Прощание с Шакалом. Польский саксофонист Томаш Шукальски (1947-2012)

3
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

2 августа в больнице варшавского пригорода Пясечно после длительной борьбы с болезнью умер Томаш Шукальски, или «Шакал», один из самых известных польских джазовых музыкантов.
Томаш Шукальски родился в Варшаве 8 января 1947 г. Он окончил лицей при Государственной высшей музыкальной школе — Варшавской консерватории (ныне Музыкальный университет им. Фридерика Шопена в Варшаве) по классу кларнета и в то же время самостоятельно овладел игрой на тенор- и сопрано-саксофонах. Впоследствии к его музыкальному арсеналу добавился ряд других инструментов, прежде всего бас-кларнет, на котором он много записывался.

Tomasz Szukalski
Tomasz Szukalski (photo: Przemysław Sikora /East News)

Первое профессиональное выступление Шукальского на джазовой сцене состоялось в 1967 г. в сопровождающем составе вокальной группы Partita на варшавском фестивале Jazz Jamboree. В этот период он играл также с ансамблями саксофониста Януша Муняка, пианиста Томаша Очальского, участвовал в биг-бэнде Stodoła («Стодоля» — название клуба студентов Варшавского политехнического института). Но по-настоящему Шукальского заметили, когда, начиная с 1972 г., он стал участвовать в ансамбле альт-саксофониста Збигнева Намысловского. Игра Шукальского на теноре, сопрано-саксофоне и бас-кларнете звучит на многих альбомах Намысловского, в том числе на двух ключевых для польского джаза 70-х годов работах — «Winobranie» (1973) и «Kujaviak Goes Funky» (1975). Эти записи сделали Шукальского весьма востребованным музыкантом: его приглашали на записи и для гастролей крупнейшие польские джазмены — саксофонист-флейтист Влодзимеж Нахорны, трубач Томаш Станько, саксофонист Ян «Пташин» Врублевски.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

ВИДЕО: Zbigniew Namysłowski Quintet — «Smutny Jasio» (с альбома «Kujaviak Goes Funky» (1975). Збигнев Намысловски — альт-саксофон, Томаш Шукальски — тенор-саксофон, Войцех Кароляк — электропиано, Павел Яржембски — бас, Чеслав «Малы» Бартковски — барабаны

ДАЛЕЕ: продолжение истории жизни Томаша Шукальского, много фото, ВИДЕО 

В 1974-1979 годах в составе ансамбля Томаша Станько саксофонист много гастролировал и записывался в Европе (в том числе для ведущего европейского лейбла ECM).

ВИДЕО: Tomasz Stańko, Tomasz Szukalski, Edvard Vesala, Peter Warren — «TWET» (1974)

Шукальски активно сотрудничал с другими артистами ECM и ряда иных европейских лейблов, среди которых были контрабасисты Арильд Андерсен, Палле Даниэльссон, Антти Хютти и Дейв Холланд, барабанщик Эдвард Весала, гитарист Терье Рипдал, трубач Палле Маккельборг и саксофонист-флейтист Юхани Аалтонен. В то же самое время (1975-76) Шукальски записался на нескольких альбомах легендарной польской прог-роковой группы SBB.

The Quartet
The Quartet

В 1977 г. пришло время для создания собственного коллектива. Состав был назван просто The Quartet, и в его состав вошли первоклассные инструменталисты — басист Павел Яржембски, пианист Славомир Кульпович и барабанщик Януш Стефаньски. «Квартет» считался ансамблем без лидера: на обложках их виниловых альбомов писались все четыре имени участников состава. The Quartet дебютировал не так, как другие джазовые коллективы: состав поначалу не выступал публично, зато делал много записей для фондов Польского радио. Только в январе 1978 г. «Квартет» проехался с гастролями по всей Польше, финишировав на варшавском фестивале Jazz Jamboree. В программе тура были в основном пьесы Кульповича и Шукальского. Музыка «Квартета» находилась в рамках традиций так называемого «креативного джазового мэйнстрима» 1950-60-х гг.

ВИДЕО: The Quartet, фрагмент альбома «Loaded» (1980, Leo Records)

В 1980 г. распалась ведущая польская арт-роковая группа SBB, где Шукальски играл в середине 70-х, и её вокалист, бас-гитарист и клавишник Йозеф Скшек стал играть дуэтом с Шукальским; результатом стал фьюжн-альбом «Ambitus Extended» (1981). В том же году Шакал в составе новой группы Скшека, Formacją Józefa Skrzeka, участвовал в записи альбома «Wojna Światów» («Война миров»). Он в этот период одинаково интенсивно играл и в джазовой, и в рок-идиоме и даже выступил почти одновременно на двух варшавских фестивалях 1981 года — «Джаз-Джембори» и «Рок-Джембори», играя эстетически совершенно различные программы. В том же году он успел поработать с американским аранжировщиком Гилом Голдстином и с молодым американским фьюжн-гитаристом Дином Брауном.

ВИДЕО: Томаш Шукальски и Йозеф Скшек на фестивале Jazz Jamboree-81

В Польше нарастал политический кризис 1981 года, но за месяц до объявления правительством генерала Ярузельского военного положения Томаш Шукальски выехал в Баден-Баден, где участвовал в цикле концертов памяти Джона Колтрейна вместе с американским барабанщиком Рашидом Али, британским саксофонистом Джоном Сёрманом и германским тромбонистом Альбертом Мангельсдорффом. После объявления военного положения 13 декабря 1981 г. саксофонист вернулся в Польшу, где получил приглашение от работавшего в тот период на Польском радио коллеги Яна «Пташина» Врублевского, который руководил на радио биг-бэндом «Джазовая студия Польского радио», а вне радио — собственным ансамблем под замечательно ироничным названием SPPT Chałturnik (что расшифровывалось как «Stowarzyszenie Popierania Prawdziwej Twórczości „Chałturnik”» — «Ассоциация поддержки честного творчества “Работник”»). Работа в оркестре у Пташина помогла Шукальскому пересидеть трудные времена, но после яркой креативности ансамблей Намысловского, Станько и «Квартета» участие в добропорядочном старомодном мэйнстримовом оркестре трудно было назвать шагом вперёд. Только после того, как военное положение было отменено летом 1983 г., работа Шукальского стала набирать новые обороты; в 1984-м он собрал новое трио с барабанщиком Чеславом «Малым» Бартковским и клавишником Войцехом Кароляком. Альбом этого трио, «Time Killers», историки польского джаза оценивают как один из лучших польских альбомов 1980-х гг.
В 1985-м Шукальски собрал новый состав — квартет, в который вошли пианист Анджей Ягодзиньски, барабанщик Пётр Бискупски и контрабасист Анджей Чуджич; идейно и стилистически этот ансамбль наследовал «Квартету» конца 70-х, хотя Шукальски был единственным музыкантом, игравшим в обоих коллективах.
ВИДЕО: квартет Томаша Шукальского — «Body And Soul»

Годом позже появился ещё один состав — «Блюзовый дуэт Ш-Ш», Blues Duo SZ-SZ, забавное название которого происходило от первых букв фамилий обоих участников — Шукальского и пианиста Януша Шпрота. Дуэт много записывался и выступал на фестивалях, но специалисты не относят его к большим удачам Шукальского. Более удачным был квартет 1990 года с пианистом Артуром Дуткевичем, но основным форматом для Шукальского в 1990-е годы стал акустический джазовый квартет, в которых входили Дуткевич, контрабасист Чуджич и различные барабанщики.
В первом десятилетии нового века Шукальски в основном выступал в трио (пианист Войцех Кароляк и молодой барабанщик Кшиштоф Джеджич). Его также много приглашали для совместных выступлений музыканты более молодых поколений; многим запомнились его выступления в квартете бывшего участника SBB — живущего в Польше греческого гитариста и клавишника Апостолиса Антимоса, который для сольного импровизационного проекта пригласил Шукальского, барабанщика Джеджича и легендарного норвежского контрабасиста Арильда Андерсена.
ВИДЕО: «Ballada o spełnionych snach» («Баллада о несбывшихся мечтах») Войцеха Кароляка. Соло на саксофоне — Томаш Шукальски, дирижёр оркестра Пташин Врублевски, барабаны — Малы Бартковски, ф-но — Войцех Кароляк

В последние годы, как сообщают польские коллеги, Томаш Шукальски оказался в тяжёлых жизенных обстоятельствах. Он был непростым человеком, абсолютно бескомпромиссным и в творчестве, и в жизни, не боялся высказывать резкие мнения кому угодно, а в спорах о музыке и других важных вещах, как рассказывали, мог запросто и в драку полезть, что не способствовало его благоустроенности в жизни. Когда подступили болезни, музыкант остался без средств к существованию. Чтобы помочь ему, пианист Артур Дуткевич и варшавская радиостанция Jazz FM организовали серию благотворительных концертов под общим названием «День Шакала» (обыграв музыкантское прозвище Шукальского, «Шакал», и название знаменитого детектива Фредерика Форсайта — «The Day of the Jackal»). В концертах приняли участие буквально десятки выдающихся польских джазовых музыкантов; в самом крупном, состоявшемся 21 сентября 2010 в Варшаве, участвовали Томаш Станько, Адам Макович, Лешек Можджер, Марцин Василевски, Михал Урбаняк, Урсула Дудзяк, Ярослав Сметана и другие.

Томаш Шукальски на "Дне шакала" (2010) Фото: Krzysztof Wierzbowski
Томаш Шукальски на “Дне шакала” (2010) Фото: Krzysztof Wierzbowski

Последние два с половиной года жизни Томаш Шукальски, который в силу ряда заболеваний уже не мог играть, провёл в Доме ветеранов сцены в пригороде Варшавы — городке Сколимув. Артур Дуткевич, который заботился о нём в этот период, так отозвался на известие о смерти 65-летнего Шакала: «Очень жаль, что он ушёл быстро. Но он и жил быстро».

Предыдущая статьяРадио России: анонс программ «Бесконечное приближение» на август
Следующая статьяДжазовый подкаст: Jack DeJohnette
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Вот так уходят большие музыканты. Много раньше своего времени. Как много чувства во всём, что Шукальский играл, со своим хорошо узнаваемым “почерком” -- да, он нашёл свой стиль, который одновременно выдавал в нём именно ПОЛЬСКОГО музыканта. Лирика с “надрывом”, иногда -- криком. Никогда не забуду выступления дуэта Станько-Шукальского (без никого более!) на фестивале в небольшом французском городке Le Mans: в течение часа эти два музыканта держали в напряжении зал… Я имел счастье лишь однажды играть с ним в джеме -- очень давно. Уверен, “Шакал” останется в истории джаза, как и многие другие польские джазмены. Мир его праху!

  2. Томаш был уже немолод, когда джазмены и студенты Сибири пригласили его для выступлений в Красноярске. Филармония бесплатно дала нам 800-местный зал и квартет Шукальского играл там тоже бесплатно. После концерта все мы собрались посидеть-поговорить-поиграть в клубно-приватной атмосфере. И тут гость наш растрогался, когда наш приятель-филофонист преподнес ему в реставрированно-оцифрованном виде его ранние записи. Его, как и весь Polish Jazz, здесь не только любили, но и хорошо знали. А у студентов была ещё любовь к Польше, воспитанная стихами Мицкевича и Словацкого и прежде всего, конечно, Шопеном. Я говорю об этом уверенно, потому что сам приложил к этому руку педагога.

Добавить комментарий для Владимир Василенко Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.