Нью-Йорк: пик летнего джазового сезона

5
Кирилл Мошков CM

Июнь 2010 года оказался, сравнительно с предыдущим годом, чрезвычайно богат на джазовые фестивали в Нью-Йорке. Лето 2009-го, в силу последствий финансового кризиса, было ознаменовано в столице мирового джаза единственным крупным фестивалем — Vision Festival  (см. бумажный «Джаз.Ру» #4/5-2009). В этом году Vision тоже проходит (уже в 15-й раз), причём как раз сейчас — с 20 по 30 июня; при этом 17 июня, то есть практически в те же числа, начался возобновлённый Нью-Йоркский джаз-фестиваль (он продлится до 26 июня). Раньше он носил название JVC Jazz Festival и был связан с именем продюсера Джорджа Уэйна, который придумал саму идею и формат джазового фестиваля, 55 лет назад создав легендарный Ньюпортский джаз-фестиваль, проводящийся и по сей день (Нью-Йоркский фестиваль — это своего рода «отпрыск» Ньюпортского, который проводила одна и та же компания — Festival Productions во главе с Уэйном). В 2008-м Уэйн, которому было уже 82, решил было уйти на покой и передал фестиваль другой компании; незамедлительно был потерян титульный спонсор, и в 2009-м фестиваль не состоялся. Год назад, принимая от Ассоциации джазовых журналистов звание «продюсера года», Уэйн с юмором заметил, что впервые в жизни оказался отмечен за то, что не провёл фестиваль. Тогда же стало известно, что фестиваль возвращается в руки Уэйна, на сей раз в лице его новой компании New Festival Productions. Новым спонсором оказалась фирма CareFusion, крупнейший производитель медицинского оборудования. Поэтому в 2010 г. и Нью-Йоркский, и исторический Ньюпортский джаз-фестивали проходят под названием CareFusion Jazz Festival.

Mike Stern Group
Mike Stern Group

Автору этих строк довелось посетить 19 июня один из первых концертов фестиваля.
ДАЛЕЕ: Майк Стерн, возвращение «Сучьего варева», фестиваль на лужайке и многое другое!

Он проходил в бруклинском Проспект-парке: в этом году концерты фестиваля разбросаны по сценам четырёх из пяти районов Нью-Йорка (Манхэттен, Бруклин, Куинс и Бронкс; не охвачен оказался только тихий спальный Стэйтен-Айленд). На большой открытой сцене в присутствии примерно четырёх тысяч зрителей были представлены две программы, имевшие отношение к имени и творчеству легендарного трубача Майлса Дэйвиса.
Концерт открыл горячий и напористый сет квартета Майка Стерна — гитариста, который попал в поле зрения широкой публики именно благодаря работе в ансамбле Майлса в начале 1980-х гг. Подвижный и позитивный, Майк играл в сопровождении своего гастрольного ансамбля, с которым мы неоднократно слышали его в Москве (басист Том Кеннеди, саксофонист Боб Франческини и барабанщик Лайонел Кордью). Звучала только авторская музыка самого Стерна, преимущественно с его нового альбома «Big Neighborhood». Мощная игра этого квартета снискала искреннее одобрение публики.

Фестивальная сцена и публикаФестивальная сцена и публика

А основным событием вечера стала программа «Bitches Brew Revisited», посвящённая 40-летию выхода эпохального альбома Майлса Дэйвиса — альбома, ставшего своего рода водоразделом в истории джаза. С одной стороны, многие поклонники Майлса, с осторожностью, но благосклонно принимавшие его более ранние попытки смешения джазовой идиоматики со звуковым напором и гипнотической ритмикой рок-музыки, всё же так и не смогли принять двойной альбом «Bitches Brew», представлявший собой более чем полтора часа (две виниловых пластинки под одной обложкой) мощного, глубоко электрифицированного и основанного на тяжёлых рок-ритмах смешения жанров, в котором импровизация строилась по джазовым законам, но при этом доминировало звучание рока. Эта форма получила название «джаз-рок» и стала ранней (и самой креативной) версией широкого движения 1970-80-х, получившего название fusion (сплав). С другой стороны, ранний фьюжн Майлса привлёк тогда, в 1970-м, широчайшую молодёжную аудиторию, которая до того ничего не слышала о джазе; пройдя вместе с эволюцией фьюжн бурные 1970-е годы, часть этой аудитории (правда, небольшая часть) открыла для себя и джаз как таковой. «Дэйвис провёл [этим альбомом] черту, через которую многие джаз-фэны так и не смогли переступить; более того — они так и не простили Дэйвиса за то, что он прочертил её», писал историк джаза Билл Майер.

Bitches Brew Revisited
Bitches Brew Revisited

В проекте Bitches Brew Revisited роль Майлса довольно убедительно играет трубач Грэм Хэйнс (Graham Haynes) — пусть он на сцене был одет и не так экстравагантно, как обычно одевался Дэйвис, но зато точно так же располагался спиной к аудитории, лицом к ансамблю (в кадре, помимо Хэйнса, виден перкуссионист Адам Рудолф; он был частью ритм-секции вместе с рок-барабанщицей Синди Блэкман (группа Ленни Кравица), имеющей и богатый опыт работы с джазовыми музыкантами).

Adam Rudolph, Graham Haynes
Adam Rudolph, Graham Haynes

Необходимую современность звучанию проекта обеспечило участие диджея, да не какого попало, а одного из самых креативных и опытных в плане сотрудничества с импровизирующими музыкантами — DJ Logic. Клавишные текстуры на аутентичном электропиано и современном синтезаторе воспроизводил Марко Беневенто, а басовые грувы, на которых в значительной степени основана вся музыка «Bitches Brew», взял на себя один из самых интересных электробасистов современного фьюжн — Мелвин Гиббс.

DJ Logic, Marco Benevento, Melvin Gibbs
DJ Logic, Marco Benevento, Melvin Gibbs

Наконец, партии сразу всех духовиков оригинальной записи (саксофониста Уэйна Шортера и бас-кларнетиста Бенни Моупина) исполнял один музыкант — Антуан Рони, игравший и на бас-кларнете, и на сопрано-саксофоне. Рядом с ним, за барьером из нот, прикреплёных к пюпитрам прищепками (дул ветерок), прятался один из самых опытных участников проекта — гитарист Джеймс «Блад» Алмер, украсивший звуковые текстуры Bitches Brew Revisited своими глубоко укренёнными в блюзе пассажами.

James Blood Ulmer, Antoine Roney
James Blood Ulmer, Antoine Roney

Тут надо сразу заметить, что участники Bitches Brew Revisited не воспроизводили оригинал Дэйвиса — да и кто сможет адекватно воспроизвести игру Джо Завинула, Чика Кориа, Уэйна Шортера, Джона Маклафлина и других будущих титанов, участвовавших в оригинальной записи? Они создавали современное прочтение этого материала, причём вполне узнаваемое и легко воспринимаемое максимально широкой публикой, что и доказал чрезвычайно горячий приём, оказанный этому проекту аудиторией.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ БОНУС: 4-минутный видеофрагмент выступления Bitches Brew Revisited
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=e27q2b3N4OQ]

«Вижн» и «Кэрфьюжн», заметим — не единственные джазовые фестивали в Нью-Йорке этим летом. Например, 12-13 июня в нескольких клубах на Манхэттене (точнее, в квартале Вест-Вилледж) прошёл Undead Jazz Festival, организованный руководителями нового клуба (le) Poisson Rouge. Название фестиваля означает, что джаз «немёртв», и этот факт подчёркивала чрезвычайно плотная программа — три площадки в течение двух вечеров приняли тридцать пять коллективов! Среди участников были и гранды (тромбонист Розуэлл Радд, пианист Мэтью Шипп, трубач Дейв Даглас), и совсем молодые коллективы, иногда весьма радикально-молодёжной направленности. Увы, но в момент проведения фестиваля автора этих строк ещё не было в Нью-Йорке, так что посмотреть его не удалось. Зато удалось посмотреть любопытнейший мини-фестиваль Red Hook Jazz Festival, прошедший 20 июня в бруклинском квартале Ред-Хук, точнее — на «Городской лужайке» (City Meadows), крохотном прямоугольнике зелёных насаждений на месте бывшей свалки, устроенном силами жителей квартала — собственно, как и фестиваль (проведённый уже в третий раз).

Red Hook Jazz Festival
За забором «Городской лужайки» видны небоскрёбы близко расположенной нижней части Манхэттена

На «лужайке», несмотря на одуряющую жару, собралось не меньше 250 слушателей  — главным образом соседей по Ред-Хуку, которые с удовольствием потребляли скромное «соседское» меню (пицца, пирожные-брауни по доллару и лимонад по 50 центов за стакан) и слушали отличные коллективы, в основном клонившиеся к современной бруклинской импров-сцене, наследующей в плане креативности и «отвязанности» от стандартов мэйнстрима сцене манхэттенского Даунтауна конца 90-х — начала 2000-х.

Жарко, но люди собираются, чтобы слушать музыку...
Жарко, но люди собираются, чтобы слушать музыку...

Собственно, это и есть та самая сцена, просто большинство её представителей в последние три-четыре года переехало в Бруклин — на Манхэттене невыносимо выросла квартирная плата, не выдержали повышения арендных отчислений и многие манхэттенские авангардные клубы.

Пианист Крэйг Таборн
Пианист Крэйг Таборн
 Canada Day
Ансамбль барабанщика Харриса Айзенстадта Canada Day: саксофонист Мэтт Боудер (Matt Bauder), трубач Нэйт Вули (Nate Wooley)
Canada Day
Canada Day: Нэйт Вули, басист Эйвинд Опсвик
Tony Malaby
Саксофонист Тони Малаби выступил сразу в двух ансамблях — у басиста Криса Лайткапа (с пианистом Крэйгом Таборном) и у клавишника Джеймса Карни.
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №439: саксофонист Чарлз Ллойд
Следующая статья«Джазовые портреты» Харуки Мураками на московской сцене
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Все-таки в Бруклин переехали клубы, а не музыканты. Из тех, кто на фото, кажется только один живет в Бруклине, двое живут в Джёйси, а остальные-таки на Манхэттене.

Добавить комментарий для Гульнара Хаматова Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.