In Memoriam:Барабанщик Джо Морелло (1928-2011)

4
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
Ким Волошин KV

Ранним утром 12 марта (в Москве был уже вечер) в своём доме в Нью-Джерси скончался на 83-м году жизни один из самых влиятельных джазовых барабанщиков 1950-60-х гг. — Джо Морелло, известный всему миру по 12 годам работы в легендарном квартете пианиста Дейва Брубека.

Именно Морелло принадлежат лавры новаторства в области использования в джазе необычных, «неквадратных» размеров — пять четвертей, семь четвертей и т.п. И, безусловно, одна из самых известных барабанных «формул» вообще (по крайней мере, до наступления эпохи рок-музыки) — это его чеканная пятичетвертная партия и соло на 5/4 в знаменитой пьесе саксофониста Пола Дезмонда «Take Five». 

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Joe Morello
Joe Morello

 

Морелло родился в Спрингфилде, штат Массачусеттс, 17 июля 1928 г. У него было очень плохое зрение, поэтому с детства он занимался не спортом, как большинство американских детей, а музыкой: он хотел стать скрипачом, но в подростковом возрасте услышал легендарного Яшу Хейфеца и, согласно известному джазовому мифу, решил, что никогда не добьётся такого же звука на скрипке и поэтому лучше станет барабанщиком. Сказано — сделано: молодой Морелло учился у двух выдающихся барабанщиков своего времени, Джорджа Стоуна (автора важнейшего учебника барабанной игры 40-х, «Контроль над палочками для исполнителя на малом барабане») и Билли Глэдстоуна, штатного барабанщика нью-йоркского мюзик-холла «Радио Сити». Кстати, Стоун был так впечатлён способностями своего ученика, что (это уже не миф, а исторический факт) написал новый учебник под воздействием идей Джо и посвятил ему первое издание новой книги, «Акценты и отскоки». Поселившись в Нью-Йорке, Морелло окунулся в богатую джазовую жизнь столицы мирового джаза. Он играл со всеми, от Джея Макшэнна и Стэна Кентона до Мариан Макпартланд и Фила Вудса. Его уже приглашали в оркестры Бенни Гудмана и Томми Дорси, но он отклонил оба приглашения, чтобы в 1955 г. отправиться в тур с мало кому ещё известным пианистом Дейвом Брубеком. Нанимался Джо всего на два месяца, а проработал в квартете Брубека двенадцать с половиной лет, аранжировав для ударных и записав классические номера — «Take Five», «Unsquare Dance», «Blue Rondo a la Turk», «Strange Meadow Lark» и др. Всего он записал в составе этого ансамбля около 60 альбомов.

Джо Морелло в составе квартета Дейва Брубека, начало 1960-х
Джо Морелло в составе квартета Дейва Брубека, начало 1960-х

 ДАЛЕЕ: продолжение биографии Джо Морелло и ВИДЕО.
Покинув Брубека в 1968 г., когда распался “классический” состав квартета, Джо Морелло в основном посвятил себя преподаванию игры на ударных инструментах. Среди его учеников — ряд известных барабанщиков, причём не только в джазе (например, Дэнни Готтлиб), но и в рок-музыке (барабанщик группы Брюса Спрингстина — Макс Уайнберг). Его перу принадлежит ряд учебных пособий; кроме того, он выпустил учебный видеофильм «Естественный подход к технике».

Джо Морелло давал частные уроки у себя дома до последних лет жизни. Известный джазовый критик Пол ДеБаррос, первым сообщивший о его уходе из жизни, вспоминает, как в тот день, когда он брал у легендарного барабанщика интервью, к музыканту домой пришёл молодой барабанщик, ради единственного урока у Морелло прилетевший из Австралии.

ВИДЕО:
Dave Brubeck Quartet, “Take Five”, 1961:

Соло Джо Морелло в составе квартета Дейва Брубека с использованием новаторской для тех лет техники игры по барабанам руками без палочек, 1961:

Подбор сольных фрагментов игры Джо Морелло и эпизодов из его учебного видеофильма:

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Долгая хорошая жзнь.
    Интересно, почему Морелло так (относительно) рано ушёл от Брубека?

    • Так ведь в 68-м прекратил существование весь квартет Брубека как таковой. Некролог писался по горячим следам, некогда было развивать темы. В версии для бумажного журнала, конечно, будет более подробно.

      И потом, разве 12 лет -- это мало? Мне кажется, что для джазового ансамбля состав такой продолжительной стабильности -- скорее исключение.

      • Учитывая, сколько лет Брубек играет после 1968 года, то скорее мало чем много. Даже если помнить, что они играли вместе с Морелло целых 12 лет. Но есть же примеры и более продолжительного сотрудничества: например, трио фон Шлиппенбаха, Эванса и Ловенса, которые вот уже 40 лет выступают вместе.

        • Трио Шлиппенбах-Эванс-Ловенс вместе выступает 40 лет -- от случая к случаю, иногда не собираясь годами.
          А квартет Брубека был постоянным ансамблем, который гастролировал в среднем что-то порядка 150 дней в году.
          Есть разница.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.