Брюс Ландвалл, бывший глава легендарного лейбла Blue Note (1935-2015)

0
Ким Волошин
фото: архив «Джаз.Ру»
KV

inmemoriam19 мая в Нью-Джерси на 80-м году жизни умер Брюс Ландвалл — один из ключевых игроков мирового джазового рынка конца ХХ столетия, возглавлявший в 1985-2010 гг. прославленный лейбл Blue Note. Причина смерти — лёгочная инфекция на фоне болезни Паркинсона. В середине 80-х Ландвалл был приглашён руководством концерна EMI возродить прославленную фирму грамзаписи, которая была создана иммигрантами из Германии Алфредом Лайоном и Фрэнсисом Вольффом в 1939 г. и с середины 1950-х до примерно 1967 г. была ведущим мировым джазовым лейблом, практически сформировавшим канон звучания джазового мэйнстрима той эпохи.

Bruce Lundvall, 2009 (photo © Cyril Moshkow, Jazz.Ru)
Bruce Lundvall, 2009 (photo © Cyril Moshkow, Jazz.Ru)

Брюс Ландвалл (р. 13.09.1935, Инглвуд, Нью-Джерси) в то время уже был опытнейшим деятелем индустрии звукозаписи. Работая на Columbia Records, именно он в начале 1970-х познакомил молодую аудиторию рок-музыки с электрическим джазом клавишника Хэрби Хэнкока, сделав его таким образом звездой джаз-рока. В те же годы он заново запустил карьеру легендарного кантри-музыканта Уилли Нелсона, которого в кантри-столице Нэшвилле считали «модернистом» и отказывались записывать: пластинки Нелсона на его новом лейбле продавались миллионами экхемпляров.

Bruce Lundvall, 1977
Bruce Lundvall, 1977

Затем концерн Warner Bros. пригласил его возглавить лейбл Elektra/Musician, а в 1984 концерн-гигант EMI предложил ему руководить фирмой Manhattan Records. Но если что-то в составе EMI и интересовало Ландвалла, то это Blue Note, которая на тот момент благодаря усилиям продюсеров Майкла Кускуны и Чарли Лурье выпускала только переиздания классических работ 1950-60-х гг. Ландвалл вдохнул в легендарный лейбл новую жизнь, решительно осовременив его: он открыл широкую программу издания современного джаза и пригласил на Blue Note новое поколение джазовых музыкантов. Как новый глава Blue Note, Ландвалл стал заниматься не только и не столько маркетингом и продажами, сколько тем, что, как он считал, является важнейшей частью успеха фирмы звукозаписи, то есть A&R («артистами и репертуаром»), то есть непосредственно художественной, музыкальной политикой Blue Note. Среди тех, чьи музыкальные карьеры определила его работа — Дайан Ривз, Мишель Петруччани, Кассандра Уилсон, Джон Скофилд, Бобби Макферрин, Medeski Martin & Wood, Курт Эллинг, Джо Ловано, Грег Осби, Джейсон Моран, Теренс Бланшард и десятки других инструменталистов и вокалистов, а также стремительно взлетевшая благодаря Ландваллу к звёздному статусу в середине прошлого десятилетия певица Нора Джонс.

В интервью, фрагменты которого были опубликованы в книге главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2013), Ландвалл говорил:

— Главной целью было и остаётся искать и находить музыкантов, которые делают что-то свежее и особенное, а не просто копаются в наследии прошлого, каким бы богатым оно ни было… Проблема в том, что мы (Blue Note. — Ред.) всё время должны держать в голове огромное количество факторов, между которыми надо найти баланс. Записи, которые получают номинацию на «Грэмми», часто продаются довольно средне. И, наоборот, мы делаем неплохие деньги на довольно средних альбомах. Плюс к тому, мир сильно изменился за последние двадцать лет. […] Наши продажи в Японии по многим наименованиям превышают продажи в США, да и продажи в Европе составляют весьма изрядный процент от американских. […] …Мы можем зарабатывать нормальные деньги для того, чтобы вкладывать их в молодых перспективных исполнителей. Мы действительно зарабатываем на джазе, и я очень горд этим.

Уход Ландвалла с поста главы лейбла (2010) произошёл в разгар кризиса мировой индустрии грамзаписи, в ходе которой вся корпорация EMI в своём прежнем виде прекратила существование: японский гигант Toshiba продал её сначала финансовому гиганту Citigroup, а через неё — французской корпорации Universal Music Group, которая распродала отдельные части EMI; в настоящее время лейблом Blue Note владеет Universal Music Group, а дистрибьюцию осуществляет её подразделение Capitol Music Group. Около двух лет Ландвалл оставался «почётным председателем» лейбла, по-прежнему занимаясь любимой частью своей работы, тем, благодаря чему его знали и любили в джазовом сообществе — поиском новых артистов и выстраиванием для них стратегии развития их музыкальной карьеры.

В 2011 г. Брюс Ландвалл в знак признания его роли в звукозаписывающей индустрией и музыкальном искусстве получил специальную премию «Грэмми» за «особые заслуги».

Брюс Ландвалл принимает Grammy, 2011
Брюс Ландвалл принимает Gramy, 2011

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о жизни Брюса Ландвалла, ВИДЕО 

— Нынешнее время, — говорил он в 2012 г., — самое трудное для того, что раньше называлось индустрией грамзаписи, а теперь — цифровым музыкальным бизнесом. […] Однако в этой индустрии всегда будет важно находить значимых артистов, поддерживать их, раскручивать их, чтобы они звучали по радио и были представлены в интернете. С этой точки зрения изменилось немногое.

Музыканты любили Ландвалла, потому что он любил музыку. На самом деле любил. Он считал, что лейбл должен помогать артисту сделать его музыку известной людям, а не крутить музыкантом, как марионеткой. И почти всегда соглашался с идеями и проектами, которые предлагали музыканты. Поэтому Брюс Ландвалл получил в джазовом сообществе почётное прозвище «Dr. Yes» (Доктор Да).

— Наши владельцы требуют от нас, чтобы мы постоянно анализировали объёмы продаж всех альбомов и прекращали допечатку тех из них, продажи которых не окупают расходы. Но есть много альбомов, которые имеют все шансы на возникновение нового интереса к ним и, следовательно, возобновление их тиражирования. Типичные примеры — записи Хэрби Николса и Гранта Грина. Вообще говоря, лучше всего об этой ситуации сказал [пианист] Билл Шарлап. Когда его спросили, мёртв ли джаз, он ответил: «Он всегда был мёртв». И он прав. Когда в прошлом на Blue Note записывались [Телониус] Монк, Бад Пауэлл и Хэрби Николс, их записи продавались очень плохо. Но они продолжали делать записи для лейбла. И именно эту политику мы продолжаем сегодня. Мы продолжаем наращивать каталог лейбла, даже если эти записи практически не приносят прибыли. Мы же занимаемся этим не только из-за денег!

(цитируется по книге К.Мошкова «Индустрия джаза в Америке. XXI век»)

Несгибаемая любовь к музыке вела Ландвалла до последних дней. В августе 2014, уже несколько месяцев находясь в пансионе для страдающих болезнью Паркинсона в Нью-Джерси «Брайтон Гарденс», Брюс организовал в пансионе… джаз-фестиваль. Выступить на благотворительном фестивале, доходы от которого пошли в фонд исследований болезни Паркинсона, приехали певицы Нора Джонс и Дайан Ривз, пианисты Чучо Вальдес и Билл Шарлап, саксофонисты Джо Ловано и Рави Колтрейн, а также многие другие артисты Blue Note

ВИДЕО: Джо Ловано и Джуди Силвано на фестивале в пансионе «Брайтон Гарденс» 24 августа 2014 (Брюс Ландвалл в кадре справа от сцены) — СМОТРЕТЬ НА VIMEO

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.