Пианист Хэрби Хэнкок в Доме Музыки: серьёзный джаз и народный праздник

4
erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

В ближайшем бумажном номере журнала «Джаз.Ру» (№2/3-2012, начало июня) читайте также эксклюзивное московское интервью Хэрби Хэнкока!

Анна Филипьева (фото, текст), Кирилл Мошков (текст) AFKM

В рамках программы «Американских сезонов» и под эгидой «Двусторонней президентской комиссии Медведева — Обамы» посольство США в Российской Федерации в сотрудничестве с Институтом джаза им. Телониуса Монка организовало выступления в России легенды американского джаза Хэрби Хэнкока. В состав гастрольного коллектива в этом турне вошла также знаменитая вокалистка Ди Ди Бриджуотер. Хэрби Хэнкок выступил в Москве в Доме музыки 14 мая и в Санкт-Петербурге 19 мая (Михайловский театр), а 16 мая вместе с Ди Ди Бриджуотер дал мастер-класс в Российской Академии музыки им. Гнесиных. Поскольку концерт финансировался, видимо, американской стороной, билеты на выступление мировой звезды в Москве стоили не по-московски сказочно дёшево: от 300 до 1500 р. Впрочем, это только официально, в кассе. Известно же, что в кассе Дома Музыки довольно сложно купить билеты за приемлемую цену — даже на обычные коммерческие концерты: таких билетов почему-то чаще всего нет, зато они живенько всплывают перед самым концертом в карманах бодрых мужичков, прохаживающихся перед ММДМ с заговорщицким подмигиванием: «а вот кому билетики на концерт?». Так что те, кто не озаботился заблаговоременным приобретением билетов на концерт 14 мая через интернет, совершенно спокойно мог купить их на улице прямо перед началом — но только с примерно 500-процентной переплатой.
К сожалению, заявленная в программе Ди Ди Бриджуотер не принимала участия в московском концерте, так как сразу после прилёта в Москву внезапно заболела. Об этом сообщил заполненному почти на 100% Светлановскому залу Дома Музыки министр-советник американского посольства по культуре Майкл Хёрли, услышав в ответ разочарованный стон публики: всё-таки вокал для массового слушателя был и остаётся важнейшим из искусств. Но, к чести публики, заметим, что главная звезда вечера сумела (точнее, сумел) заставить её забыть об отсутствии на сцене Ди Ди.

Herbie Hancock
Herbie Hancock

В последние годы Хэрби Хэнкок вплотную занялся джазовой педагогикой — в настоящее время он занимает должность «председателя» Института джаза им. Телониуса Монка. В этом качестве он провёл множество американских и международных гастролей ансамбля преподавателей и выпускников Института им. Монка, ежегодно участвует в жюри Международного конкурса им. Телониуса Монка (самого престижного джазового конкурса в США), ведёт конкурсные концерты, а также работает в отборочной комиссии Института джазового исполнительства им. Телониуса Монка — программы интенсивнейшей двухгодичной бесплатной подготовки специально отобранных молодых музыкантов на уровне колледжа. Он также преподаёт у этих музыкантов в качестве «артиста-резидента», т.е. ведёт для них мастер-классы. Мало того, он участвовал в разработке бесплатных онлайновых учебных курсов по джазу для средних школ и даже сам начитал закадровый текст в мультипликационном «курсе» самого начального уровня — для пятиклассников.
ДАЛЕЕ: подробный репортаж с московского концерта Хэрби Хэнкока, много фото!

Thelonious Monk Institute of Jazz Quintet
Thelonious Monk Institute of Jazz Quinte

Хэрби Хэнкок вышел на сцену не сразу. Он был в этом мини-туре как бы специальным гостем основного состава, Thelonious Monk Institute of Jazz Quintet, который представил москвичам президент Института джаза им. Телониуса Монка — продюсер Томас Картер. В составе квинтета в Россию приехали контрабасист Бен Уильямс (победитель Конкурса им. Монка 2009 г.), преподаватель Института — барабанщик Отис Браун III, тенор-саксофонист Уолтер Смит, трубач Майкл Родригес (финалист Конкурса 2007 г. и бывший участник Liberation Music Orchestra контрабасиста Чарли Хэйдена) и самый, наверное, известный из этого ансамбля — пианист Джералд Клэйтон, финалист Конкурса им. Монка 2006 г., сын прославленного контрабасиста Джона Клэйтона и просто отличный молодой музыкант со зрелым, оригинальным джазовым мышлением. Что до духовиков, то оба они — мастеровитые, крепчайшие профессионалы, замечательно владеющие всем арсеналом современного джазового саксофона и трубы, но, в целом, скорее сайдмены, чем лидеры-солисты.

Lisa Henry
Lisa Henry

Ансамбль представился публике, сыграв 100% традиционный хардбоп — тот самый джаз, который «классическая музыка Америки», незыблемый канон полувековой давности, только украшенный несомненно выросшим за десятилетия кропотливой работы системы джазового образования средневзвешенным уровнем исполнительской техники. Не сильно изменилась картина и с присоединением к ансамблю победительницы Конкурса им. Монка 1994 года — вокалистки Лизы Хенри. Безусловно сильная исполнительница джазовой традиции, хотя и не «звёздного» уровня, она стилистически безупречно исполнила с ансамблем «You’d Be So Nice To Come Home To» Коула Портера — поп-хит 1943 года, впоследствии прославленный джазовыми версиями Джо Стаффорд, Нины Симон и Эллы Фицджералд. В отсутствие приболевшей Ди Ди Бриджуотер именно этой певице пришлось взять на себя весь вокальный репертуар концерта (довольно обширный: шесть пьес из 11). В целом она справилась.

И вот на сцену выходит главная звезда вечера — Хэрби Хэнкок.

Вой восторга. Давненько не слышали мы на джазовых концертах такого взрыва энтузиазма!

Первое, что поражает — это физическая форма прославленного пианиста. Ему уже 72, но он подтянут, строен, крепок и очень моложаво смотрится, а кроме того — как у него водится, чрезвычайно клёво одет: на нём какая-то сногсшибательная красная с чёрным, белым и золотым шёлковая рубаха.

Herbie Hancock
Herbie Hancock

Мощные, драйвовые низкие ноты рояля; включается восьмидольный бит ритм-секции… э-э, да это же «Cantaloupe Island»! Да не в какой-то модерновой редакции, а практически такой, каким он был сыгран 48 лет назад на альбоме Хэнкока «Empyrean Isles». Ну, понятно, Майкл Родригес — отнюдь не Фредди Хаббард, игравший потрясающее соло на трубе (точнее, на корнете) в оригинальной записи, но 32-летнему трубачу тем не менее удалось не имитировать звучание великого предшественника, а хотя бы попытаться рассказать какую-то современную историю. То же и с ритм-секцией: не пытаясь повторить игру Тони Уильямса и Рона Картера, их современные коллеги Браун и Уильямс тем не менее сыграли весьма интересно — и, что приятно, не пытаясь «загнать» тему, как это чаще всего делают современные её интерпретаторы: напротив, «Дынный остров» прозвучал даже чуть медленнее и ещё более расслабленно, чем оригинал, хотя и не так упруго. Впрочем, главное — всё-таки интерпретация самого Хэнкока. Согласитесь, не каждый день удаётся послушать, как мастер, космически далеко ушедший от мэйнстрима своей молодости, спустя полвека возвращается к одному из своих ранних мегахитов. И выясняется, что и полвека спустя ему есть что сказать в этой теме, и сказать иным, современным языком. Не вдаваясь в подробное, детальное описание его игры, заметим только, что сильнее всего запомнилось финальное проведение темы, где бас, барабаны (перешедшие из ровных фанковых 8/8 в почти что boogaloo, да ещё и на 2/4) и гремящие басовые ноты в левой руке Хэнкока образовывали своеобразную имитацию «биг-бита» начала 60-х.

Herbie Hancock, Walter Smith, Michael Rodriguez
Herbie Hancock, Walter Smith, Michael Rodriguez

Хэрби Хэнкок любит говорить с публикой на своих концертах. Вот и сейчас, после длительной овации, он подробно рассказал о том, что он теперь — Посол доброй воли ЮНЕСКО, что в этом качестве 27 апреля открыл в парижской штаб-квартире культурной организации ООН празднование первого в истории Международного дня джаза, и что концерт в Москве — несомненно, часть празднования этого нового международного праздника, который теперь будет отмечаться каждый год 30 апреля.

Тем временем участники квинтета Монковского института покинули сцену, и на ней вновь появилась Лиза Хенри. Судя по всему, в программе в этом месте планировался дуэт рояля и вокала — Хэрби и Ди Ди, но в силу отсутствия последней исполнить роль партнёра великого пианиста довелось Лизе. Она спела общеизвестный стандарт — балладу «Body And Soul», и благодаря деликатной поддержке фортепиано справилась весьма удовлетворительно.

А когда после баллады вернулся квинтет, Хэнкок удалился за сцену передохнуть, и его место за роялем снова занял 27-летний Джералд Клэйтон. Поскольку ансамбль представлял Институт Монка, логично было исполнить посвящение Монку — и прозвучала «Monk’s Dream», где Лиза Хенри пела текст Джона Хендрикса, прославленный исполнением легендарной вокалистки Кармен Макрэй. Особенно запомнились угловатые гармонические гроздья в соло фортепиано, которыми Клэйтон удачно намекал на характерную «смещённую геометрию» игры Телониуса Монка. А вот без тембрально странной попытки вокальной имитации квакающей трубы с сурдинкой вполне можно было и обойтись. Впрочем, как говорили те, кто побывал на концерте в Санкт-Петербурге 17 мая, это была только часть некоего целого — вообще-то Лиза Хенри разыгрывает эту сценку вместе с Ди Ди Бриджуотер, которая одновременно изображает тромбон, и вот в дуэтном варианте это слушается вполне органично. Ну что ж, нам не повезло, а питерцам — таки да…

Вернулся Хэнкок, и начался самый серьёзный, самый глубокий блок концертной программы.

Медленно и протяжно была изложена авторская тема Хэнкока «Maiden Voyage», впервые записанная им на одноименном альбоме 1965 г., который в 1999-м был введён в «Зал славы премии Грэмми». Один из классических образцов модального джаза, где в форме AABA на каждую секцию формы приходится всего два аккорда (то есть всего в гармонической сетке их четыре), «Первое плавание» представило в развёрнутом соло великолепного Хэнкока — свободного, суховатого, холодноватого и очень сложного, постоянно задающего непростые задачки ритм-секции.

Herbie Hancock
Herbie Hancock

Ещё «непроще» стало в следующей пьесе — «E.S.P.» Уэйна Шортера, которую Хэнкок играл в том же 1965 году на одноименном альбоме Второго великого квинтета Майлса Дэйвиса. Здесь Хэрби предложил сложнейшее, весьма современное прочтение, космически далеко отстоящее от его короткого соло 47-летней давности.

В публике было множество джазовых музыкантов, почти вся джазовая Москва, но было и множество слушателей с менее обширной подготовкой: вот им-то, наверное, к этому моменту стало совсем трудно. За спиной автора этих строк послышалось глубокомысленное замечание: «Нда-а… серьё-озный джаз… Академический такой…»

А Хэнкок все углублялся в непростую часть своего репертуара. В точке «золотого сечения» концертной программы весь ансамбль покинул сцену, и мастер погрузился в единоличное музицирование, взяв за основу свою пьесу «Sonrisa» с сольного альбома 1978 г. «The Piano». Впрочем, там эта пьеса (по-испански её название означает «Улыбка») звучала меньше четырёх минут, а на концерте великий пианист развернул её изложение более чем вдвое объёмнее, доведя медленное, постепенное динамическое развитие изящной темы до практически шопеновских высот — и всё это с одному только Хэнкоку свойственной свободой, но и строгой логикой ритмических решений.

Окончание «серьёзного» блока публика приняла ещё одной овацией — уже не авансом за сам факт выхода на сцену, но с ощущением глубокой благодарности мастеру за редкую возможность заглянуть в такие полузабытые (а кому-то и вовсе неизвестные) глубины его репертуара. Хэкок удалился, на сцену вышел молодой квинтет вместе с вокалисткой, и, скрестив саркастически-жизнеутверждающий текст от «Everyday I Have The Blues» с лихим духовым риффом от «Centerpiece», жахнул лихого ритм-н-блюза, с лихвой компенсировав публику за «серьёзный академический джаз». Было и пение хором с публикой, и массовое хлопание в ладоши (во вторую долю, что немаловажно!), и вообще народный праздник. Понятно, что умение играть блюз — это, так сказать, «пис дейли бреда» (кусок хлеба насущного) для джазового музыканта; интересно, что вокальную природу блюзовой фразировки в этой пьесе лучше всего удалось показать не человеческому голосу, а трубе Майкла Родригеса.

Gerald Clayton
Gerald Clayton

Оживление публики после этой «веселухи» было так велико, что 72-летний Хэнкок, подыгрывая настроению аудитории, на сцену буквально прибежал, да ещё и фактически вприпрыжку. Джералд Клэйтон на сей раз не ушёл, оставшись стоять за спиной у мастера и внимательно глядя ему в руки. И грянула, наверное, самая неожиданная в этом контексте тема — «Cherokee» Рэя Нобла, тема 1938 г., нашедшая с лёгкой руки Чарли Паркера (построившего на её гармонической сетке свою пьесу «KoKo», первый образец бибопа, записанный на пластинку в 1945 г.) широкое использование в боповой и постбоповой идиомах. И интерпретация её тоже была неожиданна: в теме ритм-секция играла странный, но моторный бит на первую-третью долю, переходя на свинг только в «бридже». Но вот что я вам скажу: послушать Хэрби Хэнкока, играющего полимодальные надстройки параллельно с соло саксофониста в этой древней теме — дорогого стоит!

А ещё дорогого стоил великолепный эпизод музыкального цирка, устроенный Хэнкоком и молодым Клэйтоном. Сперва Хэрби уступил парню клавиатуру на целый квадрат. Потом они ещё раз пересели. И вот уже они прыгают за рояль и из-за рояля, меняясь каждые восемь тактов, и финишируют в четыре руки, одновременно взяв какой-то вулканический аккорд в глубоких басах! И вот тут-то была третья овация — самая настоящая, на несколько минут, с настойчивым бисированием, так что музыканты в конце концов снова вышли на сцену и, вновь воздав честь великого Монку, сыграли (оба пианиста в три-четыре руки!) одну из самых заковыристых тем Телониуса-Мелодиуса — «Straight, No Chaser» (как только не переводили у нас это название, в действительности означающее столь близкое русскому сердцу «Не разбавляя и без закуски»!).

Да, это был неожиданный, странный концерт. Но насколько же кайфовый! Когда бы ещё мы послушали Хэнкока, играющего хрестоматийные стандарты? Хэнкока, неожиданно возвращающегося к своим давним, тоже уже вполне хрестоматийным хитам? Хэнкока, играющего Монка в четыре руки с отнюдь не лишённым потенциала пианистом на сорок пять лет себя младше? Уж, во всяком случае, не во время обычных коммерческих гастролей и уж точно не сейчас, когда Хэнкок всё ещё временами катается с материалом своего «поп»-проекта из песен Джона Леннона. В общем, этот концерт как бы компенсировал нам многое из того Хэнкока, которого мы из-за «железного занавеса» так и не услышали — ну, разве что, кроме его джаз-рокового периода; но акустический джазовый Хэнкок, как ни крути, весьма важная часть творческого арсенала великого пианиста! Так что — спасибо, мистер Хэнкок!

реклама на джаз.ру

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Замечательный рассказ о концерте Херби Хенкока!!) спасибо, Кирилл!! Вы блестящий музыковед джаза!))) я получил на концерте ХХ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ! Это действительно наслаждение видеть и слышать такого мастера и прекрасных молодых музыкантов!! Согласен, как мы еще далеки от них, хотя я хожу на все значимые и проектные концерты русских джазменов!) Но у нас есть шанс! Догнать и перегнать АМЕРИКУ!))

  2. Валерий, спасибо за комплимент. Однако я вовсе не музыковед — у меня нет формального музыковедческого (и вообще музыкального) образования. Я по образованию журналист, по специальности — музыкальный журналист ;-)
    КМ

  3. Хороший репортаж, хороший концерт. И, уверена, многие получили бы большее удовольствие от выступления, если бы не отвратительно настроенный звук. Обычно в предвкушении первых звуков надеешься на мурашки, которые пробегут по твоей коже, но этот «гульный» звук рояля возвратил небес на землю

    • Ксения, в Доме Музыки звук, к сожалению, сильнейшим образом зависит от того, где именно Вы сидите — даже в партере есть несколько акустических «ям», где звук ужасен, как его ни настраивай от FOH-пульта. А уж боковые балконы… :(
      Джаз.Ру

Добавить комментарий для Ксения Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя