Контрабасист Уильям Паркер: прямая речь

1
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: архив «Джаз.Ру»
GD

Как уже сообщал «Полный джаз 2.0», с 7 по 11 февраля в России будет выступать один из лидеров новоджазовой сцены Нью-Йорка — арт-директор Vision Festival, композитор и контрабасист Уильям Паркер. 7 февраля в культурном центре ДОМ он выступит дуэтом с Хамидом Дрейком (ударные инструменты), а 10 и 11 февраля — в Новосибирске с трио сибирских импровизаторов (Роман Столяр — фортепиано, Владимир Толкачёв — альт-саксофон, Сергей Беличенко — ударные).
ПОДРОБНОСТИ

В преддверии выступлений в России обозреватель журнала «Джаз.Ру» Григорий Дурново взял у Уильяма Паркера интервью, которое мы предлагаем вашему вниманию.

William Parker
William Parker

В Москве вы будете играть дуэтом, но вы руководите ансамблями с разным числом участников, вплоть до больших оркестров. Как отличается работа с большими ансамблями от работы с камерными?

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

— В дуэтах и трио меньше сопротивления. Когда общение происходит на телепатическом уровне, необходим быстрый поток информации. Это всё равно что сравнивать разговор один на один с групповой дискуссией. Большой ансамбль способен производить много звука, выстреливать фейерверком, выплёскивать энергию в крупном масштабе, но способ общения тот же самый.

Как вы сочиняете музыку для оркестров (если сочиняете)? Как вы с ними работаете?

— Я сочиняю, прежде всего думая о конкретных музыкантах, которые будут исполнять музыку. Если я знаю, что именно может заставить каждого из музыкантов петь, я смогу писать, учитывая их сильные и слабые места. Я могу также заняться поиском новых звучаний и включать в произведение новый звуковой опыт. В большинстве случаев я не знаю, каким будет результат, пока музыка не зазвучит.

Что вы можете сказать о барабанщике Хамиде Дрейке? Какие его особенности как музыканта вы бы упомянули прежде всего?

— Хамид — человек очень одухотворённый, он использует ритмы барабанов, чтобы исцелять людей. Он потрясающий слушатель, и всегда очень много даёт другим.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Уильяма Паркера

Как сейчас живёт Lower East Side — квартал Манхэттена, где родился Downtown-авангард? Можете ли вы сравнить нынешнюю ситуацию с тем временем, когда там возникло сообщество творческих музыкантов?

—Нижний Истсайд — место, где очень высока плата за жильё. Многие артисты переехали оттуда. Общее ощущение совсем другое, чем было в семидесятые. Многие выдающиеся творцы музыки умерли. Тем, кто остался, уже за восемьдесят, если они принадлежат к первому поколению, за семьдесят — если ко второму, за шестьдесят — если к третьему. А четвертого поколения среди чёрных музыкантов вроде как и нет. Сейчас, в основном, джаз изучают белые музыканты, которые учились в музыкальных заведениях. Джазовая программа в университете New School существует уже 30 лет. Жизнью общества сейчас управляет компьютерный век.

Как удаётся выживать вашему детищу Vision Festival? Каким вам видится его будущее — как в творческом, так и в финансовом аспекте?

— У Vision Festival, придуманного и ведомого Патришей Николсон, с каждым годом всё меньше денег. Музыка жива, но фестиваль постепенно умирает. И умрёт, если мы не получим денег либо из иностранных источников, либо у себя в стране.

Уильям Паркер с легендой афроамериканского авангарда Фредом Андерсоном на Vision Festival 2009 г.
Уильям Паркер с легендой афроамериканского авангарда Фредом Андерсоном на Vision Festival 2009 г.

Vision Festival посвящён музыке, изобразительному искусству, кино и танцу (кажется всё же, что музыка играет ведущую роль). Часто ли в ваших собственных проектах присутствуют другие формы искусства, помимо музыки?

— Первым источником вдохновения для меня стало кино. Стэн Брэкидж, Кеннет Энгер, Брюс Бэйли, Майя Дерен… Два года назад я сделал новый саундтрек к фильму Годара «Альфавилль». Я всегда работал для театра, работа с танцорами много лет составляла большую часть моей деятельности, и сегодня я сотрудничаю с танцовщицей и хореографом Патришей Николсон. Ещё один мой партнёр — поэт Амири Барака, который входит в ансамбль моего проекта, посвящённого Кёртису Мэйфилду.

Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с импровизационной музыкой? В достаточной ли мере она востребована?

— Нет, она по-прежнему остаётся в андеграунде. Музыканты из андеграунда продолжают каждый день бороться за то, чтобы найти место, где они могли бы показать свою музыку.

Интересует ли вас электроника как средство создания музыки? Обращаетесь ли вы к року, к академической музыке?

— Я не против электроники, я сочинял произведения, в которых использовал плёночные кольца, и буду их сочинять и в дальнейшем, если понадобится. В моей жизни музыка — это всё, что красиво. А красота может быть синего, красного, жёлтого цвета и т. д. Звук, тон, ритуал, миф — вот, что меня по-настоящему интересует.

Вы упомянули проект, посвящённый Кёртису Мэйфилду. Обычно вы предпочитаете играть свою собственную музыку. Есть ли другие музыканты, чьему творчеству вы посвящали целые программы?

— 6 февраля я представляю новый проект, посвящённый Дюку Эллингтону: ансамбль из 14 человек будет играть мои аранжировки произведений Эллингтона и некоторые мои собственные произведения, сочинённые под впечатлением от творчества Дюка.

Вы часто используете инструменты, принадлежащие разным музыкальным культурам. Играете ли вы так же часто с музыкантами из разных стран? Знакомились ли вы в последнее время с чьей-нибудь музыкальной культурой, недостаточно хорошо известной?

— 28 января в Париже я представляю ещё один новый проект под названием «Universal Tonality». Я буду играть со смешанным ансамблем, в котором будут певцы из Сенегала и Индии. Это третья часть серии проектов, в которых я объединяю западные тональности с восточными, чтобы создать универсальную тональность. Я открыт для общения с музыкантами со всего мира. Думаю, любой человек есть нечто большее, чем можно подумать. Мы все происходим из одного места. Мы все братья и сестры по звуку.

Вы иногда обращаетесь к пространствам, находящимся вне Земли. Почему?

— Известные нам принципы жизни, принятые на Земле, провалились. Земля гибнет, и в этой суматохе я не знаю, действительно ли на чужой стороне трава зеленее. Но я точно знаю, что спасение в звуке внутри тонального мира. Когда мы войдём в этот мир, не будет больше войны, бедности, голода, а будет только чистая радость!

Расскажите о грядущих проектах, помимо тех, что вы уже упомянули.

— Будет выпущен комплект из шести дисков, на которых будут собраны результаты деятельности с 1972 по 1982 год. Комплект музыки для различных квартетов — с девяностых годов до сегодняшнего дня. Кроме того, я буду работать над музыкой, где потребуется больше места для сочинительства. Я только что записал произведение для струнного квартета с альт-саксофоном. Буду работать над новым циклом песен («New Song Cycle» по аналогии с «Song Cycle» 1990-х годов — Г.Д.).

William Parker
William Parker
реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для Анонс. William Parker в Сибири. | vovne Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя