Новое лицо на сибирской сцене: томская певица Екатерина Пронягина

2
Валерий Рыбаков, Томск
фото: Александр Баранов
00
report

Томск, 4 декабря. В нашем заснеженном городе музыкальная жизнь, в том числе и джазовая, бурлит — хотя и потихоньку. В последние годы наметилась стабильность и регулярность джазовых событий. Ежегодно проводится многодневный международный фестиваль с участием мировых деятелей джаза, проводится летний «Джаз-пикник» на открытой площадке в живописном месте у реки Томи с обязательным участием заезжей персоналии или группы. Появились люди, которым не безразлична культурная жизнь нашего города, и на полном энтузиазме проводят клубную работу по выявлению скрытых талантов в гуще нашей молодёжи. Но об этих людях надо писать отдельно, а не на бегу и не впопыхах.

В этом круговороте событий обязательно рождается и вырастает что-то новое, подающее надежды.

Екатерина Пронягина
Екатерина Пронягина

На томской сцене активно проявляет себя молодая вокалистка Екатерина Пронягина. Она появилась, конечно, не вдруг: постепенно нарабатывала певческий капитал и опыт в процессе учёбы и выступлений на различных мероприятиях и клубных площадках.

Родилась она в Северске, что рядом с Томском. В детстве слушала The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple… наряду с детскими пластинками. С 12 лет начала посещать вокальную студию «Созвучие». Там познакомилась с джазом. С лёгкой руки преподавателя исполнила «Summertime» Гершвина — и заболела, известно теперь чем. И всё же свою будущую профессию с музыкой не связывала.

Катя — выпускница архитектурного факультета Томского архитектурно-строительного университета (2004). В студенческие годы она участвовала в вузовском клубе «Золотой голос ТГАСУ», и это подвигло её получить второе образование на эстрадно-джазовом отделении Новосибирского музыкального колледжа, хотя до этого у неё за плечами не было даже музыкальной школы. В Новосибирске она окунулась в музыкальную среду, которая там достаточно густа, участвовала в программе Джазового филармонического оркестра под управлением Владимира Толкачёва, посвященной памяти Коула Портера. И, естественно, набралась первоначального исполнительского опыта.

А сейчас Катя имеет в Томске определённый круг своих поклонников, пользуется растущей репутацией среди музыкальной братии. У неё свой, уникальный, узнаваемый голос с индивидуальной тембральной окраской.

Катя уже имела опыт выступления и со старейшим сибирским биг-бэндом — томским оркестром ТГУ-62 Аркадия Ратнера — в программе «Леди Блюз». За дирижёрским пультом был народный артист Анатолий Кролл.

В последнее время сложился интересный музыкальный коллектив единомышленников Esperanto, куда входит и наша героиня. Само название подразумевает средство общения между людьми разных культур. В данном случае — общения на языке музыки. Инструментальный состав группы состоит из домры (русского народного щипкового инструмента), скрипки и контрабаса. Этот проект — эксперимент, импровизация. Разножанровая программа составляется, как раньше писали в афишах, из «песен народов мира». Коллектив уже довольно известен в городской музыкальной среде, регулярно делает новые программы, чтобы не «приедалось» ни самим музыкантам, ни поклонникам. Esperanto уже достоин того, чтобы о нём писать отдельно.

Имея уже достаточный опыт, Екатерина наконец решилась провести сольный концерт в большом зале и проверить реакцию на такое действо со стороны нашей заинтересованной в этой музыке публики. Концерт состоялся 4 декабря во вместительном зале Культурного центра Томского государственного университета (место постоянной прописки упомянутого оркестра ТГУ-62, о котором я уже не раз писал в «Полном джазе»). Инструментальное сопровождение певицы составляла как раз группа Esperanto — с приглашёнными клавишными, духовыми и перкуссией.

С первых минут Катя легко и непринуждённо установила контакт с собравшимися в зале, и сама конферировала концерт (ещё одна нагрузка, которую взвалила на себя певица).

Екатерина Пронягина
Екатерина Пронягина

Весь концерт в основном был построен на джазовых ритмах Испании и Латинской Америки.

Наряду с несколькими пьесами, написанными музыкантами-участниками концерта, в программу были включены хорошо известные «Spain» Чика Кориа, «Fever» (Эдди Кул, Отис Блэкуэлл, Пегги Ли), «Love for Sale» Коула Портера, «Hallelujah, I Love Her So» Рэя Чарльза (но с женским уклоном: «Hallelujah, I Just Love Him So»). Все они были в оригинальной аранжировке, адаптированной под состав музыкантов.

И музыкантам, и вокалистке удавалось в течение концерта не терять чувства стиля музыки, которую они исполняли в данный момент.

Роман Ланкин и Екатерина Пронягина
Роман Ланкин и Екатерина Пронягина

Запомнился слушателям оригинальный дуэт Кати и известного томского гитариста Романа Ланкина, страстного любителя босса-новы (местный Чарли Бёрд). Дуэт, при мягкой поддержке остальных музыкантов, очень лирично исполнил в ритме босса-новы «Love for Sale», за что был вознаграждён долгой овацией собравшихся в зале. И вообще аплодисментами зал наполнялся после каждой пьесы, каждого удачного соло музыкантов.

Екатерина попыталась сделать программу максимально насыщенной и разноплановой. Некоторые моменты программы, на мой взгляд, требуют доработки. Например, выход танцовщицы во время исполнения одного из произведений. Необходимо ещё поработать над «драматургией» этого номера, чтобы танец более органично вошёл в канву вокального номера, если уж так хочется этого. Я не претендую на исключительность моего мнения, но включение самодеятельных вокальных номеров на блюзовой основе с русским текстом несколько выбилось из общего настроения программы. Пусть это будет в отдельной программе. Вообще к блюзу на русском языке я отношусь с настороженностью. Блюз — одна из основ джаза, но в чистом виде это своя специфика, особенно в вокальном плане.

Ну это так, чтобы «карась не дремал».

А по большому счёту — надо отдать должное певице за столь сложное, особенно в организационном плане, первое сольное мероприятие. Всё это легло на хрупкие плечи вокалистки — не без поддержки её единомышленников, конечно. Судя по количеству букетов и цветов, доставленных к ногам певицы от благодарных слушателей, концерт удался на славу.

Она не первый профессиональный архитектор, связавший свою дальнейшую судьбу с джазовой музыкой в российском масштабе. Теперь Екатерине нужно продолжать поиск индивидуального пути, где ей будет наиболее комфортно и по силам развивать свой вокальный успех.

Екатерина Пронягина и саксофонист Влад Сухих
Екатерина Пронягина и саксофонист Влад Сухих
реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Хороший сильный голос, темперамент, свинг… но отсутствие профессионального куратора по английскому (особенно грамматика). Не будет на это жалеть денег — может дальше пойти. Иначе овчинка может и не сработать. Автору репортажа хвала за неизменный сибирский патриотизм. Удачи всем!

  2. Привет всем любителям джаза !
    Учитывая не очень высокую «плодовитость» Томска , как культурного центра в плане развития профессионального джаза (в особенности вокала) , даже по сравнению с рядом сибирских городов — соседей , появление певицы Екатерины Пронягиной — бесспорно яркое явление на сибирской джазовой сцене . Понятно , что для искушённого любителя джаза искусство вокалистки ещё далеко от совершенства ( не буду вдаваться в подробности ) . У неё работы , как говорится » начать да кончить» , но есть главные составляющие : талант , работоспособность, страсть и тонкое чутьё . Поэтому , я Вам желаю , Екатерина , » PER ASPERA AD ASTRA»! Борис.

Добавить комментарий для борис зайдман Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.