Композитор Анатолий Кальварский: 80-летие — не подводя итоги

2
Анастасия Видмайер,
С.-Петербург
фото: Галина Бограчева
00

report8 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича состоялся авторский вечер заслуженного деятеля искусств России, композитора и пианиста Анатолия Кальварского, посвящённый его 80-летию. Совместно с симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (дирижёр Александр Чернушенко) в концерте участвовали известные джазмены: Давид Голощёкин (вибрафон, флюгельгорн, электроскрипка), Тимур Некрасов (саксофон), Максим Некрасов (губная гармоника), Иван Васильев (труба), вокалистка Юлия Михайловская и скрипач Николай Андреев.

Анатолий Владимирович Кальварский — признанный мастер оркестровой джазовой аранжировки. Как автор музыки он известен благодаря фильмам «Седьмой джинн», «Один за всех», «Когда отзовется эхо», телевизионным передачам и театральным постановкам («Доктор Фауст», «Не такая, как все», «Три толстяка»). Его песни звучали в исполнении Михаила Боярского, Николая Караченцова, Андрея Миронова, Эдиты Пьехи, Людмилы Гурченко и многих других артистов. Но сегодня немногие помнят, что начинал Анатолий Владимирович в 60-е годы как пианист-джазмен в знаменитом ленинградском комбо Ореста Кандата, а затем руководил биг-бэндом Азербайджана , много лет отдал оркестру Ленинградского радио и телевидения. Он был незаменимым аранжировщиком и лидером, его оркестровый почерк всегда был неповторим, а остроумные звуковые находки поставили его в один ряд с великими мастерами киномузыки Голливуда.

В последние годы композитор и аранжировщик представлял в Петербурге, Москве, Челябинске и других крупных культурных центрах страны программу «Букет Анатолия Кальварского в джазовых тонах». Соединив популярно-развлекательные стили с аранжировками симфонизированного типа, автор доказал, что симфоджаз жив и достаточно востребован.

Анатолий Кальварский на своём юбилейном концерте
Анатолий Кальварский на своём юбилейном концерте

Теперь о юбилейном концерте в переполненном зале санкт-петербургской филармонии. Концерт Анатолия Кальварского называется «Не подводя итоги». Да, итоги подводить рано, если посмотреть на седого, но очень моложавого, крепкого и радостного юбиляра. Ещё не все написано, ещё не все аранжировано и ещё не все сыграно на фортепиано, которое необычайно нежно и выразительно звучит под его пальцами. Кстати, к сожалению, как пианист автор представлен был в концерте очень мало.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о юбилейном концерте Анатолия Кальварского 

Первое отделение концерта было относительно сдержанным и академичным по стилю. Прозвучавшие оригинальные сочинения можно было сравнить с произведениями классиков. Например, «Далёкая звезда» своей сказочной атмосферой и использованием специфических инструментов (арфы и колокольчиков) напомнила симфонические эпизоды музыки Н.А. Римского-Корсакова. В пьесе «О тебе и обо мне» можно найти общие черты с гармоническими и интонационными приёмами Мишеля Леграна. А фортепианные техника и фактура Кальварского, да и взаимодействие его инструмента с симфоническим оркестром, вызвали ассоциации с шедеврами С.В. Рахманинова. Первое отделение завершил стремительный венгерский народный танец «Чардаш», с блеском исполненный скрипачом Николаем Андреевым.

Во втором отделении вместе с авторскими сочинениями Кальварского прозвучала музыка Марчетти, Стрейнхорна, Рио и Роллинза, своеобразно обработанная композитором в стиле симфоджаза. И именно во втором отделении заметно усилилась джазовая составляющая концерта. Нельзя не отметить прекрасно свингующее и необычайно деликатно аккомпанирующее солистам ритм-трио — Николай Сизов (фортепиано), Николай Затолочный (контрабас) и Егор Крюковских (ударные).

Солирует Тимур Некрасов
Солирует Тимур Некрасов

В композициях «Chelsea Bridge», «Tequila» и «Take It Easy» солировал один из самых популярных и востребованных джазовых саксофонистов России — москвич Тимур Некрасов. А в последние 20 минут сценическое пространство завоевывалось Давидом Голощёкиным. Сначала маэстро «подобрался» к вибрафону, затем вышел на авансцену с флюгельгорном, а потом под аплодисменты публики подхватил электроскрипку. Кстати, тема Кальварского «В Сан-Франциско идут дожди» посвящена Голощёкину. Завершил концерт «St.Thomas» Сонни Роллинза, аранжировка которого предусматривала джем солистов — Давида Голощекина и Тимура Некрасова.

Давид Голощёкин. Соло на флюгельгорне
Давид Голощёкин. Соло на флюгельгорне

И это было еще не всё. На бис (избежать которого было невозможно) Анатолий Кальварский сыграл на фортепиано «Lil Darling» Нила Хефти. И вот тут-то мне показалось, что в концерте слишком мало играл сам юбиляр. Как выразился ведущий концерта, Владимир Борисович Фейертаг, «аранжировщик — не очень-то публичная профессия». Так что итоги и впрямь подводить еще рано…

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Замечательный музыкант! В 50-х были пластинки на 78 оборотов, на которых был записан его ансамбль с джазовым звучанием и аккомпанементом заезжим певцам. Где-то хранится, но у меня только воспоминания. За неимением «зарубежа» пластинки заигрывались до шипения.
    (К делу не относится: у Стрейхорна, может и интересней звучит, но лишняя буква «н» в средине.) Извините.

  2. Прекрасную музыку пишет А.Кальварский.Играл его «Элегию» для саксофона альта в моём переложении для фагота,чем поразил педагогов духовиков Саратовской консерватории в 1975 году,будучи студентом 3 курса.Звучала «Элегия»конечно по саксофоновому,но ругать меня не стали,видимо понимали,что я буду заниматься,по окончании консерватории,эстрадной и джазовой музыкой.О чём я не минуты не жалею!!!!

Добавить комментарий для Валерий Рыбаков Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.