения фестиваля автора этих строк ещё не было в Нью-Йорке, так что посмотреть его не удалось. Зато удалось посмотреть любопытнейший мини-фестиваль Red Hook Jazz Festival, прошедший 20 июня в бруклинском квартале Ред-Хук, точнее — на «Городской лужайке» (City Meadows), крохотном прямоугольнике зелёных насаждений на месте бывшей свалки, устроенном силами жителей квартала — собственно, как и фестиваль (проведённый уже в третий раз).

Red Hook Jazz Festival
За забором «Городской лужайки» видны небоскрёбы близко расположенной нижней части Манхэттена

На «лужайке», несмотря на одуряющую жару, собралось не меньше 250 слушателей  — главным образом соседей по Ред-Хуку, которые с удовольствием потребляли скромное «соседское» меню (пицца, пирожные-брауни по доллару и лимонад по 50 центов за стакан) и слушали отличные коллективы, в основном клонившиеся к современной бруклинской импров-сцене, наследующей в плане креативности и «отвязанности» от стандартов мэйнстрима сцене манхэттенского Даунтауна конца 90-х — начала 2000-х.

Жарко, но люди собираются, чтобы слушать музыку...
Жарко, но люди собираются, чтобы слушать музыку...

Собственно, это и есть та самая сцена, просто большинство её представителей в последние три-четыре года переехало в Бруклин — на Манхэттене невыносимо выросла квартирная плата, не выдержали повышения арендных отчислений и многие манхэттенские авангардные клубы.

Пианист Крэйг Таборн
Пианист Крэйг Таборн
 Canada Day
Ансамбль барабанщика Харриса Айзенстадта Canada Day: саксофонист Мэтт Боудер (Matt Bauder), трубач Нэйт Вули (Nate Wooley)
Canada Day
Canada Day: Нэйт Вули, басист Эйвинд Опсвик
Tony Malaby
Саксофонист Тони Малаби выступил сразу в двух ансамблях — у басиста Криса Лайткапа (с пианистом Крэйгом Таборном) и у клавишника Джеймса Карни.
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №439: саксофонист Чарлз Ллойд
Следующая статья«Джазовые портреты» Харуки Мураками на московской сцене
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Все-таки в Бруклин переехали клубы, а не музыканты. Из тех, кто на фото, кажется только один живет в Бруклине, двое живут в Джёйси, а остальные-таки на Манхэттене.

Добавить комментарий для jazzru Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.