Челябинск: чем конкретно, дорогие коллеги, вы помянули своих друзей?

1
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Наталья Риккер,
Челябинск
Фото: Евгения Маркова
NR

25 января в Челябинске в 6-й раз прошла акция «Памяти музыкантов». На мемориальном концерте в зале Челябинской филармонии собрались известные джазовые и эстрадные коллективы и исполнители.
Идея акции принадлежит участникам ансамбля «Уральский диксиленд» во главе с трубачом Игорем Бурко. Зимой 2007 года они впервые объединили местные музыкальные силы для того, чтобы помянуть своего безвременно ушедшего коллегу — певца и барабанщика Бориса Савина (Бориса Петровича, или, как его называли друзья, «Боба» Савина не стало 7 октября 2006 г.). Концепция концерта со временем получила развитие: его стали посвящать всем ушедшим музыкантам, чья деятельность была связана с челябинской сценой. Необходимость столь широкого охвата диктовали объективные обстоятельства: большинство «исторических» персон джаза, эстрады, рока, бардовской песни не оставили после себя полноценных аудио- или видеозаписей. И единственный источник информации об этих, в большинстве случаев, ярких и талантливых личностях — общая музыкальная память нескольких поколений музыкантов и слушателей.

Игорь Бурко (Уральский Диксиленд)
Игорь Бурко (Уральский Диксиленд)

Учитывая рекордную продолжительность концертов прошлых лет (акции «Памяти музыкантов» превращались в многочасовые фестивали), на сей раз оргкомитет сократил число участников, обозначив кворум уже в названии «Памяти джазовых музыкантов». Синхронна с такой тематикой и значительная дата: челябинскому джазу в 2012-м исполняется 80 лет. Точка отсчёта — появление в Челябинске первого джазового оркестра. Его создал скрипач Анатолий Абрамович Хайкин. Джаз играли в ресторане «Гигант», названном, разумеется, в честь строившегося гиганта тяжёлой промышленности — Челябинского тракторного завода.
Имена Анатолия Хайкина, его сына и творческого наследника Александра Хайкина, выдающихся джазовых педагогов и бэндлидеров Михаила Папашики и Олега Тергалинского, их многочисленных учеников и коллег звучали со сцены, их фотографии демонстрировались с большого экрана. Но, пожалуй, это был единственный мемориальный мотив. К удивлению и сожалению, в программе концерта не прозвучали пьесы или песни, которые могли бы стать ассоциативным «мостиком» между теми, кто «там», и теми, кто «здесь». Не восстановили и столь логичные для контекста концерта архивные партитуры. Музыкальное наполнение оказалось куда более созвучным текущему репертуару современных челябинских исполнителей. ДАЛЕЕ: как прошёл концерт, кто что показал и чем сердце успокоится

«Уральский Диксиленд» и камерный оркестр «Классика»
«Уральский Диксиленд» и камерный оркестр «Классика»

Открывший концерт сводный состав ансамбля «Уральский Диксиленд» и камерного оркестра «Классика» повторил удачную формулу, совсем недавно воплощенную на их сольном концерте «Джаз + Классика» . В симфоджазовых аранжировках тромбониста диксиленда Наиля Загидуллина исполнялись популярные темы традиционного джаза («MoonGlow», «Georgia On My Mind», «Puttin’ On The Ritz» и др.), эстрадные ретро-хиты («Rum And Coca-Cola», «Bei Mir Bist Du Schon»). С точки зрения популяризации симфо-джазовой стилистики (а оркестры Игоря Бурко и Адика Абдурахманова играют в ней весьма убедительно), такое репертуарное решение вполне оправдано, поскольку «Концерт памяти музыкантов» собирает разную в своих пристрастиях публику — от ценителей джаза до патлатых рокеров. Если же вспомнить о тематике концерта, то резонен вопрос: а при чём здесь воспоминания? Если есть дубль в репертуаре, то чем конкретно, дорогие коллеги, вы помянули своих друзей?
Пианист и композитор Константин Щеглов, которого местная музыкальная общественность оправданно называет надеждой челябинского джаза, обратил взор в своё же будущее, а словесное обрамление номера сократил до нуля. Музыкант скромно презентовал дебютный диск своего ансамбля «Лимонное дерево», исполнив титульную композицию «Первый снег». Признаться, трудно поверить в то, что альбом этот без титанических усилий со стороны коллектива получит сколько-нибудь заметную огласку. Хотя музыкальный материал, представленный на пластинке, этого более чем заслуживает. Публика без особого энтузиазма встретила медитативный, приглушенный в звуковой динамике поток изящных музыкальных фраз Щеглова. И проблема кроется даже не в элитарности музыкального продукта, который выдаёт «Лимонное дерево», а, скорее, в перманентном настрое слушателя, чаще совсем не желающего пойти по новым музыкальным тропам.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Биг-бэнд Станислава Бережнова и Станислав Обухов
Биг-бэнд Станислава Бережнова и Станислав Обухов

В зале им. Прокофьева в тот вечер, очевидно, доминировало чувство ностальгическое. Слушатель готовился резонировать с тем, что ему хорошо знакомо, дóрого из прошлого. Посему несколько советских эстрадных песен, исполненных биг-бэндом Станислава Бережнова, провожали громкие овации. И «облегчённое» звучание оркестра приняли легко. Трудно сказать, по какой причине бэндлидер смешал в одном «коктейле» тему Чарли Паркера «Now’s The Time», битловскую «Michelle» в аранжировке Нила Хэфти и, например, «Эй, моряк» Андрея Петрова. Могу предположить, что такой выбор обусловлен стремлением расширить аудиторию оркестра, сделать его репертуар универсальным для мероприятия любой направленности. И если выбирать между инструментальным джазовым музицированием и вокальной эстрадой, то для бэнда маятник заметно качнулся в сторону поп-музыки: большая часть объёмной программы оркестра исполнялась с приглашёнными эстрадными певцами — Станиславом Обуховым и женским квартетом DV-Show.

«Ариэль»
«Ариэль»

Впрочем, полуджазовая «прелюдия» выглядела очень даже логично, если учесть тот факт, что закрывал концерт легендарный челябинский ансамбль «Ариэль». В список его скорбных утрат в прошлом году добавился певец, гитарист и композитор Лев Гуров, автор знаменитой лирической баллады «Тишина». Её-то и пел теперь уже квартет «Ариэль» вместе со всем залом. И хоть группа эта никогда не обращалась к джазовой эстетике, в данном случае была важна не столько чистота стиля, сколько духовное единение маленького сообщества челябинских музыкантов.
Кажется, показать коллектив в обновлённом виде решил не только Станислав Бережнов. Вечер в Филармонии, вообще превратился в своего рода аттракцион приятных сюрпризов. К числу творческих удач стоит отнести дуэт пианиста Константина Щеглова с вокалистом Павлом Столбовым, который исполнил песню Генри Манчини «Moon River». Хриплый вокал Столбова, местами переходящий в шёпот и стон, превратил тему в драматический монолог умудрённого опытом рокера (удивительно, но эта тема выдержала и такое прочтение!) Приятно контрастировал с ним деликатный аккомпанемент Кости Щеглова, лёгким эхом напоминающий о напевной хрестоматийной версии из знаменитого кино.

«Шико»
«Шико»

Столь же неожидан оказался новый состав латино-бэнда «Шико». В группу пришли новые музыканты, дебютанты акции — гитаристы Дмитрий Белов и Александр Петренко. Получилось, что, не меняя генеральной стилистической линии коллектива, фронтмен Игорь Петров добился перемены в звучании. Неплохой «upgrade» для группы, разменявшей второй десяток. Саунд ещё одного гитарного проекта, напротив, остался привычным: Михаил Филиппов с ансамблем «Странствующее озеро» по-прежнему несёт знамя джипси-джаза, аккуратно укладывая в его стилистику и свои авторские сочинения. Сам факт их наличия даже удивил: до сей поры виртуозный инструменталист Филиппов скрывал свою музу под плотным покрывалом чужой композиторской мысли.

Георгий Анохин
Георгий Анохин

Желание демонстрировать собственные сочинения — наметившаяся тенденция концертов челябинских джазменов. Наиболее яркие примеры: флейтист Георгий Анохин, последовательно развивающий в своем творчестве направление new age, гитарист Валерий Сундарев, которому одинаково интересны форматы камерного трио, фьюжн-группы или свингового оркестра. Объединяет этих абсолютно разных музыкантов — наличие оформленной музыкальной мысли. Ясно и со вкусом её выразить помогает исполнительское мастерство, чтобы они не играли — будь то старая песенка «Over The Rainbow» из мюзикла «Волшебник страны Оз», как у Сундарева, или тихая элегия на флейте под аккомпанемент фортепиано, как у Анохина. На мой взгляд, это свидетельство здорового состояния джазовой музыки в Челябинске. Музыкантам хочется играть, хочется высказываться при помощи своего инструмента, и при этом у них есть своя, довольно обширная и толерантная к их творчеству аудитория. Вероятно, это и есть главное «наследство», что оставили нам те, кого мы любили и поминали.

Валерий Сундарев
Валерий Сундарев
реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя