Вокалистка Джойя Шеррилл (1924-2010)

0
Кирилл Мошков
фото: см. сноску
CM

28 июня в возрасте 86 лет в деревне Грейт-Нек на Лонг-Айленде, в нескольких милях от Нью-Йорка, умерла вокалиста Джойя Шеррилл, прославленная работой в составе оркестра Дюка Эллингтона, а в нашей стране хорошо известная и по гастролям с оркестром Бенни Гудмана в 1962 г.

Joya Sherrill (courtesy Sarabandefilm)
Joya Sherrill, 2009 (фото предоставлено студией Sarabandefilm)

С 1946 г. её полное имя было Джойя Шеррил-Гильмено (Joya Sherrill Guilmenot), по мужу — Ричарду Гильмено, состоятельному бизнесмену, работавшему в строительной области. С мужем она познакомилась благодаря Дюку Эллингтону, с которым дружил Гильмено. Впрочем, почти все значимые события в жизни Джойи были связаны с великим бэндлидером. Сама её певческая карьера началась в оркестре Дюка Эллингтона.

Джойя Шеррилл родилась в Байонне, штат Нью-Джерси, по официальной версии — 20 августа 1927 г. Правда, эта дата входит в противоречие с известным фактом: в 1941 г. 17-летняя Джойя получила приглашение петь в оркестре Дюка; будучи несовершеннолетней, она не могла уезжать одна из дома, и поэтому с ней на гастроли ездила мать. Если даже принять более позднюю дату начала её работы с Дюком, летом 1942 г. — дату, на которой настаивал биограф Эллингтона Барри Уланов — то получается, что родилась Шеррилл не в 1927, а в 1924 г., и это идеально совпадает с 86-летним возрастом, указанным в свидетельстве о смерти певицы от 28 июня 2010.

В 1942 г. грянул знаменитый «запрет на грамзапись», и Джойя покинула оркестр, чтобы учиться в университете им. Уилберфорса в Огайо, старейшем в США частном колледже для афроамериканцев. Однако в 1944 г., когда профсоюзный запрет на грамзапись был снят, Шеррилл вновь стала выступать с Эллингтоном. Именно она исполняет, например, вокальную партию в знаменитой пьесе «I’m Beginning to See the Light», записанной оркестром Эллингтона 1 декабря 1944 г. и ставшей одним из крупнейших хитов начала 1945 г. Помните сцену первой встречи Нео и Пифии в фильме «Матрица»? — на заднем плане в этой сцене звучит голос Джойи Шеррилл, поющей именно эту тему, ставшую в 1940-50-е гг. джазовым стандартом.

Duke Ellington Orchestra «I’m Beginning To See The Light» (vocal by Joya Sherrill)
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=nAsJexo_S5Q]

В 1946 г. Шеррилл вышла замуж за Ричарда Гильмено и с этого момента выступала не так часто: экономической необходимости в этом у неё больше не было, и она могла выбирать ангажементы, которые ей нравились. В частности, она довольно регулярно выступала и записывалась с Дюком Эллингтоном, в последний раз — на альбоме 1956 г. «A Drum Is A Woman». В 1959 г. у неё состоялся сольный тур по США, после чего она пару сезонов выступала в бродвейском мюзикле «Долгий сон».

Joya Sherrill, 1962 (courtesy Sarabandefilm)
Джойя Шеррилл с оркестром Бенни Гудмана в СССР, 1962 (на заднем плане — контрабасист Билл Кроу и гитарист Тёрк ван Лэйк); предоставлено студией Sarabandefilm (фотограф Евгений Явно)

Летом 1962 г. Джойя Шеррил приехала в СССР в составе биг-бэнда кларнетиста Бенни Гудмана. Это были первые за 35 лет (после турне Chocolate Kiddies Сэма Вудинга в середине 20-х) гастроли крупного американского джазового оркестра по Советскому Союзу. Оркестр дал 32 концерта в Ленинграде, Москве, Киеве, Ташкенте, Тбилиси и Сочи; на этих концертах побывало, по некоторым сведениям, более 180 000 человек, включая и председателя Совета министров СССР, первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущёва (правда, Никита Сергеевич, говорят, выдержал только первое отделение нелюбимой им «музыки джаст» и в перерыве уехал из Дворца спорта ЦСКА, где проходили первые концерты тура). На всех концертах Джойя пела несколько вокальных номеров; что же до имиджа оркестра, то по популярности среди советской публики Джойю можно было сравнить разве что с самим Бенни Гудманом, что и неудивительно — красивая 38-летняя афроамериканская певица была в то время на пике формы, что хорошо подтверждается её первым сольным альбомом «Sugar and Spice», записанным в том же году. С оркестром же Гудмана она так и не сделала ни одной записи, и ни одного номера в её исполнении не вошло в концертный альбом «Benny Goodman in Moscow»: известный своим суровым нравом Гудман повздорил с вокалисткой, и она покинула его биг-бэнд сразу после возвращения из СССР.

В 1963 г. она на некоторое время возобновила выступления с оркестром Эллингтона, и в 1964 г. выпустила на лейбле Verve второй сольный альбом, «Joya Sherrill Sings Duke », в записи которого приняли участие многие ведущие оркестранты Дюка — Кути Уильямс, Джони Ходжес, Пол Гонсалвес, Рэй Нэнс, Билли Стрэйхорн и др.

С 1970 по 1982 г. Джойя Шеррил вела популярное детское телешоу «Time For Joya», позднее выходившее под названием «Joya’s Fun School». Её третий и последний сольный альбом, полностью посвящённый (как и второй) музыке Эллингтона, вышел через 30 лет после второго, в 1994 г., и назывался «Black Beauty, The Duke in Mind».

Летом 2009 г. Джойя Шеррил участвовала в съёмках документального фильма о гастролях Бенни Гудмана в СССР, который делала съёмочная группа западногерманской студии документальных фильмов Sarabandefilm. В США немецкие документалисты сняли интервью со всеми семью ещё остававшимися в живых участниками гудмановского оркестра 1962 года (саксофонист Фил Вудс, контрабасист Билл Кроу и др.), а также с инициатором поездки оркестра в СССР — продюсером Джорджем Авакяном, который незадолго до съёмок отметил своё 90-летие. Джойя Шеррилл со своим рассказом об участии в поездке открывает фильм, получивший название «To Russia with Jazz». Первый показ фильма состоится на фестивале документального кино в Барселоне, выход полной версии фильма в телеэфир планируется на конец 2010 г. Ведутся переговоры и о показе фильма в России.

Продюсер Констанце Буркхардт, которая руководила съёмками фильма в США, России и Грузии (биг-бэнд Гудмана в 1962-м выступал и в Тбилиси), узнав о смерти Шеррилл, написала нам: «Её участие в фильме очень важно. В первых кадрах она напевает «Катюшу», которую исполняла в СССР с оркестром, и восклицает: «Не могу поверить, что я это помню — это же было в 1962-м!» Она много интересного рассказывает в фильме. И, между прочим, именно Джойя предоставила нам для фильма любительские киносъёмки, в которых она ходит по ГУМу, гуляет по Сочи, Тбилиси и Ташкенту… Мы сняли интервью с ней в Нью-Йорке, а затем отвезли её домой в Грейт-Нек. По пути она рассказывала нам истории про Дюка, про то, как он позвал её на гастроли, и как она уговаривала своих родителей. Она спела нам несколько песен без сопровождения, у неё по-прежнему был чудесный голос. И она была в таком хорошем настроении! Ей очень понравилось общаться с нами и рассказывать о былом…»

Фотографии к этому тексту любезно предоставлены студией Sarabandefilm и взяты из подготовительного материала к фильму «To Russia with Jazz» (Sarabandefilm, WDR, 3sat).

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВ Вашингтоне объявлены имена «Мастеров джаза-2011»
Следующая статьяДжазовый подкаст №442: индо-американцы Рудреш Махантаппа и Виджей Айер
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.