Саксофонистка Лотте Анкер: «Мощная необузданная энергия»

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

interviewРанее в «Полном Джазе 2.0»: «Саксофонистка Лотте Анкер с трио ведущих импровизаторов датской сцены выступит в Москве»

Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Пётр Ганнушкин
GD

Как мы уже сообщали, 24 апреля в Культурном центре «ДОМ» при поддержке Посольства Королевства Дания в России  играет Mokuto — ансамбль новой импровизационной музыки из Копенгагена, в который входят самая известная датская саксофонистка Лотте Анкер (Lotte Anker), а также Петер Фрийс Нильсен (Peter Friis Nielsen, бас-гитара) и Петер Уле Йоргенсен (Peter Ole Jørgensen, ударные, перкуссия).

Перед выступлением в Москве обозреватель «Джаз.Ру» Григорий Дурново побеседовал с Лотте.

реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Почему вы выбрали именно этих музыкантов в качестве ритм-секции? Что вы можете сказать об ансамбле, с которым приезжаете в Москву?

— Идея этого концерта возникла не так давно. Я согласилась с предложением организатора, что лучше всего будет выступить с музыкантами из Дании. С Петером Фрийсом Нильсеном и Петером Уле Йоргенсеном я знакома и работала много лет, особенно с Петером Нильсеном, басистом. Последнее время мы не так уж часто играли вместе. Но я подумала, что для такого случая было бы неплохо выступить с ними. Петер Фрийс Нильсен — очень необычный басист, он играет на бас-гитаре, но, я бы сказала, очень по-своему. Петер Уле Йоргенсен — один из самых интересных барабанщиков своего поколения.

Lotte Anker (photo © Peter Gannushkin)
Lotte Anker (photo © Peter Gannushkin, DowntownMusic.Net)

Когда вы собираете различные ансамбли, стоят ли за этим какие-то музыкальные идеи — например, один проект посвящён чему-то, в другом вы хотите разработать что-то?

— Многое зависит от музыкантов. Несколько лет назад у меня был проект для фестиваля современной музыки в Хаддерсфилде, и мне показалось правильным привлечь классических музыкантов, которые могли бы импровизировать, а также музыкантов, которые не так уж сильно связаны с джазом. Что касается Петера Фрийса и Петера Уле, они оба работали с Петером Брётцманном, так что это уже не минимализм, скорее это — мощная необузданная энергия!

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Лотте Анкер, МУЗЫКА 

Часто ли у вас бывают проекты вроде работы с классическими музыкантами, которую вы упомянули, выходящие за пределы джаза, условно говоря?

— Когда у меня есть время, я работаю как композитор, в русле новой академической музыки. Так что иногда я сотрудничаю и с классическими музыкантами, но прежде всего с теми, кто открыт для нового и может импровизировать.

Работаете ли вы в сфере театра, балета?

— Я участвовала во многих проектах в области танца, иногда и на сцене как музыкант. Здесь, в Копенгагене, я сочиняла музыку и для некоторых театральных постановок.

Как живёт импровизационная сцена в Дании? Легко ли зарабатывать такой музыкой? Можете ли вы сравнить происходящее в Дании с ситуацией в других странах Северной Европы?

— Если бы я играла только в Дании, я бы не смогла на это прожить. Это очень маленькая страна, как вы, наверное, знаете. Здесь много отличных музыкантов, но хотя положение экспериментальной музыки улучшилось по сравнению с тем, что было десять лет назад, работы здесь недостаточно. Поэтому я много играю за пределами Дании, наверное, больше, чем внутри страны. А в Дании я редко играю за пределами Копенгагена. (Смеётся) За пределами больших городов мало что происходит. В Копенгагене хорошая консерватория, где преподают и джаз, и поп-музыку, но большая часть моих коллег, в том числе те, которые играют мэйнстрим, зарабатывает преподаванием или какой-нибудь ещё деятельностью — любой, например, связанной с компьютерами. Очень мало моих знакомых музыкантов зарабатывает одними концертами. Но есть и хорошая молодая сцена, есть студенты консерватории, которые приходят в экспериментальную музыку. Аудитория у экспериментальной музыки небольшая, поскольку сама страна маленькая. Единственное время в году, когда публики много, это в июле, когда в Копенгагене проходит знаменитый джазовый фестиваль, он привлекает большое число людей, в том числе и на экспериментальные проекты.

В Норвегии много всего происходит, в том числе потому, что страна сама тратит много денег на культуру и искусство. Моя страна не такая богатая, как Норвегия, хотя у нас много программ поддержки искусства, но с норвежскими отчислениями не сравнить. Кроме того, в Норвегии и Швеции более богатая традиция экспериментальной музыки. Когда я начинала играть в 1980-х, Дания была более консервативной, чем Швеция и Норвегия. Но за последние десять-пятнадцать ситуация сильно изменилась.

Кто из многих музыкантов, с которыми вам приходилось работать, более всего повлиял на вас?

— Их много. Для меня большое значение имела работа с Мэрилин Криспелл, но когда я начала работать с ней, я стала больше играть в США и там повстречала много других музыкантов. Сейчас мы не так часто играем вместе, хотя по-прежнему дружим. Одно из моих любимых трио — это трио с Крэйгом Тэйборном и Джералдом Кливером, у нас установился хороший контакт, мы чувствуем друг друга. Я бы упомянула также Фреда Фрита — может быть, потому, что хотя я играла со многими замечательными пианистами, мне также интересно играть со струнниками, а также потому, что Фред не так сильно связан с джазом, а больше с экспериментальным роком и другой музыкой.

Как попасть на концерт Лотте Анкер в Москве 24 апреля?

МУЗЫКА: слушать новые записи Лотте Анкер на её персональном канале в SoundCloud

Лотте Анкер в интернете

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.