GreatLiveMusic Festival в Северном Гоа: «два мира, два культура»

0
Яна Кобзева
фото: Лена Микова
YK

reportНе секрет, что зимой северяне мечтают оказаться где-нибудь поюжнее, а в идеале — на берегу тёплого океана, и музыкальные пристрастия здесь абсолютно ни при чём. Мы давно привыкли к летним европейским и американским фестивалям, посетить которые так стремимся. Желанное сочетание солнечного отдыха, истинного удовольствия от хороших концертов и радости «тематического» общения заряжает нас на весь год позитивными воспоминаниями и хорошей физической формой впридачу. Конец января и начало февраля, как затянувшийся тормозной путь долгих российских новогодних каникул, чаще всего не знаменуют собой ничего особо примечательного. Не мечтая о большем, по возможности все стараются уехать кто куда. Ну а если всё же представить фантастическое зимнее сочетание отдыха у океана и любимой музыки, то получится фестиваль GreatLiveMusic в Северном Гоа (Индия).

Jazz’n’Goa
Jazz’n’Goa

Идею фестиваля, объединяющего джаз, рок и тёплые волны Индийского океана, воплощают «Русский Дом» в Дели и компания «Тара Тревел» — прекрасные русские девушки, не так давно обосновавшиеся в индийском штате Гоа. Они знают наверняка, как нелегко порой складывается творческое зимовье в России и какое оживление могут привнести наши музыканты в туристическое многообразие, пожалуй, лучшего штата Индии. Изначально организаторы ориентировались на фьюжн — слияние стилей, хотя не секрет, что Гоа — это родина музыки транс, а первые джемы в 60-х проходили с участием Джона Леннона и Джими Хендрикса. Это определяет многое, но не всё. Оказалось, здесь уместны разные стили и направления, главное, чтобы музыка несла мощный энергетический заряд и свободу самовыражения. Все площадки фестиваля — это места особые, культовые, можно сказать со своей историей и аудиторией, которые в большей степени связаны с рок-культурой, поэтому вполне понятен роковый крен в программе фестиваля. Однако нашлось место и джазовой музыке — отдельным направлением фестиваля является Jazz’n’Goa.
Далее: джаз и Гоа — сочетается ли несочетаемое, и что там делали российские джазмены?

Многие ездят зимовать в Гоа не первый год и приезжают оттуда полные сил и новых идей. Иные возвращаются с разочарованием, или того хуже — с пошатнувшимся здоровьем и негативным опытом выживания. Вот и мы, получив приглашение от организаторов, до конца не понимали, радоваться нам или вежливо отказаться от поездки. В результате победило здоровое любопытство и жгучее желание погреться на солнышке хотя бы немного.

В Домодедово, наслушавшись перед вылетом страшных баек про змей, которые на каждом шагу в большом количестве, а также обезьян, которые «как прыгнут», мы немного приуныли, но полететь — полетели. И не пожалели. «Все зависит от того, с какими мыслями ты сюда приехал и насколько готов принять ситуацию», — объяснили нам по приезде. Мы послушно кивнули в ответ и приготовились «принять ситуацию».

Совет оказался очень кстати, и начали мы с того, что радовались, если с нами ничего плохого не происходило. Присматривались к хаотичному образу жизни вокруг, стараясь сохранять самообладание и внутреннее равновесие. Получилось. На третий день фокус навёлся, и всё потихоньку стало вставать на свои места, вернее — в хаотичности мы вдруг стали различать очертания системности, правда, несколько отличной от нашей. Отсутствие полного комфорта бодрит и подвигает на бытовые импровизации и новые приключения. Главное — не противопоставлять собственную волю общему процессу, тогда быстрее все пойдет на лад.

В этом году из России на фестиваль приехала большая делегация, включая неравнодушных родственников выступающих артистов и московских журналистов. Поселились все в бойком местечке Анжуна, облюбованном европейскими хиппи старого образца и «нестандартной» молодежью.

GreatLiveMusic стартовал 1 февраля и гремел по побережью в течение шести дней. По слухам, в прошлом году пилотный проект фестиваля прошел довольно удачно, и в этот раз организаторы решили осилить полную версию проекта.

The Broun Indian Band
The Broun Indian Band

Первый день случился в джазовом формате на «элитном» пляже Марбела и представлял несколько составов. Первой выступали The Broun Indian Band (Goa), состоящая из индийцев и осевших в Гоа европейцев. Импровизационную вязь с местным колоритом вполне благосклонно принимала многочисленная публика. Затем под оживлённые аплодисменты на сцене появились питерские джазмены: исполнитель на губной гармонике Максим Некрасов, басист Филипп Мещеряков, барабанщик Дмитрий Шварц, гитарист Геннадий Рубцов, а также «грувистый» басист и арт-директор джазовой программы фестиваля — Сергей Кузьмищев.

Филипп Мещеряков, Максим Некрасов
Филипп Мещеряков, Максим Некрасов

Музыканты представляют здесь свои проекты уже второй год подряд. Джаз, как говорится, джазом, но «имеющий уши» да услышит, что чистый мэйнстрим здесь не пройдёт. И дело не в том, что люди здесь не «продвинутые»: просто само место, кажется, диктует другие эстетические ориентиры. Ровное спокойствие и умеренный пофигизм, щедро растворённые в воздухе, подвигают на поиски новых путей, странных альянсов, неожиданных версий привычных вещей.

Проекты Филиппа Мещерякова и Макса Некрасова раскрылись здесь несколько иначе. Препарированная гармоника Некрасова вводила в транс не только заворожённую публику, но и самих музыкантов на сцене. Создавалось впечатление, что музыкальный сценарий сочиняется конкретно в данный момент. Правда, чувствовалось небольшое смещение во времени и вероятно, было затруднительно соответствовать заявленному расписанию выступления коллективов, но, судя по всему, никто от этого не пострадал.

Андрей Кондаков
Андрей Кондаков

Основной фигурой этого вечера явился питерский мастер импровизаций Андрей Кондаков. Присоединившись к музыкантам на правах хэдлайнера, он исполнил несколько своих композиций. Особенно удалась баллада «Song For Michel» — посвящение Мишелю Петруччани, которое очень гармонично вписалось в ночной пляжный формат, а также замысловатая пьеса «Игрушки для Яны», не на шутку раскачавшая публику ритмикой джангл.

Музыканты впервые выступали в таком составе. Полновесной репетиции перед концертом не получилось, а потому все ориентировались на тонкие связи, которые возникали на сцене. Так как главной идеей фестиваля является слияние стилей и культур, то, как правило, во время выступления одного проекта на сцене вдруг неизбежно появлялся член другого коллектива в качестве специального гостя. Например, к проекту Андрея Кондакова присоединился индийский перкуссионист Превин Бхати (Preveen Bhati), придав особое звучание музыке Андрея.

Jan Graveson
Jan Graveson

Далее выступил блюзовый проект британской вокалистки Джен Грейвсон (Jan Graveson). Непредсказуемость концерта погрузила всех присутствующих в особое состояние, продолжением которого явился трансообразный джем с джазовым колоритом. Присутствующие на вечере рок-музыканты, казалось, прониклись наконец-то какими-то чувствами к джазменам, и 6 февраля на финальной вечеринке фестиваля состоялся джаз-рок-джем-сешн — безусловная доминанта фестиваля, сплотившая представителей обоих направлений. Особенно интригующе выглядело взаимное музыкальное притяжение Дениса Петухова, басиста рок-группы «Маша и медведи», и Андрея Кондакова.

Именно такими по-настоящему творческими моментами ценен фестиваль! Когда, преодолевая свои музыкальные пристрастия (или же открывая глубоко запрятанные), музыканты из разных миров соединяются на одной сцене, чтобы сотворить нечто бесподобное, несвойственное их, так скажем, основной деятельности. Вот так рождаются новые идеи и новые проекты.

Остальные дни фестиваля получились в основном в стиле рок: выступали, например, Глеб Самойлоff & the Matrix, группа «Барто», «МONOЛиза», гитарист и композитор МакСОК Новый и другие. «Маша и медведи», выступили на огромном ночном рынке Night Market Arpora, где собирается многотысячная толпа в поисках не только местных диковин, но и новых музыкальных впечатлений. Естественным образом концерт собрал русских поклонников Маши, столпившихся у сцены со счастливыми лицами, но также примечательно, что индийцы, разместившиеся в партере со своими многочисленными семействами, слушали Машины песни с неподдельным вниманием и интересом. Аплодировали и те, и другие стоя. Машино выступление предваряли джазовые сеты проекта Филиппа Мещерякова Phil Me и группы Acid Jazz Band.

3 февраля в легендарном клубе Curlie’s отметился местная знаменитость Прем Джошуа (Prem Joshua). Немецкий мультиинструменталист, композитор, работающий в поле world music, большую часть своего времени проводит именно в Индии. Услышав в 18 лет мастера игры на ситаре Рави Шанкара, Джошуа начал своё «музыкальное путешествие». Подготовка к концерту у него поистине педантично немецкая, зато музыкальная составляющая — по-восточному глубокая и свободная.

В этом году, по данным гоанских СМИ, фестиваль посетили более 7 000 человек. Часть средств от продажи билетов была направлена в фонд поддержки детей-сирот El-Shaddai. Уникальный и пока единственный фестиваль GreatLiveMusic, объединяющий две мощные культуры — русскую и индийскую, набирает обороты и планирует продолжение в начале февраля 2014 года. Фестиваль GreatLiveMusic 2014 обещает расширить музыкальную географию и пригласить музыкантов из других стран. Все прелести юга, музыка и свобода — что ещё нужно русскому человеку зимой? Кстати, змей и обезьян мы так и не встретили… наверное, повезло…

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя