In Memoriam:Барабанщик Джо Морелло (1928-2011)

4
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
Ким Волошин KV

Ранним утром 12 марта (в Москве был уже вечер) в своём доме в Нью-Джерси скончался на 83-м году жизни один из самых влиятельных джазовых барабанщиков 1950-60-х гг. — Джо Морелло, известный всему миру по 12 годам работы в легендарном квартете пианиста Дейва Брубека.

Именно Морелло принадлежат лавры новаторства в области использования в джазе необычных, «неквадратных» размеров — пять четвертей, семь четвертей и т.п. И, безусловно, одна из самых известных барабанных «формул» вообще (по крайней мере, до наступления эпохи рок-музыки) — это его чеканная пятичетвертная партия и соло на 5/4 в знаменитой пьесе саксофониста Пола Дезмонда «Take Five». 

Joe Morello
Joe Morello

 

Морелло родился в Спрингфилде, штат Массачусеттс, 17 июля 1928 г. У него было очень плохое зрение, поэтому с детства он занимался не спортом, как большинство американских детей, а музыкой: он хотел стать скрипачом, но в подростковом возрасте услышал легендарного Яшу Хейфеца и, согласно известному джазовому мифу, решил, что никогда не добьётся такого же звука на скрипке и поэтому лучше станет барабанщиком. Сказано — сделано: молодой Морелло учился у двух выдающихся барабанщиков своего времени, Джорджа Стоуна (автора важнейшего учебника барабанной игры 40-х, «Контроль над палочками для исполнителя на малом барабане») и Билли Глэдстоуна, штатного барабанщика нью-йоркского мюзик-холла «Радио Сити». Кстати, Стоун был так впечатлён способностями своего ученика, что (это уже не миф, а исторический факт) написал новый учебник под воздействием идей Джо и посвятил ему первое издание новой книги, «Акценты и отскоки». Поселившись в Нью-Йорке, Морелло окунулся в богатую джазовую жизнь столицы мирового джаза. Он играл со всеми, от Джея Макшэнна и Стэна Кентона до Мариан Макпартланд и Фила Вудса. Его уже приглашали в оркестры Бенни Гудмана и Томми Дорси, но он отклонил оба приглашения, чтобы в 1955 г. отправиться в тур с мало кому ещё известным пианистом Дейвом Брубеком. Нанимался Джо всего на два месяца, а проработал в квартете Брубека двенадцать с половиной лет, аранжировав для ударных и записав классические номера — «Take Five», «Unsquare Dance», «Blue Rondo a la Turk», «Strange Meadow Lark» и др. Всего он записал в составе этого ансамбля около 60 альбомов.

Джо Морелло в составе квартета Дейва Брубека, начало 1960-х
Джо Морелло в составе квартета Дейва Брубека, начало 1960-х

 ДАЛЕЕ: продолжение биографии Джо Морелло и ВИДЕО.
Покинув Брубека в 1968 г., когда распался «классический» состав квартета, Джо Морелло в основном посвятил себя преподаванию игры на ударных инструментах. Среди его учеников — ряд известных барабанщиков, причём не только в джазе (например, Дэнни Готтлиб), но и в рок-музыке (барабанщик группы Брюса Спрингстина — Макс Уайнберг). Его перу принадлежит ряд учебных пособий; кроме того, он выпустил учебный видеофильм «Естественный подход к технике».

Джо Морелло давал частные уроки у себя дома до последних лет жизни. Известный джазовый критик Пол ДеБаррос, первым сообщивший о его уходе из жизни, вспоминает, как в тот день, когда он брал у легендарного барабанщика интервью, к музыканту домой пришёл молодой барабанщик, ради единственного урока у Морелло прилетевший из Австралии.

ВИДЕО:
Dave Brubeck Quartet, «Take Five», 1961:

Соло Джо Морелло в составе квартета Дейва Брубека с использованием новаторской для тех лет техники игры по барабанам руками без палочек, 1961:

Подбор сольных фрагментов игры Джо Морелло и эпизодов из его учебного видеофильма:

реклама на джаз.ру

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Долгая хорошая жзнь.
    Интересно, почему Морелло так (относительно) рано ушёл от Брубека?

    • Так ведь в 68-м прекратил существование весь квартет Брубека как таковой. Некролог писался по горячим следам, некогда было развивать темы. В версии для бумажного журнала, конечно, будет более подробно.

      И потом, разве 12 лет — это мало? Мне кажется, что для джазового ансамбля состав такой продолжительной стабильности — скорее исключение.

      • Учитывая, сколько лет Брубек играет после 1968 года, то скорее мало чем много. Даже если помнить, что они играли вместе с Морелло целых 12 лет. Но есть же примеры и более продолжительного сотрудничества: например, трио фон Шлиппенбаха, Эванса и Ловенса, которые вот уже 40 лет выступают вместе.

        • Трио Шлиппенбах-Эванс-Ловенс вместе выступает 40 лет — от случая к случаю, иногда не собираясь годами.
          А квартет Брубека был постоянным ансамблем, который гастролировал в среднем что-то порядка 150 дней в году.
          Есть разница.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.