В Москве выступит выдающийся португальский дуэт Maria João & Mário Laginha

3
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

anons11 июля в Театральном зале Дома Музыки выступает португальская вокалистка Мария Жуан (Maria João — незнакомые с португальским языком часто транскрибируют её фамилию как «Жоао»). Она выступит вместе с выдающимся португальским пианистом Мариу Лажинья (Mário Laginha), сотрудничество с которым в 1990-е годы выдвинуло её в число самых известных в мире португальских музыкантов.

Мария Жуан (фото: Кирилл Мошков, 2007)
Мария Жуан (фото: Кирилл Мошков, 2007)

Джазовой певицей Марию Жуан можно назвать в широком смысле слова: её музыка представляет собой очень пёструю смесь джаза, рока, португальского фаду, бразильской самбы и босса-новы и — временами очень отчётливо — африканской музыки. Мария родилась в Лиссабоне в 1956 г. от отца-португальца и матери родом из Мозамбика. В молодости Мария занималась чем угодно, только не музыкой, в частности — профессионально тренировалась в восточных единоборствах (каратэ и айкидо), а также работала в Лиссабонском управлении спорта в качестве тренера по плаванию для детей с задержками в развитии. Мария даже и не слушала музыку, пока случайно не наткнулась на записи американской вокалистки Джони Митчелл, которые ей очень понравились. А тут ещё и закрылась школа плавания, где коллега частенько подначивала Марию, что с её громким голосом ей надо стать певицей, и один приятель действительно пригласил Марию петь в свою рок-группу. Правда, терпения Марии хватило всего на месяц работы в роке, который показался ей слишком монотонным. Затем (это случилось в 1982 г) её привели на прослушивание в джазовую школу, которую открывал старейший в Лиссабоне джазовый клуб, Hot Clube de Lisboa. До этого Мария Жуан слушала джаз только один раз в жизни, на фестивале в городке Кашкайш, недалеко от Лиссабона. Правда, на этом маленьком фестивале выступали тогда такие гиганты, как Майлс Дэйвис, Кит Джарретт, Жан-Люк Понти и Нэнси Уилсон, так что впечатления были сильные. Для прослушивания в школу Мария выбрала бразильскую песенку, но выяснилось, что аккомпаниаторы на экзаменах этой песенки не знают, и пришлось ей сымпровизировать с этим ансамблем американский джазовый стандарт. Марию тут же взяли в школу, потому что в «Хот-Клабе» отчаянно не хватало вокалисток, которые способны были бы импровизировать!
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Марии Жуан, ВИДЕО, заказ билетов!

Так началась одна из самых ярких карьер в португальской музыке. После первых записей и телевизионных выступлений в середине 80-х молодая певица дебютировала на широкой сцене того самого фестиваля в Кашкайше, затем впервые выступила за границей, в испанском Сан-Себастьяне, а вскоре уже гастролировала по Германии, где её ждал первый серьёзный успех. И именно в Германии Мария Жуан встретила живущую в Мюнхене японскую фри-джазовую пианистку Аки Такасэ, которая впервые свела молодую португальскую певицу с пути подражательства американским джазовым дивам, раскрыв ей широкие горизонты самых разных направлений импровизационной музыки. В 90-е годы сложился уникальный собственный стиль Марии Жуан, в который вошли и европейские, и американские, и африканские влияния. Особенно широко имя Жуан стало известно благодаря сотрудничеству с группой великого джаз-рокового клавишника Джо Завинула, The Zawinul Syndicate, а затем — с известным португальским пианистом Марио Лажинья, с которым Мария записала множество весьма интересных альбомов. В 2000-е Мария Жуан преимущественно выступала с собственным ансамблем, но музыка, которую писал для неё Лажинья в 90-е годы, регулярно звучала в её концертных программах даже тогда; эмоциональным пиком её концертных программ чаще всего становилась весёлая и яркая песенка Лажиньи «Saris e Capulanas» с их совместного альбома 1998 г. «Cor».

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Мария Жуан (фото: Кирилл Мошков, 2007)
Мария Жуан (фото: Кирилл Мошков, 2007)

Мария Жуан продолжает сотрудничество и со множеством других музыкантов по всей Европе; в частности, самая свежая её запись — «A Different Porgy, Another Bess», современное прочтение материала «народной оперы» Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» — сделана в 2011 году с Брюссельским джаз-оркестром при участии бельгийского певца Давида Линкса. Что же до сотрудничества с Марио Лажинья, то их самая свежая совместная работа называется «Chocolate» и вышла в 2010 г.

ВИДЕО: Maria João & Mário Laginha «Violetas», 2012 (зал Фонда им. Гульбенкяна, Лиссабон)
httpv://www.youtube.com/watch?v=XK9Vt3HBeBw

ЗАКАЗ БИЛЕТОВ:

на сайте Дома Музыки

На Concert.Ru:

реклама на джаз.ру

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

    • Nikolai Shienok, можно ведь ознакомиться с правилами португальско-русской практической транскрипции. В соответствии с ними, буквосочетание ão, которое в португальской версии звучит как /ɐ̃ũ/, а в бразильской как /ɐ̃w̃/, транскрибируется на русском как «ан». В частности, по имени/фамилии João [ʒuˈɐ̃w̃] всегда специально приводится правильная транскрипция «Жуан». То же, что там на самом деле произносится — [ʒuˈɐ̃ũ̃] — в любом случае не соответствует существующим фонемам русского языка, обозначаемым русской графикой, поэтому нужно просто тупо следовать правилам и не выдумывать собственных вариантов ;-)

  1. В данном случае я всё же предпочту тупо следовать рекомендациям из разряда how to pronounce Joao, хотя с Сан Паулу вынужден согласиться в силу исторических причин:-)

Добавить комментарий для Nikolai Shienok Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя