В Москве стартует проект «Джаз в Доме кино». Прямая речь: Аркадий Шилклопер

0
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: архив редакции
GD

anonsВ Москве появляется ещё одно место, претендующее на звание джазовой площадки и при этом подходящее для масштабных мероприятий вроде больших фестивалей или гала-концертов. Это Центральный Дом кино. За всю восьмидесятилетнюю историю существования Дом кино нередко предоставлял свою сцену для концертов, в том числе джазовых. Но сейчас материализуется идея связать этот зал с джазом на регулярной основе. И это во всех отношениях логично. Джаз немногим моложе кинематографа и в той же степени может считаться искусством XX и XXI веков, и он так же всеохватен и свободен от рамок и границ. Можно вспомнить и о том, как часто кино и джаз шли рука об руку в нашей стране, — чего стоит, например, традиция играть джаз перед сеансами в кинотеатрах.

Центральный Дом кино (Васильевская ул., 13)
Центральный Дом кино (Васильевская ул., 13)

И вот 18 октября стартует проект «Джаз в Доме кино». Первым мероприятием станет огромный гала-концерт, в программе которого заявлено 14 (!) выступлений. Но замах сделан на целый сезон. По мнению организаторов проекта, из всех больших площадок Москвы именно Дом кино наилучшим образом подходит для джазовых мероприятий, причём речь идёт далеко не только о так называемом традиционном джазе, но и о джазе, так сказать, современном. Конечно, оба термины в большой степени условны. Однако, если посмотреть на программу концерта-открытия, можно увидеть, что и старому американскому мэйнстриму вкупе с некоторыми другими традиционными направлениями, привечаемыми, например, на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж», воздано должное — но ставка сделана также и на жанры, в меньшей степени освоенные нашей джазовой публикой, и на молодых музыкантов, их продвигающих и пропагандирующих. За образец организаторы берут мероприятия вроде фестивалей в Монтрё или немецком городе Леверкузене, где в одной программе уживаются представители самых разных направлений, в том числе близких актуальной коммерческой музыке.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM

Для соответствия заявленному уровню не только готовится разнообразная музыкальная программа, но проводится серьёзная работа со звуком и светом. Специально для мероприятия в Дом кино будет привезена цифровая аппаратура — акустическая система, с которой будет управляться когорта звукорежиссёров, работающих на международных фестивалях. Обещаны также сто световых приборов для обеспечения светодизайна в качестве адекватного сопровождения музыке.

Что же касается собственно музыки, то за американский мэйнстрим (в самом доступном его варианте) и его советский извод (в том числе наверняка музыку из кинофильмов) в программе отвечает Биг-бэнд Георгия Гараняна. Возможно, к мэйнстриму следует отнести и трио пианиста Владимира Капырина — в программе музыка ансамбля заявлена как «джаз Билла Эванса». Впрочем, известно, что Капырин играет и фанк, и танцевальную музыку, сотрудничает и с поп-артистами.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа об участниках гала-концерта 18 октября и ИНТЕРВЬЮ с Аркадием Шилклопером, ЗАКАЗ БИЛЕТОВ! 

Три выступления в какой-то степени призваны охватить тему Франции в джазе. Трио Djangoband гитаристов Дмитрия Купцова и Георгия Яшагашвили и контрабасиста Марка Гайдара, продолжающими традицию нежно любимого многими jazz manouche, музыки, основоположником которой считается Джанго Райнхардт, чей знаменитый Quintette du Hot Club de France родился в том же 1934 году, что и московский Дом кино. Отчасти в этом же направлении (но с добавлением нетипичного для jazz manouche фортепиано) работает ансамбль Music Factory под руководством скрипача Сергея Поспелова, чаще выступающего в академических программах, . Ещё один «француз» вечера — музыкант, который выступит соло: исполнитель на баяне (или, если кого-то вдруг смущает этот термин применительно к Франции и джазу, то на кнопочном аккордеоне), виртуоз, лауреат международных конкурсов Эдуард Аханов (впрочем, играет он и американские джазовые стандарты, и пьесы Пьяццоллы, и многое другое).

Забавно, что самые старшие участники гала-концерта играют вовсе не мэйнстрим. Впрочем, они уже настолько давно и уверенно застолбили себе место в российском джазе, что без них он фактически непредставим. Это в равной степени касается и вокалиста и композитора Сергея Манукяна, и исследователя возможностей различных экзотических духовых инструментов Аркадия Шилклопера. Первый, в соответствии с замыслом организаторов, призван представлять со своим ансамблем фанк и фьюжн, хотя, возможно, сам он будет описывать свою музыку в других терминах (если будет). Второй чаще всего доносит до российского слушателя новейшие веяния европейского камерного джаза и этно-джаза — впрочем, о программе своего московского квартета он рассказывает в интервью «Джаз.Ру» (см. ниже).

Некоторые музыканты, которые ещё относительно недавно воспринимались как новички, привносящие на российскую сцену что-то незнакомое или радикальное, тоже за последние годы приблизились к категории «зубров». Это вполне относится к ансамблю Marimba Plus, который пережил уже столько перемен и метаморфоз, что не сосчитать, и представляет уникальный сплав различных этнических традиций, фанка, фьюжн, модных направлений электронной музыки и обязательно чего-то ещё. То же можно сказать и о саксофонисте Алексее Круглове, который сегодня чуть ли не в одиночку пропагандирует авангардный джаз и свободную импровизацию отечественного исполнения.

Пограничные с джазом направления будут представлены в выступлениях вокалистов. Ольга Синяева, во время обучения традиционному джазовому вокалу заинтересовавшаяся музыкой соул и R&B, стала известна за пределами джазовой аудитории благодаря участию в телешоу «Голос»; в её репертуаре — как фанк, так и, условно говоря, современный вокальный джаз. Соул, R&B и блюз исполняет и ансамбль, который возглавляет певец и клавишник Тим Хагба. В границах джаз-рока и поп-джаза займут своё место песни ансамбля Ксении Коламбацкой. В направлении smooth jazz покажет себя проект сотрудничающего с ней саксофониста Александра Довгополого. Наконец, в совсем неожиданном роде выступит ансамбль под названием Humanoid Opera — четверо музыкантов в страшных масках изобразят нечто для скрипки, виолончели, флейты и электроники, отдалённо напоминающее сочетание классики и техно.

В Доме кино всё только начинается. Уже на ноябрь запланированы два мероприятия под вывеской «Джаз в Доме кино» — концерт исландского фьюжн-ансамбля Mezzoforte и выступление певца Джейми Дэйвиса с биг-бэндом Гараняна.

Перед выступлением в программе «Джаз в Доме кино» на вопросы обозревателя «Джаз.Ру» Григория Дурново ответил валторнист Аркадий Шилклопер.

Аркадий Шилклопер
Аркадий Шилклопер

Какова будет программа выступления, и какой состав будет ее исполнять?

— Я решил всё-таки показать свой московский квартет. В Москве не так много музыкантов, с которыми мне интересно играть — или так складывается, что у меня не столь плотные контакты с московскими музыкантами. Но с музыкантами из этого квартета у меня отношения сложились уже давно, есть программа, которую мы постепенно обновляем. Это мой давнишний друг и коллега Аркадий Кириченко (FreeMan), он будет, в основном, заниматься так называемой вокальной акробатикой, мне очень нравится его манера пения, она хорошо подходит к моим идеям. Может быть, он поиграет и на альпийском роге, потому что он тоже иногда со мной поигрывает. Я люблю разные краски, разные тембры, звуковое разнообразие в малых составах. На контрабасе у нас играет Игорь Иванушкин, а на барабанах — Пётр Ившин, который участвует также и в моих оркестровых проектах, очень занятой музыкант: 18 октября он будет играть и с другими артистами. Программа, возможно, будет называться «Непритворные россказни», то есть искренние рассказы музыкантов. Это, в основном, мои композиции, есть среди них и довольно новые, и прежде всего мне хочется показать именно свежие пьесы. Поскольку выступление у нас будет не очень длинное, хочется выстроить программу так, чтобы в ней было разнообразие и стилистическое, и тембральное, и ритмическое, мне это всегда нравится.

Будет ли звучать новый инструмент, фогельхорн?

— Да, я очень хочу, чтобы он прозвучал. Я просто влюбился в этот инструмент, почти сразу, как только с ним познакомился. Я уже использовал его на концерте и был воодушевлён легкостью извлечения и артикуляции. Как и альпийский рог, он сделан из ели, но края из ореха, а кольцо на головке — из клёна. Он и по звучанию похож на альпийский рог, но артикуляция более точная. Что-то среднее между альпийским рогом, бас-тромбоном, валторной — мягкий, но в то же время мощный звук. Одно из отличий от альпийского рога у этого инструмента в том, что он не круглый, а квадратный: многие мастера говорили, что это невозможно, но создатель инструмента Роберт Фогель смог это сделать, работал над ним пять лет.

Что вы думаете про фестиваль, про его идею?

— Идея хорошая. Похоже, организаторы активно взялись за это дело. Я считаю, что сегодня очень важно поддерживать разный российский джаз. У нас многие до сих пор очень хотят все заимствовать. Да, мы все любим традиционный американский джаз, это хорошая музыка, она много дала нам для развития, но мы живем в другой стране, у нас другие корни, другое образование, другая эндокринная система, наконец! Слава Богу, мир открыт, и уже прошли времена, когда было важно уметь копировать. Научились играть по-американски, освоили язык — давайте, покажите, где же ваше. Джаз всегда был искусством творческих личностей. Чем больше их будет в России, тем лучше. У нас есть и возможность, и спрос на то, чтобы играть свою музыку. Поэтому такие фестивали очень важны, и я согласился участвовать, чтобы показать, что сегодня есть много возможностей для выражения собственных идей, для того, чтобы рассказать собственные истории. Надеюсь, 18 октября будет звучать стилистически разная музыка.

В зале Дома кино я играл пару раз. Я не очень люблю широкие сцены, но если там сделать нормальный звук и организовать сцену этаким чёрным квадратом, так сказать, уменьшить бока, то может получиться хорошо. Место известное, удачно тем, что находится в центре города. Мне кажется, эта площадка может стать сценой для разного рода проекта, связанных с импровизационной и, как говорит мой давний партнер, пианист и композитор Джон Вольф Бреннан — компровизационной музыкой.

ЗАКАЗ БИЛЕТОВ на гала-концерт «Джаз в Доме кино» 18 октября

Центральный Дом кино: Васильевская ул., д. 13 (м.Маяковская, Белорусская), тел. +7(495)251-6811

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.