Никита Мошков Фото автора |
![]() |
17-19 октября в Архангельском городском культурном центре (АКГЦ) прошёл IV международный фестиваль новой джазовой музыки и современного искусства «Фестиваль Владимира Резицкого». Несмотря на то, что впервые фестиваль был проведён соратниками первопроходца архангелогородской джазовой и импровизационной сцены — создателя АКГЦ, саксофониста Владимира Резицкого — только в 2011 году, летопись джазовых фестивалей в столице российского Поморья насчитывает уже три с лишним десятка лет.
![«Оркестр московских композиторов» на «Фестивале Владимира Резицкого»](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_00mco.jpg)
«Фестиваль Владимира Резицкого» представил архангелогородской публике широкий спектр импровизационной музыки — джаз, этно-джаз, фьюжн, новый джаз, фолк, новую импровизационную музыку и другие смежные жанры. Спектр импровизации и экспериментов в этом году имел не только звуковую, но и визуальную составляющую — в холле АКГЦ проходила фотовыставка «Авангард» известного московского фотографа Александра Забрина, а в Музее художественного освоения Арктики можно было наблюдать показ видео-арта Владимира Тарасова (Литва). Как и в ранее в последние годы, фестиваль провёл продюсерский центр «Архангельск-Джаз», во главе которого стоит гитарист и популяризатор джазовой музыки Тим Дорофеев. Он играл в последних составах джаз-группы «Архангельск», которую возглавлял Резицкий.
Первый день фестиваля стартовал в холле АКГЦ, где была смонтирована небольшая сцена. На ней перед первым отделением концерта выступил местный оркестр (насколько удалось понять — военный), продемонстрировав неплохую сыгранность и понимание исполняемого джазового материала. После выступления оркестра слово взял Тим Дорофеев, объявив фестиваль открытым и рассказав о программе фестиваля. Кроме того, слово было предоставлено Александру Забрину, представившему свою фотовыставку, и Владимиру Тарасову, сказавшему несколько слов о родном Архангельске и напомнившему, что в Музее художественного освоения Арктики можно увидеть его видео-инсталляции.
После приветственных слов организаторов и участников фестиваля собравшаяся толпа зрителей поспешила зайти в зал, поскольку без всяких прелюдий прозвенел сразу третий, последний звонок, извещающий о начале основной концертной программы. И лишь Владимир Тарасов, не выступающий в первый день, немного задержался в холле, обсуждая с музыкантами выступавшего оркестра какие-то самые узкопрофессиональные и тайные нюансы их исполнения.
Первый день на «Фестивале Владимира Резицкого» по традиции был отдан местным музыкантам, по традиции же ведущей концертов фестиваля стала Елена Сергиевская, а открывал концертную программу ансамбль Игоря Горькового «Акустический проект», сыгравший беспроигрышный для самого первого выступления фестиваля сет, наполненный приятными для уха почитателей аранжировками не самых «заигранных» джазовых тем и стандартов. Закономерно, что публика, от которой не требовали понимания заковыристой и непривычной музыки, но которой дали то, за чем она пришла — классический джаз — была крайне благожелательна и тепло восприняла выступление местных музыкантов.
![«Акустический проект»](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_01-acproject.jpg)
ДАЛЕЕ: подробный рассказ о всех днях фестиваля, МНОГО ФОТО, видео!
![Фёдор Багрецов](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_02bb.jpg)
На смену ансамблю Игоря Горькового пришел дуэт «ББ» в составе Фёдор Багрецов — электрогитара и Алексей Барандов — барабаны. Два опытных мастера представили монументальное музыкальное полотно, сочетавшее в себе фьюжн, арт-рок и нотки восточной этники. В кульминации выступления создалось полное впечатление, что в сцену ударила молния — это световое оборудование поддержало особенно эмоциональный гитарный рифф Фёдора Багрецова.
![Arkhangelsk Jazz Friends](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_03-archjazzfriends.jpg)
Яркое выступление дуэта отлично разогрело слушателей перед вторым отделением, которое открывал старейший существующий джазовый состав города Arkhangelsk Jazz Friends. Друзья появились на сцене в формате квартета: Валентин Зеленов — фортепиано, Виктор Хабаров — саксофон, Николай Клишин — контрабас, а Алексей Барандов вовсе не покидал сцены, выступив и в этом коллективе в роли барабанщика.
Коллектив, в силу давнего знакомства с архангелогородскими слушателями, принимали с особенной теплотой, как давно знакомых друзей… возможно, в этом восприятии коллектива публикой кроется ещё одно смысловое измерение его названия. В любом случае, крепкая программа, состоящая, в основном, из стандартов, вполне укладывалась в концепцию «более предсказуемой музыки» предположенную в прошлом году Кириллом Мошковым.
![Часть состава «Арт-Ансамбля» : Николай Клишин, Константин Седовин, Олег Юданов, Тимофей Дорофеев](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_04-artens1.jpg)
Завершала вечер программа «Посвящение Владимиру Резицкому», подготовленная «Арт-Ансамблем» Тима Дорофеева, усиленным фольклорными вокалистками Екатериной Зориной и Надеждой Мироновой, а также режиссёром Сергеем Жигальцовым, чей видео-арт демонстрировался на интерактивном заднике сценического пространства.
Программа получилась яркой, лиричной, с органично вплетавшимися в джазовое полотно этническими мотивами, создававшими особое медитативное восприятие материала у завороженной публики. Самым эмоциональным был момент, когда весь коллектив «Арт-Ансамбля» вместе со зрителями напевал народный мотив в финале выступления. Овации слушателей стали отличным финалом дня.
![Выступление «Арт-Ансамбля»](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_05-artens2.jpg)
Для меня эта программа «Арт-Ансамбля» прозвучала как тот самый аутентичный российский джаз, о возможности существования которого, его особенностях и особом пути ведутся столь мощные многолетние споры в среде отечественных любителей джазовой музыки.
ВИДЕО: «нарезка» первого дня фестиваля от портала Infa Grad
httpv://www.youtube.com/watch?v=dpCtGgeeoWs
Второй день «Фестиваля Владимира Резицкого» открывала группа «Орлан» саксофониста Олега Киреева (Рустем Галиуллин — труба, Евгений Гречищев — клавиши, Рустем Каримов — ударные, Олег Янгуров — бас-гитара). Московско-уфимский коллектив представил на суд архангелогородского слушателя самобытную, динамичную, насыщенную этническими мотивами и не лишённую доли юмора программу, удивившую публику с первых минут, когда саксофонист Олег Киреев внезапно начал сет в качестве пианиста.
![«Орлан»: Олег Киреев, Рустем Каримов, Рустем Галиуллин](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_06-orlan1.jpg)
Не успел он сменить инструмент на более привычный, как пришла пора ещё одному удивлению, когда музыкант начал очередную композицию с горлового пения, предложив слушателям попробовать сделать это вместе с ним. Пространство зала АКГЦ моментально наполнилось рычанием, ворчанием и другими неожиданными звуками. Несмотря на то, что спеть как Киреев практически никто не смог, публика отлично повеселилась.
![«Орлан»: Олег Янгуров, Олег Киреев](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_07-orlan2.jpg)
Во втором отделении субботнего концерта выступил дуэт барабанщиков Владимир Тарасов (Литва) — Олег Юданов (Архангельск). Серия потрясающих парных номеров, чередование хитроумных сольных партий; искромётный юмор, присущий обоим музыкантам-землякам (Владимир и Олег родились и состоялись как музыканты в Архангельске) — всё это привело архангелогородцев в восторг.
![Олег Юданов](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_09oleg.jpg)
![Владимир Тарасов](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_10tarasov.jpg)
Во второй части сета к барабанщикам присоединились Тим Дорофеев (гитара) и московский саксофонист Алексей Круглов, ставший за годы существования фестиваля его настоящим талисманом. Алексею пришлось выступить не только в качестве саксофониста, но и в качестве декламатора собственного поэтического текста, и надо отметить, сочинения эти были весьма резонансными — в прямом смысле: в зале они породили одобрительный отклик.
![Алексей Круглов, Олег Юданов](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_11kruglov.jpg)
Закрывала день московская группа Goat`s NoteS в составе: Владимир Кудрявцев — контрабас; Григорий Сандомирский — фортепиано; Мария Логофет — скрипка; Илья Вилков — тромбон, электронный говорящий петух; Пётр Талалай — ударные, электронные эффекты. В финальной части выступления к группе присоединился Алексей Круглов — саксофон.
![Goat's Notes](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_12goatsnotes.jpg)
Музыка Goat`s NoteS основана на спонтанной импровизации и требует несколько более высокой подготовки от слушателей, потому мнения зала разделились — кто-то «не смог» и зал покинул, ссылаясь на то, что час-то поздний и ещё ехать домой, а кого-то по молодёжному «пёрло», и такие слушатели с радостью, гиканьем, свистом и периодическими воплям: «Во дают! Давай ещё!» дослушали концерт до конца.
![Goat's Notes](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_13goatsnotes.jpg)
Вообще говоря, выступление интересно было не только слушать, но и видеть, поскольку на сцене происходило много необычного. Главным любимцем публики с этой точки зрения стал, пожалуй, даже не харизматичный Пётр Талалай, с невозмутимым видом перемежавший игру на ударной установке с аккуратным «ковырянием» в библиотеке музыкальных эффектов планшетного компьютера, и не Мария Логофет, неизменно босиком играющая на скрипке (понимайте порядок слов так, как вам удобнее это представить), а жёлтого цвета электронный говорящий петух (думаю, что это был всё же петух), издававший самые невероятные звуки в руках тромбониста Ильи Вилкова, в свою очередь экзальтировавшего публику сочетанием жёлтых штанов и очков в толстой жёлтой оправе…
![Видимо, всё же петух...](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_14-petuh.jpg)
Завершил фестивальный день отличный джем в кубе «Джаз-Мастерская» под самой крышей (в прямом смысле этого слова) Музея художественного освоения Арктики.
Заключительный день фестиваля начинался раньше других — в дневной программе значился традиционный для архангелогородских джазовых фестивалей концерт «Дети в джазе», где подрастающее поколение исполнителей имеет возможность выступить на одной сцене с настоящими профессионалами, звёздами джазовой сцены.
Аккомпанирующими взрослыми в этот раз стали практически все архангелогородские музыканты, появлявшиеся на сцене в первые два дня фестиваля, а помогали им Владимир Тарасов, Алексей Круглов и человек, которому ещё только предстояло появиться на фестивальной сцене в составе Moscow Composers Orchestra — британский пианист русского происхождения Владимир Миллер.
![Николай Клишин и Ян Шалагинов](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_15-shalaginovs.jpg)
В отличие от детского джазового конкурса на фестивале в Тихвине, на котором мне довелось побывать в 2013 году, здесь было намного меньше вокалистов, основной музыкальной специализацией участников концерт было фортепиано и инструменты, которые обычно считаются народными — балалайка и аккордеон.
![Полина Воробьёва и Валерий Журавлёв](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_16-vorobyova.jpg)
Хотя были и исключения: кларнетист Ян Шалагинов, флейтистка Полина Воробьёва и трубач Даниил Аристов. Возможно, именно за счёт этого контраста для меня эти трое ребят показались наиболее сильными из маленьких исполнителей. Особенно удивил плотный и сильный звук Даниила — было решительно непонятно, как это у него получается в столь раннем возрасте и при столь небольшом росте.
![Даниил Аристов, Олег Юданов, Алексей Круглов](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_17-arestov.jpg)
Тем не менее, главным любимцем абсолютно всех стал Давид Литовченко, сын Николая Клишина, исполнивший под аккомпанемент Владимира Тарасова песню Владимира Высоцкого «Она была в Париже», а чуть позже с большим составом спевший песню «Мишка косолапый», увенчав её настоящим танцевальным номером.
![Даниил Литовченко](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_18_litovchenko.jpg)
Программу третьего дня фестиваля продолжил концерт уже взрослых исполнителей, и открыл его семейный дуэт из Курска: пианист Леонид Винцкевич и саксофонист Николай Винцкевич.
![Леонид Винцкевич](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_19-lv.jpg)
Они представили на суд архангелогородской публике новую программу, включающую композиции с грядущего альбома. С каждой композицией горожане, такое ощущение, любили курян всё сильнее, под конец сета устроив растроганным Винцкевичам настоящую овацию — но, к сожалению, фестивальный формат не позволил им остаться на сцене «на бис».
![Николай Винцкевич](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_20-nv.jpg)
Второе отделение концерта началось с появления на сцене вице-консула Норвегии в Мурманске Пера Юргенсона. Он появился на сцене для того, чтобы представить архангелогородцам гордость норвежской кантри/фолк-сцены — вокалистку, скрипачку и исполнительницу на национальном струнном инструменте «хардингфеле» Сигрид Молдестад — и её группу.
![Sigrid Moldestad Group](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_18_nov.jpg)
Выступление Сигрид было сродни какому-то волшебству на сцене, настолько заворожена была публика. Кристальной чистоты голос в сочетании с необычно и красиво звучащим хардингфеле (род скрипки с дополнительными резонирующими струнами); близкие жителям Поморья музыкальные темы и мотивы в творчестве норвежской исполнительницы; интуитивно понятный эмоциональный посыл — всё это позволило норвежке найти потрясающий контакт с публикой.
![Sigrid Moldestad](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_22_nov3.jpg)
Закрывал программу фестиваля коллектив Moscow Composers Orchestra: Владимир Миллер — фортепиано, Алексей Круглов — саксофон, Николай Клишин — контрабас, Олег Юданов — ударные. Оркестр композиторов вернул на сцену джазовую стилистику, исполнив программу, состоящую из авторской музыки Владимира Миллера.
![Владимир Миллер](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_24mco-miller.jpg)
Зрители, собравшиеся в зале АКГЦ, с интересом вслушивались в происходящее джазовое действо, а отдельного интереса заслужила пьеса, посвящённая… смерти И.В. Сталина, написанная Владимиром Миллером под впечатлением от документального фильма об этом событии.
![Moscow Composers Orchestra: Николай Клишин, Алексей Круглов](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_23mco-klishin-kruglov.jpg)
К этому моменту на сцене уже появились, добавив разом несколько измерений в музыкальном пространстве, участники многих архангелогородских джазовых коллективов: флейтист и вокалист Константин Седовин и организатор фестиваля, гитарист Тим Дорофеев. Благодарные слушатели долго не хотели отпускать музыкантов со сцены, ведь следующего фестиваля теперь оставалось ждать целый год.
![Тим Дорофеев](https://www.jazz.ru/mag/544/arch_26mco-tim.jpg)
Несмотря на то, что у самых продвинутых слушателей была ещё возможность посетить финальный фестивальный джем в клубе «Джаз-Мастерская», на котором собрались практически все участники фестиваля и создавались самые неожиданные сочетания музыкантов на сцене, стало ясно — горожане ждут следующего фестиваля, ждут, по определению Тима Дорофеева, следующей «культурной инъекции».
Ребята! Очень советую разыскать в Москве и пригласить на следующий год вокалистку Викторию Чековую. Поверьте: зто то, что вам нужно. У неё, кстати, была в своё время очень интересная программа с Романом Столяром.
с уважением, Александр Мездриков.
Очень интересно и подробно написано.Спасибо.Вопрос к уважаемой редакции.Будет- ли подобный отчёт по пятому фестивалю и если да,то когда примерно?
Будет. Примерно сегодня первая часть, примерно в среду-четверг следующей недели — вторая.