Шведский тубист Пер-Оке Холмандер: о тубе, чимбассо, Матсе Густафссоне и Swedish Azz

0
erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Кирилл Мошков
GD

interviewКак мы уже сообщали, 4 апреля в КЦ «ДОМ» играет один из самых необычных проектов европейской импровизационной музыки — квинтет Swedish Azz (Швеция-Австрия).

Четыре музыканта из Швеции — саксофонист Матс Густафссон (Mats Gustafsson), тубист Пер-Оке Холмландер (Per-Åke Holmlander), вибрафонист Хьелль Нордесон (Kjell Nordeson) и барабанщик Эрик Карлссон (Eric Carlsson), а также примкнувший к ним австрийский диджей dieb13 (в миру Дитер Ковачич) создали этот проект около пяти лет назад. Основная идея Swedish Azz — современное прочтение творческого наследия ведущих музыкантов шведского джаза прошлого столетия (Ларс Гуллин, Ян Йоханссон, Бернт Розенгрен, Георг Ридель, Ларс Вернер, Берндт Эгерблад, Пер Хенрик Валлин и др.), выдержанное в постмодернистских техниках на грани современного «импров» и нойз-музыки.

Mats Gustafsson, Per-Åke Holmlander (photo © Cyril Moshkow, 2013)
Mats Gustafsson, Per-Åke Holmlander (photo © Cyril Moshkow, 2013)

Все привыкли к тому, что самый активный фронтмен этой яркой группы — атомный саксофонист Матс Густафссон. Но на самом деле у «Шведской Опы» два лидера, и сегодня наш обозреватель Григорий Дурново специально для «Джаз.Ру» интервьюирует второго из них. Основной его инструмент — редкая в импровизационной музыке туба. Но второй инструмент, который использует в этом проекте Пер-Оке Холмландер, ещё более редкий: чимбассо был придуман в начале ХХ века и использовался в оркестрах итальянских оперных театров…

Per-Åke Holmlander on cimbasso (photo © Cyril Moshkow, 2013)
Per-Åke Holmlander on cimbasso (photo © Cyril Moshkow, 2013)

Пер-Оке, как возникла идея Swedish Azz?

— У нас с Матсом в начале 2000-х была группа под названием DJustable. Она просуществовала недолго, и после её кончины мы стали обсуждать, что бы сделать ещё. А можем ли мы исполнять нашу любимую шведскую классику в новом контексте? Каким образом?! Вот так и родилась идея Swedish Azz. Потребовалось несколько лет, и когда Матса выбрали артистом года на джазовом фестивале в Умео в 2008 году, у нас появилась возможность осуществить этот проект. И все заработало!

Как вы работаете в рамках этого проекта? Выбираете ли вы сначала старую композицию, которую будете сэмплировать, и после этого придумываете какие-то новые идеи поверх неёе, или, наоборот, сначала придумываете какую-то новую музыку или шум, а потом вставляете сэмпл старой композиции?

— В основном, первый вариант. Поиск подходящего материала — это непрерывный процесс, и не такой уж лёгкий. Я все время рыщу в поисках новых мелодий….

ДАЛЕЕ: Матс, туба, чимбассо, роль вибрафона, нойз, винил и ВИДЕО! 

Per-Åke Holmlander
Per-Åke Holmlander

Мы много знаем о Матсе Густафссоне — всё-таки он приезжал сюда неоднократно. Тем не менее хотел бы спросить, каково это — работать с ним? Чем работа с ним вдохновляет вас?

— Чем угодно. Матс вдохновляет, как может вдохновлять дорогой друг и неподражаемый музыкант. У Матса бездна позитивной энергии. Он генератор. Он потрясающий!

Есть ли в Swedish Azz лидер?

— Да. Матс и я.

Почему вы позвали в группу Хьелля Нордесона? Потому что вам нужен был вибрафон, или потому что вам нужен был именно он?

— Хьелль — наш с Матсом старый друг. Мы очень рады, что он работает с нами. Он выдающийся музыкант. Хьелль — это Хьелль. Кроме того, у вибрафона уж очень «джазовое» звучание. Так что это был простой выбор.

Как и почему вы решили пригласить двух остальных членов группы? Что было для вас важным в них?

— Открытость всему… и наличие собственного языка.

Мы знаем, что Матс очень интересуется шумовой музыкой, нойзом. Вы тоже? Что вы думаете о шумовой сцене, есть ли в этой области какие-то интересные для вас явления, тренды?

— Я не настолько разбираюсь в нойзе. Не осведомлён о новейших трендах шумовой сцены, но, когда есть возможность услышать в этом жанре что-то «хорошее», я слушаю с интересом.

Вы были и являетесь участником различных больших ансамблей импровизационной музыки. Какого рода опыт это вам даёт? Не планируете ли вы собрать собственный состав такого рода?

— Да, мне повезло побывать в составе нескольких больших ансамблей. Опыт несколько различен: с Петером Брётцманном надо играть жёстко, с Барри Гаем — точно, с Кеном Вандермарком — с ощущением тактов и свинга, с Fire! Orchestra надо просто быть маленькой-маленькой частью чего-то очень большого, с Yun Kan 10 — играть, как маленький ансамбль внутри большого… и так далее. Всё это потому, что они, к счастью, очень разные, но и, конечно, во многом похожие.

Я иногда работаю с большим импровизационным составом, мы играем на шествиях под открытым небом.

Почему и как вы решили использовать чимбассо?

— Кто-то же должен был это сделать! Мелодические возможности и особенный тембр этого инструмента очень хорошо подходят для нашей работы в Swedish Azz. Я тубист, а чимбассо даёт мне возможность взглянуть на всё под другим углом.

Тубу нельзя назвать основным инструментом в джазе и импровизационной музыке. Тем не менее есть ли тубисты, которые повлияли на вас?

— Ситуация, когда у тебя в истории импровизации не слишком много предшественников, — это одновременно благословение и тяжкое бремя. Но некоторые исполнители, конечно же, повлияли на меня. Это Джо Дейли — настоящий мастер — и, конечно, Боб Стюарт, Ховард Джонсон, Маркус Рохас, Ред Коллендер…

ВИДЕО: Per Åke Holmlander Solo (Peter Brötzmann Chicago Tentet, Cafe Oto, London. 18.4.2011)

httpv://www.youtube.com/watch?v=R1BhpeMiUmg

Вы играете еще и на тромбоне и других духовых инструментах. Используете ли вы их в Swedish Azz? К каждому ли из них у вас особое отношение?

— Иногда я играю на тромбоне и эуфониуме, но в Swedish Azz использую только тубу и чимбассо. Все инструменты отличаются друг от друга, и я стараюсь выбирать подходящий для каждой ситуации. Но туба — мой первый инструмент!

Известно, что Матс — большой любитель винила. Вы тоже? Почему Swedish Azz настолько сосредоточены на виниле?

— Я люблю винил, но не схожу по нему с ума, как Матс. У меня маленькая коллекция, зато у неё есть своя собственная сущность. Его коллекция громадна и производит сильный эффект. А в рамках Swedish Azz винил и его использование — часть музыки. Мы очень старомодны, так что музыка azz должна быть на виниле. И только!

ВИДЕО: Swedish Azz на фестивале Konfrontationen 2010 в Никельсдорфе

httpv://www.youtube.com/watch?v=QrdBmIzcqJA

СЛУШАТЬ АУДИО: Swedish Azz

[soundcloud]http://soundcloud.com/danielleazz/sets/swedish-azz-1[/soundcloud]

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя